Как мы делали социальную сеть для автомобилистов
Привет, хабрасообщество! Недавно здесь был опубликован пост, в котором рассказывалось о сервисах, так или иначе связанных с автомобильной тематикой и общением между автомобилистами. Наш проект так же не забыли упомянуть. Скажем прямо — то, как преподнесли нас читателям является в корне неверным и мы хотели бы немного рассказать о себе, о пользователях, о наших показателях и перспективах развития. Итак, начнем.
Немного историиВсе владельцы автомобилей стоят в пробках и каждому хоть раз приходило в голову «Как же написать девушке/парню из соседнего автомобиля?». С кем-то хотелось завязать общение, а кому-то ответить на хамство. Мы решили взяться за реализацию — предоставить людям возможность общаться в пробках, писать сообщения на номер автомобиля, даже если он не зарегистрирован. Одной из главных фишек проекта была, и остается по сей день, регистрация именно по номеру транспортного средства, который одновременно является и логином. Для быстрого старта проекта была найдена сторонняя компания, которая за полтора месяца выкатила нам приложение под iOS c базовым функционалом: • регистрация пользователей, • добавление в друзья и личные сообщения, • общая лента постов пользователей, • просмотр пользователей на карте. Мы хотели запустить приложение до Нового года, так как это период вечных городских пробок.И мы это сделали — приложение стало доступным 21 декабря 2012 года. Первые успехи превзошли наши самые смелые ожидания — через несколько дней после публикации мы были вторыми в ТОП-бесплатных приложений российского AppStore и первыми в категории «Социальные сети».В январе показатели упали, но мы уверенно держались в ТОП-10. Еще на протяжении года болтались на просторах ТОП-100 бесплатных. Так как был важен быстрый старт, это сильно отразилось на качестве приложения — оно было очень сырым и мы получали огромное количество жалоб от пользователей. Постепенно мы справляемся с «наследованием» старого кода и ведем активные действия по переписыванию многих функций.С техническими проблемами мы сталкиваемся и по сей день — постоянно идет модернизация приложения и устранение глюков. Через год после запуска мы поняли, что проект сильно вырос и развивать его силами сторонних разработчиков будет проблематично. Начался набор команды, которая на данный момент включает в себя разработчика под Android, двух iOS-разработчиков, серверного программиста, специалиста технической поддержки, модератора, системного администратора, руководителя проекта и дизайнера, который пришел в компанию буквально пару месяцев назад. И это не считая трех десятков добровольных модераторов, которые в свободное время удаляют запрещенный правилами контент.
Про рынок и конкурентов Были просмотрены какие-то существующие проекты, но все было совсем не то — в основном порталы, собирающие номера нарушителей и подобное. Мы же были уверены, что будущее за мобильностью и геолокацией, ведь основное общение происходит непосредственно из автомобиля (именно поэтому мы до сих пор не сделали веб-версию «Номеров»). После успешного запуска проекта стало появляться довольно приличное количество приложений-клонов (мы насчитали около 7), но ни у кого не получилось хотя бы немного приблизиться к нашему количеству пользователей, не говоря об активности в приложении. Немного статистики За время с момента запуска у нас набралось чуть больше миллиона пользователей.Соотношение между iOS и Android-пользователями составляет примерно 80% на 20%. Мы довольно активно растем, учитывая то, что нигде особо не пиарились (не считая нескольких обзоров в тематических изданиях и пары публикаций в автомобильных журналах).Ежемесячный прирост пользователей составляет от 30 до 90 тысяч. Основная часть наших пользователей — это молодые люди и девушки в возрасте от 20 до 40 лет, преимущественно передвигающиеся на автомобиле. Статистика пользователей по возрасту Статистика по имеющимся аккаунтам в системе Кстати, для тех, кто передвигается на транспортном средстве у нас есть функция подтверждения номера. Думали, что будет много желающих выделить себя из толпы (у каждого подтвержденного номера стоит галочка, уведомляющая о том, что номер настоящий) — на деле не бомбануло. Подтвержденных номеров в системе всего около 3000. По большей части многие стараются скрывать данные о номерном знаке. При регистрации пользователи указывают автомобиль, на котором передвигаются. Тут у нас тоже есть интересная подборка.Первое место уверенно занимает бренд автомобилей ВАЗ (хоть в чем-то они первые). На втором и третьем — автомобили марки Toyota и BMW соответственно.18 пользователей ввели, что ездят на Bugatti Veyron. Такого количества автомобилей Bugatti никогда не было на территории РФ. :) Большой популярностью «НомеРА» пользуются в Москве, Санкт-Петербурге и, как ни странно, во Владивостоке.Градация пользователей по городам О пользователях и встречах У нас очень активная аудитория. Довольно часто проводятся как официальные, так и неофициальные встречи пользователей.В прошлом году был организован совместный выезд на море — не слишком многочисленный, но веселый и позитивный.В этом году так же планируем поездку в сентябре. Если есть желающие — присоедияйтесь. Аудитория у нас совсем не IT-шная — простые люди, которые хотят пообщаться. Часто вспыхивает очень много страстей и слишком буйных пользователей по старинке баним (в зависимости от тяжести совершенных действий варьируется и время бана). На момент публикации в бан-листе числится порядка 2500 пользователей. Для социальных сетей нехарактерно осуществлять техническую поддержку по телефону и разбирать досконально все ситуации, но мы делаем это. У наших сотрудников техподдержки просто железные нервы — за день можно наслушаться страстей больше, чем по НТВ (как-то к нам даже приезжали разбираться). Недавно один любительский футбольный клуб из Нижнего Новгорода, состоящий из наших пользователей, попросил у нас разрешения назвать себя «НомеРА» — мы не могли отказать в такой просьбе. :) Также с помощью «Номеров» люди находят свои половинки — в данный момент зафиксировано как минимум пять официальных браков. Мы были даже приглашены на свадьбу. О технологиях Back end: PHP — 80% (синхронные запросы); JAVA — пользователи и события на карте; NodeJS — Comet (long pull requests), мгновенные сообщения и уведомления; Sphinx — поиск пользователей; БД — MySQL 5.5; ОС — Ubuntu 14.04Front end: Нативная разработка (XCode и Eclipse).
Планы развития Мы хорошо понимаем, что в данный момент приложение находится не в самом лучшем состоянии — дизайн откровенно устаревший, функционала для автолюбителей мало, жалоб много. Но мы работаем над этим. Уже утвержден новый дизайн приложения под iOS и начата разработка абсолютно новой версии — большая часть клиентской части будет переписана и мы наконец-то избавимся от постоянных глюков и недоделок. Релиз новой версии ожидается к концу осени этого года.Будет изменена не только визуальная составляющая проекта, но и его идеология — добавятся сервисы, которые помогут пользователям на дороге: • оповещения о дорожных происшествиях на маршруте, • оповещения о камерах, • возможность попросить подвезти, • возможность попросить о помощи на дороге, • просмотр штрафов из приложения, • и многие другие полезные для автомобилиста функции.
Отдельно нужно сказать про Android-версию, которая сейчас отсутствует в Google Play. Причина банальна — блокировка за контент, не соответствующий правилам Google. На эту тему на Хабре было немало статей (например, вот) — и мы не стали исключением. После года пребывания в Google Play мы неожиданно получили письмо, в котором нас уведомили, что приложение удалено из каталога за «наличие контента сексуального характера». Мы усилили модерацию, добавили возможность пожаловаться на пост, пытались выйти на диалог с представителями Google Play, но это не дало результатов.
Поэтому версию под Android мы распространяем через альтернативные источники: Opera Mobile Store и напрямую через наш сайт.
Если у вас есть какие-то вопросы, пожелания или предложения — пишите в комментарии, мы всегда рады конструктивным и интересным диалогам.