3D-мультфильм с нуля
Здравствуй, дорогой Хабр Впервые собрался написать тебе, ведь есть что рассказать и, наконец, появилось немного времени. Лейтмотивом сегодня будет такая тема, как обучение 3D-анимации.Точка невозврата скрылась за спиной года три назад. Тогда небольшая группа мечтателей, пять лет в режиме хобби занимавшихся мультипликацией, приняла решение сделать из этого свою профессию. Это сейчас нам уже почти три года, и добрая дюжина человек производит 3D-анимацию: детские сериалы и рекламу для компьютерных игр. А тогда, мало понимая, как делаются мультфильмы, собралось шесть человек.То, что мы никогда до этого не делали 3D-анимацию, и то, что от первоначального состава никого сейчас не осталось — это история отдельная. А сегодняшняя — о том, как, практически с нуля была создана в Казани анимационная студия, полностью работающая на свободном программном обеспечении.Для наглядности небольшая нарезка из наших работ:[embedded content]Пайплайн Основным инструментом стала программа Blender. Тогда, буквально месяц назад в нём появился рендер Cycles, который мы сдуру ринулись применять в проектах. Это сейчас он стабильный и практически всесильный, а тогда вылетал на каждом втором рендере. Но мало того, что 90% студийцев никогда не видели Blender, так мы пошли дальше, и в качестве операционной системы установили Ubuntu, которую впервые увидело 100% коллег. Веселились, как умели. Что тут скажешь.Заговор Autodesk Почему в России анимационные студии не используют Blender? Конечно, никакого всемирного тайного заговора нет. И Российские анимационные студии на старте руководствуются мнением специалистов, которые их и создают. Такие ключевые люди уже очень хорошо понимают, как они могут построить рабочий процесс и как его в дальнейшем оптимизировать. Опыт такого пользователя часто выходит за первый десяток лет и ясно, что это не опыт использования Blender, который в те далёкие времена был значительнее слабее Макса и Майи.Наша студия была свободна от подобного груза знаний, поэтому мы оголтело накатили Linux, Blender, GIMP, InkScape и иже с ними и сели разбираться.Вторая серьёзная причина использовать Макс или Майю элементарно в том, что есть, кому на них работать. Мода на эти программы и иллюзия повсеместности притягивает орды самоучек.В Казани мы тогда нашли целых два студента, согласившихся в свободное от института время нам помогать. Третьим человеком, знавшим Blender, был ваш покорный слуга. Тогда обучение выглядело очень просто. Мы примерно понимали, что нужно делать, чтобы получить мультфильм, а я бегал и подсказывал кнопки.Обучение новичков Как вы догадываетесь, пота и крови было пролито немало. Текучка тоже была дичайшая. Зато мы обучались со скоростью закачивания информации на флешку. К сожалению, это была работа на износ. Постоянные нервы, безвылазная жизнь на студии, но, мало того, низкая результативность из-за бесконечного количества ошибок.Как только нам удалось пройти этот этап, мы принялись за написание обучающей программы. Если до этого новый сотрудник три месяца колупался, разбираясь в своих обязанностях на своём участке конвейера, то теперь с преподавателем (!) он за два месяца познавал всю работу студии и осознавал своё место в ней.Всё бы ничего, но ключевой фигурой в этом процессе был преподаватель и теперь он работал на износ. Долго это продолжаться не могло и, естественно, не продолжалось.Эта система обучения тоже рассыпалась. К счастью для студии, к этому моменту мы разобрались как работать и новый человек на студии уже обучался силами студии. Отвлекал коллег от работы, ошибался, получал подзатыльники, в общем, учился. И вот тогда картинка сложилась.Обучаться с нуля в компании динозавров — сложное и опасное занятие. Специалист делает многие вещи на автомате, ему невдомёк, что можно не знать азбуки. До зубров нам далеко, но первый же глупый вопрос от новичка, и датчик раздражения начинал зашкаливать: «Как этого можно не знать???» А знать-то новичку неоткуда.Вот тогда и было принято решение написать интенсивный обучающий курс »3D-мультфильм с нуля» и включить в него всё самое необходимое: базовые знания, основной инструментарий, методы ускорения работы, описание типичных ошибок и способы их избежать. И не просто книжные знания, а максимально прикладные, повседневные. И работа закипела.Этот курс сейчас готов и даже выложен в свободном доступе на ютубе — goo.gl/LBzAQL Но то, как он создавался — отличная история.Как создавался видеокурс Сказать, что я — ленивый человек, это ничего не сказать. Категорически не делаю ничего, от чего не зависит моя жизнь. В общем, вопрос мотивации встал жёстко, но решился очень просто. Я организовал в Казани курсы по Blender. Набралась группа из 10ти человек и отступать было некуда. Но этого мне показалось мало. Я организовал в контакте паблик — vk.com/blender_kzn, где пообещал совершенно бесплатно выкладывать этот самый курс. И пути к отступлению или затягиванию были окончательно отрезаны.И понеслось. В неделю проходило два урока в Казани: в понедельник и пятницу. Это означало, что со вторника по четверг я монтировал запись занятия понедельника, и готовился к занятию в пятницу, а на выходных монтировал пятницу и готовил понедельник. Как-то я не подумал, что это займёт вообще всё моё время.Причём в интернете лежат ролики по 10 минут, а занятия длились по два часа. Смонтировать такой материал адекватно было бы невозможно, поэтому я пошёл на хитрость. Занятия готовились не просто в виде текста, А в виде записанного и уже почищенного голоса. И урок в Казани проходил так: было две или три части, во время которых я включал записанные аудиодорожки, а сам в это время вертел в программе мышкой, что, собственно, видели студенты, и писала программа для записи с монитра. А между блоками я разбирал вопросы казанских студентов. Это был настоящий спорт с элементами самоистязания.Зато в итоге и казанские студенты, и подписчики паблика, которых за три месяца набралось чуть ли не тысяча человек, остались довольны. Задачей курса было создание своего первого 3D-мультфильма. И хотя работ пришло около 20, курс, конечно помог многим: одни ещё делают свои мульты, другие пилят игры, третьи просто приходят почерпнуть строго определённые знания. Курс BlenderTUT лежит бесплатно на ютубе — goo.gl/LBzAQL и наши новички на студии уже проходят его.Вот так история дошла и до сегодняшнего дня.Что дальше? Если честно, то включить в курс всё, что хотелось, не удалось. Я бы рад, но студенты в Казани элементарно не поспевали за происходящим и приходилось снижать концентрацию нового в уроках. В итоге из заявленного плана вылетела пара пунктов. Но, что ещё хуже, проснулся вкус к этому делу. Я бы очень хотел написать продвинутый курс по программе Blender. Он бы помог и мне и сотням начинающих и продолжающих «тридешников». Я прекрасно понимаю, что многие вопросы такого курса уже выходят за пределы моей компетенции, поэтому я заручился поддержкой коллег. И они обязательно помогут, если курс стартует в производстве.Тут есть только одно маленькое «НО». По опыту первого курса я понимаю, как МНОГО нужно на это времени. На новый курс понадобится 4 месяца работы фултайм и я решился на свой первый краудфандинговый проект. Надеюсь, это никто не расценит, как рекламу, ведь польза этого курса в десятки раз превышает его стоимость. Поэтому я оставлю тут ссылку на свой новый курс «Blender Level Up» — goo.gl/NkuIPk и надеюсь, что незаинтересованные хабражители посмотрят на это сквозь пальцы, а заинтересованные пройдут по ссылке и проголосуют рублем.Вердикт Создать анимационную студию с нуля, да ещё и на свободном программном обеспечении почти невозможно. Отлаженного конвейера или человека, который его отладит с этим программным продуктом, нет. Готовых специалистов на этот софт тоже нет… но… мы это делаем. Об этом я буду писать в дальнейшем тут, на Хабре. Быть может, найдутся увлечённые головы, с которыми мы найдём общий язык. Новых сотрудников тоже с удовольствием примем, мы сейчас расширяемся и уже есть люди, которые переехали в Казань работать с нами в Навигатор кампусе.Большое спасибо всем за внимание. До новых встреч! И, конечно, пишите в комментариях, если хотите предложить своё участие или, наоборот, хотите что-то узнать у нас и спросить совета. Буду рад написать об этом.