Как создать онлайн-митап для коллег, который им полюбится
Всем привет! Меня зовут Марина, и в этой статье я расскажу вам про свой опыт развития направления DevRel в компании ГНИВЦ. Речь пойдет об онлайн-митапе, который помог нашей компании сплотить сотрудников и стал одним из источников передачи информации между подразделениями.
В ГНИВЦ работает более полутора тысяч человек, компания насчитывает несколько департаментов, а отделов настолько много, что их сложно сосчитать. Структура компании многосложная, а проекты разносторонние и различного масштаба.
Одна из проблем крупных компаний — это недостаток коммуникации между обособленными сообществами аналитиков, тестировщиков, Go-разработчиков, Java-разработчиков, JS-разработчиков и т.д. Члены одного сообщества не знают, чем могут быть полезны другому и наоборот.
В нашем же случае проблема коммуникации осложнялась и географией компании.
У ГНИВЦ восемь регионов присутствия: Москва, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, Волгоград, Санкт-Петербург, Кемерово и Новосибирск.
Когда команды разбросаны по разным уголкам страны, имеют различный опыт и направления работы, поддерживать общение между сотрудниками и оставаться в одном информационном потоке становится трудно.
Один из способов решения этой проблемы — организация онлайн-митапов. В статье мы поделимся опытом создания таких мероприятий, расскажем о сложностях и их преодолении.
Frontend-пятницы. Юность
Изначально в 2021 году мы начали устанавливать связи между фронтенд-разработчиками из разных команд: мы знали, что они мало контактируют друг с другом. Как пришло осознание? В немноголюдном чате Frontend-разработки участники часто задавали одни и те же вопросы. Ребята мало делились опытом.
Мы решили начать устраивать онлайн-митапы, где коллеги могут узнавать что-то новое. Не забывали и о разработанных нашим отделом Frontend-инструментах: чтобы сделать их качественнее, мы хотели получать обратную связь и решать возникшие затруднения в прямом эфире. Рассказывали слушателям про единые инструменты и стандарты оформления кода. И, конечно, знакомили между собой разработчиков из разных проектных команд.
Мало кто знал о создаваемой нами дизайн-системе. Когда разработчик проектировал новый пользовательский интерфейс, то кнопки и флажки часто делались им с нуля, хотя в то же время у нас были готовые библиотеки с необходимыми компонентами, которым были подобраны цвета, шрифты и расстояния так, чтобы вместе компоненты смотрелись гармонично.
Поэтому первые выпуски онлайн-митапа для фронтенд-разработчиков состояли из демонстрации работы с инструментами дизайн-системы. Назвали мы эфиры Frontend-пятницей.
Мы организовывали мероприятие с чистого листа: подбирали тему для выпуска, продумывали план, добавляли новости в выпуск, а также писали сообщения для анонсов.
Это обложка первого выпуска
Один из сложных этапов в построении любого мероприятия — это подбор интересной зрителю темы. А как понять, что тема интересная? Самое простое — спросить аудиторию. Не помешает и проявить навыки сыщика: поискать часто задаваемые вопросы.
В первых выпусках Frontend-пятниц мы освежили знания проектных команд по темам, связанным с качеством кода: ведь если разработчики нашей команды начали подзабывать некоторые важные разделы, то, скорее всего, и в других отделах тоже были проблемы.
Далее последовали доклады о специфике работе с нашими библиотеками. В эфирах разработчики показывали правильное применение библиотек и разбирали случаи, в которых возникали трудности.
Темы были не только про Frontend, например, был выпуск по созданию е2е-тестов и unit-тестов. Вместе со спикерами мы рассматривали все, что могло быть полезным в профессии разработчика.
Разработчики — ребята прямолинейные и на первое место ставят качество получаемой информации. Для них визуальная составляющая имеет невысокий приоритет. Но так как мы имеем дело с Frontend-разработчиками, то дело обстоит немного иначе. Визуал для них тоже важен, поэтому мы однажды оформили презентацию к выпуску рукописными надписями и забавными персонажами. Ребятам это понравилось! Даже один прямолинейный и принципиальный разработчик (причем не с самым легким характером, if you know what i mean) оценил рисунки фразой: «Сегодня был самый красивый выпуск».
Под конец 2021 года мы проводили онлайн-митап каждую неделю. Для выбора приоритетных направлений на 2022 год мы провели опрос во Frontend-сообществе. С радостью отметили, что эфиры стоят в тройке пунктов-лидеров:
Результаты опроса в сообществе Frontend-разработчиков ГНИВЦ (некоторые пункты
я адаптировала для лучшего понимания, где-то убрала названия согласно политике компании)
Мы всегда хотели, чтобы слушатели приходили на эфир для ощущения «живой» атмосферы и удовольствия от обсуждения технологий с коллегами.
Frontend-пятницы. Зрелость
Мы продолжали спрашивать разработчиков, что они хотели бы рассказать, и также сами предлагали темы. Добавился раздел обзора новых и перспективных Frontend-технологий.
После выбора темы спикер составлял план по выступлению, далее мы его корректировали и показывали руководителю или тимлиду. После правок выступающий готовил свой доклад на публику. План необходим, чтобы нам было легче понять рассматриваемые разделы в докладе. Хороший план помогает спикеру подготовить качественную презентацию.
Кстати, насчет выступлений… Вспоминается момент, когда один разработчик сильно волновался из-за выступления вживую и попросил дать ему возможность записать презентацию на видео. Он сильно переживал, а нам важно, чтобы нашим спикерам было комфортно, и мы стараемся им помогать, поэтому отнеслись к просьбе с полным пониманием и принятием. В итоге запись оказалась хорошей. В течение видео спикер рассказывал и демонстрировал обзор Sequelize. Это инструмент для работы с СУБД без SQL для Node.js.
От наших чутких зрителей не скрылось, что выступление записано заранее, а мы словили негатив. Коллеги хотели слышать томные вздохи и заикания от волнения:))
Выпуск все равно получился душевным, спикер уже в живую ответил на все вопросы, продемнострировал еще раз те примеры, которые зрителям показались непонятными.
Но больше мы такого эксперимента не проводили, все было по-старому: с молчанием, вздохами невпопад и вставками из слов-паразитов. Так мы поняли важный момент: зрителю важно живое выступление.
Вернемся к созданию митапов. Совместно с выступающим мы придумывали креативное название выпуска, отражающее суть будущего показа.
Пара примеров:
Свет в конце бэкенда
Чистота — залог здорового кода
Я тебя породил, но я тебя не убил. Наследник языка JavaScript
Шутки с огнем: профессиональное выгорание и борьба с ним
Мы старались делать выпуски тематическими. Например, одна из пятниц носила название «Флаг вам в руки: близкое знакомство с чекбоксами и радиокнопками» и была оформлена в пиратском стиле. Ниже приведу пару примеров иллюстраций из этого выпуска.
Обложка выпуска «Флаг вам в руки: близкое знакомство с чекбоксами и радиокнопками»
Слайд с конкурсом
Завершающий слайд выпуска
Не будем говорить, что не было сложностей. Например, были трудности по выбору темы выпуска. В начале статьи мы говорили, что искали темы в чатах выпусков, обсуждали с самими спикерами. Но после десятков проведенных митапов всем начинает казаться, что рассмотрели уже все.
На случай сложностей по подбору предметов обсуждений у нас был создан файл с идеями для выступлений. В него добавлялись темы, которые находились спонтанно: в спорах, обсуждениях и даже при флуде.
Конечно, находили предложения и на просторах профильных сообществ за пределами компании.
Для планирования выступлений был создан список будущих эфиров с примерными названиями выпусков и описанием. Это помогало спикеру ориентироваться на определенную дату. Многие из выступающих начинали готовиться заранее.
Заблаговременная подготовка выручает при форс-мажорах: например, при болезни выступающего или других внезапных обстоятельствах. В такие моменты опустевший слот занимал спикер следующего выпуска.
Помимо трудностей, конечно, были и радости. Мы чувствовали невероятный прилив сил, получая сообщения с благодарностями от ребят.
Отзывы участников нашего сообщества о прошедшем выпуске
Подготовка к выступлению и сам выход — волнительное и сложное занятие. Скорее, в эмоциональном плане: будущему спикеру сложно решиться на выход «в свет».
«Зачем мне выступать? Я не планирую быть спикером в будущем» — комментарий всплывал регулярно.
Было несколько аргументов, которые могут помочь посмотреть на выступления с позитивной стороны:
Демонстрация вашего решения/инструмента. Как часто вы рассказываете и тратите время на каждого спрашивающего в личке? Может, лучше отправить ему запись выступления по этому решению для самостоятельного разбора?
Прокачать навыки публичных выступлений. Это поможет в демонстрации решения заказчику и на рабочих созвонах, когда нужно аргументировать свою точку зрения.
Получить признание коллектива. Возможно, это не самый важный фактор для рассмотрения повышения, но может быть полезным дополнением к заслугам :)
Признайтесь, кто сейчас все еще пребывает в сомнениях, что выступать все-таки сложно? Наша статья подтверждает, что это совсем не просто. Но лежать в направлении пути уже успех, так что советуем хотя бы попробовать.
Митапы для всех: DevRel-пятница
В сообществе фронтенд-разработки были сделаны первые пробы того, как можно выстроить направление DevRel. Спустя время мы решили проводить онлайн-митапы на всю аудиторию сотрудников компании.
Хотелось, как и прежде, давать пользу коллегам. А что именно и как привносить? Задумались и поняли, что некоторые решения аналитиков могут быть полезны разработчикам, руководителям проектов и другим сотрудникам.
Например, это может быть шаблон по Руководству Администратора. Аналитик может дать девопсам шаблон документа с готовыми заготовками текста: в них проставлены отступы, выбран необходимый шрифт и размер букв. Вместо заготовок можно вставить свой фрагмент текста и приложить код, который с помощью готовых стилей можно быстро оформить. Неподготовленному пользователю будет сложно разобраться с работой в таком документе. Он будет ругаться и все делать по старинке. Проблемы при работе с таким документом отчасти решаются в прямом эфире: аналитики показывают принципы взаимодействия с шаблоном, а также отвечают на вопросы.
Это одна из тем на онлайн-митап для сотрудников разных направлений.
Мы решили начать эфиры с освещения внутренних проектов, потому что со многими сервисами не все сотрудники были знакомы. Волевым решением мы зафиксировали время эфиров как и раньше — в пятницу. Даже название изменилось незначительно — DevRel-пятница.
На первые выпуски пришло много человек — более 180 (мы следим за метриками!).
Выпуски Frontend-пятниц были посвящены одной теме, но на DevRel-пятнице мы совмещали выступления и двух, и даже трех спикеров. Это возможно только если выступления небольшие. Максимум 15 минут на доклад и 5 минут на вопросы. На коротких выступлениях обычно презентуют релизы платформ и улучшения представленных ранее решений.
Масштабным темам мы уделяли больше времени. Чаще всего эфир длится полтора часа, и большинство зрителей остаются до самого конца.
Мы решили посвятить разбору таких тем как можно больше времени: спикеры ответят на все вопросы, разберут ключевые моменты, продемонстрируют решения рабочих проблем, а заодно получат пищу для размышлений после обратной связи аудитории.
Некоторым спикерам кажется, что полтора часа для эфира — много. Недавно один из аналитиков презентовал на DevRel-пятнице аналитический шаблон. Когда доклад был только в процессе, мы обсуждали длительность демонстрации:
— Дорогой спикер, сколько по времени ты будешь выступать?
— 15 минут.
— Хорошо, поставим на всякий случай эфир длительностью 1,5 часа.
— Да нет, столько не нужно!
Но мы уже опытные — настояли на своем. Сократить длительность эфира всегда можно, а вот увеличить… Эфир аналитиков длился один час и двадцать минут! Было много вопросов и обсуждений.
Визуальная часть выпусков DevRel-пятниц изменилась: создали цифровую брошюру-анонс предстоящего выпуска, оформление самого эфира переделали с учетом корпоративного стиля, добавили цвета.
Брошюра с анонсом для первого выпуска DevRel-пятницы
Решили, что добавление цвета выступлениям будет к месту — как на большой конференции! Вроде деталь незначительная, но, на мой взгляд, выглядит интересно:)
Правда, мы некоторое время многих успокаивали, что никуда идти не надо и искать ссылки на залы тоже:) Вот она, публика, любящая конференции!
Подводим итоги
Иногда мне кажется, что особых сложностей в создании онлайн-митапов нет. Тем не менее, на создание выпуска уходит достаточно сил, ведь мы пытаемся сделать каждый эфир не только полезным, но и легким.
Оглядываясь назад, я думаю, что это прекрасный опыт, который хочется проживать вновь и вновь. Эмоции, которые ощущаешь после каждого «спасибо», «классный выпуск» — заряжают на свершения!
Нет идеального рецепта митапа. У каждого могут быть свои «ингредиенты» для приготовления. Моя статья рассказывает про закулисье и подготовку нашего онлайн-митапа.
Не стоит рассматривать онлайн-митап как волшебную пилюлю. Потому что такое мероприятие — только один из инструментов DevRel-а, не менее важны также статьи, пост-релизы, подготовка выступлений на конференции и многое другое.
Если у вас остались вопросы или предложения, я с радостью отвечу:)