Казначейство в 1С: Управление Холдингом. Планирование денежного потока

Рассмотрение функционала для данной статьи велось на релизе 1С: Управление холдингом 3.2.3.58

Подсистема «Казначейство» в 1С: Управление холдингом предназначена для автоматизации учета и управления финансовыми операциями холдинга. Она позволяет контролировать денежные средства, проводить платежи, учитывать финансовые операции и анализировать финансовое состояние холдинга.

В рамках подсистемы «Казначейство» можно создавать и утверждать платежные поручения, формировать платежные документы, контролировать исполнение платежей, а также вести учет кассовых операций и операций с банковскими счетами.

Кроме того, подсистема позволяет автоматизировать процессы управления ликвидностью, оптимизировать финансовые потоки и повысить эффективность управления финансами холдинга.

В целом, подсистема «Казначейство» в 1С: Управление холдингом помогает организациям эффективно управлять финансовыми ресурсами и обеспечивает прозрачность и контроль над финансовыми операциями холдинга.

В данной статье мы рассмотрим этап планирования платежей и поступлений. И в этом направлении стоит выделить следующие ключевые темы:

  • Какими документами можно запланировать денежный поток для платежного календаря;

  • Как настроить автоматическое создание документов планирования;

  • Как установить и скорректировать лимиты списаний денежных средств.

Документы планирования денежного потока

В 1С: Управление Холдингом предусмотрены 2 документа планирования денежного потока:

Использование данных документов позволит в дальнейшем грамотно спланировать и сбалансировать денежный поток в платежном календаре.

Рассмотрим подробнее оба документа и особенности их заполнения.

Заявка на оплату

Основной документ планирования расходования денежных средств, имеющий внешний вид и реквизитный состав, схожие с платежным поручением.

Журнал заявок на оплату находится: Казначейство — Корпоративное казначейство — Заявки на оплату.

Рис. 1 Месторасположение журнала заявок на оплату.

Рис. 1 Месторасположение журнала заявок на оплату.

На вкладке «Основное» заполняются основные параметры платежа: вид операции, плательщик, получатель, договор, сумма, планируемая дата, банковские счета плательщика и получателя. Реквизит «Источник лимитов» заполняется, если ранее под планируемый платеж была резервирована часть лимита (создан документ «Резервирование»). Подробнее о лимитировании расходования денежных средств речь пойдет дальше.

Рис. 2 Вкладка «Основное» заявки на оплату.

Рис. 2 Вкладка «Основное» заявки на оплату.

Большое значение на данной вкладке имеет гиперссылка «Ожидает исполнения». При нажатии на нее открывается окно с выбором плановой даты и банковского счета списания. И если аналогичные реквизиты на вкладке «Основное» — это видение инициатора платежа, то в окне «Исполнение заявки» — это видение казначея. Дополнительно в этой форме заявку можно разделить на несколько платежей. Именно заполнение данной формы повлияет в дальнейшем на отражение заявки в платежном календаре.

Рис. 3 Сопоставление аналогичных реквизитов вкладки «Основное» и формы «Исполнение заявки».

Рис. 3 Сопоставление аналогичных реквизитов вкладки «Основное» и формы «Исполнение заявки».

На вкладке «Аналитики учета и планирования» заполняются управленческие аналитики планируемого платежа:

  • общие аналитики платежа (ЦФО и проект);

  • распределение суммы платежа по статьям ДДС с заполнением аналитик статей и ставки НДС (в дальнейшем это позволит в платежном поручении аналогично разделить общую сумму по нескольким статьям ДДС).

Рис. 4 Вкладка «Аналитики учета и планирования» заявки на оплату.

Рис. 4 Вкладка «Аналитики учета и планирования» заявки на оплату.

На вкладке «Подтверждающие документы» можно прикрепить документ-основание для осуществления платежа.

Рис. 5 Вкладка «Подтверждающие документы» заявки на оплату.

Рис. 5 Вкладка «Подтверждающие документы» заявки на оплату.

На вкладке «Контроль документа» производится контроль бюджетных лимитов и резервов.

Нарушение контроля бюджетных лимитов свидетельствует об отсутствии свободного лимита для данного платежа.

Нарушение контроля бюджетного резерва свидетельствует об отсутствии резерва под данный платеж.

Рис. 6 Вкладка «Контроль документа».

Рис. 6 Вкладка «Контроль документа».

Планируемое поступление ДС

Данный документ используется для планирования поступления денежных средств, для дальнейшей балансировки ликвидности.

Журнал документов находится: Казначейство — Корпоративное казначейство — Планируемые поступления ДС.

Рис. 7 Месторасположение журнала Планируемых поступлений ДС.

Рис. 7 Месторасположение журнала Планируемых поступлений ДС.

Заполнение документа планируемого поступления ДС аналогично заявке на оплату. Отличие только в отсутствие вкладки «Подтверждающие документы».

На вкладке «Основное» заполняются основные параметры планируемого поступления денежных средств.

Рис. 8 Вкладка «Основное» планируемого поступления денежных средств.

Рис. 8 Вкладка «Основное» планируемого поступления денежных средств.

Здесь также важна гиперссылка «Ожидает исполнения», заполнение которой повлияет на отражение поступления в платежном календаре.

На вкладке «Аналитики учета и планирования» заполняются аналитики планируемого поступления. Общую сумму тоже можно разделить на несколько статей ДДС.

Рис. 9 Вкладка «Аналитики планирования» планируемого поступления ДС.

Рис. 9 Вкладка «Аналитики планирования» планируемого поступления ДС.

Автоматическое создание документов планирования

Помимо ручного создания заявок на оплату и планируемых поступления ДС, в 1С: Управление Холдингом предусмотрен механизм автоматического создания регламентным заданием. Возможность автоматического создания заявок на оплату позволяет инициаторам платежей избежать ручного ввода данных, а сотрудникам казначейства быстрее получать точную информацию о платежах, которые предстоит осуществить.

Перед началом обзора данного функционала, рассмотрим необходимые настройки НСИ для его корректной работы. Для этого выберем: Общие справочники и настройки» — Настройки — Казначейство

Рис. 10 Расположение настроек автоматического формирования документов планирования.

Рис. 10 Расположение настроек автоматического формирования документов планирования.

Далее необходимо выбрать раздел «Управление договорами», в котором нас в первую очередь интересует включение автоматического формирования заявки по графикам расчетов.

Рис. 11 Включение автоматического формирования заявок на оплату и планируемых поступлений ДС.

Рис. 11 Включение автоматического формирования заявок на оплату и планируемых поступлений ДС.

По гиперссылке «Расписание» можно настроить расписание формирования документов (срабатывания регламентного задания), в поле «Формировать заявки за» можно выбрать за сколько дней до планируемого платежа будет сформирована заявка.

После проверки настроек НСИ можно приступать к рассмотрению функционала создания заявок. Для примера рассмотрим 2 возможных случая:

  • Формирование заявки на оплату по договору с поставщиком с фиксированных графиком;

  • Формирование заявки на оплату основного долга по кредитном договору.

Формирование заявки на оплату по договору с поставщиком с фиксированным графиком

Для рассмотрения данного варианта создадим договор с поставщиком. В карточке договора на вкладе «Основное» выберем тип договора «С поставщиком», заполним сумму договора и всю основную информацию по договору.

Рис. 12 Вкладка «Основное» договора с поставщиком с фиксированным графиком.

Рис. 12 Вкладка «Основное» договора с поставщиком с фиксированным графиком.

На вкладке «Условия» в поле «Ведение расчетов» выбираем «По договору в целом».

Рис. 13 Вкладка «Условия» договора с поставщиком с фиксированным графиком.

Рис. 13 Вкладка «Условия» договора с поставщиком с фиксированным графиком.

На вкладке «Планирование» в поле «Используемые графики» выбираем «Только расчетов» и заполняем будущие аналитики заявки на оплату: ЦФО, проект и статья ДДС.

Рис. 14 Вкладка «Планирование» договора с поставщиком с фиксированным графиком.

Рис. 14 Вкладка «Планирование» договора с поставщиком с фиксированным графиком.

После нажатия кнопки «Только расчетов» появляется вкладка «График расчетов». Перейдем на нее и заполним график оплат по договору. Добавим в табличную часть одно начисление и три планируемых оплаты.

Рис. 15 График расчетов по договору с поставщиком с фиксированным графиком.

Рис. 15 График расчетов по договору с поставщиком с фиксированным графиком.

После ввода графика оплат программа имеет все необходимые данные для автоматического формирования заявки на оплату. В соответствии с нашими настройками, она должна была сформироваться 01.04.2024 — за 10 дней до первого платежа 11.04.2024.

Для целей демонстрации примера мы запустим регламентное задание вручную. В реальной работе данную операцию выполнять не требуется, она сработает автоматически в соответствии с настройками. Для ручного запуска перейдем: Администрирование — Настройки программы — Обслуживание.

Рис. 16 Расположение «Обслуживания».

Рис. 16 Расположение «Обслуживания».

В появившемся окне в разделе «Регламентные операции» запустим «Регламентные и фоновые задания».

Рис. 17 Запуск журнала регламентных заданий.

Рис. 17 Запуск журнала регламентных заданий.

В появившемся списке выбираем «Формирование заявок по графикам оплаты» и нажимаем «Выполнить сейчас».

Рис. 18 Запуск регламентного задания «Формирование заявок по графикам оплаты».

Рис. 18 Запуск регламентного задания «Формирование заявок по графикам оплаты».

Далее переходим в журнал заявок на оплату и видим, что заявка была успешно автоматически сформирована.

Рис. 19 Проверка формирования заявки на оплату.

Рис. 19 Проверка формирования заявки на оплату.

Формирование заявки на оплату основного долга по кредитном договору

Для данного примера создадим кредитный договор с фиксированным графиком платежей. На вкладке «График расчетов» заполним планируемый график начисления и оплат.

Рис. 20 Заполнение графика платежей в карточке кредитного договора.

Рис. 20 Заполнение графика платежей в карточке кредитного договора.

После этого можно снова вручную запустить регламентное задание, а после перейти в журнал документов «Заявки на оплату», чтобы проверить корректность создания необходимой заявки.

Рис. 21 Проверка формирования заявки на оплату.

Рис. 21 Проверка формирования заявки на оплату.

В заявке подтянулись все необходимые данные по договору, вид операции и аналитики платежа. В качестве плановой даты установилась дата оплаты по графику.

Лимитирование

Для целей контроля расходования денежных средств и предупреждения перерасхода бюджета в 1С: Управление холдингом можно устанавливать лимиты. Выполнить это двумя способами:

Способ установки с помощью плановых бюджетов относится к теме бюджетирования, поэтому в данной статье мы рассмотрим лимитирование через операционные планы.

  1. Первое с чего следует начинать лимитирование расхода денежных средств — это включение лимитирования по статьям ДДС. Для этого необходимо в подсистеме «Планирование и контроль» запустить «Управление планами и лимитами».

Рис. 22 Месторасположение управления планами и лимитами.

Рис. 22 Месторасположение управления планами и лимитами.

В данном отчете можно настроить бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов. Для целей текущей статьи нам интересен первый.

На вкладке «Параметры бюджеты» устанавливается период, на который устанавливается бюджет, валюта лимитирования и реакция системы на превышение лимита, которая может быть следующей:

  • блокировать проведение документов (при недостатке свободного лимита, программа не позволит провести заявку на оплату);

  • информировать (при недостатке свободного лимита, программа выдаст информационное сообщение, но даст провести заявку на оплату);

  • не контролировать (контроль свободного лимита будет отсутствовать).

Рис. 23 Вкладка «Параметры бюджета» управления планами и лимитами.

Рис. 23 Вкладка «Параметры бюджета» управления планами и лимитами.

На вкладке «Статьи бюджета» отображается справочник статей ДДС, где по всем элементам заполнились параметры, установленные на предыдущей вкладке. Здесь для каких-то определенных статей можно индивидуально настроить собственные параметры (это может быть важно, если какие-то статьи ДДС контролировать не нужно).

Рис. 24 Вариант индивидуальной настройки статьи ДДС.

Рис. 24 Вариант индивидуальной настройки статьи ДДС.

На вкладке «Группы настройки статей» можно объединить несколько статей ДДС в группу и настроить для неё параметры лимитирования.

  1. После настройки параметров лимитирования можно приступать к самому вводу плановых лимитов. Располагаются они: Планирование и контроль — Планы и лимиты — Операционные планы.

Рис. 25 Расположение журнала операционных планов.

Рис. 25 Расположение журнала операционных планов.

  1. На вкладке «Основное» необходимо выбрать вид бюджета, период и вариант настройки.

Рис. 26 Пример заполнения вкладки «Основное» операционного плана.

Рис. 26 Пример заполнения вкладки «Основное» операционного плана.

Если операционный план вводится вручную, то вариант настройки необходимо будет создать и указать перечень аналитик лимитирования и их обязательность, а также вид горизонта планирования.

Рис. 27 Пример варианта настройки операционного плана.

Рис. 27 Пример варианта настройки операционного плана.

  1. На вкладке «Данные планирования» постатейно заполняются лимиты на определенный период времени. И на этом этапе есть очень важный нюанс.

Важно!  Если в варианте настройке операционного плана в качестве вида горизонта выбран «Скользящий», который на практике используется чаще всего (то есть горизонт планирования сдвигается каждый месяц/квартал, в зависимости от периодичности планирования), то при заполнении данных планирования необходимо использовать кнопку «Заполнить». Нажатие этой кнопки «подтянет» неиспользованный лимит прошлых периодов. Если же начать вводить в операционном плане вручную новые данные, то такой документ спишет «в ноль» неиспользованные лимиты по всем статьям, которых в документе нет.

Рис. 28 Пример заполнения данных планирования операционного плана.

Рис. 28 Пример заполнения данных планирования операционного плана.

При необходимости корректировки лимита (через «переброску» с одной статьи на другую или увеличение общего лимита), необходимо использовать документ «Заявка на корректировку» или «Корректировка», где, выбрав необходимый операционный план, можно скорректировать лимит и отправить его на согласование.

С помощью документа «Резервирование» можно зарезервировать определенную часть лимита. То есть этот документ не увеличивает или не уменьшает суммы в операционных планах, а лишь «бронирует» какую-то сумму. Это может быть полезно, когда инициатору платежа необходимо заблаговременно зарезервировать себе часть лимита под крупное списание.

© Habrahabr.ru