Как Яндекс.Метрика продает вашим конкурентам «обобщенную статистическую информацию» вашего сайта
Все уже столкнулись, что запрос в поисковую систему сохраняется в ваши пользовательские предпочтения и потом «используется против вас» — реклама по этому запросу будет долго преследовать вас по всему Интернету.Но сегодня меня озадачила реклама, которую показал Яндекс на сайте Яндекс.Погоды — с одной стороны тема мне знакома (это бизнес клиента, с сайтом которого мы работаем), но с другой стороны я осознал, что никогда не искал эту тему в Яндексе. В голову закралось подозрение, которое я проверил.
В режиме «инкогнито» браузера я открыл сайт клиента, а затем сайт Яндекс.Погоды. Сначала реклама не старгетировалась, но через 30 секунд я получил то, что искал — пять объявлений от конкурентов нашего клиента. Информация о моем визите «утекла» через Яндекс.Метрику и тематика сайта была записана в мои пользовательские предпочтения. Проверил на других тематиках — результат аналогичный.
Получается следующая ситуация. Вы можете потратить кучу сил и денег чтобы привлечь человека на сайт, причем это могут быть вообще офлайн-мероприятия — знакомства на выставке, наружная реклама или визит человека в фирменный салон. Или это может быть онлайн-реклама, не имеющая к Яндексу никакого отношения — например Гугл.Эдвордс.
И вот посетитель пришел к вам на сайт (без участия Яндекса), получил информацию и ушел думать. И тут «добрый» Яндекс решает «помочь» вашему бизнесу и начинает активно и всюду показывать этому человеку рекламу ваших конкурентов. И это на основании того, что вы воспользовались сервисом статистики от Яндекса.
Легально ли это? Да, вы соглашаетесь с пунктом номер 11 из условий использования Яндекс.Метрики. Этично ли это? Для каждого будет свой ответ.Действия для повторения эксперимента:
Если вы сам владелец сайта с конкурентной тематикой и пользуетесь Яндекс.Метрикой, то начинайте с четвертого пункта. Открываете результаты Гугла (для надежности) по любой конкурентной тематике — кондиционеры, офисные перегородки, палетные стеллажи и т.д. Если вы из регионов — добавляйте к запросу «Москва», чтобы наверняка нашлись крупные сайты, которым алгоритмы Яндекса назначили тематику. Находите сайт у которого стоит Яндекс.Метрика — на самом деле она стоит почти у всех. Открываете исходный код (Ctrl+U), а потом пробуете искать (Ctrl+F) строку mc.yandex.ru. Открываете вкладку браузера в режиме «инкогнито» и заходите на найденный сайт. Затем (примерно через 30 секунд) в том же режиме «инкогнито» заходите на сайт pogoda.yandex.ru, где справа показывается реклама Яндекс.Директ. P.S. Есть робкая надежда, что в Яндекс.Метрике появится настройка, позволяющая отказаться от использования вашей статистики в формировании пользовательских предпочтений посетителей.