Какими могут быть приспособления для контроля резонансов: Пример бренда Cold Ray
В 37-м выпуске подкаста «Звук» с нами снова Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в Аудиомании. Обсуждаем приспособления для контроля резонансов на примере бренда Cold Ray.
Фото Brad Higham / CC
[ Прослушать этот выпуск ]
Другие выпуски подкаста
Алина: Сегодня мы говорим про бренд Cold Ray. Начнем с того, что он производит. Если кратко, это бренд, который предоставляет решения для контроля резонансов. Но для людей, которые не очень близки к акустике, это ни о чем не говорит. Так вот, что производит Cold Ray? Что выпускается под этим брендом?
Тимофей: С резонансов на самом деле все началось. Это первые шаги. Это описание до сих пор осталось [на сайте Аудиомании]. В целом оно корректно. Изначально бренд принадлежал Ларсу Кристенсену, маркетинг-директору Nordost [Corporation], известной компании по производству аксессуарики и достаточно дорогой кабельной продукции.
Они пошли своим путем, и Ларс пошел своим путем, этот бренд оказался ему не нужен. Они договорились с Артемом Фаермарком, что бренд переходит к нам. Условия и договоренности необычные и хитрые, не помню, говорил об этом Артем где-то публично или нет, но я на всякий случай не буду. Кому интересно, может попробовать об этом поискать. По-моему, рассказывали об этом какому-то журналу. Смешная история очень.
Алина: Интрига!
Тимофей: Правда, история нетипичная для бизнеса, такие обычно в бизнес-журналах не публикуют. Так или иначе, бренд перешел под наш контроль, мы переформатировали саму продуктовую матрицу и сделали из этого настоящий коробочный продукт. Качественный. Было много нюансов. В какой-то степени это был не бренд, а просто название продукта.
Это были антирезонансные конусы, на которые ставится аппаратура, чтобы развязать ее от поверхности, на которой она стоит. Так было изначально. Причем из всех аксессуаров-«улучшайзеров», как мы их называем, этот, пожалуй, самый эффективный.
Их много, но если нет ничего для контроля резонансов, это стоит попробовать в первую очередь. Тем более, что в Аудиомании их можно взять попробовать совершенно бесплатно. Оставляете залог, берете, ставите, слушаете, принимаете решение, нравится или нет.
Конус Cold Ray 3 Ceramic в цвете Titanium (конусы выпускаются в 7 различных цветах)
Алина: Что дает контроль резонансов? Что дает это развязывание?
Тимофей: Если просто, это добавляет звуку около 25% стоимости бюджета аппаратуры. Грубо говоря, аппаратура начинает звучать как более дорогая. Более дорогая аппаратура, естественно, [звучит] еще лучше. Басы становятся аккуратными, меняется высокочастотный диапазон.
Конечно, это кажется немного шаманством, попахивает аудиофилией, но достаточно попробовать один раз. Здесь можно высказывать любое мнение, особенно, когда просто не в теме, что это такое. С точки зрения «физики четвертого класса средней школы» очень сложно это объяснять.
Так или иначе, эта штука очень эффективна. Если интересны нюансы, можем пригласить инженеров, они расскажут с технической точки зрения. Я не настолько подкован, чтобы об этом рассказывать. Но суть в том, чтобы полностью развязать аппаратуру с поверхностью, на которой она стоит и ликвидировать резонанс.
А резонансы возникают в любом трансформаторе. Даже если у нас стоит усилитель мощности, в нем обязательно стоит трансформатор или несколько трансформаторов. Если грамотно разместить эти конусы под аппаратурой, будет слышна серьезная разница в звучании. Это то, с чего начинался бренд.
Сейчас это, в меньшей степени, разъемы, мы не сильно их продвигаем, это акустические стойки, которые отлично подходят для Arslab и Penaudio, есть низенькие, которые подходят для больших Old School, есть аппаратурные стойки.
Естественно, все это делается по тем же канонам. Аппаратура — не просто сколоченные доски. Недавно нам пришло предложение вида: «Мы краснодеревщики, мы делаем из массива сосны или дуба». Люди не понимают, какая главная задача в производстве стоек для качественной техники. Они тоже должны помогать развязывать аппаратуру от того, на чем она стоит. Это сильно помогает [улучшить качество звучания]. Акустических и аппаратурные стойки тоже вносят в это свой вклад.
Стойка для акустики Cold Ray C3
Алина: Если к этому устройству не подводятся провода, оно не включается в розетку, это не значит, что там не заложена определенная технология для улучшения качества звука.
Тимофей: Совершенно верно. Бывают активные приспособления для улучшения звука, бывают и такие, можно сказать, пассивные, к которым ничего не подключается.
Алина: Получается, что сейчас Cold Ray производит вот эти самые конусы, подставки…
Тимофей: Подставки под шипы — тоже отдельная история, я об этом не рассказал. Это, как в народе говорят, пятаки, которые под шипы подкладывают… Стоит сказать, что акустические системы поставляются с шипами.
И это приспособление тоже создано, чтобы развязать акустику поверхностью, на которой она стоит. Начинают передаваться те же самые резонансы, начинает «играть» все вокруг. Это вредно. Поэтому шипы обязательно есть. Если у акустики в комплекте нет шипов, не покупайте ее. Скорее всего, это дешевое безобразие.
Алина: Еще один показатель дорогой акустики, качественной?
Тимофей: Нет, просто производитель подумал, что такие проблемы возникнут. На любой акустике такие проблемы возникают. Когда я вижу колонки, стоящие у кого-то на столе без каких-либо подставок, я удивляюсь, неужели человек не слышит, что у него стол «играет».
Кроме того, поверхности бывают разные: у кого-то плотное ковровое покрытие, там не страшно, можно поставить шипами прямо на него. В основном [ставить акустику шипами на поверхность] страшно, и подставки эти нужны.
Подставки бывают разные. У Cold Ray они очень удобные. Не возникает никаких сложностей поставить [на них акустику]. Когда колонка тяжелая, не просто подсунуть под нее 5 копеек: начинает все сползать, съезжать. Эта подставка никогда никуда не убежит, она стоит хорошо, плотно.
Есть версии для различного веса, потому что колонки бывают очень тяжелые. Да и не только колонки, на эти подставки можно ставить и стойки, а на стойках может стоять много аппаратуры. Ну и опять же дополнительный контроль резонанса из-за их формы. Несмотря на то, что, казалось бы, такая простая штука, она, сделанная грамотно и удобно, стала еще одним клевым продуктом.
Подставки под шип Cold Ray Spike Protector 2 в цвете Silver (в комплекте 4 шт.)
Алина: Это объясняет, почему, например, на сайте Аудиомании, если посмотреть бренд Cold Ray, есть много разных подставок. Хотя, казалось бы, это что-то действительно простое и понятное, почему его должно быть много и в разный вариантах?
Тимофей: Тут еще важны цвета. Мы хотим продукт не только функционально полезный и удобный, он еще должен визуально сочетаться со всем остальным. Подставки не совсем миниатюрны, их видно, и потому цвета играют роль. Поэтому и получается, 3 размера, несколько цветов — уже достаточно большое количество таких подставочек есть. То же самое, кстати, с конусами. Конусы бывают разных цветов, правда, не размеров. Размер у него один, его достаточно.
Алина: После того, как бренд вырос во что-то совершенно новое и уникальное, какое место он занимает среди других компаний, работающих с чем-то подобным? Есть ли вообще другие бренды, которые делают такую продукцию?
Тимофей: «Улучшайзеров» на рынке много. Сказать, что на этом рынке есть какой-то абсолютно четкий лидер, боюсь, нельзя. В России как всегда начинает играть вопрос бюджета, поэтому статистики и исследований таких нет.
Рынок не очень большой, в целом все распределилось по определенным нишам: есть более дорогие устройства, есть совсем аудиофильские, странные. Это мое мнение. Почему? Потому что мне не понятно, зачем они нужны. Это не значит, что это плохие устройства. Но вот я не понял, я, наверное, его не куплю.
Тут возникает момент: нашему потребителю надо объяснить, что это такое, и, главное, как это работает. В Европе и Америке это в меньшей степени актуально, человек понимает, для чего предназначено устройство, что оно должно делать. Он купил, поставил, устройство работает. На этом вопрос закрыт.
В России так не получится. В России надо обязательно объяснить. Люди просто так не готовы, во-первых, верить на слово, во-вторых, им надо объяснить, как это работает. Следующий этап — демонстрация. Я услышал, я понял, теперь я готов попробовать. Именно поэтому мы даем попробовать.
Алина: Именно поэтому в Аудиомании можно взять, послушать, почувствовать, есть ли разница. Если вы не чувствуете разницы, возможно, вам это не надо.
Тимофей: Есть аппаратура, которая очень грамотно изготовлена в плане контроля резонансов, в плане развязывания самого корпуса с поверхностью. Есть бренды, которые делают это очень грамотно, и влияние подставочек и конусов Cold Ray минимально.
В этом нет ничего страшного, это, наоборот, хорошо. То есть производитель действительно об этом позаботился. Здорово, круто, прекрасно. На самом деле влияние есть, просто оно не такое ярко выраженное, как при использовании с другими брендами.
Были случаи, когда человек брал послушать эти конусы, ставил, несколько дней слушал, после чего звонил и говорил, что на следующий день привезет. И не привозит. В заказе пометка, что он должен вернуть. Продавец видит эту пометку, перезванивает, спрашивает, что случилось, когда человек собирается приехать. Такие визиты всегда планируются, потому что надо отложить деньги на возврат залога.
А человек говорит, что снял конусы, включил, и что-то не то, не готов их возвращать, поставил все обратно. Именно такой формат тестов мы обычно и предлагаем. Человек должен привезти, поставить, включить, послушать, привыкнуть к этому звуку, а потом убрать и понять, чего он лишился. Это идеальный вариант.
То же касается тестирования любых «улучшайзеров». Этот лучший формат. Когда человек уже привык к звуку, там, может быть, не дикая разница звучания, тем не менее, она достаточно значительная, и ее слышно. Дальше, конечно, начинается шаманство с передвиганием конусов, потому что от того, как они поставлены под аппаратуру, зависит, насколько мы угадали с точкой, в которой должен стоять конус.
Алина: А вот по поводу точек и по поводу конкретного количества конусов под тем или иным видом аппаратуры: надо ли звать инсталлятора, чтобы лучшим образом воспользоваться конусами и всеми этими «улучшайзерами»?
Тимофей: Я думаю, каждый человек в состоянии сделать это самостоятельно. Никакой инсталлятор для этого не нужен. Достаточно просто прочитать инструкцию, которая есть на сайте и в комплекте с самими конусами.
Надо найти ключевые, тяжелые (если это усилитель мощности) точки, поставить под них. Как правило, трех конусов должно быть достаточно. В редких случаях их может быть четыре или пять, но это уже, мне кажется, излишество. Лучше всего, конечно, поставить под усилитель и ресиверы отдельно.
Про дисковые устройства сейчас мы не говорим. Наверное, про них и не надо ничего говорить, они скоро отправятся в музей. Хотя до сих пор продаются Blu-ray-диски, до сих пор у людей есть коллекции CD, есть очень хорошие проигрыватели. Но, тем не менее, мир постепенно сводится к истории без носителей. Мы об этом тоже много говорили. Все движется в этом направлении, обратного пути уже нет, кроме винила, конечно.
Алина: С того момента, как мы об этом говорили, мало что изменилось в этом направлении. Тренд только усиливается.
Тимофей: Да.
Алина: Еще пару слов по поводу установки: можно ли установить конусы неправильно, так, чтобы не почувствовать разницу?
Тимофей: Конечно, можно. Если, например, по углам растянуть, разница будет менее ощутимой. Надо относиться внимательно к тому, как правильно установить конусы. Это не тот случай, когда абы как поставил, и оно работает. К сожалению, нет.
Алина: Это как раз к вопросу о том, что это действительно реально работает с точки зрения физики, не важно, какого класса. Не просто «поставил рядом, и вода зарядилась», музыка пошла другая.
Тимофей: Это не тот случай. Конечно, есть люди, которые считают все это шаманством и аудиофилией. Проблема таких людей в том, что они не готовы узнавать новое. Когда встречаешься с таким человеком на каком-нибудь форуме или пересекаешься в комментариях в социальной сети, говоришь человеку: «Ну, попробуй! Это же новые впечатления». Но он настолько упертый в своем направлении, что абсолютно не готов двигаться с места.
И он, скорее, даже боится, что может оказаться неправ. Этот страх двигает его назад. Он не готов просветляться, узнавать что-то интересное, полезное, новое. Он зафиксировался на каком-то уровне и не хочет никуда двигаться. Хотя, на мой взгляд, человек — такое существо, которое никогда не должно останавливаться на одном месте, а должно стремиться вперед, стремиться к совершенству.
Набор маленьких подставок под шипы Cold Ray Spike Protector 3 Small (в комплекте 8 шт.)
Алина: Мы говорили, что европейцам, американцам проще купить «улучшайзеры», потому что они понимают, что «так положено», предположим…
Тимофей: Нет, не так. Они защищены очень сильно, американцы особенно. Американец абсолютно спокойно может купить какую-либо железку, если ему что-то конкретное обещают. Если, не дай Бог, его обманули, последствия для компании, которая это сделала, будут катастрофические.
Будет судебный иск, а судиться в Америке очень дорого. Если действительно вскроется факт, это будет публичная история, компании «хана». Если в России можно подобным образом что-то сделать — десяток обмануть, и только одиннадцатый подаст в суд, то в США такое не получится.
Алина: Один судебный иск может стоить компании бизнеса.
Тимофей: Обещать чего-то, что по факту не случится, категорически нельзя. Поэтому там люди понимают, что они защищены, могут совершенно спокойно купить продукт, о функциях которого им сказали. Они покупают, ставят, слышат. Там все должно быть очень аккуратно с заявлениями, с обещаниями. И это, на самом деле, правильно. В первую очередь, это хорошо для бизнеса. Не надо человеку два часа рассказывать, как это работает, чтоб он мне поверил.
Алина: По умолчанию человек поверит.
Тимофей: Потому что он понимает, что он защищен на 100%.
Алина: В этой связи неудобный вопрос: продается ли Cold Ray в Америке?
Тимофей: Естественно. Это продукт, изначально ориентированный на западный рынок. Nordost — американская компания. Продукт был на рынке еще до того, как он стал частью Аудиомании.
Алина: Хотела еще узнать про географию продаж Cold Ray. На какие рынки ориентирован бренд? Есть ли у него какая-то специфическая география?
Тимофей: Специфической географии нет. Если мы говорим именно про конусы, это достаточно типичная штука. Проблемы у аппаратуры везде одинаковые. Что касается конусов и подставок, специфической географии нет.
Единственное, что в разных регионах разные цветовые предпочтения. Это нормально. Особенно сильно отличается Азия. Естественно отличается Америка. Европа ближе к Америке. Россия сильно отличается от всего. Но страна большая, и если смотреть по регионам, регионы, которые географически ближе к Азии, ближе к Азии и по цветовым предпочтениям. В целом каких-то других серьезных отличий нет.
Алина: А аудиомебель?
Тимофей: Все то же самое. Всем нужны стойки, чтобы ставить аппаратуру. Меняются только цвета.
Дополнительная полка Cold Ray Level 180 изготавливается в 8 цветовых вариантах
Алина: Наверное, есть предпочтения по поводу выбора шпона, пород дерева?
Тимофей: Да, я это назвал цветовыми предпочтениями. По сути, какое именно дерево, не важно. Важно, как выглядит по цвету и по фактуре. Такие предпочтения группируются по регионам.
Алина: Какие планы есть у Cold Ray на дальнейшее развитие? Есть ли какие-то новые ниши, которые хочет занять бренд, или какие-то сферы, чтобы улучшить то, что есть?
Тимофей: У Cold Ray вполне конкретные цели. Пока мы планируем развивать те направления, которые взяли: «улучшайзеры», стойки. Стойки появились сравнительно недавно. Так получилось, что хороших, классных стоек, по нашему мнению, на рынке-то особо и нет.
Поэтому, с одной стороны, стойки стали логичным продолжением истории с подставками и антирезонансными приспособлениями, а, с другой стороны, решением конкретной бизнес-задачи. Поиск адекватного поставщика грамотных стоек зашел в тупик, и мы решили сделать их самостоятельно. Тем более, что в целом ничего сложного нет.
Понятно, что есть определенные проблемы, но мы, во-первых, понимаем, что нам надо, во-вторых, у нас есть немецкое деревообрабатывающее оборудование, в-третьих, мы знаем, какие элементы мы сами не можем изготовить и потому нужно заказывать их где-то на стороне. Дальше был достаточно длительный вопрос конструирования. Как-то все это сложилось, и получился очень клевый продукт.