Чтобы скрыть беременность от маркетинговых компаний, женщина использовала Tor
Два года назад многих удивила новость о том, что американская торговая сеть Target узнала о беременности девушки раньше, чем её отец. «Она ещё в школу ходит, а вы посылаете ей купоны на детскую одежду и памперсы?», — кричал тогда рассерженный отец. Ничего удивительного: простой дата-майнинг истории покупок с привязкой к дисконтной или банковской карте.Оказывается, многие маркетинговые компании сейчас активно пытаются найти именно беременных женщин, потому что те находятся в преддверии большого количества предсказуемых покупок. Поэтому ритейлеры и производители детских товаров много платят за такую информацию. В эпоху таргетированной рекламы один только факт беременности примерно в 200 раз повышает стоимость профиля потребителя.Маркетологи буквально «охотятся» на беременных женщин, пытаясь найти их в разных базах данных, в том числе по истории серфинга через следящие куки, по поисковым запросам, по текстам личных электронных писем и сообщений в социальных сетях. Кто знает, возможно, они уже догадались сканировать публичные фотографии в фотоальбомах социальных сетей с распознаванием характерных округлых образов.
Доцент социологии Принстонского университета Джанет Вертеси (Janet Vertesi) входит в состав руководства Центра по разработке правил для регулирования ИТ (Center for Information Technology Policy). Этот факт важен, чтобы понять причины необычного эксперимента, который женщина организовала со своим участием.
Джанет решила проверить, сможет ли она скрыть от вездесущих маркетологов факт своей беременности в течение девяти месяцев. Во-первых, сообщая знакомым и родственникам радостную новость по телефону, она предупредила каждого об эксперименте и просила не упоминать о беременности в почтовой переписке и не поздравлять в социальных сетях.
Поскольку Джанет не могла отказаться от использования интернета и посещения специализированных форумов, она скачала браузер Tor. Все покупки в магазинах делала только за наличные. Пришлось отказаться и от скидок по программам лояльности. Даже на Amazon пришлось завести новый аккаунт, привязанный к новой почте со своим доменным именем. В интернет-магазине бесстрашная женщина расплачивалась подарочными картами, купленными за наличку, и заказывала товары на безопасный адрес.
Джанет признаёт, что это было сложное время. Например, на сроке в семь месяцев отец поздравил с беременностью в личном сообщении на Facebook. Она ответила довольно грубо: немедленно удалила сообщение и отфрендила отца. На вопрос, зачем он это сделал, отец сказал, что ведь не постил сообщение в открытой ленте. Другой знакомый упомянул «секретную информацию» в чате Facebook. Очевидно, что многие люди не осознают факта автоматического сканирования личной переписки и чатов.
Эксперимент привёл к совершенно неожиданному (или, наоборот, ожидаемому) результату. Несколько месяцев Джанет Вертеси шутила с друзьями, что из-за браузера Tor и постоянных снятий налички в банкомате она может привлечь внимание спецслужб. И в один прекрасный день, когда её муж отправился за очередной порцией подарочных карт Amazon в местный магазин, его всё-таки предупредили, что в магазине действует суточное ограничение на количество покупаемых карт, после чего магазин информирует об этом правоохранительные органы.
Кстати, совет использовать только наличные деньги в магазинах уже можно считать устаревшим. Дело в том, что в торговых центрах вошли в моду и фальшивые WiFi-хотспоты, так что скоро торговцы смогут определить имя покупателя, даже если он рассчитался наличными. Для этого нужно связать номер телефона, «маршрут» до кассы и время пробития чека. Таким образом, кроме снятия наличных в банкомате, перед входом в магазин нужно ещё и отключить WiFi в мобильном устройстве или использовать программы для рандомизации MAC-адресов.
Опыт Джанет Вертеси показал: в современном обществе простая попытка отстоять свои права и избежать таргетированной рекламы приводит к неприятным последствиям. Нельзя нормально общаться с родственниками, приходится чувствовать себя чуть ли преступником. Другими словами, за неприкосновенность личной жизни мы платим слишком высокую цену. Проще вообще отказаться от приватности и смириться с рекламой. Это проблема, прежде всего, американского законодательства, которое довольно слабо регулирует торговлю персональными данными граждан, по сравнению с законодательством ЕС.