Клиенты головного мозга

Этого поста не должно было быть. Изначально это планировалось как холиварная тема для выступления на форуме, но в итоге всё переигралось. Я хотел рассказать про заказчиков: как они выглядят глазами представителя подрядчика, а точнее — поделиться тем, что обычно не выносят на обозрение. И да — все имена вымышлены, все события не происходили. Эта запись содержит много идиом и достаточно эмоциональна. Но, сорри — наболело.

5b229ff92b6ffde7c19e6976869d23a6.png

Вместо прелюдии

Почему-то мало кто уделяет внимание тому факту, что благодаря крупным мировым компаниям в области ИБ достаточно давно сформирован тренд о том, что консалтинг — это процесс без гарантии готового результата. Я не очень согласен с таким подходом, но факт остается фактом. Хотя в последнее время многое говорит о том, что грядут перемены: уже не так интересен экспертный опыт. Заказчику подавай цифры и факты, которые можно проверить.

Я занимаюсь консалтингом, а если быть точнее — предметным консалтингом в ИБ. Консалтинг в информационной безопасности — это волшебное словосочетание. Его магия заключается в том, что каждый человек вкладывает в него какой-то свой смысл и зачастую отказывается слышать и правильно понимать своего визави. На сайте Википедии есть достаточно длинное определение консалтинга вообще (а не только в сфере ИБ), которое можно сократить до нескольких слов: деятельность по консультированию. Всё. А дальше «уличная магия» Дэвида Блейна консультанта и его команды.

И, собственно, к главному

Для начала давайте договоримся: не бывает плохих и хороших заказчиков. Если оставить за скобками деньги и гарантированный результат, то у заказчика одна цель — выжать из подрядчика максимум. И делает он это силами своего представителя. А вот представитель — это конкретный человек со всеми присущими ему чертами характера, особенностями умственного развития и прочими жизненными проблемами. То есть человек слаб и всё такое. Большинство представителей заказчика, которых я встречал в своей жизни, вполне адекватные и контактные люди и если им внятно объяснять позицию или возникшую проблематику, то всё решается. Но бывает и по-другому…

По-пацански

Ни для кого не секрет, что договоры составляют юристы, а технические задания могут писать люди, которые не будут работать с внедряемой системой или запускаемым сервисом. И при десантировании на площадку почти всегда можно «по-пацански» договориться с представителем заказчика. Зафиксировать, так сказать, реальные границы и сроки работ. Но встречаются отдельные такие граждане, которые плевать хотели на любые договоренности с высокой колокольни. Даже если все договоренности закреплены в протоколах и под ними стоит подпись. Даже если они согласовали график реализации проекта. Они — хозяева жизни. Им дали маленькую власть, и от этого их накрыло чувство упоения. Они отказываются понимать, что власть эта эфемерная и к реальности не имеет никакого отношения.

Хуже всего такая ситуация отражается на планировании. В любой момент времени все может пойти не так из-за такого представителя. Он может на пустом месте выкатить новые требования, которые родились у него из-за того, что так захотела правая пятка. Или просто потому, что может. А отправить его в далёкое-далёкое путешествие нельзя, т.к. его компания платит деньги, а ты не сам свой собственный мальчик, а представитель подрядчика. Вот и приходится крутиться, делать что-то нереальное, эскалировать на его руководство и т.д. То есть человек по своей прихоти или не от великого ума на пустом месте может создать ненужных телодвижений, которые зачастую вредят проекту. Но не я ему судия.

Акробат

Еще один тип представителя заказчика (справедливости ради надо сказать, что это не самый худший вариант) — это человек, который является ярым фанатиком прикладной акробатики в информационной безопасности. Он точно знает, что является целью проекта и какими путями к этим целям надо прийти. Но искренне желает, чтобы команда это реализовывала через в сальто назад с винтом (разновидность сальто, при которой тело должно развернуться в воздухе вокруг своей оси). И желательно на коньках и отдавая воинское приветствие. Если честно, то у меня нет даже идеи почему он так поступает. Может, его в детстве обижали или родители отдали в какую-то странную спортивную секцию? Всё может быть.

Как правило, он не даст тебе пропустить сроки этапов и будет их методично соблюдать, но планируемые ресурсы команды на такого физкультурника обычно никто не закладывает. А все эти кульбиты занимают достаточно времени и людских ресурсов. Как следствие — приходится подтягивать еще персонал, что очень сильно влияет на конечную стоимость и выручку от проектной деятельности.

Фантазёр

Еще один враг управляемой деятельности — представитель заказчика с богатой фантазией. Это такой микс из акробата и пацана. Он обладает богатой фантазией и, как следствие, нарушает договоренности. А еще ему надо прийти к завершению проекта, но через реализацию нездоровых идей. Самый кошмарный вариант фантазера — это когда он имеет хорошо подвешенный язык и прямой доступ к стейкхолдеру. Всё, можно вешаться, т.к. он с вероятностью в 146% уболтает на что угодно держателя бюджета. Постоянно будет меняться стэк используемых технологий, потом добавится какая-то безумная обвязка из документации. На сцене будут появляться всё новые и новые действующие лица от всех сторон, участвующих в проекте. В итоге проект мутирует настолько, что конечная цель может оказаться диаметрально противоположенной относительно заявленной.

При таком представителе заказчика команду от тотального харакири может спасти только харизматичный руководитель проекта с жесткой аргументированной позицией. Иначе короткий спринт на пару недель превратится в мучительный марафон с неявным финалом. Про бюджетирование сразу можно забыть, про плановую активность тоже. Остается списать проект в инвестиционную активность и смириться. Из позитивного в такой ситуации может быть только закалившаяся нервная система проектной команды (но у тех, кто не сделал сэппуку), которая в следующий раз просто порвет на тряпки кого угодно.

Отставник

Практически уже вымирающий вид в информационной безопасности. И, наверное, один из самых безобидных и предсказуемых вариантов. Он просто всю жизнь живёт по «Уставу гарнизонной и караульной служб». Если написано «не пущать» — значит, не пустит. Если не написано, то этого не существует. Очень комфортный вариант для взаимодействия при наличии грамотного технического задания. Но в случаях, когда ТЗ вышло из-под лёгкой руки бухгалтера/экономиста/дипломированного эффективного менеджера, весь проект превращается в вариант полосы препятствий.

И здесь уже не поможет ничего, ведь что написано пером, то не вырубить топором. Единственный вариант — это распознать такого товарища до старта проекта и активно оказывать помощь в составлении ТЗ. Но так везет не часто, ввиду того, что на этом этапе, как правило, работают коллеги из продаж или пресейла.

Не придумал названия…

Самый кошмарный для меня вариант, которому я не могу дать какое-то название. В 90-х Россию наводнили сомнительные личности, которых обыватели называли «напёрсточники», «лохотронщики» и т.д. Их задача — обобрать до нитки простого обывателя, используя мошеннические действия.

Так вот, у меня есть стойкое ощущение того, что граждане из этого кошмарного варианта при работе с подрядчиком исповедуют словосочетание из 90-х: «Лох — не мамонт, лох не вымрет». Представители заказчика подобного рода не чураются ничем. Вообще ничем: начиная подменой ТЗ и заканчивая угрозами из серии «наши самые высокие боссы договорились, а вы саботируете работы; и теперь я сообщу об этом высоким договаривающимся лицам». На что надеются при таком поведении — не знаю. Рынок-то достаточно узкий, и информация по нему распространяется быстро. Если ты «кинул» подрядчика, то на следующий конкурс просто никто не придёт, какие бы договоренности в верхах ни существовали. Оценка риска — это то, что приходит с опытом.

Бальзам на душу

Как говаривают в восточных сказках: «Услада моего сердца, отрада моей души…» и много других витиеватых эпитетов. Это про большинство. К счастью, мир ИБ изменился за последнее десятилетие, и представители всех вышеперечисленных категорий относятся скорее к вымирающему виду. А вместо них — специалисты по ИБ новой формации, которые воспринимают подрядчика не как «продавца страха», а как человека, который находится с ним по одну сторону баррикад. И который поможет, т.к. у него по роду деятельности шире кругозор, более навороченная экспертиза и т.д. И вот с такими работать — одно удовольствие. Пусть сложно, долго и проект-головоломка. Но всё равно — кайф.

В последних строках своего письма дорогая Катерина Матвеевна хочется просто пожелать коллегам адекватных профессионалов своего
дела на стороне заказчика. И интересных проектов с адекватными достижимыми
результатами.

© Habrahabr.ru