Как дизайнеры тестируют, или Что такое дизайн-ревью

Привет! Меня зовут Ксюша, я старший продуктовый дизайнер в Ozon: проектирую разделы возвратов для личных кабинетов покупателя (Ozon.ru) и продавца (Seller Center) и немного — админки. Дизайнеры на Хабре не частые гости, но статья будет полезна не только дизайнерам и дизайн-лидам, но и разработчикам, тестировщикам и менеджерам.

Так сложилось, что я запустила процесс дизайн-ревью в своей команде домена (это вроде команды разработки раздела продукта) одной из первых в Ozon. Я рассказывала об этом на дизайнерских демо и получила огромное количество вопросов от коллег. Оказалось, многие не знали, как внедрить его в своих командах. В статье расскажу, кто и как может внедрить такой процесс и как я провожу ревью.

050bd0731c170aa118e6b18f13efa539.jpg

Что такое дизайн-ревью и зачем оно нужно?

Дизайн-ревью — это процесс, когда дизайнер до релиза в продакшен смотрит, что получилось у разработчика, и, если что-то не так, фиксирует отличия от макета.

В разных компаниях этот процесс называется по-разному. Мы называем его дизайн-ревью — можно сказать, так сложилось исторически. 

Сейчас в процессе разработки у нас проходят такие ревью, как:

  • UX Review — анализ юзабилити продукта (статья AIC на эту тему);

  • Code Review — ревью кода разработчика разработчиком;

  • Design Check — ревью работы дизайнера дизайнером;

  • Design Review — ревью работы разработчика дизайнером.

Дизайн-ревью появилось в этом списке не случайно. Вот примерный список проблем, которые мы решали:

  1. У дизайнера не было цельной картины. Раньше дизайнер:

  • не всегда видел результат своей работы;  

  • не знал, что уже выложено, а что нет;  

  • мог встретить нежелательный результат на проде. 

    Правки дизайна продукта обычно имеют низкий экономический приоритет, то есть вносятся примерно никогда. Это рождало ощущение работы в стол и катализировало выгорание дизайнера. 

  1. Минимальное взаимодействие между командами. Разработчик практически не общался с дизайнером, не мог повлиять на его работу или спросить о деталях — и просто закрывал тикеты. Разработчики и тестировщики делают свою работу хорошо, но будем честными: они не дизайнеры и не всегда замечают мелочи. Они не знают, что в макете увеличенный отступ или обводка не случайность — они необходимы для упрощения чтения или усиления фокуса на элементе.

  2. Увеличение времени на разработку. У нас есть встреча BAT (Business Acceptance Test), посвящённая тестированию задач в режиме реального времени перед менеджерами со стороны бизнеса, которые согласуют или отправляют на доработку полученный результат. Нередко были расхождения с макетами, которые могли повлиять на продуктовые метрики, поэтому задачи отправлялись на доработку, что увеличивало время на разработку и откладывало релиз.

Кто и как должен внедрять дизайн-ревью?

Многие думают, что для того чтобы внедрить новый процесс в команде, нужен какой-то указ сверху: чтобы кто-то махнул флагом «Старт» и всё заработало. Но это не так. Любой член команды может предложить внедрить дизайн-ревью, будь то маленький стартап, дизайн-агентство или IT-гигант. Всё, что нужно, — желание, поддержка команды и общее понимание, для чего это нужно и как может повлиять на продукт.

Есть два способа внедрения дизайн-ревью:

  1. Вы инициатор, который вдохновит команду и объяснит, что дизайн-ревью — это важная и нужная штука для разработки качественного продукта. Из минусов может быть неавтоматизированная часть апрува от дизайнера. Например, когда я работала в небольшом стартапе, этот процесс был неформальным. Я сидела рядом с разработчиками, и всё сводилось к просьбе: «Покажи, пожалуйста, что получится, перед отправкой на тестирование». Это простое решение позволяло немного сэкономить время на тестировании и повысить качество выкладываемого дизайна в прод.

  2. Вы инициатор, который убедит руководителя в необходимости внедрения дизайн-ревью. Если руководитель сомневается, можно предложить откатать процесс на своей команде и воспользоваться первым способом. 

    • Важно пояснить, что это не дополнительный этап разработки, а параллельный: ревью дизайнера не должно задерживать разработку и может происходить параллельно с тестированием или до него. Например, когда тестировщик ещё не взял тикет в работу, а разработчик уже перевёл его в статус «Development done».

    • Дизайн-ревью улучшит качество продукта.

    • Прямое общение дизайнера с разработчиком позволит им обоим оперативнее вносить необходимые изменения.

Опыт Ozon

Нам очень повезло: руководство команды дизайна внимательно относится к потребностям сотрудников, а дизайнеров в Ozon около 150. На ретроспективе часто всплывала тема выгорания по причине потери интереса к работе, так как в проде всё равно было не так, как на макете. И тут нет вины разработчика или тестировщика: уровень насмотренности у всех разный, и только дизайнер знает, что он вкладывал в макет, когда проектировал. 

Кирилл Семушин, руководитель департамента продуктового дизайна Ozon, проделал колоссальную работу по внедрению дизайн-ревью и распространению этого процесса на всех дизайнеров. Для последних же это стало подарком на Новый год от руководства, потому что позволило сблизить многие продуктовые команды, а в большой компании сделать это очень нелегко.

Теперь во флоу разработки появился новый этап — дизайн-ревью. С помощью него мы сможем делать задачи ровно такими, как их задумал менеджер и спроектировал дизайнер, а значит, повысим их качество. Введение дизайн-ревью — это не только улучшение качества выпускаемых задач, но и улучшение коммуникации и, если хотите, любви в связке менеджер-дизайнер-разработчик, которая, к сожалению, часто отсутствовала. Разработчики могли не понимать, зачем они делают ту или иную задачу и какую она несёт ценность для пользователя. В свою очередь дизайнеры не знали, что происходит с задачами, для которых они проектировали дизайн, после того, как задачу передали в разработку. 

Каждая задача, затрагивающая изменение UI/UX, должна пройти дизайн-ревью. Для этого при заведении задачи на разработку, должен быть указан дизайнер, который проектировал дизайн конкретной задачи, он и будет проводить ревью. Дизайн-ревью не является отдельным этапом во флоу разработки, это не узкое горлышко на пути поставки задачи в продакшен. Ревью можно пройти абсолютно на любом статусе разработки, но если его не пройти, закрыть задачу не получится. Поэтому дизайн-ревью — это совместная ответственность как разработчика (он должен позаботиться о том, чтобы показать задачу дизайнеру), так и дизайнера (он должен оперативно провести само ревью и дать фидбек). 

— из сообщения Кирилла Семушина о раскатке процесса на все команды

Сейчас мы очень тесно взаимодействуем с командой разработки.

Схема работы дизайн-ревью выглядит следующим образом:

  1. У задач на разработку появились поля «Designer» и «Designer approve change».

  2. Инициатор тикета указывает в поле «Designer» пользователя, чьи макеты были приложены к задаче.

  3. Как только разработчик завершает задачу и переводит её в статус «Development done», тикет отображается на доске дизайнера и его можно тестировать.

  4. Дизайнер тестирует задачу в эмуляторе или на стенде, записывает замечания в специально подготовленный для этого шаблон в Figma или в комментарии к задаче, если они не нуждаются в визуализации.

  5. Дизайнер меняет значение поля «Designer approve change» на «Yes», когда все его замечания учтены.

Преимущества такой схемы:

  • соответствие прода макетам и повышение качества продукта;

  • упрощение работы для тестировщиков;

  • улучшение коммуникации между разработчиками и дизайнерами и, как следствие, усиление командного взаимодействия: разработчик может повлиять на дизайн в процессе вёрстки (даже если дизайнер уже завершил работу) и предложить идеи на будущее, к которым будет прислушиваться дизайнер;

  • усиление продуктовой культуры в решении задач;

  • оперативное согласование задач на разработку перед релизом со стороны бизнеса, так как макеты и прототипы уже были согласованы ранее.

Что и как делают дизайнер и разработчик?

Всё, что нужно сделать для «включения» процесса дизайн-ревью в Ozon, — в тикете на разработку в Jira указать в поле «Designer» дизайнера, макет которого приложен к задаче.

94cfbd91d3815fc662125bb5ebfd2529.jpg

Дизайнер получит задачу на доску в специальный столбец «Design Review» благодаря фильтру, который у нас сейчас выглядит примерно следующим образом:

status in ("In Review", "Ready For Testing", Testing, "Development Done", "Release Testing") AND Designer in (ksbelyaeva) AND "Designer approve" != Yes ORDER BY Rank ASC

af7d68fe04d092ee115b0bd62c27ac53.jpg

После появления тикета на доске дизайнера он должен провести ревью. Для этого он заходит на стенд для веба или скачивает сборку для тестирования мобильных приложений и запускает сборку в эмуляторе.

Чтобы разработчику было удобно работать с замечаниями дизайнера, у нас есть шаблоны для ревью в Figma. Выглядят они следующим образом:

Шаблон для Ozon.ru, созданный Серёжей СамойловымШаблон для Ozon.ru, созданный Серёжей СамойловымШаблон для Seller Center, созданный Мишей ШелкуновымШаблон для Seller Center, созданный Мишей Шелкуновым

В процессе поиска багов дизайнер может пользоваться любыми плагинами для браузера, панелью разработчика, пипеткой, менять разрешение — всем, что ему поможет найти отличия от макета. В результате такого тестирования у дизайнера появляется отдельная страничка в Figma, которая выглядит следующим образом:

e046eaa47949ba50759b752748afd6f4.png

Фиолетовые индикаторы — это счётчики найденных ошибок, а цветные плашки справа — статус их исправления. После исправлений перед апрувом дизайнер просматривает весь список ещё раз и меняет статус багов в шаблоне.

Шаблон для фиксирования найденных ошибок в Figma ищите в конце статьи.

Апрув в Jira при этом выглядит следующим образом:

В комментарии мы обычно указываем ссылку на шаблон с замечаниями, если значение поля В комментарии мы обычно указываем ссылку на шаблон с замечаниями, если значение поля «Designer Approve» — «No». Если же оно «Yes», чаще обходимся без комментариев

Затем разработчику падает уведомление о комментарии и апруве, а у дизайнера тикет исчезает с доски

© Habrahabr.ru