Корпоративные опросы всех бесят, но я знаю, как это исправить

qb1ecfx7qjdav5yf6d7smuv5mhe.png

Корпорации обожают опросы. Опрос вовлечённости, опрос настроения, обратная связь тимлиду — это стало ежеквартальной рутиной, которая по идее должна приносить пользу. В реальности у большей части команды не хватает на неё сил и времени, и тимлиду в итоге приходится делать выводы о своей работе по неполным данным.

Такая проблема обычно возникает, потому что опросы присылают на почту, которую проверяют в лучшем случае раз в день. Результаты приходят через несколько недель и часто представляют из себя скучную числовую оценку по шкале.

От такого подхода нужно избавляться — надо проводить опрос, удовольствие и пользу от которого будет получать каждый участник, а не только тимлид.
Опросы — это пульс команды, это фидбэк тимлиду и продакту, это Графана и Логи в мире настроения. Они помогают следить за красными флажками: выгоранием, переработками, истощением и потерей мотивации. Их результаты должны обновляться как можно чаще, чтобы не терять своей актуальности. Нет смысла мониторить дашборд, информация на котором обновляется раз в три месяца.

Сейчас расскажу, как узнать настроение команды, если она даже раз в квартал не хочет отвечать на занудные вопросы

Откажитесь от почты


Почта — это самый скучный, самый идиотский способ достучаться до своих сотрудников. Она хороша только для закрепления истории переписки и незаменима, когда надо всем написать что-то, что они точно не прочитают, чтобы потом рапортовать, что ты что-то делал.

Нормальный разраб хорошо если открывает почту раз в день, когда у него появилось настроение прокликать изменения в Конфлюенсе, корпоративный трэш и договорённости. Возможно, как раз в этот момент он решит заодно ответить на скучные вопросы о своей работе, и тогда вы получите нужную информацию. Но, скорее всего, он перенесёт это на завтра, а потом забудет.

Просите команду пройти опрос лично и тогда, когда для этого созданы подходящие условия. Если вы обычная Agile-команда, у вас наверняка есть ретроспективы, когда все анализируют результаты спринта. Это идеальное место, чтобы провести опрос о настроении. Выделите для него пару минут и пришлите ссылку в чатик, либо расшарьте экран с QR-кодом.

Правильно задавайте вопросы


Задавайте не больше шести вопросов — только самое важное. Если переборщите с количеством, это перестанет быть увлекательно и всем будет тупо лень, а ответы если и будут, то очень поверхностные. Если спросите слишком мало, то не покроете важные темы. Подумайте, что вам важно: продуктивность, переработки, удовольствие?

Главное правило: вопрос должен быть задан так, чтобы на него можно было ответить максимально просто и без двусмысленности. Варианты ответов прописывайте как можно конкретнее и не больше пяти к каждому вопросу.


Вопросы можно изменять ситуативно: однажды мы отказались от всех встреч и сразу узнали мнение через опрос.

Вот список вопросов, которые я задаю команде:

Как часто ты чувствовал, что у тебя закончились силы выполнять задачи?

  • Ни разу
  • Один раз в неделю
  • Два-три раза в неделю
  • Почти всю неделю


Ты получал удовольствие от задач?

  • Да
  • Скорее да
  • Задачи как задачи
  • Скорее нет
  • Нет


Как часто ты испытывал тревогу за задачи или проект?

  • Ни разу
  • Один раз
  • Два-три раза в неделю
  • Почти всю неделю


Сколько часов ты переработал? (сумма за неделю)

  • 0
  • До 2х
  • От 2х до 4х
  • От 4х до 8 ми
  • От 8 ми до 12ти
  • Более 12ти


Тебе понравился спринт?

  • Лучший спринт
  • Хороший спринт
  • Норм
  • Ну такое
  • Это провал

Одно время вместо вариантов ответов я просил дать оценку от 0 до 10, но это абсолютно плохая идея, не делайте так. Оценка цифрой очень относительна, ведь человек, который привык овертаймить, поставит от 4 до 7 баллов за тот же набор задач, за который обычный сотрудник смело ставит больше 8. Но ещё сложнее сделать выводы и обсуждать средние значения из таких данных.

Проанализируйте ответы


Я сделал опрос в Гугл-формах с выгрузкой в Гугл-таблицы, а там построил графики. Самое клёвое, что графики обновляются в реальном времени: расшарьте экран или соберитесь у проектора и наблюдайте, как меняется настроение команды.

ikkqvlpr1lu0l3g6xh5itz7ol00.gif

tptohsr7uxqurwrmfnbpaztrcb8.png

А вот как выглядят результаты в динамике. Сразу виден тренд на повышение удовольствия от задач, понижение тревоги и уменьшение переработок.

nfzi4r-uyvemuqbcrcgi9_z55ju.png
cidm7ryrzngb-j4hpimgp1bqixi.png

Бонус. Личная динамика


Сделайте так, чтобы у каждого члена команды была возможность отслеживать свою личную динамику. Для этого вам нужно включить авторизацию при прохождении опросов и настроить выгрузку ответов в личные таблицы сотрудников. В этих таблицах они смогут мониторить тренды в своём настроении.

zwhybfq5qixdda1tingrf--bbfe.png

Розовый — это тот самый флажок, который нужно обсудить на личной встрече с тимлидом.
Бывает, что вроде всё ок, работа работой, а по графикам у тебя второй месяц растёт усталость и падает удовольствие от задач. Чтобы не допустить выгорания, переутомления или потери интереса, нужно следить за трендами и обсуждать проблемы, пока они свежие.


У нас недельный спринт, между демо и ретро мы отводим две минуты на прохождение опроса. Его проходит вся команда, и мы сразу обсуждаем итоги, почему были переработки, какие задачи были интересные, а какие — нет. Благодаря тому, что опросы проходят часто, нам удаётся держать руку на пульсе и оперативно решать проблемы.

Не стоит полагаться только на опросы. Они создают иллюзию контроля: сегодня на графиках у вас всё зеленое, кажется, все довольны, но людей могут беспокоить темы, о которых вы не догадываетесь. Не надейтесь, что вся команда пустится в публичную рефлексию и расскажет, что именно её тревожило. Если у вас есть сомнения, обсудите их на личных встречах.

Пишите, что думаете, какие вопросы вы бы добавили, ставьте плюсы и шэрьте эту статью авторам ваших корпоративных опросов.

© Habrahabr.ru