Как белорусы уже 30 лет делают искуственный интеллект при помощи ТРИЗ
«Это не программисты, это не разработчики, это — камикадзе.»
- Минские студенты в 1987 году во главе с Валерием Цуриковым принялись программировать «Изобретающую машину» — софт, который бы усиливал интеллект инженеров и помогал изобретать. Кооператив был успешен и захватил 95% рынка бывших в странах СССР.
- Когда СССР прекратил существовать, Валерий Цуриков перебрался в Бостон и основал свой «стартап» в 1992 году: Invention Machine Corp. Им заинтересовались Samsung, Boeing, NASA, Sony, Procter&Gamble.
- В 1998 году журнал NASA провел опрос среди подписчиков и по результату голосования «Изобретающая машина» стала «the most innovative product in USA».
- В 2012 году IHS inc купила Invention Machine Corp приобретена за 40 миллионов долларов.
30 лет назад Валерий Цуриков в спортивной сумке провез через границу 5000 фунтов и в Лондоне купил лицензионный язык «Пролог» (пожалуй, единственный лицензионный пакет на территории бывшего СССР). Пролог тогда был запрещённым к экспорту в страны СССР.
Эти ребята с фотографии тогда только что окончили радиотехнический институт и школу молодого изобретателя и с радостью начали писать на Прологе. Они не знали, что на этом языке не было написано ни одной промышленной системы.
Через год профессору Ковальски, создателю языка Пролог, показали рабочую систему и он не поверил, что она работает. Это был первый промышленный софт на Прологе.
Систему стали поставлять в промышленные фирмы республик. Разработчики организовали семинар и пригласили ведущих ТРИЗовцев того времени:
Демонстрация проекта ТРИЗовцам.
Продукт демострировался и разным ИТишникам того времени.
Продукт на разных языках мира. Mitsubishi дали денег на создание японской версии «Изобретающей машины».
Увидев содержимое ящика, Intel проинвестировали 5 млн долларов. Это был семантический процессор CoBrain.
Например, инженер фирмы Mitsubishi может на человеческом языке описать задачу, и процессор выдаст краткие рекомендации и справку по научным и патентным материалам, где, возможно, стоит искать решение.
1993 год, презентация перед сотрудниками Xerox в США
1994 год, Валерий Цуриков держит в зубах чек на $20 тысяч от компании DEC за софт учебный курс.
У компании Procter&Gamble был большой проект, и белоруские разработчики выставили счет на $250 тысяч. Руководство Procter&Gamble подумали и предложили вот что: $400 тысяч, но с расширенным функционалом. Белорусы офигели и стали искать подвох. Знакомый юрист из Bell Labs объяснил, что в США многие думают не только о бабках, но и о поддержке перспективных проектов.
Procter&Gamble решили свою задачу при помощи «Изобретающей машины» за несколько нажатий клавиш. Система подсказала, что можно использовать ультразвук, чтобы сделать жидкое мыло твёрдым. Мыло стало густеть 3 минуты, а до этого густело 8 часов.
После этого Boeing купила много лицензий и полный пакет «Изобретающей машины», после того, как японцы похвастались своими успехами — как они внедрили подсказанный программой термоакустический эффект.
Изобретающая машина определялась как «система, которая генерирует новизну, которая имеет некоторый смысл».
Супероптимистическая интерпретация статьи Тьюринга — возможность построить изобретающую машину.
Компьютеры уже применялись в искусстве — музыка, стихи и картины. Но изобретать никто не пытался.
Минск-22 — дипломный проект на кафедре ЭВМ МРТИ. Нужно было спаять ЦАП из данного набора резисторов самым оптимальным способом (в те времена был дефицит резисторов и в наличии было всякое странное с большим разбросом параметров). Сработал полный перебор :)
Следующим шагом стала интеллектуальная система Пульсар для автоматического синтеза
новых методов обнаружения космических сигналов по проекту CETI. Девять лет работы,
двести программных модулей; результат: автоматический синтез двадцати тысяч новых
алгоритмов обработки сигналов. Эта система уже имела базу знаний математических
теорем (были названы математическими эффектами), из которой автоматически
генерировались структуры обнаружителей сигналов, качество которых оценивалось
методом Монте-Карло.
По сути, Пульсар 1983 года работал как Эдисон при подборе материала для нити
накаливания электрической лампочки. Это и была первая настоящая Изобретающая
Машина, но в очень узкой области. Система Пульсар не подсказывала приемы или
эффекты пользователю, она синтезировала новые изобретения и оценивала их качество.
Из-за системы «Пульсар», ФИО разработчика попало на борт марсианского зонда «Феникс».
К Пульсару решили прикрутить все наработки по ТРИЗ. ТРИЗ-модули начали хорошо продаваться.
Закупались компьютеры, на них ставилась система. Часть пользователей покупали только из-за компьютеров. Другая часть пользователей приезжали на слёты из-за сыра.
10 лет разработчики пытались автоматизировать «логику» ТРИЗ: АРИЗ, ФСА и пр.
Но с течением времени большинство пользователей теряли интерес к системе. Они понимали основы ТРИЗ и уже понимали что выдаст программа. Знали ответ заранее.
Работая с Motorolla, GE, Intel, Mitsubishi обнаружилась потребность умного поиска существующих решений в интернете под сформулированный запрос. Это был побочный продукт, но он стал главным.
Новое воплощение «Изобретающей машины» — True Machina.
Система берет теоретические знания, исследовательские знания, использует комбинаторно-семантическую логику, синтезирует новую картинку, генерирует новые изобретения.
За всю историю человечества было выдано 50 млн патентов. Задача — сделать 1 млрд новых изобретений.
Читать еще
- Проект «Изобретающая машина» (тект, 1988)
- Журнал ТРИЗ 1991 года
- Создатель легендарной «Изобретающей машины» вернулся из Бостона и запускает новый Al-проект с разработкой в Минске (текст, 2018)
- Творческий ИИ: враг или партнер? (видео, 2018)
- ИИ, который изобретает сам. Цуриков из True Machina рассказывает, как это работает, и сколько проекту нужно инвестиций, чтобы «крупно выиграть» (2019)
- Зачем нужна ТРИЗ, если изобретательские задачи решались и решаются без нее (видео, 2019)
- 30 лет проекту «Изобретающая машина» (видео, 2019)
- Plenary. Цуриков 30 лет проекту ИМ (pdf, 2019)