Как работает Netflix
Успех «Нетфликса» обеспечили высокие технологии, но за ними стоит целая философия, которая сделала эту философию эффективной. Систему, которая заставляет миллионы людей одержимо кликать по красно-белым кнопкам, легко отказываясь от многолетней традиции просмотра фильмов в кино, а сериалов по ТВ.
Привет! С вами Ефим Гугнин! И сегодня мы постараемся разобраться, как работает Netflix. А для этого нам придётся немного отмотать время назад.
1997 год. Интернет только-только набирает популярность и пока связывает жалкие 10 миллионов компьютеров.
Все сериалы и фильмы люди смотрят в кино, по кабельному либо эфирному ТВ, ну или заказывают видео в прокате. В это непростое время 37-летний Рид Хастингс, бывший военный и работник Корпуса мира, а ныне компьютерный инженер и предприниматель, решается на авантюру.
Вместе со своим другом Марком Рэндальфом: он открывает бизнес по аренде DVD-дисков и называет компанию Netflix.
Почему авантюру? Во-первых, рынком видеопроката почти единолично правит «Блокбастер», который явно не спешит оставлять лидирующие позиции; во-вторых, на момент запуска Netflix формат DVD существует всего несколько месяцев, его коммерческий успех неочевиден, и большинство семей до сих пор пользуется VHS-кассетами. Ну и, наконец, вместо того, чтобы дать клиентам по старинке арендовать фильмы в видеопрокате, Хастингс решает работать исключительно через интернет и доставлять диски на дом.
И хотя сейчас это кажется обыденным и по всем параметрам комфортным решением, многие бизнесмены в 1997-м его откровенно не понимали: мол, а зачем клиенту лазить по какой-то сети и заказывать диски домой, если он может просто встать с дивана до ближайшей точки «Блокбастера», которые в тот момент были буквально везде.
Но в отличие от них, Хастингс понимал очень простую, но важную для наступающего цифрового века истину: люди не любят вставать с дивана.
А знаете, что люди любят ещё меньше, чем вставать с дивана? Заполнять бумаги, подписывать договоры, рассчитывать расходы на курьеров и почту, нервно отмечать дни в календаре, чтобы не дай бог не просрочить аренду диска и получить сверх обычной платы несоразмерно большой штраф.
Все эти мелкие, вроде как обязательные неприятности, на которые другие компании попросту не обращали внимания, принимая их как должное, «Нетфликс» хотел минимизировать до простейшего набора действий: кликнул — получил — посмотрел — отправил обратно.
Всю бумажную волокиту «Нетфликс» взял на себя, а в 1999 году ещё и сменил одноразовую аренду на ежемесячные безлимитные подписки. Теперь клиент при всём желании не мог просрочить аренду диска. Разве что украсть его, чем, как ни странно, в девяностые-нулевые преступники активно промышляли.
Идею безлимитной подписки многие встретили, мягко говоря, скептично. Аналитики предвещали, что система окажется убыточной, и не только из-за вероломных «дисковых крадунов». Ведь клиенты при желании могут арендовать столько фильмов, что те попросту превысят стоимость подписки.
Сделать это было не так уж сложно, тем более что доставка у «Нетфликс» работала достаточно быстро. Вместо того, чтобы, как другие компании, отправлять всё из центрального офиса, Хастингс дальновидно расположил отделения по всей Америке, а позже и в Канаде, чтобы человек из любого штата мог получить диски в кратчайшие сроки.
И в этот раз опасения скептиков, кажется, почти оправдались: некоторые клиенты действительно превышали этот неписанный лимит. Против таких отчаянных домашних «синефилов», впрочем, скоро придумали систему защиты, не особо честную, но абсолютно законную — известна она как Throttling.
Суть её в следующем: если на складе «Нетфликса» оставалась одна копия, скажем, «Людей в чёрном», а заказали картину сразу два клиента, то посылку отправляли тому, кто арендует реже. А второму приходилось ждать, пока придёт посылка из другого отделения «Нетфликса».
Но даже эта система не спасла компанию от убытков: к 2000 году «Нетфликс» начал понемногу терять прибыль. В какой-то момент компанию попытались даже купить владельцы «Блокбастера». К соглашению так и не пришли. В «Блокбастер» не согласились с выставленной Хастингсом ценой в 50 миллионов долларов и совершили, конечно, роковую ошибку.
Впрочем, одной быстрой доставки и безлимитной подписки было мало, чтобы занять прочную позицию на переполненном рынке видеопроката, да и с началом 2000-х у «Нетфликса» появились конкуренты, которые осваивали интернет и дистанционное общение с клиентами. Даже консервативная «Блокбастер» в один момент запустила собственную службу доставки.
Так что же выделяло «Нетфликс» на их фоне? В первую очередь, контент. Конкуренты «Нетфликса» не сильно-то задумывались над библиотекой фильмов.
У тех же «Блокбастер» целых 70% каталога состояло из новых релизов.
У «Нетфликс» — всего лишь 30.
Остальное — кино любых годов и жанров, от немой классики до странного «грайндхауса». Компания стремилась охватить любые вкусы, включая самые специфические, и постоянно расширяла библиотеку. Если на момент старта в их каталоге было всего 952 картины, а больше тогда на DVD и не существовало, то к 2005-му число возросло до 35 000.
Но главное, что отличало «Нетфликс» — это алгоритмы. Сложная цепь микросервисов и маленьких независимых программ для подстройки сайта под каждого конкретного пользователя. Они подбирают те фильмы и сериалы, которые с большей степенью вероятности понравятся клиенту, чтобы тот возвращался снова и снова.
По сути это цифровая замена тех самых бедных скучающих работников проката, которые пытались расшифровать путаные желания клиентов.
Первый такой алгоритм, Cinematch, удачно подбирал в 75% случаев. Удачно в том смысле, что рекомендуемый фильм получал ± пол балла от оценки фильма, на основе которого выпала рекомендация.
Cinematch принимал во внимание разу несколько факторов: первое — сами фильмы, отсортированные по жанрам, годам выпуска, режиссёрам и актёрам; второе — рейтинги отдельного клиента, список его арендованных фильмов и тех, которые он поставил в очередь; и наконец, третье — общий рейтинг всех пользователей «Нетфликс».
Эта система помогла Cinematch избегать банальностей типа, если вы поставили «Криминальное чтиво» и поставили ему высокий балл, то вам порекомендуют «Бешеных псов». Cinematch выстраивал куда более далёкие параллели на основе оценок других пользователей и часто выдавал совсем не очевидные результаты.
Работает это так: допустим, вы заказали и высоко оценили «Криминальное чтиво»; Cinematch находит других людей, которые тоже поставили высокую оценку «Криминальному чтиву»; дальше Cinematch выясняет, каким ещё фильмам эти люди ставили высокую оценку и, например, внезапно обнаруживает, что сразу несколько людей ставили высокую оценку «Бэйбу четвероногому малышу».
Оно сопоставляет количество этих людей и высчитывает вероятность, с которой вам лично может понравиться «Бэйб». Закончив, продолжает цепочку, связывая воедино всё больше, казалось бы, не очень-то похожих друг на друга фильмов. Cinematch с одинаковым успехом мог посоветовать классику, блокбастеры и независимое кино, не ограничиваясь в рекомендации только популярными фильмами.
Конечно, он основан на сухой математике. Но, в отличие от других подобных систем, которые зациклились на популярных именах и жанровой принадлежности, он скорее имитирует что-то вроде сарафанного радио, цепи совершенно живых рекомендаций от людей с похожими вкусами.
И, согласно статье «Нью-Йорк Таймс», эта система привела к тому, что люди по всей Америке стали уделять гораздо больше внимания независимым релизам, в том числе и тем, что не собрали больших денег в кинотеатрах.
Например, считается, что именно «Нетфликс» спас фильм «Разговор» Фрэнсиса Форда Копполы от забвения. Его невозможно было найти в магазинах видеопроката и по ТВ его не крутили.
Но Рид Хастингсу 75% было мало.
Он вообще не из тех, кто соглашается на «достаточно хорошо», и в 2006 году «Нетфликс» запустила конкурс на создание новой системы рекомендаций с призовым фондом в 1 миллион долларов.
В 2009-м приз выиграла команда BellKor`s Pragmatic Chaos — их алгоритм работал лучше Cinematch на целых 10%.
Сейчас алгоритм «Нетфликс» работает не только с оценками пользователей, людей с похожими вкусами, но и его демографическими данными — полом, расой, местом жительства. Причём подстраивает под клиента «Нетфликс» всё, вплоть до афиш своих фильмов и сериалов.
Так, недавно, портал «Скайньюс» поднял скандал: они заметили, что «Нетфликс» показывает темнокожим пользователям специальные адаптированные постеры, в которых темнокожих героев выводят на первый план, даже если в самом фильме они играют очень второстепенные роли.
Соответственно, чем больше вы пользуетесь «Нетфликсом», тем больше данных о вас собирает сайт и тем персонализированнее выглядит его главная страница. Жутковато? Пожалуй. Но, видимо, работает.
В 2007-м «Нетфликс» анонсировал бета-тест The Watch Now — нового сервиса, предлагающего клиентам просмотр фильмов в формате онлайн-стриминга вместо аренды DVD-дисков. Это прямой предок того «Нетфликса», каким мы его знаем сейчас. В отличие от многих конкурентов, которых популярность интернета поставила в тупик и привела к банкротству, как случилось с теми же «Блокбастер», «Нетфликс» был готов к переменам.
Ради того, чтобы упростить процесс просмотра и создать систему рекомендаций, «Нетфликс» с самого начала использовал возможности цифровой эры. Вставать с дивана теперь не нужно даже для того, чтобы принять доставку.
Пункты выдачи по всей Америке эволюционировали в сети серверов, которые быстро передают фильмы из огромного каталога в любую точку земного шара, и всё это в высочайшем разрешении.
Продвинутые алгоритмы ежесекундно составляют миллионы рекомендаций, чтобы клиенты ну никак не смогли остановиться и смотреть, и смотреть, и смотреть, и смотреть, и смотреть…
С 2013-го «Нетфликс», которые уже имели опыт создания оригинальных фильмов, начали производить для своего сервиса оригинальный контент. Первым сериалом, гордо нёсшим на себе плашку Netflix Original, стал «Карточный домик», адаптация одноимённого сериала BBC 1999 года.
Выбор, кстати, тоже частично основанный на сухой математике: всё дело в том, что оригинальный британский мини-сериал был очень востребован пользователями «Нетфликса». В 2015-м «Нетфликс» начал сотрудничество с «Марвел», которое, правда, уже закончилось. В 2016-м после ребрендинга компания, наконец, вышла за пределы континента и начала работу в 150 странах по всему миру.
В 2017-м «Нетфликс» выкупил издательство Millarworld Марка Миллара, автора комиксов «Пипец» и «Кингсмен». В 2018-м заключил сделку с «Парамаунт» на создание совместных фильмов и в этом же году получил первую номинацию на лучший фильм на «Оскаре» за «Рому» Альфонсо Куарома. В 2019-м, совсем недавно, «Нетфликс» подписал договор с Dark Horse на создание сериалов по мотивам из комиксов.
Очевидно, компания не собирается сбавлять обороты: с 2013 года они выпустили 249 фильмов и более 400 сериалов, не считая тех, права на которые они купили уже после производства. В их планах — в десятки раз больше, в том числе новые фильмы Мартина Скорсезе, Рона Ховарда, Чарли Кауфмана, Зака Снайдера, Ноа Бомбака и, внезапно, Майкла Бэя.
Конечно, у «Нетфликс» всё ещё множество нерешённых проблем: странная региональная политика, при которой клиенты в странах типа России платят столько же, сколько и в США, но получают в десятки раз меньшую библиотеку фильмов и сериалов; большое количество откровенно проходного контента, особенно среди полнометражных фильмов; наконец, не сильно адекватное отношение к кинотеатральному прокату — всё-таки обидно, что ту же «Рому» и «Ирландцы» Скорсезе не посмотреть на большом экране за пределами США.
Но отрицать, что «Нетфликс», как и его стриминговые конкуренты, вроде Amazon Prime и Hulu, навсегда изменили кино- и сериальную индустрию, бессмысленно. Контента стало в десятки раз больше, конкуренция увеличилась, маленькие авторские фильмы, наконец, получили дорогу в обход кинотеатров, которые давно захватили большие блокбастеры. Сериалам теперь необязательно ждать, когда их эфирное и кабельное начальство выдаст им адекватное место в сетке кинопоказа.
Да и их влияние не ограничивается творческой частью кинопроцесса. «Нетфликс», опять же, по причинам сугубо маркетинговым, несколько лет двигает техническую часть киноиндустрии вперёд. Так, в 2018 году компания запретила авторам, снимающим для неё оригинальный контент, использовать камеры «Арриолекса» (на секундочку, самые популярные в Голливуде).
А всё потому, что максимально она поддерживает разрешение в 3,2К, а «Нетфликсу» по стандарту необходимо все 4К. После долгих препирательств и скандалов ARRI выпустили новую камеру с сенсором в 4,5К.
«Нетфликс» даже обязывает своих авторов использовать технологии HDR и Dolby Atmos, а недавно компания запустила программу по развитию технологий съёмки Netflix Post Technology Alliance. Теперь все инструменты, от камер до софта, которые соответствуют стандартам компании, могут использовать их логотип.
Остаётся лишь наблюдать, куда прогресс заведёт искусство на этот раз. Может, всё авторское кино скоро совсем уйдёт из уютных зало кинотеатров на стриминговые сервисы. Может, стриминги положат конец затянувшейся эре блокбастеров в кино.
А может, случится что-то другое… Но случится точно. В 2019 году количество зрителей «Нетфликса» впервые с нулевых начало падать, и компания явно не собирается просто сидеть и наблюдать.
В конце концов, сидеть и наблюдать — это наша, зрителей работа.
Спасибо, что остаётесь с нами. Вам нравятся наши статьи? Хотите видеть больше интересных материалов? Поддержите нас, оформив заказ или порекомендовав знакомым, 30% скидка для пользователей Хабра на уникальный аналог entry-level серверов, который был придуман нами для Вас: Вся правда о VPS (KVM) E5–2650 v4 (6 Cores) 10GB DDR4 240GB SSD 1Gbps от $20 или как правильно делить сервер? (доступны варианты с RAID1 и RAID10, до 24 ядер и до 40GB DDR4).
Dell R730xd в 2 раза дешевле? Только у нас 2 х Intel TetraDeca-Core Xeon 2x E5–2697v3 2.6GHz 14C 64GB DDR4 4×960GB SSD 1Gbps 100 ТВ от $199 в Нидерландах! Dell R420 — 2x E5–2430 2.2Ghz 6C 128GB DDR3 2×960GB SSD 1Gbps 100TB — от $99! Читайте о том Как построить инфраструктуру корп. класса c применением серверов Dell R730xd Е5–2650 v4 стоимостью 9000 евро за копейки?