Как не сойти с ума владельцу стартапа?
Два года назад, работая управляющим популярного онлайн-сервиса, я частенько прокручивал в голове сценарий создания собственной компании. Все было как в кино со счастливым концом — успех казался неизбежным.
Лишь относительно недавно, когда работа над Омнидеском была в самом разгаре, я понял, насколько все-таки реальность отличается от воображаемых будущих свершений. Знания, получаемые на наемной работе, очень полезны, я бы даже сказал, что без них никуда, но они не делают из вас успешного предпринимателя. Они не помогают избежать трудностей, которые появляются на пути создания собственного бизнеса.
«Сюрпризы» поджидают на каждом углу. И они приходят не одни. Вместе с ними шагают страхи и сомнения. Именно тому, как выстоять, оставаясь в здравом уме, и будет посвящена эта статья.
Must have экипировка Теперь меня совсем не удивляет тот факт, что 90–95% стартапов терпят крах. Ведь это чертовски сложно. Многие думают, что «гениальной» идеи достаточно для успеха. На самом же деле начинать стартап, имея только идею, все равно что бросаться грудью на амбразуру. Так вы точно не попадете в заветные 5–10%.
Перед началом нужно, как минимум, убедиться в наличии базовой экипировки. Ни в коем случае не создавайте стартап без тройного «бронежилета» — опыта, навыков и уверенности в собственных силах. Каждая из этих составляющих будет подвергаться серьезной проверке на прочность, поэтому их «толщина» должна быть соответствующей.
Опыт в выбранной вами тематике необходим для понимания потребностей будущих клиентов. Он может быть основательным, косвенным или, как некоторые считают, поверхностным, но он обязателен. В противном случае вы будете похожи на школьника, который пытается создать качественный B2B-сервис.
Без навыков (кодинг, дизайн, продвижение) вы не сможете стать неотъемлемой частью команды, а это смерти подобно. Забудьте о варианте, при котором вы являетесь крутым боссом, отдающим приказы и плюющим в поток. В этом плане стартапы очень сильно отличаются от крупных оффлайновых компаний, в которых размах бюрократии и «родственных назначений» таков, что даже тракторист может занимать управляющую должность. В стартапах нет лишних людей — каждый должен пахать и выкладываться по полной.
Уверенности должно хватить, чтобы наполнить вагон и маленькую тележку. Путь будет долгим и извилистым. Каждый божий день придется принимать кучу непростых решений. Если же изначально уверенности недостаточно, то вы рискуете совсем отчаяться по ходу дела. При этом не путайте уверенность с полным отсутствием страха. Если вы — владелец стартапа, который ничего не боится, значит, плохо понимаете, во что ввязываетесь.
Тысяча и одна пуля Вы полностью готовы и решаетесь на этот шаг. Экшн начинается без промедления. Никакого разогрева. Они летят со всех сторон, и каждая отличается от предыдущей. Да, я говорю о вражеских пулях разного калибра. О сомнениях и страхах, которые будут нещадно терзать ваш бронежилет.
Моя битва началась чуть более года назад, а первое сражение — запуск Омнидеска — победно завершится через несколько дней. Рассказать о том, что будет дальше не могу, так как мне лишь предстоит узнать об этом. Но с врагами первой линии фронта готов познакомить вас уже сейчас. Надеюсь, это поможет понять, насколько сложно испытание, которое все безобидно, а некоторые даже с презрением, называют «стартапом».
Пуля №1 — Так ли хороша идея проекта? Вы выбрали идею, которая вам безумно нравится. У вас есть необходимые опыт и навыки, а решение взяться за проект было принято не из-за того, что это просто «прибыльное дельце». Отлично, это действительно важно. Однако сомнения все равно никуда не денутся.
Вдруг продукт будет недостаточно востребован? Что если пользователи не увидят необходимости в вашем решении?
Вариантов копнуть глубже и приблизиться к истинным потребностям клиентов немало. Если вы еще не проводили анализ рынка и конкурентных решений, обязательно проведите. Можете пойти по пути MVP (Minumum Viable Product) или MDP (Minimum Delightful Product), чтобы снизить риски создания никому ненужного продукта.
Что бы вы ни выбрали, не пытайтесь просто копировать предложенную концепцию. Ее необходимо подстраивать под себя. Не стоит слепо чему-то следовать, если внутри вы чувствуете противоречия. В идеале нужно совместить все рациональные доводы и вашу «чуйку».
В этом смысле мне очень нравится аналогия, предложенная основателем WooThemes — Adii Pienaar:
Это похоже на хождение по длинному темному коридору. По мере продвижения над вами загорается свет. Но первый шаг всегда в темноту.
Лишь через какое-то время вы сможете понять, насколько хороша идея и верны принятые вами решения. Сейчас же постарайтесь довериться себе и двигаться вперед.Пуля №2 — Собраны ли правильные люди в команде? Найти хороших специалистов, которые вместе составят отличный коллектив, довольно непросто. Я уже писал о том, как нам повезло — мы смогли собрать супер-команду быстро и без особых усилий.
На прошлом же проекте дела обстояли менее удачно. Иногда горячее место оставалось вакантным месяцами. Были и начальные восторги, которые со временем сменялись разочарованием.
Правда в том, что одинаковых критериев для создания команды мечты нет. Многое зависит от того, сторонником какого стиля управления вы являетесь. Одни любят управление в стиле «fun», вторые предпочитают совковый вариант бесприкословного подчинения начальству, а кто-то выбирает «золотую» середину. От этого нужно отталкиваться, набирая сотрудников. Есть и любители работать из-под палки, и те, кто это органически не переваривает.
Меня, к примеру, не приводят в восторг чрезмерно веселые офисы. Нет, я не брюзга, и дело не в том, что теперь зарплаты выплачиваются из моего кармана. Я недолюбливал такой повсеместный fun даже тогда, когда был наемным работником. В такой «замечательной» обстановке мне тяжело работать. При этом я очень ценю профессионализм и ответственное отношение к делу. Вот и получается, что мне нужны способные, в меру веселые и самоорганизованные люди.
У вас, конечно, будут (или уже есть) свои критерии, в соответствии с которыми вы соберете собственную Команду «А». Но есть проблема. Несмотря на все это, вы не раз будете сомневаться, что сделали верный шаг, решив положиться на того или иного сотрудника. Это неизбежно. И вот тут важный момент.
Запомните, неприятные казусы случаются даже в лучших командах. Кто-то расслабляется. У кого-то черная полоса в личной жизни, которая волей-неволей сказывается на работе. Безобидные обсуждения превращаются в споры на повышенных тонах. Такое бывает. Поэтому научитесь не списывать людей быстро, если они в чем-то провинились. Вы когда-то совершали ошибки и принимали не самые лучшие решения. Вы учились и росли. Другие делают точно так же.
Пуля №3 — Оптимально ли организован рабочий процесс? Признаюсь, я обожаю системы управления проектами. Каждый раз, когда появляется новое решение, обязательно регистрируюсь и стараюсь хоть немного поюзать его.
На прошлом проекте мы активно использовали Мегаплан в течение нескольких лет. В личных целях мне немало служил Basecamp. Поэтому, когда возникла необходимость выбора системы управления проектами для Омнидеска, я воспринял это как дело чести.
За первое время мы перепробовали массу различных сервисов. Сначала остановились на Asana, но через неделю стало ясно, что нужно уходить. Пару дней попользовались Trello. После перешли на Basecamp. Не успели мы возрадоваться, как и на нем начали всплывать неустраивающие нас моменты. Задача стояла найти лучшее решение, поэтому я продолжил искать.
И тут, в один прекрасный момент, мне стало не по себе. Как можно столько времени тратить на поиски? Выбор системы управления проектами важен, но разрази меня гром, если он важнее создания Омнидеска. Нужно подстраиваться и работать, а не быть в вечном поиске. В результате мы решили остаться на Basecamp«е и выжать из него максимум.
Примерно та же история повторилась с Github«ом. Мы долго возились над созданием максимально продуманной и удобной структуры веток. В этот раз до нас дошло быстрее, но опять-таки с запозданием.
Мораль проста: окончательно все оптимизировать невозможно. В любом рабочем процессе есть место для улучшений. Важно научится расставлять приоритеты и понимать, когда пора двигаться дальше. Созидательные задачи зачастую важнее шлифовки, а в случае со стартапом их важность увеличивается в разы.
Цените время и не занимайтесь ежедневной оптимизацией, сокращая предназначенные для других задач часы. Если же вам тяжело дышать без подгонки под себя, то думайте о ней по пути домой и на работу, а изменения вносите в перерывах между основными задачами.
Пуля №4 — Как справиться с бесконечным списком задач? Последние годы я считал себя очень продуктивным. Всегда успевал выполнять большой объем работы за короткий период времени. Мог одновременно заниматься несколькими крупными задачами. Однако в этот раз моей продуктивности оказалось недостаточно.
Начиная стартап, вы думаете, что это лучшее занятие в жизни, ведь вы наконец-то сами вершите свою судьбу. Сводобные часы, работа в моменты вдохновения и отчеты только перед собой любимым. Но практически сразу становится понятно, что события развиваются иным образом. Противоположным, если говорить точнее. Иногда вы настолько вовлечены в административную рутину, что не остается даже минуты на основные задачи.
Дальше приходит осознание, что сейчас работы намного больше, чем тогда, когда вы были наемным работником. Все потому, что теперь задачи можно делегировать только двумя способами — отодвинуть вглубь своего списка дел или заплатить кому-то из пустеющего кармана за их реализацию.
Первое время я наблюдал удручающую картину — количество задач в Basecamp«e походило на снежный ком, мчащийся с высоченной горы. Требовались решительные меры. Рассмотрев разные варианты, я пришел к выводу, что выйти из этой ситуации поможет только повышение собственной продуктивности. Средств для найма дополнительной пары-тройки специалистов не было, поэтому нужно было выкручиваться самостоятельно.
Самое интересное заключается в том, что я не стал делать ничего нового. Уже несколько лет я регулярно читаю статьи и книги по продуктивности и самоорганизации. Именно этим я и продолжил заниматься, но стал читать иначе. Раньше это было «интересно», а теперь — «завтра же начинаю использовать».
Суть в том, что никакие статьи и книги не помогают вам, пока не припекло. Обычно мы воспринимаем чтение как полезный отдых. Когда же нужно что-то срочно менять, чтение начинает походить на охоту за дельными советами, которые можно сиеминутно применить на практике.
Я с радостью отмечу книги, подтолкнувшие меня полностью переосмыслить свой подход к постановке и выполнению задач. Но ничуть не удивлюсь, если они вам не помогут, так как читать их нужно в «тот самый» момент, а не интереса ради.
Сначала я наткнулся на «Эту странную жизнь» Даниила Гранина. На самом деле эту книгу можно назвать пособием по самоорганизации с большой натяжкой. В ней рассказывается история одного ученого времен СССР — А.А. Любищева, который, начиная с 26 лет и до самой смерти, вел строжайший учет своего времени. Книга даже не дает четких инструкций, тем не менее она магическим образом побудила меня войти в ряды истинных ценителей времени.
Второй находкой оказались »18 минут» Питера Брегмана. Здесь предостаточно конкретных советов. Правда, как и во многих западных трудах, почти все моменты повторяются несколько раз и не обходится без воды. Несмотря на это, эффект от прочтения во много раз перевесил недостатки — мне удалось преобразить свою систему разделения задач на списки, их приоритизации и выполнения.
Я даже не помышляю о том, чтобы склонить вас прочитать именно эти книги. В вашем случае катализатором может выступить информация из других источников. Как бы там ни было, необходимо понимать, что при переходе «работа по найму → управленец-собственник» без качественных изменений вашей личной эффективности и самоорганизации вы рискуете поставить под удар успех всего проекта.
Пуля №5 — Как не превратиться в руководителя-параноика? У большинства из нас была работа, на которой попадался помещанный начальник-ищейка. Он без устали следил за всем, что делает каждый из сотрудников. При этом, несмотря на круглосуточную слежку, еще находил время на придумывание «мотивирующей» системы штрафов. Знакомая ситуация, не так ли?
Я всегда был сторонником свободного графика. Кому-то нравится вставать в 6:00, я же с трудом встаю в 10:00. Соответственно, прилагал все усилия, чтобы находить компании с адекватными начальниками и условиями труда. Но даже в самых лучших местах были неприятные моменты. Видя все эти изъяны, я был абсолютно уверен, что в моей компании все будет по-другому.
Ирония заключается в том, что мы тоже ведем себя не лучшим образом, когда оказываемся во «вражеской» шкуре. Одно дело винить руководителя в слежке за каждым вашим шагом, другое — пытаться самому не потерять узды правления в компании. Даже если вы очень любите свободный график, поначалу будет сложно справляться с недоверием к вашим сотрудникам.
Вы приходите в офис, а сотрудника нет на месте. Вас начинает грызть какой-то червь изнутри — «Как так?». С этим довольно сложно справиться. Требуется время, чтобы научить себя обращать внимание исключительно на результаты, а не на внешние проявления. И все же есть сложность: результат нельзя увидеть сразу, а вот отстутствие кого-либо или безделье бросается в глаза моментально. Наберитесь терпения. Научитесь доверять членам вашей команды. У доверия есть отличное свойство изменять поведение нужных людей в лучшую сторону.
Пуля №6 — Как не переборщить с вовлеченностью в проект? Создавая собственную компанию, вы находитесь в довольно затруднительном положении, ведь при любом раскладе сильнее других «горите» проектом. Вы думаете о нем вечерами, на прогулках, в транспорте и даже на выходных.
С одной стороны, это отлично, ведь, скорее всего, вы бросили всё на карту, но с другой — радоваться особо нечему. Во-первых, ни в коем случае нельзя превращаться в одержимого. Если вы работаете по 12–14 часов в сутки, то совсем скоро просто зачахните. Эффективность стремительно упадет, и непонятно, чем это закончится в итоге. Во-вторых, сотрудники будут отставать от вас в плане «энтузиазма». Если вы не совладаете с собой, то начнете понапрасну обвинять их в отсутствии должной отдачи.
Нельзя терять здравый смысл. Работа (даже на себя) должна гармонировать с личной жизнью, а не поглащать все ваше время. Чрезмерный трудоголизм ни до чего хорошего не доведет. Об этом твердят многие и уже давно. Обязательно исследуйте этот вопрос и постарайтесь направить себя в правильное русло.
Увеличивайте не количество рабочих часов, а вашу эффективность на каждый из них. Высыпайтесь и отдыхайте. Я, например, практически полностью отключаюсь в выходные. Бывают, конечно, моменты, когда мне просто хочется потратить время на какую-то задачу по работе, и я с радостью делаю это. Но в целом пристально слежу за тем, чтобы был отдых от проекта. Это может показаться парадоксальным, но так и есть. Мне приходится заставлять себя не работать.
***
Пуля №1001 — Что если ожидания пользователей не оправдаются? Как бы вы хорошо не разбирались в теме, вероятность того, что все ваши решения будут восприняты на ура, стремится к нулю. Конечно, можно проводить исследования и опросы, но ведь известно, что пользователи часто сами не знают, чего они хотят. Поэтому готовьтесь к тому, что реализация какой-то части проекта не вызовет особого восторга.
Не расстаривайтесь и не опускайте руки. Смотрите шире. У вас должна быть миссия, которая будет прослеживаться во всем, что вы делаете. Это своего рода путеводная звезда, столь необходимая в ситуациях, когда вы сбиваетесь с курса. У Омнидеска тоже есть миссия: помочь другим компаниям оказывать отменную поддержку своим клиентам.
При наличии миссии вы четко фокусируетесь на клиентах. Вы понимаете, что занимаетесь этим делом не столько для себя, сколько ради них. Конечно, это звучит, как очередная «маркетинговая замануха», но вам не нужно нигде писать подобного. Сделайте такой фокус негласным — для себя, внутри компании.
Клиенты неприменно это почувствуют. В этом случае их отношение к сомнительным решениям будет куда более понимающим. Они останутся с вами, так как поверят, что компания с таким подходом к делу обречена на успех.
Возлюбите пули, летящие в вас Знакомясь с различными проектами, очень просто прийти к выводу, что их руководители бесстрашные войны, которые всегда знают, что делают, и не боятся взглянуть в глаза опасности. Что ж, может быть есть и такие. Но это точно не единственный путь к успеху. Я часто сомневаюсь и даже боюсь.
Как это ни удивительно, но подобные сомнения помогают нам становится лучше. Благодаря им, мы делаем все возможное, чтобы избежать худшего сценария. Поэтому беспокоиться нужно тогда, когда мы перестаем переживать, ведь это значит, что мы либо находимся в неведении, либо остыли к своему проекту.
Научитесь преобразовывать страхи из сковывающих в побуждающие к движению вперед. Не цепенейте, а просто улыбнитесь страху в лицо и поблагодарите, ведь он подсказывает вам, что нужно делать дальше.