Как выжить бизнесу в условиях «уберизации» экономики: мнения экспертов

Последний опрос топ-менеджеров, проведенный IBM, показал, что главы компаний во всем мире делают ставку на новейшие технологии. Именно за счет их внедрения они планируют повысить свои конкурентные преимущества.

Однако в этом же опросе топ-менеджмент выразил опасение, что так называемая «уберизация» экономики заставит уйти с рынков часть традиционных игроков по причине дестабилизации отраслей из-за появления неочевидного конкурента. Всего за два года процент топ-менеджеров, которые допускают возможность конкуренции с компаниями из других отраслей, вырос более чем на четверть (с 43% в 2013 году до 54% в 2015).

В эфире РБК-ТВ на эту тему высказались Андрей Филатов, генеральный директор IBM в России и СНГ, Алексей Ананьев, председатель совета директоров группы компаний «Техносерв» и Михаил Малахов, директор управления Сбербанка России.

«Мегамозг» предлагает порассуждать об этом вместе с экспертами.

О тренде «уберизации» и опасениях


Михаил Малахов:

Мне кажется, сам этот термин не совсем верный, потому что это не тренд «уберизации», а просто некие современные технологии — мобильные девайсы, интернет, облака. Они дают новые возможности, которыми в общем-то и начинают пользоваться. Поэтому Uber — это один из примеров того, как это можно все вместе связать и занять определенную нишу, создав новую ценность для клиента.

Мне кажется более важно говорить о том, что сейчас появляется новый вид услуги: клиент по нажатию одной кнопки может получить сервисы совсем другого качества, чем они были раньше.


Алексей Ананьев соглашается с ним:

Uber — пример того, как создаются дополнительные сегменты бизнеса. Говорить о том, что эти сегменты поглотят традиционный бизнес было бы слишком общо. Особенность uber-подобных бизнесов состоит в том, что их создатели выбирают тот сегмент из общего набора продуктов и услуг, которые они выдергивают из поля регулирования. Именно на этом строится бизнес. Если бы они соответствовали всем требованиям, которые регуляторы распространяют на участников рынка, они не смогли бы создать эти услуги. Мы видим это не только на рынке перевозок, но и на финансовом рынке, рынке ретейла.


Андрей Филатов:

Сейчас нужно меньше затрат на стартовый капитал, чтобы что-то начать создавать. Безусловно будут появляться компании, аналогичные Uber, они безусловно будут создавать конкуренцию компаниям из традиционных секторов экономики.

Я бы хотел отметить коллег из Сбербанка, которые очень точно оценивают возможные конкурентные угрозы с этой стороны и делают проактивные шаги. Сегодня это, наверно, самый инновационный банк на [российском] рынке.


Об «Uber-банках»


Михаил Малахов:

Я думаю, не совсем правильно говорить, что это будет Uber-банк, это будет, скорее, сервисная компания. Сбербанк сейчас пытается разрабатывать не продукты, а сервисы. «Сервис под ключ» — новый тренд: клиент может прийти и ему обеспечат полную инфраструктуру, где он будет реализовывать свой бизнес.


Алексей Ананьев:

На самом деле, те задачи, которые стоят перед предприятиями финансового сектора, уже формулируются не таким образом, что клиент должен прийти, [а наоборот] клиенту не нужно приходить. Тенденция, которую мы видим во всем мире, — это либо полный отказ от банковских отделений, либо принципиальное переформатирование с существенным сокращением их числа.

И в банк клиент приходит только, когда ему нужна консультация специалиста, которую он не может получить по любому другому каналу. Подавляющее большинство представителей малого и среднего бизнеса не приходят в банк вообще. Тот набор сервисов, который появляется, в большинстве своем ориентирован на широкие круги клиентской аудитории, а именно на ретейловых клиентов.

Интересное дело состоит в том, что эти стартапы [в финансовой сфере] предлагают услуги для потенциальных заемщиков за рамками банка. Если оказывать услуги по предоставлению кредитов, пользуясь той системой рисков, которая есть в Сбербанке, в любом другом серьезном банке (а эта система рисков исходит из нормативов регулятора), то ни один стартап не способен это сделать. Стартапами в финансовой сфере пользуются те люди, которые не могут прокредитоваться в банке.


О шансах на успех в условиях «уберизации»


Алексей Ананьев:

Одно из проявлений той тенденции, которую мы видим во всем мире, — это то, что лидеры рынка наряду с фокусировкой на своем традиционном бизнесе, создают рядом с собой либо венчурные фонды, либо [другие] структуры, которые занимаются сбором стартапов и их акселерацией. Из этого процесса появляются идеи и продукты, которые могут использоваться для подпитки и расширения собственного бизнеса.

В том случае, если появятся идеи, которые могут быть применены и другими игроками рынка, тогда и появляется шанс увидеть очередной Uber.

А вообще эти стартапы и «уберизация» [в целом] — это в первую очередь ориентация на сервисный сегмент, агентский и массовый потребитель. Есть две критические предпосылки — отраслевой сегмент, который можно вытащить на свободу из-под жесткого регулирования и использование технологий, которые при минимальных фиксированных затратах сделают эту структуру массовой.


«Те компании, которые найдут правильный баланс между новыми технологиями и традиционными, будут наиболее успешными», резюмирует Михаил Малахов.

© Megamozg