Почему я ненавижу турбо-страницы от Яндекса

f51cfbc6df9a49d5f011aff3e9dcce61.jpeg

Яндекс запустил свою версию «ускоренных страниц» под названием «Турбо» в далеком 2017 году. Это был эксперимент, который мы в Российской Газете (rg.ru) только приветствовали, но прошло уже 5 лет, и я вижу в этой технологии больше проблем, чем их решения.

Далее делюсь личным опытом взаимодействия с турбо, который может отличаться от мнения остальных пользователей, разработчиков и владельцев интернет ресурсов, чьи страницы ускоряет Яндекс.

Что меня не устраивает:

С точки зрения пользователя

  • Переходя из яндекс-новостей на турбо страницы, я с трудом понимаю на какой ресурс попал, все они имеют один «стерильный» дизайн,   с довольно слабым функционалом, который в разы отличается от основного сайта, например, нет привычных  «Добавить в закладки» или «Подписаться на уведомления». Также полностью отсутствует персонализация в виде личного кабинета, настроек подписки и прочего привычного функционала.

  • Навигация по турбо интуитивно непонятна: часть ссылок в тексте ведет на такие же турбо станицы, а часть на сайт, кликнув на ссылку можно только догадываться, куда в результате попадешь.

  • Из этого вытекает еще одна проблема: попадая уже на сам сайт, мы видим совсем другой интерфейс, отличный от турбо, что может сбить с толку.

  • Некоторая часть контента не доступна в турбо. Это может раздражать, когда не загружаются картинки или виджеты, в итоге появляется желание прокрутить вниз и перейти на полную версию сайта. 

Надо сказать, что с последним пунктом Яндекс борется, но достается как всегда разработчикам, которым итак приходится не сладко.

С точки зрения разработчика

  • Вместо одной версии сайта приходится поддерживать три: сайт/турбо/AMP, и каждые со своими заморочками, документацией и требованиями.

  • Что бы не говорил Яндекс со своих площадок, о том, что турбо это просто, но факт остается фактом — это отдельная версия сайта, и ее необходимо разрабатывать, поддерживать и мониторить. Все элементы присутствующие в тексте  приходится преобразовывать в турбо-разметку, а это значит парсить текст материала,   находить там изображения, видео, сторонние виджеты и конвертировать в стандартные элементы/компоненты. А если вы что-то упустили, можно не переживать, Яндекс обязательно  напомнит, припугнув исключением из турбо.

  • Отдача контента через XML! Я, в принципе, понимаю почему так: Яндексу привычно работать с этим форматом, как и большим медийным площадкам — все Яндекс-новости экспортируются через RSS. Видимо, ставка была на то, чтобы интернет СМИ по-быстрому переделали свои RSS и не сильно нагружались. По началу так и было, но потом требований становилось все больше, функционал разрастался и нагрузка на разработчиков возросла до поддержки этого отдельного XML в постоянном режиме. 

  • Для обновления содержимого страницы необходимо перегенерировать все тот же XML, и, если на сайт добавлен новый виджет, то извольте отправить все страницы на инвалидацию, учитывая, что у нас несколько миллионов материалов,   то задача с отправкой XML по API с квотированием 10 000 элементов на один канал (https://yandex.ru/dev/turbo/doc/api/quota.html) не выглядит такой уж тривиальной.

  • Ошибки и предупреждения — это наша головная боль, их необходимо постоянно отслеживать, например, через Вебмастер, который является не самым дружественным инструментом с точки зрения интерфейса, да и сами ошибки иногда вводят в ступор, например:

    Внутри элемента turbo:content указан URL на Турбо-версию страницы. Чтобы не получать такое уведомление, укажите URL на обычную версию страницы и используйте атрибут data-turbo со значением true

    Тут редактор поставил ссылку на турбо страницу другого издания. Если Яндекс считает турбо полноценными страницами,   почему это надо запрещать? В итоге приходится парсить страницы на наличие таких ссылок и заменять их на нормальные, спасибо за работу!

    Вот еще ошибка:

    Слишком много картинок в тексте страницы

    Да, на этой страницы стоит фоторепортаж, у которого больше  30 изображений, таких материалов много, и их требуется удалить из выдачи, либо они сами исключаются из-за нарушений квотирования.

  • Пользовательские компоненты. Это самое страшное зло. Мы не можем поставить на сайт виджет, которого нет в списке разрешенных для турбо-страниц https://github.com/turboext/components, в противном случае получим предупреждение: "Ваши турбо-страницы отличается от оригинала”, и они будут исключены из выдачи. В результате приходится неделями ждать, пока виджет будет доступен в репозитории турбо-компонентов, и только после этого размещать его на сайте.

    У нас случилась подобная история с озвучкой текста, его не было в списке турбо-компонентов, но мы разместили его на сайте, как итог получили множество предупреждений в Вебмастере. Виджет, конечно, пришлось снять, и дожидаться появление в официальном репозитории.

Не обошлось без проблем и в смежных областях.

С точки зрения маркетинга и рекламы:

  • Аналитика по дефолту! Можно добавить идентификаторы счетчиков Google Analytics (GA), Яндекс Метрики и т.д, без возможности настройки дополнительных параметров, в итоге мы теряем множество данных, а результаты выборок с основного сайта (где отправляются десяток пользовательских определений в GA) и турбо с трудом связываются между собой. Для примера: с сайта в GA отправляется  информация об авторе материала, с возможностью в дальнейшем построить выборку «Как читали автора X», но в турбо такой возможности нет, и получается, что автор вообще не работал.

  • С рекламой все просто: Яндекс разрешает только определенные форматы, ни больше ни меньше. Если рекламодатель платит деньги за фулскрин, то с турбо мы пролетаем  и размещаем только на сайте.

  • Кроме того, прямые рекламодатели отказываются размещаться на турбо, в результате страницы забиты программатиком, а издатель опять же недополучает доход.

  • Таргетирование рекламы по разделам сайта полностью отсутствуют, например, если рекламодатель хочет размещаться только в материалах рубрики Спорт, то с точки зрения турбо это сделать физически невозможно (никакой Adfox не поможет)

  • Чтобы подвести черту под проблемами рекламы, скажу, что монетизация этих страниц в целом хуже, чем собственных ресурсов, точных цифр дать не могу, но в среднем доход ниже на 15–20%, чем у основного сайта.

  • Проблему идентичности ресурса  уже описывал в разделе про пользователей, но страдает от нее и маркетологи, им стало сложнее продвигать бренд, который выглядит как сотня других и отличается только логотипом в верхнем углу экрана.

  • Турбо затрудняет обмен ссылками на оригинальный материал. Находясь на такой странице, можно поделиться ссылкой только на турбо-страницу, т.е оригинальный ресурс не получает никакой обратной ссылки, ее получает Яндекс! В связи с этим у издателей есть тенденция удалять со страниц блок «sharing».

С точки зрения ресурса

  • Турбо-страницы принадлежат Яндексу и если компания в какой-то момент решит, проект не выгодный, и закроют его,   владельцам ресурсов придется просто смириться, а все ссылки превратятся в ошибки 404. Рано или поздно это произойдет, и тогда проблема «битых ссылок» встанет максимально остро.

  • Ресурсы вынуждены отдавать свои страницы Яндексу, в противном случае есть риск недополучить хоть какой-то трафик, следовательно и доход с рекламы. Хотя и нет официальной информации о пессимизации за отсутствие турбо, но ставить эксперименты на себе никому не хочется, любое падение трафика, даже на 5–10% крайне негативно отражается на доходах СМИ.

Про отрицательные стороны поговорили, а есть ли позитивные моменты? Есть! Некоторые показатели у турбо выше — это, разумеется, скорость загрузки, показатели отказов и. всё. Остальные, например, глубина просмотров и время проведенное пользователями на странице у сайта, больше.

Если резюмировать вышесказанное, проблемы турбо это:

  • размещение контента на сторонних для издателя серверах, которые не поддерживают ряд редакционных форматов подачи контента, либо их настройка требует значительных ресурсов разработчиков СМИ,

  • диктат с точки зрения постановки только определенных рекламных блоков,

  • постоянные проблемы с подсчетом пользователей,

  • снижение доходов издателей, так как монетизация этих страниц в целом ниже, чем собственных ресурсов СМИ

  • пользователям удобнее и привычнее основная версия сайта и с точки зрения метрик это подтверждается.

За 5 лет, проведенных вместе с турбо, есть уверенность, что ни пользователям, ни владельцам сайтов эта технология не нужна, а нужна лишь Яндексу, для удержания пользователей на своем ресурсе.

© Habrahabr.ru