Корпоративные опросы всех бесят, но я знаю, как это исправить
Корпорации обожают опросы. Опрос вовлечённости, опрос настроения, обратная связь тимлиду — это стало ежеквартальной рутиной, которая по идее должна приносить пользу. В реальности у большей части команды не хватает на неё сил и времени, и тимлиду в итоге приходится делать выводы о своей работе по неполным данным.
Такая проблема обычно возникает, потому что опросы присылают на почту, которую проверяют в лучшем случае раз в день. Результаты приходят через несколько недель и часто представляют из себя скучную числовую оценку по шкале.
От такого подхода нужно избавляться — надо проводить опрос, удовольствие и пользу от которого будет получать каждый участник, а не только тимлид.
Опросы — это пульс команды, это фидбэк тимлиду и продакту, это Графана и Логи в мире настроения. Они помогают следить за красными флажками: выгоранием, переработками, истощением и потерей мотивации. Их результаты должны обновляться как можно чаще, чтобы не терять своей актуальности. Нет смысла мониторить дашборд, информация на котором обновляется раз в три месяца.
Сейчас расскажу, как узнать настроение команды, если она даже раз в квартал не хочет отвечать на занудные вопросы
Откажитесь от почты
Почта — это самый скучный, самый идиотский способ достучаться до своих сотрудников. Она хороша только для закрепления истории переписки и незаменима, когда надо всем написать что-то, что они точно не прочитают, чтобы потом рапортовать, что ты что-то делал.
Нормальный разраб хорошо если открывает почту раз в день, когда у него появилось настроение прокликать изменения в Конфлюенсе, корпоративный трэш и договорённости. Возможно, как раз в этот момент он решит заодно ответить на скучные вопросы о своей работе, и тогда вы получите нужную информацию. Но, скорее всего, он перенесёт это на завтра, а потом забудет.
Просите команду пройти опрос лично и тогда, когда для этого созданы подходящие условия. Если вы обычная Agile-команда, у вас наверняка есть ретроспективы, когда все анализируют результаты спринта. Это идеальное место, чтобы провести опрос о настроении. Выделите для него пару минут и пришлите ссылку в чатик, либо расшарьте экран с QR-кодом.
Правильно задавайте вопросы
Задавайте не больше шести вопросов — только самое важное. Если переборщите с количеством, это перестанет быть увлекательно и всем будет тупо лень, а ответы если и будут, то очень поверхностные. Если спросите слишком мало, то не покроете важные темы. Подумайте, что вам важно: продуктивность, переработки, удовольствие?
Главное правило: вопрос должен быть задан так, чтобы на него можно было ответить максимально просто и без двусмысленности. Варианты ответов прописывайте как можно конкретнее и не больше пяти к каждому вопросу.
Вопросы можно изменять ситуативно: однажды мы отказались от всех встреч и сразу узнали мнение через опрос.
Вот список вопросов, которые я задаю команде:
Как часто ты чувствовал, что у тебя закончились силы выполнять задачи?
- Ни разу
- Один раз в неделю
- Два-три раза в неделю
- Почти всю неделю
Ты получал удовольствие от задач?
- Да
- Скорее да
- Задачи как задачи
- Скорее нет
- Нет
Как часто ты испытывал тревогу за задачи или проект?
- Ни разу
- Один раз
- Два-три раза в неделю
- Почти всю неделю
Сколько часов ты переработал? (сумма за неделю)
- 0
- До 2х
- От 2х до 4х
- От 4х до 8 ми
- От 8 ми до 12ти
- Более 12ти
Тебе понравился спринт?
- Лучший спринт
- Хороший спринт
- Норм
- Ну такое
- Это провал
Одно время вместо вариантов ответов я просил дать оценку от 0 до 10, но это абсолютно плохая идея, не делайте так. Оценка цифрой очень относительна, ведь человек, который привык овертаймить, поставит от 4 до 7 баллов за тот же набор задач, за который обычный сотрудник смело ставит больше 8. Но ещё сложнее сделать выводы и обсуждать средние значения из таких данных.
Проанализируйте ответы
Я сделал опрос в Гугл-формах с выгрузкой в Гугл-таблицы, а там построил графики. Самое клёвое, что графики обновляются в реальном времени: расшарьте экран или соберитесь у проектора и наблюдайте, как меняется настроение команды.
А вот как выглядят результаты в динамике. Сразу виден тренд на повышение удовольствия от задач, понижение тревоги и уменьшение переработок.
Бонус. Личная динамика
Сделайте так, чтобы у каждого члена команды была возможность отслеживать свою личную динамику. Для этого вам нужно включить авторизацию при прохождении опросов и настроить выгрузку ответов в личные таблицы сотрудников. В этих таблицах они смогут мониторить тренды в своём настроении.
Розовый — это тот самый флажок, который нужно обсудить на личной встрече с тимлидом.
Бывает, что вроде всё ок, работа работой, а по графикам у тебя второй месяц растёт усталость и падает удовольствие от задач. Чтобы не допустить выгорания, переутомления или потери интереса, нужно следить за трендами и обсуждать проблемы, пока они свежие.
У нас недельный спринт, между демо и ретро мы отводим две минуты на прохождение опроса. Его проходит вся команда, и мы сразу обсуждаем итоги, почему были переработки, какие задачи были интересные, а какие — нет. Благодаря тому, что опросы проходят часто, нам удаётся держать руку на пульсе и оперативно решать проблемы.
Не стоит полагаться только на опросы. Они создают иллюзию контроля: сегодня на графиках у вас всё зеленое, кажется, все довольны, но людей могут беспокоить темы, о которых вы не догадываетесь. Не надейтесь, что вся команда пустится в публичную рефлексию и расскажет, что именно её тревожило. Если у вас есть сомнения, обсудите их на личных встречах.
Пишите, что думаете, какие вопросы вы бы добавили, ставьте плюсы и шэрьте эту статью авторам ваших корпоративных опросов.