Казахстан не осилил дистанционное обучение

e3795cb7376996fa55dcd682ee04c46d.jpg

Интернет в Казахстане не приспособлен для проведения онлайн-уроков для школьников, заявил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.

«Мы видим, что здесь есть очень много вопросов. Когда 1 апреля мы проводили пробные уроки, только через онлайн подключилось свыше одного миллиона наших детей. В целом в пробных уроках через Интернет приняли участие 2,5 миллиона учеников. Мы увидели, что есть как плюсы, так и очень большие минусы. Использовались разные системы: кроме того, что использовали Zoom, были использованы «Кунделик», другие мессенджеры и ресурсы, — сказал министр. — В итоге мы увидели, что в целом наши коллеги за такое короткое время успели приспособиться к дистанционному обучению, была проведена очень большая работа. Но в то же время мы увидели много неудобных моментов, в том числе технического плана. Мы увидели, что в целом подключение через онлайн-стриминг, на самом деле, в масштабах всей страны просто нереально. И в связи с имеющимися проблемами — неэффективно».
Министр рассказал о технических проблемах: «Многие родители не могли подключиться, обрывалась связь. Мы видим, что в целом Интернет в нашей стране на самом деле не приспособлен для того, чтобы 2,5 миллиона детей выходили в прямые эфиры и обучались онлайн. Поэтому, исходя из этого и ряда других аспектов, для того, чтобы обучение было эффективным, чтобы наши дети получали более качественные знания, мы приняли решение, что нет необходимости проводить обучение детей через онлайн-стриминг. Поэтому онлайн-занятий у нас нет будет, в основном мы будем основываться на других механизмах».

Он добавил, что для дистанционной учебы школьников будут использованы платформы «Кунделик», «Билимленд» и «Дарын-онлайн», на которых не требуется онлайн-стриминг: «Мы должны больше доверять нашим детям и коллегам-педагогам, и должно быть меньше бюрократии», — сказал министр. Видеоуроки будут проводиться через телеканалы «Балапан» и «Еларна», а также через «Казахское радио». Также предусмотрено обучению через почту. Обратная связь будет осуществляться через мессенджеры и электронную почту.

Ведущий телеграм-канала «ЗаТелеком» и директор некоммерческой организации «Общество защиты интернета» Михаил Климарев критикует выводы казахстанского министерства. По его мнению, фундаментальная ошибка в том, что в дистанционном обучении применили старую модель, когда «учитель говорит, а детки-лапочки сидят и слушают». По мнению Климарева, эта модель тянется со времен Сократа и методически утверждена Янушом Корчаком в XIX веке: «Зачем эту же модель тащить в интернет — я не понимаю. Ну, не было раньше технической возможности показывать хорошие уроки прекрасных педагогов миллионам детишек. Потому приходилось пользоваться сотнями тысяч посредственных учительниц — они просто пересказывают книжки, написанные другими, более умными. Сейчас можно взять, и посмотреть ролик на ютюбе самого распрекрасного препода и понять гораздо больше. В XXI веке появлись такие возможности для обучения, как моделирование, коллективное творчество, проектное обучение и еще миллион прекраснейших методик, включая «скоростное гугление». Нет, мы берём и тащим в интернет бубнёж косноязычных тёток и опрос по списку (Петров! К доске!). В Зуме по расписанию. А потом удивляемся, что «интернет-каналы не выдержали». Д — дурость», — считает Михаил.

Возможно, нынешняя чрезвычайная ситуация подтолкнёт учебные заведения внедрять более инновационные методы дистанционного обучения, отойдя от устаревшей модели с уроками/лекциями, зубрёжкой и домашними заданиями.

© Habrahabr.ru