Как дизайнеры тестируют, или Что такое дизайн-ревью
Привет! Меня зовут Ксюша, я старший продуктовый дизайнер в Ozon: проектирую разделы возвратов для личных кабинетов покупателя (Ozon.ru) и продавца (Seller Center) и немного — админки. Дизайнеры на Хабре не частые гости, но статья будет полезна не только дизайнерам и дизайн-лидам, но и разработчикам, тестировщикам и менеджерам.
Так сложилось, что я запустила процесс дизайн-ревью в своей команде домена (это вроде команды разработки раздела продукта) одной из первых в Ozon. Я рассказывала об этом на дизайнерских демо и получила огромное количество вопросов от коллег. Оказалось, многие не знали, как внедрить его в своих командах. В статье расскажу, кто и как может внедрить такой процесс и как я провожу ревью.
Что такое дизайн-ревью и зачем оно нужно?
Дизайн-ревью — это процесс, когда дизайнер до релиза в продакшен смотрит, что получилось у разработчика, и, если что-то не так, фиксирует отличия от макета.
В разных компаниях этот процесс называется по-разному. Мы называем его дизайн-ревью — можно сказать, так сложилось исторически.
Сейчас в процессе разработки у нас проходят такие ревью, как:
UX Review — анализ юзабилити продукта (статья AIC на эту тему);
Code Review — ревью кода разработчика разработчиком;
Design Check — ревью работы дизайнера дизайнером;
Design Review — ревью работы разработчика дизайнером.
Дизайн-ревью появилось в этом списке не случайно. Вот примерный список проблем, которые мы решали:
У дизайнера не было цельной картины. Раньше дизайнер:
не всегда видел результат своей работы;
не знал, что уже выложено, а что нет;
мог встретить нежелательный результат на проде.
Правки дизайна продукта обычно имеют низкий экономический приоритет, то есть вносятся примерно никогда. Это рождало ощущение работы в стол и катализировало выгорание дизайнера.
Минимальное взаимодействие между командами. Разработчик практически не общался с дизайнером, не мог повлиять на его работу или спросить о деталях — и просто закрывал тикеты. Разработчики и тестировщики делают свою работу хорошо, но будем честными: они не дизайнеры и не всегда замечают мелочи. Они не знают, что в макете увеличенный отступ или обводка не случайность — они необходимы для упрощения чтения или усиления фокуса на элементе.
Увеличение времени на разработку. У нас есть встреча BAT (Business Acceptance Test), посвящённая тестированию задач в режиме реального времени перед менеджерами со стороны бизнеса, которые согласуют или отправляют на доработку полученный результат. Нередко были расхождения с макетами, которые могли повлиять на продуктовые метрики, поэтому задачи отправлялись на доработку, что увеличивало время на разработку и откладывало релиз.
Кто и как должен внедрять дизайн-ревью?
Многие думают, что для того чтобы внедрить новый процесс в команде, нужен какой-то указ сверху: чтобы кто-то махнул флагом «Старт» и всё заработало. Но это не так. Любой член команды может предложить внедрить дизайн-ревью, будь то маленький стартап, дизайн-агентство или IT-гигант. Всё, что нужно, — желание, поддержка команды и общее понимание, для чего это нужно и как может повлиять на продукт.
Есть два способа внедрения дизайн-ревью:
Вы инициатор, который вдохновит команду и объяснит, что дизайн-ревью — это важная и нужная штука для разработки качественного продукта. Из минусов может быть неавтоматизированная часть апрува от дизайнера. Например, когда я работала в небольшом стартапе, этот процесс был неформальным. Я сидела рядом с разработчиками, и всё сводилось к просьбе: «Покажи, пожалуйста, что получится, перед отправкой на тестирование». Это простое решение позволяло немного сэкономить время на тестировании и повысить качество выкладываемого дизайна в прод.
Вы инициатор, который убедит руководителя в необходимости внедрения дизайн-ревью. Если руководитель сомневается, можно предложить откатать процесс на своей команде и воспользоваться первым способом.
Важно пояснить, что это не дополнительный этап разработки, а параллельный: ревью дизайнера не должно задерживать разработку и может происходить параллельно с тестированием или до него. Например, когда тестировщик ещё не взял тикет в работу, а разработчик уже перевёл его в статус «Development done».
Дизайн-ревью улучшит качество продукта.
Прямое общение дизайнера с разработчиком позволит им обоим оперативнее вносить необходимые изменения.
Опыт Ozon
Нам очень повезло: руководство команды дизайна внимательно относится к потребностям сотрудников, а дизайнеров в Ozon около 150. На ретроспективе часто всплывала тема выгорания по причине потери интереса к работе, так как в проде всё равно было не так, как на макете. И тут нет вины разработчика или тестировщика: уровень насмотренности у всех разный, и только дизайнер знает, что он вкладывал в макет, когда проектировал.
Кирилл Семушин, руководитель департамента продуктового дизайна Ozon, проделал колоссальную работу по внедрению дизайн-ревью и распространению этого процесса на всех дизайнеров. Для последних же это стало подарком на Новый год от руководства, потому что позволило сблизить многие продуктовые команды, а в большой компании сделать это очень нелегко.
Теперь во флоу разработки появился новый этап — дизайн-ревью. С помощью него мы сможем делать задачи ровно такими, как их задумал менеджер и спроектировал дизайнер, а значит, повысим их качество. Введение дизайн-ревью — это не только улучшение качества выпускаемых задач, но и улучшение коммуникации и, если хотите, любви в связке менеджер-дизайнер-разработчик, которая, к сожалению, часто отсутствовала. Разработчики могли не понимать, зачем они делают ту или иную задачу и какую она несёт ценность для пользователя. В свою очередь дизайнеры не знали, что происходит с задачами, для которых они проектировали дизайн, после того, как задачу передали в разработку.
Каждая задача, затрагивающая изменение UI/UX, должна пройти дизайн-ревью. Для этого при заведении задачи на разработку, должен быть указан дизайнер, который проектировал дизайн конкретной задачи, он и будет проводить ревью. Дизайн-ревью не является отдельным этапом во флоу разработки, это не узкое горлышко на пути поставки задачи в продакшен. Ревью можно пройти абсолютно на любом статусе разработки, но если его не пройти, закрыть задачу не получится. Поэтому дизайн-ревью — это совместная ответственность как разработчика (он должен позаботиться о том, чтобы показать задачу дизайнеру), так и дизайнера (он должен оперативно провести само ревью и дать фидбек).
— из сообщения Кирилла Семушина о раскатке процесса на все команды
Сейчас мы очень тесно взаимодействуем с командой разработки.
Схема работы дизайн-ревью выглядит следующим образом:
У задач на разработку появились поля «Designer» и «Designer approve change».
Инициатор тикета указывает в поле «Designer» пользователя, чьи макеты были приложены к задаче.
Как только разработчик завершает задачу и переводит её в статус «Development done», тикет отображается на доске дизайнера и его можно тестировать.
Дизайнер тестирует задачу в эмуляторе или на стенде, записывает замечания в специально подготовленный для этого шаблон в Figma или в комментарии к задаче, если они не нуждаются в визуализации.
Дизайнер меняет значение поля «Designer approve change» на «Yes», когда все его замечания учтены.
Преимущества такой схемы:
соответствие прода макетам и повышение качества продукта;
упрощение работы для тестировщиков;
улучшение коммуникации между разработчиками и дизайнерами и, как следствие, усиление командного взаимодействия: разработчик может повлиять на дизайн в процессе вёрстки (даже если дизайнер уже завершил работу) и предложить идеи на будущее, к которым будет прислушиваться дизайнер;
усиление продуктовой культуры в решении задач;
оперативное согласование задач на разработку перед релизом со стороны бизнеса, так как макеты и прототипы уже были согласованы ранее.
Что и как делают дизайнер и разработчик?
Всё, что нужно сделать для «включения» процесса дизайн-ревью в Ozon, — в тикете на разработку в Jira указать в поле «Designer» дизайнера, макет которого приложен к задаче.
Дизайнер получит задачу на доску в специальный столбец «Design Review» благодаря фильтру, который у нас сейчас выглядит примерно следующим образом:
status in ("In Review", "Ready For Testing", Testing, "Development Done", "Release Testing") AND Designer in (ksbelyaeva) AND "Designer approve" != Yes ORDER BY Rank ASC
После появления тикета на доске дизайнера он должен провести ревью. Для этого он заходит на стенд для веба или скачивает сборку для тестирования мобильных приложений и запускает сборку в эмуляторе.
Чтобы разработчику было удобно работать с замечаниями дизайнера, у нас есть шаблоны для ревью в Figma. Выглядят они следующим образом:
Шаблон для Ozon.ru, созданный Серёжей СамойловымШаблон для Seller Center, созданный Мишей Шелкуновым
В процессе поиска багов дизайнер может пользоваться любыми плагинами для браузера, панелью разработчика, пипеткой, менять разрешение — всем, что ему поможет найти отличия от макета. В результате такого тестирования у дизайнера появляется отдельная страничка в Figma, которая выглядит следующим образом:
Фиолетовые индикаторы — это счётчики найденных ошибок, а цветные плашки справа — статус их исправления. После исправлений перед апрувом дизайнер просматривает весь список ещё раз и меняет статус багов в шаблоне.
Шаблон для фиксирования найденных ошибок в Figma ищите в конце статьи.
Апрув в Jira при этом выглядит следующим образом:
В комментарии мы обычно указываем ссылку на шаблон с замечаниями, если значение поля «Designer Approve» — «No». Если же оно «Yes», чаще обходимся без комментариев
Затем разработчику падает уведомление о комментарии и апруве, а у дизайнера тикет исчезает с доски