Кошелёк GRAM в Телеграме: условия обслуживания
Вчера появился официальный договор об обслуживании кошелька TON в клиенте Telegram. Незамедлительно по интернету расползлись различные трактования этого короткого и простого юридического документа. Давайте попробуем стать немного более образованными и понять, что же на самом деле собираются делать братья Дуровы.
Для этого придётся начать немного издалека. Николай и Павел Дуровы, в своё время, с нуля создали крупнейшую социальную сеть ВКонтакте, которая была, в том числе, успешна коммерчески. В 2013 году компанию начали отжимать в пользу Mail.ru и в конце-концов успешно отжали в 2014, заставив Павла продать свою долю, после чего он стал достаточно обеспеченным человеком с состоянием в районе трёх миллиардов долларов.
Я, на всякий случай, напомню, как выглядел вконтактик при Дурове. Для многих он был синонимом интернета, в нём общались по интересам на различные темы, в нём смотрели порно и новинки кинематографа, из него слушали музыку любимых артистов. Разумеется, команда реагировала на просьбы правообладателей, но делала это как-то вяло, без особого энтузиазма, удаляя одну копию фильма, оставляя остальные пятьдесят. Вконтактик был достаточно свободным.
В то же время, в 2014 году, началась разработка мессенджера Telegram, который, как ни странно, снова попытался стать альтернативой интернету. Помимо банального мессенджера, в нём появились и активно продвигались боты, реализующие практически любой функционал, медиа-файлы, музыка и видео, которые мог загрузить кто угодно и скачать кто угодно, добавился сервис для анонимной публикации статей. Разумеется, удобным и защищённым сервисом сообщений сразу же начали пользоваться террористы и педофилы. Разумеется, команда реагировала на запросы официальных органов различных стран о раскрытии данных пользователей, но как правило отвечала отказом, в силу отсутствия технической возможности что-то сделать. Что в Иране, что в России.
В 2017 году, многие помнят, была настоящая криптолихорадка. Именно в этом году криптовалюты, в первую очередь Bitcoin, попали на передовицы газет и телеканалов. Все начали интересоваться этим новым явлением, многие сделали состояние, многие потеряли все вложенные деньги, пузырь криптовалют сдулся так же неожиданно, как появился. Однако криптовалюты — это не только и не столько про иксы и постоянный рост стоимости. Криптовалюты, а точнее блокчейны, если их правильно приготовить, обладают одной очень важной особенностью.
Децентрализация. Это слово обозначает, что нет единой точки отказа, нет единого контролирующего органа, никто, по большому счёту, ни за что не отвечает, но в совокупности система работает! Происходит это благодаря математической магии, называемой криптографией. Каждый пользователь криптографической платформы (обычно её называют блокчейном, хотя это больше относится к структуре хранения и изменения данных, но в данном случае это неважно) имеет свой личный приватный ключ. Используя этот приватный ключ можно подписывать сообщения, содержащие различные распоряжения, например на перевод монет. Магия заключается в том, что очень легко проверить (с помощью публичных ключей), что сообщение было подписано именно владельцем приватного ключа, но практически невозможно узнать этот самый приватный ключ, анализируя подписанное сообщение.
Таким образом кто угодно, когда угодно может участвовать в сети, просто придумав себе приватный ключ (это просто очень-очень большое число). Каждый, кто владеет приватным ключом, автоматически может управлять соответствующим этому ключу аккаунтом в сети. Никто не может отобрать эти права, заблокировать аккаунт или удалить его из сети. Есть приватный ключ — есть доступ, нет приватного ключа — доступа нет, всё предельно просто, понятно и честно.
В 2017 году из каждого утюга говорили о криптовалютах, как дорого они стоят и как быстро растут, но индустрия оставалась ещё очень молодой и неопытной. Bitcoin, Ethereum, Bitshares пытались быть полезными, но у них не получалось. Основной причиной было несовершенство технологии и маленькая пользовательская база. Многие проекты даже отошли от принципов децентрализации (NEO, EOS), размещая и контролируя сеть на своих серверах, чтобы предоставить пользователям бОльшую скорость работы, однако и это не помогло. Делать сервисы и приложения на этих платформах было либо невозможно, либо неудобно, либо никто ими в итоге не пользовался. Поэтому их никто толком и не делал. Видимо тогда Николай Дуров, гениальный (как минимум исключительно опытный в создании сетевых проектов) математик и программист решил сделать свой блокчейн. И теперь можно сказать — у него получается.
Я уже рассказывал в прошлой статье, насколько круто всё задумано, насколько сильно это похоже на собственную версию интернета. Telegram Open Network изобретает интернет заново, в котором каждый пользователь:
- Имеет собственный кошелёк для оплаты услуг в интернете, без посредников и практически без комиссий.
- Имеет собственный идентификатор, который можно валидировать, указав имя, возраст и прочие данные, а можно не валидировать, оставаясь анонимным. Можно даже в любой момент завести любое количество идентификаторов, если хочется.
- Не может быть заблокирован или отключён в принципе, просто потому, что нет единого центра, отвечающего за доступ к сети, всё решает криптография, никто не может заставить компьютер думать, что единица больше двойки.
Ещё один важный момент. Telegram Open Network, равно как и Telegram — это, по факту, личный проект двух ребят из Ленинграда и десятка их друзей/сотрудников. Это не проект корпорации, многоголовой и сторотой, которую всегда интересует только прибыль (настоящая или будущая). Корпорацию контролирует совет директоров, его контролируют крупные акционеры. Дуровых не контролирует никто, они сами по себе мальчики, сидят и кодят свои программки в гараже в Дубаях. Для чего? А просто интересно, денег на еду хватает, остаётся попробовать завоевать мир.
Теперь взглянем на этот договор с пониманием, что такое TON и какие люди его разрабатывают.
Договор заключается между пользователем и Telegram FZ-LLC, компанией, которая осуществляет распространение клиента Telegram в Google Play. Разумеется, никто не хочет, чтобы его оттуда убрали, поэтому договор составлен в максимально сдержанных предложениях. Если отбросить юридическую муть, то останется посыл «мы ни за что не отвечаем и ничего не нарушаем». Пройдёмся по пунктам оригинала соглашения:
- Пользоваться сервисом может тот, кто имеет право им пользоваться (разумеется, что ещё тут можно было написать?)
- Мы оставляем за собой право изменять это соглашение (стандартный пункт, «на всякий случай»)
- Вы соглашаетесь использовать сервис в соответствии с законами (совершенно верно, Телеграм белый и пушистый)
- Использование сервиса предполагает, что: «мы никаких данных и парольных фраз не собираем, и восстановить их не сможем» (разумеется, а как иначе могло быть?)
- Далее момент, который вызвал максимум вони в интернетах: «мы можем в любой момент отключить и удалить вашу учётную запись». Это стандартная отписка, по поводу отказа в обслуживании различным педотеррористам. Прикол в том, что это не просто учётная запись, это учетная запись в блокчейне и у пользователя на руках сохранён приватный ключ (в виде парольной фразы). Даже если допустить, что Телеграм вас заблокирует — любой другой алтернативный клиент к Telegram Open Network вернёт вам доступ к своему аккаунту. Ведь это блокчейн, у кого приватный ключ — тот аккаунт и контролирует. А к приватным ключам (смотри предыдущий пункт) у Дурова доступа нет. Вот и получается, что этот пункт, юридически показывает готовность соответствовать требованиям различного рода регуляторов, но по факту — просто фикция. Невозможно ничего заблокировать и отключить в децентрализованном блокчейне.
- Очередной самосвальный пункт «всё происходит в блокчейне TON, он может работать или не работать, брать какие-то комиссии или не брать, в любом случае мы ни за что не отвечаем». Это важно и правильно, потому что Дуров приобщает широкие, очень широкие массы к криптотехнологиям. Массы должны понять, ну или хотя бы привыкнуть к тому, что теперь они сами распоряжаются своими деньгами и данными. Обратная сторона медали — никто не может ничего отменить, защитить, изменить. Как сеть настроена — так она и работает, кому-то жаловаться, что вы отправили деньги не на тот адрес, или что комиссия слишком высокая, не получится. Децентрализация, никто ни за что не отвечает. И это хорошо.
- Ещё раз, для закрепления «никто ни за что не отвечает и гарантий не даёт». Смысл целиком тот же, блокчейн не мой, я просто разместил объяву.
- Ограничение ответственности, ещё один стандартный в подобного рода соглашениях пункт «если что-то случится, то мы можем вам дать десять долларов, не больше».
- Опять снятие ответственности с создателей кошелька по любым вопросам, связанным с использованием продукта.
- И опять, большими буквами, что никто никому ничего не обещает, ешьте что дают. Потому что свободный интернет никто не контролирует, а если никто не контролирует — то и обещать никто ничего не может.
- Забавный пункт, который отдельно заявляет, что налоги платит пользователь, компания заниматься сбором и предоставлений данных налоговым службам не может и не хочет. Всё в духе соглашения целиком.
- Опять юридическая вода, с общим смыслом, что никто никого ни в чём не обвиняет, не напрягает и вообще, вопросы будут решаться лондонским судом, если до него дойдёт дело. Стандартный пункт.
Теперь посмотрите, какая трактовка этого, совершенно ни к чему не обязывающего соглашения с общим смыслом «кто что хочет, то и делает» появилась в одном популярном телеграм-канале, я не могу удержаться от удовольствия её привести.
Здесь прекрасен каждый пункт, прямо по учебнику пропаганды: правда смешана с полуправдой и приправлена ложью. Зачем и кому это нужно я не знаю, но факт очевидный — со вчерашнего дня формируется негативное отношение к проекту у широких, неискушенных в крипте масс.
Думайте головой, изучайте первоисточники, будущее уже близко.