Краткий гид по обучению С++: что, когда и на чём создавать

wjco7gv1_hmk69yyvgativyyctw.jpeg


Недавно у нас на GeekBrains стартовал свежий курс «Профессия: разработчик C++». Программа позволит всего за 9 месяцев освоить этот непростой язык и стать специалистом уровня junior. А это непростая задача. К примеру, в школах и ВУЗах на изучение С++ уходит минимум 2 года, чаще 4–5. Чтобы показать из чего состоит этот нелегкий путь, мы схематично описали для вас основные этапы.

Этап 1. Алгоритмическое программирование


Для современных языков это может показаться парадоксальным, но классическое обучение языку C++ начинается с изучения нескольких других языков. Вы изначально должны привыкнуть к структурам программ и выучить основные понятия. Поэтому на первых занятиях вместо компьютера студенты используют листы бумаги, а вместо кодов — блок-схемы со стрелками.

Несмотря на универсальность подобного метода, его редко встретишь даже на первых занятиях по Java или C#, хотя там он тоже был бы полезен. Чаще всего алгоритмическое и блочное программирование проходят, когда студенты уже знакомы с синтаксисом. А вот в С++ это фундамент.

f84fe7d734d8ea39d12a1063e6a2ca12.jpg


Этап 2. Pascal, Basic и C


На следующем этапе мы наконец включаем компьютер и начинаем создавать простые программы на языках, которые не имеют прямого отношения к С и С++. Идея классического образования, как и в прошлом пункте: приучить студентов правильно создавать структуру, помнить о служебных символах, использовать «правильные» обозначения и оформление.

Когда Pascal и Basic полностью исчерпают себя, а для этого достаточно нескольких часов, можно понемногу перемещаться к C, дублируя заученный код в новом синтаксисе. Сортировки разными методами, работа со строками и массивами, калькуляторы, игры — все эти базовые упражнения и программы помогут сжиться с новыми знаниями.

Этап 3. Среда для разработки — наипростейшая


В любом языке программирования надо начинать писать программы не в сложных IDE, а в простых универсальных редакторах. Notepad++ для этого отлично подойдёт, тем более, что название намекает на правильность выбора. Всё, что вам нужно сейчас, это подсветка синтаксиса и функция проверки. В студенческом образовании также практикуется написание кода на бумаге. Причина проста: экзамены по программированию в 21 веке всё ещё иногда сдаются без компьютеров.

Если у вас есть Linux (а если вы планируете стать программистом, то лучше установите его немедленно), то вопроса с выбором среды может вообще не стоять — просто откройте командую строку.

Любители олдскула могут попробовать установить себе на компьютер Borland C++, благо многие нынешние «крестоносцы» с теплотой и любовью относятся к этой серии (работать в ней реально удобно). Но для нормальной работы у вас есть незначительный выбор между Visual Studio и Qt Creator, в зависимости от задач.

На данном этапе остановим свой выбор на блокноте.

25235749fc8efe74b055b2b156d82a1d.png


Этап 4. Начинаем с консолей


До тех пор, пока вы не напишите первое крутое приложение с кодом хотя бы десять листов, увлекаться графикой просто вредно. В командной строке можно реализовать кучу идей, от чатботов до RPG-игр, задействовав массу всевозможных библиотек и собственных знаний.

А потом на эту основу можно накладывать минимальные графические примочки, играть с физикой моделей, шлифовать моменты пересечений, наложений, отрабатывать взаимодействие с интерфейсом.

Когда и этот этап будет пройден, можно подключать серьёзные библиотеки и среды программирования, где многие пройденные ранее действия выполняются автоматически.

Этап 5. ООП


ООП — лестница от примитивной возни с кодом к комплексным структурам, лежащих в основе
таких продуктов, как Chrome, World of Warcraft и Linux. Также ООП является ключевой разницей между C и C++. В классическом образовании уделяется много времени изучению принципов ООП, ведь без досконального понимания, что это и зачем, вы будете создавать тонны лишнего и неправильного кода, пытаясь оправдать это личным удобством.

Так что на этом этапе придётся вернуться к процедурному и алгоритмическому программированию при помощи бумаги и ручки, потренировавшись чётко описывать объекты пути наследования и инкапсуляции. Совсем скоро это понадобится.

Этап 6. ООП в С++


Одно дело просто выучить постулаты ООП, другое — научиться применять их на практике. Для этого попробуйте проделать следующие упражнения:

  • Перепишите свои сложные программы в рамках парадигмы ООП. Так вы поймёте, как можно упростить код.
  • Создайте программу со сложной структурой, но почти нулевой функциональностью. Это будет полезно в будущем для правильного выстраивания связей без лишних блоков.
  • Создайте первую относительно простую программу с нуля, воспользовавшись опытом первых двух упражнений. Например, телефонный справочник с функциями добавления, удаления, поиска и фильтрации.


Этап 7. Qt и начало графического программирования


«Классическое» образование на этом этапе сразу мигрирует в сторону Visual Studio — к созданию простых GUI-приложений в самой популярной IDE. Однако в качестве промежуточного варианта полезно будет использовать Qt благодаря его встроенным графическим библиотекам, позволяющим полноценно задействовать все ваши свежеиспечённые познания в C++ и ООП.

Эту остановку полезно будет сделать любому изучающему C++ ради будущих профессиональных перспектив и общего развития навыков. Благо, в Qt есть отличный встроенный помощник и много руководств по созданию разных типов приложений, так что проблем с освоением быть не должно. Даже если дело касается продвинутых навыков.

8b67a2c686b51517421a7b91033ec399.png

Этап 8. Visual Studio


GUI-приложения, чаще всего, это конечная остановка в ВУЗовском образовании. Ничего нового здесь студенты уже не узнают, скорее, привыкают к основному инструменту, окончательно закрепляют в сознании правильную структуру приложения и файлов.

Этап 9. Выбор специализации


Так как C++ невероятно востребованный язык почти во всех областях программирования, на этом этапе вы можете подумать, чем бы вы хотели заниматься в будущем. К примеру, если вы планируете работать с железом, то есть с микроконтроллерами, то придётся изучить библиотеки для работы с конкретными устройствами и средства отладки. Захотите работать в гейм-дизайне — путь лежит в Unity и схожие программы.

Эти 9 этапов не сделают из вас профессионала, но позволят более-менее осознать возможности языка и то, чем занимаются «крестоносцы». Вы можете попробовать преодолеть этот путь самостоятельно, а можете присоединиться к нам. Обещаем, это будет эффективнее и куда интереснее.

© Habrahabr.ru