Кораблик-Накораблик и гримасы интернет-демократии
Рендеринг самого крупного ледокола Королевских ВМФ Великобритании, известного в интернете как Кораблик-Накораблик
Знаменитая британская демократия пережила много трудных моментов в своей истории: распад Британской империи, борьба за независимость Ирландии и Шотландии. Но она никогда раньше не сталкивалась с такой проблемой как Кораблик-Накораблик.
Этот научно-исследовательский корабль стоимостью $300 млн станет крупнейшим ледоколом Королевских ВМФ Великобритании. Он привлёк к себе всеобщее внимание на этой неделе, когда власти официально отказались признать результаты интернет-голосования по выбору названия для судна. В результате голосования более 124 000 граждан высказались, что ледокол следует назвать Boaty McBoatface (можно перевести как «Кораблик-Накораблик»). Этот вариант получил втрое больше голосов, чем ближайший конкурент.
Граждане высказали своё мнение ясно и подавляющим большинством. Более того, с таким вариантом названия корабля согласится любой пятилетний малыш.
Тем не менее, министр науки Великобритании остался недоволен: «Новый королевский научный корабль будет исследовать самые ледяные воды на планете, чтобы изучать проблемы, которые влияют на жизнь сотен миллионов человек, в том числе глобальное потепление, таяние полярных льдов и поднятие уровня океана, — сказал министр, адресуя своё послание всем, кто проголосовал за мультяшный вариант названия. — Вот почему мы хотим выбрать название, которое послужит дольше, чем время жизни новостей в социальных сетях, и отразит серьёзную суть науки, которой мы занимаемся».
Один из комментаторов едко заметил, что странно слышать такие высокопарные речи от чиновников, которые в прошлом давали кораблям названия «Лютик» и «Майский жук». Но в чём-то министра можно понять. Интернет-голосование явно превратилось в фарс, люди отнеслись к нему безответственно.
Формально, правительство имело право проигнорировать результаты голосования, оно заранее предупредило, что интернет-голоование носит рекомендательный характер.
«В то же время позиция правительства похожа на жестокую приманку с обманом, — пишет издание The Atlantic. — Здесь тот случай, когда элиты с нетерпением жаждут узнать мнение простых людей, но затем с ужасом отворачиваются, узнав правду».
Что должны сделать элиты на этот раз? Принять идиотский выбор электората? Или наплевать на принципы демократии и выбрать нормальное название для корабля? Например, газета The Times считает, что от принципов демократии отказываться нельзя. Такое же мнение у журналистов The Guardian: власти с гордостью дали право высказаться каждому гражданину, выставили народное мнение как высшую ценность —, а теперь собираются наплевать на это мнение прямо на глазах у народа. «Скоро люди поймут, что сопротивление бесполезно, а власть государства является абсолютной», — предупреждает The Guardian.
«Наши лидеры, конечно, любят демократию — до тех пор, пока выбор народа не отличается от того, который они ожидают», — написал журналист Росс Кларк в своём блоге ещё в марте, когда итоги голосования стали очевидными.
Голосование за название научного корабля — далеко не первый пример, когда широкие необразованные массы населения делают неоптимальный выбор на всенародном голосовании. Таких примеров очень много, например, в политике, где голоса на выборах получают совершенно неадекватные популисты вроде Жириновского или Дональда Трампа. В этом случае люди голосуют из них примерно из таких же соображений, по которым выбирали Кораблик-Накораблик.
Подобный результат — лишний козырь для сторонников элитизма, которые отказывают гражданам в равном праве голоса. Мол, более образованные граждане должны получать голос с большим весом, чем не образованные. Или те, кто платит больше налогов, должны иметь большее влияние на выбор, чем тунеядцы. Есть даже предложение выдавать на выборах каждому желающему бутылку водки в обмен на обещание не принимать участие в выборах — таким образом, из голосования автоматически исключается наиболее безответственная часть населения.
Но пока что все эти предложения остаются на уровне спекуляций. В демократических странах по-прежнему действует правило «один человек — один голос». Этим с удовольствием пользуются интернет-сообщества троллей вроде 4chan и Reddit, которые сорвали уже немало голосований. Вот некоторые примеры.
В 2011 году 24-летний Роланд Бьюнс победил на голосовании в конкурсе моделей бренда Next.
В 2012 году прошло голосование о месте для благотворительного концерта Тейлор Свифт. После того как новость опубликовали на 4chan и Reddit, в голосовании победила бостонская школа для умственно отсталых и слабо слышащих детей.
Производители Mountain Dew попросили выбрать название для нового газированного напитка, но вскоре им пришлось закрыть голосование: самыми популярными вариантами на тот момент являлись «Гитлер сделал всё верно» и «Фонтанирующая бабуля».
В 1998 году Хэнк по прозвищу Сердитый Пьяный Карлик (Hank the Angry Drunken Dwarf) обогнал Леонардо Ди Каприо в голосовании журнала People за самого красивого мужчину в мире. И это в год выхода «Титаника».
В 2009 году сооснователь Valve Гейб Ньюэлл чуть не выиграл конкурс моделей компании Victoria’s Secret, которая выпускает эротическое нижнее белье. Он занял второе место.