Как айтишники делали настолки: творчество и экономика

Однажды я (HR) и супруг (тогда еще программист) решили сделать настолку, чтобы играть в неё со своей дочерью. Начали с пазла-комикса «Иди в IT». За 4 года мы сделали 8 игр о современных профессиях: IT, энергетика, торговая сеть и еще несколько. Набили много шишек, но получили оборот в почти 1,5 млн ₽. В прошлом году сделали ProfIT и ушли в минус. Что случилось? Лонгрид.

Дочь айтишников

Как я стала родителем, то уперлась в книги про врачей и пожарников. А очень хотелось рассказать дочери о том, что папа и мама (а заодно их друзья и родственники) — айтишники и что это значит. Тогда я придумала нарисовать картинку ИТ-конторы и сделать к ней описание: простыми словами о сложных ИТ-профессиях. На это меня вдохновил переводная книга «Профессии. Когда я вырасту, то стану…». Это был конец 2017 года.

Через соцсети нашла иллюстратора: очень понравился стиль, в котором Дина Белова рисовала человечков. Прототипом компании взяла свою, персонажи — мы сами и наши коллеги. Сценаристом сюжетов и автором текстов стал муж-программист-пиэм, который всю свою сознательную айтишную деятельность фрилансил сценариями для мультиков.

Так выглядил первый цифровой эккиз. Иллюстратор ориентировалась на фото сотрудников и помещенийТак выглядил первый цифровой эккиз. Иллюстратор ориентировалась на фото сотрудников и помещений

Через три месяца расслабленной работы мы получили дизайн-макет: его можно было оформлять как пазл и использовать в играх с детём. Такой пазл мы напечатали в типографии «за углом», качество никакое —, но поиграли.

Сценарист и муза тестируют недокрашенную версию пазлаСценарист и муза тестируют недокрашенную версию пазла

Макет заценил и HR-директор моей компании: решил, что из пазлов могут получиться неплохие подарки сотрудникам на День защиты детей. Уже с другим дизайнером доделали тексты и коробку. Название пазла — самое неоригинальное: «Иди в IT» и приписочка «Истории о профессиях». На коробке и в пазле встроили несколько логотипов, а многие сотрудники, должности и помещения и так были узнаваемыми. 

Это центральный кусочек Это центральный кусочек «Иди в IT». Полный размер пазла и вложения: 22×30 см, это примерно А4

Тираж первой настолки: 1000 штук. В технологический процесс я тогда глубоко не лезла, так как печатью занялись постоянные подрядчики заказчика. Мне только оставалось подписать цветопробу и согласовывать сборку. 

В итоге, мы все были очень довольны. Сделать игру про себя для своего ребенка и продать её — очень воодушевляет. Прибыль, 62 200 ₽, стала приятным бонусом к декретному отпуску.

На пазле 3 этажа и 58 персонажей: не только программисты и админы, но и маркетинг, управление персоналом, финансы — более 40 профессий.На пазле 3 этажа и 58 персонажей: не только программисты и админы, но и маркетинг, управление персоналом, финансы — более 40 профессий.

Другие истории о современных бизнесах

Сразу после «Иди в IT» та же самая компания заказала пазл для одного из своих ключевых клиентов — известной торговой сети. Почти одновременно, тоже к Новому году, игру захотел частный детский сад: тоже для своих клиентов-семей. Чтобы успеть, пришлось срочно искать новых иллюстраторов, которые смогли бы скопировать стиль рисунков. Мы решили все рисовать в одном стиле, чтобы в будущем сделать из этого книгу, похожую на французскую.  Амбиции :-)

Скопировать получилось не очень: персонажи торговой сети получились выше и стройнее. Так мы поняли, что для иллюстраторов нужен детальный гайд по стилю. Но формат контента сохранился: описали профессии ритейла и жизненный цикл ребенка в монтессори-саду.

Первый тираж пазла для торговой сети пришел с багом (не пропечаталась одна табличка), но это была проблема типографии, у которой не склеился слой. Исправленный тираж успели переделать к срокам, а старый ушел в диван :-) Тут я получила новый урок: сроки полиграфических проектов, как и в ИТ, нужно, как минимум, умножать на 2.

Стоимость обоих пазлов для клиентов была низкой. Например, прибыль от «Моя торговая сеть» была 1816 ₽. Ориентировались на доступный у заказчика бюджет и очень надеялись, что этой самой торговой сети понравится идея. Но, увы, ничего не случилось. На этом заказе я поняла, что планировать прибыль нужно здесь и сейчас.  

Это набросок комикса про детский сад. Сложной задачей было уместить на листе все помещения, не сильно Это набросок комикса про детский сад. Сложной задачей было уместить на листе все помещения, не сильно «изогнув» пропорции

Заказ детского сада можно считать социальным, тоже практически в ноль. Но у нас уже был азарт — сделать как можно больше историй и собрать их в книгу. Тираж этой истории: 100 штук.

Тираж пазла Тираж пазла «Моя торговая сеть»: 150 игр плюс еще 150 с «браком», который я до сих пор с трудом нахожу

В то время писать в блогах профсообществ можно было бесплатно, и я поделилась кейсами среди своих коллег, HR. Благодаря этому к нам пришел следующий клиент: энергетики. 

Они хотели сделать иллюстрацию всего бизнеса: от офиса до «поля». Согласование контента заняло почти 2 месяца: этим занимался головной офис, регионы, инженеры, пиарщики, HR. Мы пропустили уже все внешние и внутренние сроки, несмотря на то, что в договоре был план-график. Я начинала паниковать, потому что пазлы должны были дариться на 1 июня. Успели впритык. Выписала себе еще урок: о списке людей, согласующих макеты, нужно четко договариваться на входе.

Мы описали 6 основных сфер: как работает ГРЭС; кто создаёт энергию; ремонт, безопасность, экология; что мы продаём; как мы меняемся; финансы и правовые вопросы; пресса, сотрудники, ИТМы описали 6 основных сфер: как работает ГРЭС; кто создаёт энергию; ремонт, безопасность, экология; что мы продаём; как мы меняемся; финансы и правовые вопросы; пресса, сотрудники, ИТ

Через год, в 2019, сделали еще два пазла: «Моя поликлиника» (100 штук) и «Моя офтальмологическая клиника» (370 штук). Рассказывать простым языком о витреоретинальном хирурге было непросто, но занятно. К тому времени я уже напрямую работала с типографией, но процесс производства был предсказуем, поэтому накладок не было.  

В том же году энергокомпания попросила сделать для них другую игру — ассоциативные карты со словами, по механике напоминающие всем известные «Крокодила» или «Активити». Для нового типа игры мне нужно было срочно найти новую типографию. Чтобы не тратить время на ожидание рекомендаций, я пошла в магазин настолок и выбрала те, кто меня устраивал по формату и качеству.

5 категорий, 15 уровней сложности, 300 терминов.  Задача игры — удачно презентовать слова из мира энергетики и зарабатывать «джоули»5 категорий, 15 уровней сложности, 300 терминов. Задача игры — удачно презентовать слова из мира энергетики и зарабатывать «джоули»

Экономика

Что входило в расходы

Цифры, которые приведены выше, конечно, не про бизнес. Когда я запрашивала сметы на корпоративные игры у самых крутых игроков на рынке, они мне в качестве минимума называли полумиллионные бюджеты.

В расходы входило:
— разработка дизайн-макета;
— разработка сценариев и текстов, корректура;
— печать и укладка игры;
— доставка тиража;
— налоги;
— реклама;
— управление проектом и аккаунтинг.

В рекламные затраты долгое время входила только оплата доменного имени и хостинга (на текущий момент это 36 000 ₽). Почти в самом начале я сделала на «Тильде» небольшой презентационный сайт. Делала сама. Уже несколько раз переделала и очень нужно переделать еще:-).

Себе я также платила «зарплату», сравнимую по сумме с дизайном — за управление проектом и аккаунтинг. 

Документоборот

Если клиент принципиально хотел сотрудничать с ООО или ИП, партнерилась со своими знакомыми рекламщиками. В 2018 году ввели статус самозанятого, и я стала оформлять услуги через него, а печать игры шла прямым договором с производственниками. Экономика для клиента была прозрачной: что они платили мне, а что типографии. 

По всем играм заключала авторские договоры с исполнителями на передачу исключительных прав. Этому меня научил муж-сценарист. Компаниям-клиентам я передавала неисключительные права. Мне всё еще очень хотелось сделать книгу или даже мультик, а для этого в правах должен был быть порядок.

Состав команды корректировлся в каждой настолке, но три человека (я, Ярослав и Алла) были стабильными. За всё время я поработала с 5 иллюстраторами и одним детальным гайдом Состав команды корректировлся в каждой настолке, но три человека (я, Ярослав и Алла) были стабильными. За всё время я поработала с 5 иллюстраторами и одним детальным гайдом «по стилю»

Общие цифры

Проект продолжал быть «карманным» — хобби-подработкой для каждого из его участников. Итого за 2 года мы сделали шесть пазлов и одного «крокодила», это около 2 400 настолок, все — по мотивам бизнесов конкретных заказчиков. Оборот: 1,136 тыс. ₽ и прибыль 165 тыс. ₽. Продюсеры «Мосигры» в этом месте должны посмеяться, но нам было комфортно.

А потом началась пандемия и сохранить эти комфортные объемы в 1–2 настолки в год не удалось.

Возвращение к IT

2021 год и новые амбиции

Для тех, кто играет в бумажные настольные игры, очень важно качество печати. Раз уж ты покупаешь физическую копию, то ее должно хотеться трогать. Карты для энергетиков было очень приятными на ощупь. Фактура коробки называлась «лен»: в мелкий квадратик, шершавенькая, матовая. Очень хотелось повторить этот опыт.

А желание вернуться к теме IT появилось вместе с повторяющимся вопросом, а что же подарить коллегам на День программиста?! Потом я увидела, что весь новогодний вечер они весело играют в «Крокодил». Ок, делаем карты. Оставалось найти заказчика.

Написала в несколько знакомых ИТ-компаний и поняла, что интерес есть, но на небольшие тиражи: 10–50. И это было проблемой: проверенная типография не бралась за тираж менее 500 штук.

Сейчас я думаю, что правильнее было поискать кого-то еще для печати. Но я решила пойти с совсем другой стороны: самой напечатать большой тираж и уже потом предлагать его компаниям. Вместе со вторичным брендированием. Урок: не надо бояться сравнивать подрядчиков.

Почти пассивный доход от «Иди в IT»

Пока я раскачивалась, заказали повторный тираж брендированных пазлов «Идти в IT» (200 штук). По собственной инициативе внесла изменения в макет: исправила название клиентского сайта и переписала информацию о паре профессий. Например, заменила юзабилити-специалиста на UI/UX-дизайнеров.

Этот апсейл вдохновил меня вписаться в тираж новой настолки на свои деньги.

Пазлы предназначались для школьников. Как видно, не только школьникам они заходят :-)Пазлы предназначались для школьников. Как видно, не только школьникам они заходят :-)

Игра в IT-ассоциации

Рождение ProfITа

Дизайн новой игры для айтишников, их семей и друзей мы начали делать в середине июля. Почти вся команда осталась прежней: пригласили только нового иллюстратора.

Я осознавала, что вся ответственность за качество и будущее игры теперь лежит на мне. Если раньше все согласовывал заказчик, то теперь им стала я. Критерий качества сузился: сделать игру, в которую бы хотелось играть самой.

Почти вся команда проекта #историиопрофессиях. Большинство айтишникиПочти вся команда проекта #историиопрофессиях. Большинство айтишники

Задача настолки

Наши задачи ничем не отличались от задач других игр, собранных во фразу «истории о профессиях». Мы хотели создать повод для разговоров об IT. Как можно большему количеству разных людей. Поговорить, поиграть и узнать что-то новое. EQ и IQ.

Как яхту назовёшь

Вариантов было несколько, но все они не устраивали: еще одно «Иди в IT», «КрокITIL», Exam IT, IT is и Prof.IT. Они висели на рабочей доске и каждый вечер были разные фавориты. Переспав со всеми ними почти месяц, взяли нейтральное «ProfIT». Он обыгрывал и «профессии», и «ИТ», и «профессиональность» и «прибыль-выгоду». Чтобы общаться с общественностью, я реанимировала старый аккаунт проекта jobpuzzleclub в инстаграм.

Чтобы разобраться в читаемости макета, клеили самодельные макетыЧтобы разобраться в читаемости макета, клеили самодельные макеты

Задача контентщика — подобрать такие ИТ-термины, чтобы они, с одной стороны, охватили все ИТ-темы, а с другой — были понятны не только айтишникам, но и тем, кто не особо в теме. Детям, взрослым родителям, соседям по даче. В целом, это не сложная задача, потому что каждый из нас сейчас в какой-то степени айтишник, а контентщик за 15 лет поработал в разных айтишных ролях.

Темы распределили по 8 категориям и придумали иллюстрирующий комикс. Начинается всё с аналитики и дизайна, потом проектирование, потом разработка, тестирование, администрирование и управление. Отдельно добавили категорию «Персонал» и «ИТ-профессии». Фактически это был тот самый самый пик, когда джунам предлагали зарплаты 100 000 рублей, а доля HR-персонала в компаниях самой высокой.

Валерия рисует взрыв для обложки категории Валерия рисует взрыв для обложки категории «Администрирование»

Осторожно, IT-лексика

Каждую категорию разделили на три части по уровня сложности: «юзер», «спец», «эксперт». Чем сложнее уровней, тем больше баллов можно заработать: 1, 3, 5. Баллы назвали «стори-поинтами», чтобы усилить айтишность контента. Зарабатывать можно было традиционными для «крокодила» способами: рисовать или объяснять с помощью жестов.  

Всего получилось 360 терминов, их перевели на английский язык — многие в таком варианте более привычныВсего получилось 360 терминов, их перевели на английский язык — многие в таком варианте более привычны

Типовой айтишник и спиральная динамика

Комикс, который отрисован на картах, — это срез стереотипов о процессе разработки. В нем клиенты, которые просят нарисовать «красные параллельные линии», разработчики, которые кодят в ночь перед дедлайном, увлекающиеся архитекторы и менеджеры, которые даже в отпуске спят с ноутбуком. 

Как отдыхают разработчики, пока не наступил лютый дедлайн? Примерно так :-)Как отдыхают разработчики, пока не наступил лютый дедлайн? Примерно так:-)

Традиционно всех персонажей (их получилось 24) срисовали с реальных ребят.

Рассмотрели несколько офисов и учли примерное гендерное ИТ-соотношение: 14 М и 10 Ж. Да-да, женщины наступаютРассмотрели несколько офисов и учли примерное гендерное ИТ-соотношение: 14 М и 10 Ж. Да-да, женщины наступают

Прикинули, чтобы гендерный состав, айтишники в пиджаках, в очках и с бородами по количеству соотносились с реальными цифрами. Треды, хвостики, синие волосы. Хотелось показать некий «портрет» типового айтишника. На каждые 24 айтишника приходится:
— 5 спецов, предпочитающих очки контактным линзам;
— 2 спеца, регулярно носящих пиджаки;
— 6 спецов, отращивающих бороду.

Каждая категория была задизайнена своим цветом. Кто сталкивался с темой спиральной динамики, знает, что значит «красная», «синяя» или «бирюзовая» компания. Под эту теорию мы подогнали категории-этапы разработки.

«Проектирование» должно быть желтым: развитие и интеллект. Но на желтом весь другой визуал был неудачен, поэтому притянули за уши синий: мол, архитектор всегда всё хочет сделать правильно, а потом приходит «большой клининг»

Сотри всё и начни сначала

Дедлайн сдачи макета в печать всё приближался, а макет коробки не был готов. Сначала в нём хотелось обыграть доску для скрама со стикерами, потом — интерфейс приложения для смартфона. Всё было нормально, но не «цепляло». Меня :-)

Была еще одна проблема: название, написанное с маленькой буквы, как будто бы падало первыми буквами вниз. Это был визуальный обман, но так оставлять было нельзя. В результате шрифт скорректировали вручную.

Вариантов написания было больше 20. Ориентировалась на результаты фокус-группыВариантов написания было больше 20. Ориентировалась на результаты фокус-группы

С коробкой помог свежий взгляд коллеги и универсальный совет: всё сотри и начни сначала. Именно как-то ночью я так в пэйнте и сделала. Просто оставила название и типа шутку про ИТ-лексику.

Сложно было решить, как разместить на коробке название: вертикально или горизонтально. Голоса в соцсетях разделились почти поровну, поэтому волевым решениям я выбрала вертикальСложно было решить, как разместить на коробке название: вертикально или горизонтально. Голоса в соцсетях разделились почти поровну, поэтому волевым решениям я выбрала вертикаль

Сколько нужно программистов, чтобы поднять 323 кг на 17 этаж

Макеты сдали в печать в конце августа и ожидали получить игру в конце октября. Но уже тогда я стала смутно догадываться, что попасть в новогодние бюджеты уже не успею.

Попытки предпродать еще не напечатанную игру потерпел фиаско — для успешного контакта требовалась другая конверсия, чем я могла предложить в формате хобби.

Типография не подвела: качество игры оказалось ожидаемо хорошим и в обещанный срок.

Объем груза, который нужно было привезти в квартиру, был 323 кг. Это обошлось в 9,5 тыс. ₽.Объем груза, который нужно было привезти в квартиру, был 323 кг. Это обошлось в 9,5 тыс. ₽. Фотографии с типографии завораживают. Наши карты сортировались в коробках из-под Фотографии с типографии завораживают. Наши карты сортировались в коробках из-под «Имаджинариума»

ССР, или что получилось неидеально

Любой проектный менеджер регулярно сталкивается с текстом: «А это же само собой разумеющееся, почему вы не сделали?». Так вот, мы тоже решили, что правила игры детализировать необязательно.

Разве не все знают, как играть в «крокодила»? А разве игра не настолько вариативная и ситуативная, что правила только «обидят» пользователя? Например, кто-то любит играть с таймером, кто-то разыгрывает тур до победного, кто-то делиться по командам и принимает объяснение через однокоренное слово… Мы даже не указали количество игроков и время игры! Что может быть очевиднее? :-)

Допустили только одну опечатку!Допустили только одну опечатку!

А еще не докрутили механику до такой, чтобы игры не боялись интроверты. На каждой карте есть 6 терминов, напротив каждого термина есть значки «рисовать» или «показывать». Но как оказалось, для айтишников наиболее комфортный способ — это как раз объяснять словами, потому что не требует «выхода на сцену» или «превращения в художника». 

В правила добавлена возможность В правила добавлена возможность «объяснять» IT-термин и усложнен подсчет баллов: свой вес имеет и способ презентации («показывать» сложнее всего), и уровень сложности самого термина

Новые детальные правила я распечатывала и вкладывала в пакет с настолкой, чтобы не снимать прозрачную упаковку. Получился, конечно, совсем hand made, но очень хотелось улучшить продукт.

ProfIT и ее связи с общественностью

Игра как «полуфабрикат»

Получив желаемый тираж, я вернулась к основному плану её реализации: игра должна была решать задачи небольших ИТ-компаний. Что может быть лучше тематической сувенирки на предстоящие новогодние праздники?… Обновить каталог в корпоративном магазине?… Устроить игровой турнир и разыграть саму игру?… Я была уверена, что ProfIT нужен всем :-)

Один из вариантов брендирования игры — Один из вариантов брендирования игры — «шубер». Получилась забавная «белая тема»

Но оказалось, что бюджеты сверстаны, а размытость фраза «возможно брендирование» не располагают к тому, чтобы его приобрести. Несколько платных постов в профильных сообществах и проведенный вебинар о том, как делать корпоративные настолки, не дали выхлопа. Короче, мир не торопился за нашей настолкой.

Подарочный план Б

Пока я писала «холодные» письма, совмещая всё это с работой в HR-отделе, начал работать план Б, про который я даже и не думала. Игра интересовала не компании, а отдельных людей. В качестве подарков или поиграть с друзьями.

За 2 месяца я отправила больше 60 игр по Казани, в Москву, Питер, Омск, Нижний, Тольятти. Это были знакомые айтишники, знакомые знакомых айтишников и те, кто видели репосты постов в интраграме. 

Если использовать только Если использовать только «объяснение», то в настолку можно играть онлайн

Профит-статус 2022

Первые полгода выдались очень тяжелыми и игрой я не занималась совсем. С июля начала возвращаться к активностям. Мы даже успели поучаствовать в казанской «Цифровиаде», спонсируемой министерством информатизации.

В конце августа переформатировала предложение для b2b: сделала четкое описание возможного брендирования с точной ценой. Если заказать 100 настолок, то одна штука будет стоить 880 рублей. Стоимость включает персонализированные карты под компанию и логотип на коробке и готовность в течение месяца. Очень хочу найти хотя бы пару компаний до новогодних праздников, но не понимаю, как к ним пробиться. Нанять отдельного специально обученного человека?…

Разместила объявление на «Ярмарке мастеров». Надо еще сходить на «Авито».

В целом по карточкам вполне можно тестировать кандидатов, уточняя их знания и опыт по терминам выбранной карты. То есть не только party game, но и геймификация интервью / ассессментаВ целом по карточкам вполне можно тестировать кандидатов, уточняя их знания и опыт по терминам выбранной карты. То есть не только party game, но и геймификация интервью / ассессмента

Мораль восьмой настолки

Я хотела, чтобы текст получился похожим на кейсы из «Т-Ж: бизнес». Там пишут истории в деталях и цифрах и в конце спрашивают совета у добрых читателей: мол, что делать дальше. Так вот, буду рада советам. Каким образом, на каких именно площаках рассказать айтишникам об игре? Какой информации не хватает? Какие вопросы к продукту?

Ну и личные выводы из истории:

— Айтишник — не равно предприниматель
— Лучше сначала найти одного клиента, чем потом десять
— Не мни себя всем: продакт, маркетолог и продажник — разные и очень умные люди

В целом, мы принесли миру пользу и поэтому довольны. Всё началось с потребности в семейных диалогах. Мне до сих кажется, это очень важно. И я признательна компаниям, которые оценили и поддержали эту идею.

Однажды мы играли со своими очень взрослыми родителями. Через полчаса «сцены» отложили карты и впервые поговорили о том, чем мы же там, в своём IT, занимаемся. А лучший отзыв был примерно про «втроем играли всю ночь, даже гуглили то, чего не знали».

Спасибо за внимание:-)

© Habrahabr.ru