Как айтишники делали настолки: творчество и экономика
Однажды я (HR) и супруг (тогда еще программист) решили сделать настолку, чтобы играть в неё со своей дочерью. Начали с пазла-комикса «Иди в IT». За 4 года мы сделали 8 игр о современных профессиях: IT, энергетика, торговая сеть и еще несколько. Набили много шишек, но получили оборот в почти 1,5 млн ₽. В прошлом году сделали ProfIT и ушли в минус. Что случилось? Лонгрид.
Дочь айтишников
Как я стала родителем, то уперлась в книги про врачей и пожарников. А очень хотелось рассказать дочери о том, что папа и мама (а заодно их друзья и родственники) — айтишники и что это значит. Тогда я придумала нарисовать картинку ИТ-конторы и сделать к ней описание: простыми словами о сложных ИТ-профессиях. На это меня вдохновил переводная книга «Профессии. Когда я вырасту, то стану…». Это был конец 2017 года.
Через соцсети нашла иллюстратора: очень понравился стиль, в котором Дина Белова рисовала человечков. Прототипом компании взяла свою, персонажи — мы сами и наши коллеги. Сценаристом сюжетов и автором текстов стал муж-программист-пиэм, который всю свою сознательную айтишную деятельность фрилансил сценариями для мультиков.
Так выглядил первый цифровой эккиз. Иллюстратор ориентировалась на фото сотрудников и помещений
Через три месяца расслабленной работы мы получили дизайн-макет: его можно было оформлять как пазл и использовать в играх с детём. Такой пазл мы напечатали в типографии «за углом», качество никакое —, но поиграли.
Сценарист и муза тестируют недокрашенную версию пазла
Макет заценил и HR-директор моей компании: решил, что из пазлов могут получиться неплохие подарки сотрудникам на День защиты детей. Уже с другим дизайнером доделали тексты и коробку. Название пазла — самое неоригинальное: «Иди в IT» и приписочка «Истории о профессиях». На коробке и в пазле встроили несколько логотипов, а многие сотрудники, должности и помещения и так были узнаваемыми.
Это центральный кусочек «Иди в IT». Полный размер пазла и вложения: 22×30 см, это примерно А4
Тираж первой настолки: 1000 штук. В технологический процесс я тогда глубоко не лезла, так как печатью занялись постоянные подрядчики заказчика. Мне только оставалось подписать цветопробу и согласовывать сборку.
В итоге, мы все были очень довольны. Сделать игру про себя для своего ребенка и продать её — очень воодушевляет. Прибыль, 62 200 ₽, стала приятным бонусом к декретному отпуску.
На пазле 3 этажа и 58 персонажей: не только программисты и админы, но и маркетинг, управление персоналом, финансы — более 40 профессий.
Другие истории о современных бизнесах
Сразу после «Иди в IT» та же самая компания заказала пазл для одного из своих ключевых клиентов — известной торговой сети. Почти одновременно, тоже к Новому году, игру захотел частный детский сад: тоже для своих клиентов-семей. Чтобы успеть, пришлось срочно искать новых иллюстраторов, которые смогли бы скопировать стиль рисунков. Мы решили все рисовать в одном стиле, чтобы в будущем сделать из этого книгу, похожую на французскую. Амбиции :-)
Скопировать получилось не очень: персонажи торговой сети получились выше и стройнее. Так мы поняли, что для иллюстраторов нужен детальный гайд по стилю. Но формат контента сохранился: описали профессии ритейла и жизненный цикл ребенка в монтессори-саду.
Первый тираж пазла для торговой сети пришел с багом (не пропечаталась одна табличка), но это была проблема типографии, у которой не склеился слой. Исправленный тираж успели переделать к срокам, а старый ушел в диван :-) Тут я получила новый урок: сроки полиграфических проектов, как и в ИТ, нужно, как минимум, умножать на 2.
Стоимость обоих пазлов для клиентов была низкой. Например, прибыль от «Моя торговая сеть» была 1816 ₽. Ориентировались на доступный у заказчика бюджет и очень надеялись, что этой самой торговой сети понравится идея. Но, увы, ничего не случилось. На этом заказе я поняла, что планировать прибыль нужно здесь и сейчас.
Это набросок комикса про детский сад. Сложной задачей было уместить на листе все помещения, не сильно «изогнув» пропорции
Заказ детского сада можно считать социальным, тоже практически в ноль. Но у нас уже был азарт — сделать как можно больше историй и собрать их в книгу. Тираж этой истории: 100 штук.
Тираж пазла «Моя торговая сеть»: 150 игр плюс еще 150 с «браком», который я до сих пор с трудом нахожу
В то время писать в блогах профсообществ можно было бесплатно, и я поделилась кейсами среди своих коллег, HR. Благодаря этому к нам пришел следующий клиент: энергетики.
Они хотели сделать иллюстрацию всего бизнеса: от офиса до «поля». Согласование контента заняло почти 2 месяца: этим занимался головной офис, регионы, инженеры, пиарщики, HR. Мы пропустили уже все внешние и внутренние сроки, несмотря на то, что в договоре был план-график. Я начинала паниковать, потому что пазлы должны были дариться на 1 июня. Успели впритык. Выписала себе еще урок: о списке людей, согласующих макеты, нужно четко договариваться на входе.
Мы описали 6 основных сфер: как работает ГРЭС; кто создаёт энергию; ремонт, безопасность, экология; что мы продаём; как мы меняемся; финансы и правовые вопросы; пресса, сотрудники, ИТ
Через год, в 2019, сделали еще два пазла: «Моя поликлиника» (100 штук) и «Моя офтальмологическая клиника» (370 штук). Рассказывать простым языком о витреоретинальном хирурге было непросто, но занятно. К тому времени я уже напрямую работала с типографией, но процесс производства был предсказуем, поэтому накладок не было.
В том же году энергокомпания попросила сделать для них другую игру — ассоциативные карты со словами, по механике напоминающие всем известные «Крокодила» или «Активити». Для нового типа игры мне нужно было срочно найти новую типографию. Чтобы не тратить время на ожидание рекомендаций, я пошла в магазин настолок и выбрала те, кто меня устраивал по формату и качеству.
5 категорий, 15 уровней сложности, 300 терминов. Задача игры — удачно презентовать слова из мира энергетики и зарабатывать «джоули»
Экономика
Что входило в расходы
Цифры, которые приведены выше, конечно, не про бизнес. Когда я запрашивала сметы на корпоративные игры у самых крутых игроков на рынке, они мне в качестве минимума называли полумиллионные бюджеты.
В расходы входило:
— разработка дизайн-макета;
— разработка сценариев и текстов, корректура;
— печать и укладка игры;
— доставка тиража;
— налоги;
— реклама;
— управление проектом и аккаунтинг.
В рекламные затраты долгое время входила только оплата доменного имени и хостинга (на текущий момент это 36 000 ₽). Почти в самом начале я сделала на «Тильде» небольшой презентационный сайт. Делала сама. Уже несколько раз переделала и очень нужно переделать еще:-).
Себе я также платила «зарплату», сравнимую по сумме с дизайном — за управление проектом и аккаунтинг.
Документоборот
Если клиент принципиально хотел сотрудничать с ООО или ИП, партнерилась со своими знакомыми рекламщиками. В 2018 году ввели статус самозанятого, и я стала оформлять услуги через него, а печать игры шла прямым договором с производственниками. Экономика для клиента была прозрачной: что они платили мне, а что типографии.
По всем играм заключала авторские договоры с исполнителями на передачу исключительных прав. Этому меня научил муж-сценарист. Компаниям-клиентам я передавала неисключительные права. Мне всё еще очень хотелось сделать книгу или даже мультик, а для этого в правах должен был быть порядок.
Состав команды корректировлся в каждой настолке, но три человека (я, Ярослав и Алла) были стабильными. За всё время я поработала с 5 иллюстраторами и одним детальным гайдом «по стилю»
Общие цифры
Проект продолжал быть «карманным» — хобби-подработкой для каждого из его участников. Итого за 2 года мы сделали шесть пазлов и одного «крокодила», это около 2 400 настолок, все — по мотивам бизнесов конкретных заказчиков. Оборот: 1,136 тыс. ₽ и прибыль 165 тыс. ₽. Продюсеры «Мосигры» в этом месте должны посмеяться, но нам было комфортно.
А потом началась пандемия и сохранить эти комфортные объемы в 1–2 настолки в год не удалось.
Возвращение к IT
2021 год и новые амбиции
Для тех, кто играет в бумажные настольные игры, очень важно качество печати. Раз уж ты покупаешь физическую копию, то ее должно хотеться трогать. Карты для энергетиков было очень приятными на ощупь. Фактура коробки называлась «лен»: в мелкий квадратик, шершавенькая, матовая. Очень хотелось повторить этот опыт.
А желание вернуться к теме IT появилось вместе с повторяющимся вопросом, а что же подарить коллегам на День программиста?! Потом я увидела, что весь новогодний вечер они весело играют в «Крокодил». Ок, делаем карты. Оставалось найти заказчика.
Написала в несколько знакомых ИТ-компаний и поняла, что интерес есть, но на небольшие тиражи: 10–50. И это было проблемой: проверенная типография не бралась за тираж менее 500 штук.
Сейчас я думаю, что правильнее было поискать кого-то еще для печати. Но я решила пойти с совсем другой стороны: самой напечатать большой тираж и уже потом предлагать его компаниям. Вместе со вторичным брендированием. Урок: не надо бояться сравнивать подрядчиков.
Почти пассивный доход от «Иди в IT»
Пока я раскачивалась, заказали повторный тираж брендированных пазлов «Идти в IT» (200 штук). По собственной инициативе внесла изменения в макет: исправила название клиентского сайта и переписала информацию о паре профессий. Например, заменила юзабилити-специалиста на UI/UX-дизайнеров.
Этот апсейл вдохновил меня вписаться в тираж новой настолки на свои деньги.
Пазлы предназначались для школьников. Как видно, не только школьникам они заходят :-)
Игра в IT-ассоциации
Рождение ProfITа
Дизайн новой игры для айтишников, их семей и друзей мы начали делать в середине июля. Почти вся команда осталась прежней: пригласили только нового иллюстратора.
Я осознавала, что вся ответственность за качество и будущее игры теперь лежит на мне. Если раньше все согласовывал заказчик, то теперь им стала я. Критерий качества сузился: сделать игру, в которую бы хотелось играть самой.
Почти вся команда проекта #историиопрофессиях. Большинство айтишники
Задача настолки
Наши задачи ничем не отличались от задач других игр, собранных во фразу «истории о профессиях». Мы хотели создать повод для разговоров об IT. Как можно большему количеству разных людей. Поговорить, поиграть и узнать что-то новое. EQ и IQ.
Как яхту назовёшь
Вариантов было несколько, но все они не устраивали: еще одно «Иди в IT», «КрокITIL», Exam IT, IT is и Prof.IT. Они висели на рабочей доске и каждый вечер были разные фавориты. Переспав со всеми ними почти месяц, взяли нейтральное «ProfIT». Он обыгрывал и «профессии», и «ИТ», и «профессиональность» и «прибыль-выгоду». Чтобы общаться с общественностью, я реанимировала старый аккаунт проекта jobpuzzleclub в инстаграм.
Чтобы разобраться в читаемости макета, клеили самодельные макеты
Задача контентщика — подобрать такие ИТ-термины, чтобы они, с одной стороны, охватили все ИТ-темы, а с другой — были понятны не только айтишникам, но и тем, кто не особо в теме. Детям, взрослым родителям, соседям по даче. В целом, это не сложная задача, потому что каждый из нас сейчас в какой-то степени айтишник, а контентщик за 15 лет поработал в разных айтишных ролях.
Темы распределили по 8 категориям и придумали иллюстрирующий комикс. Начинается всё с аналитики и дизайна, потом проектирование, потом разработка, тестирование, администрирование и управление. Отдельно добавили категорию «Персонал» и «ИТ-профессии». Фактически это был тот самый самый пик, когда джунам предлагали зарплаты 100 000 рублей, а доля HR-персонала в компаниях самой высокой.
Валерия рисует взрыв для обложки категории «Администрирование»
Осторожно, IT-лексика
Каждую категорию разделили на три части по уровня сложности: «юзер», «спец», «эксперт». Чем сложнее уровней, тем больше баллов можно заработать: 1, 3, 5. Баллы назвали «стори-поинтами», чтобы усилить айтишность контента. Зарабатывать можно было традиционными для «крокодила» способами: рисовать или объяснять с помощью жестов.
Всего получилось 360 терминов, их перевели на английский язык — многие в таком варианте более привычны
Типовой айтишник и спиральная динамика
Комикс, который отрисован на картах, — это срез стереотипов о процессе разработки. В нем клиенты, которые просят нарисовать «красные параллельные линии», разработчики, которые кодят в ночь перед дедлайном, увлекающиеся архитекторы и менеджеры, которые даже в отпуске спят с ноутбуком.
Как отдыхают разработчики, пока не наступил лютый дедлайн? Примерно так:-)
Традиционно всех персонажей (их получилось 24) срисовали с реальных ребят.
Рассмотрели несколько офисов и учли примерное гендерное ИТ-соотношение: 14 М и 10 Ж. Да-да, женщины наступают
Прикинули, чтобы гендерный состав, айтишники в пиджаках, в очках и с бородами по количеству соотносились с реальными цифрами. Треды, хвостики, синие волосы. Хотелось показать некий «портрет» типового айтишника. На каждые 24 айтишника приходится:
— 5 спецов, предпочитающих очки контактным линзам;
— 2 спеца, регулярно носящих пиджаки;
— 6 спецов, отращивающих бороду.
Каждая категория была задизайнена своим цветом. Кто сталкивался с темой спиральной динамики, знает, что значит «красная», «синяя» или «бирюзовая» компания. Под эту теорию мы подогнали категории-этапы разработки.
«Проектирование» должно быть желтым: развитие и интеллект. Но на желтом весь другой визуал был неудачен, поэтому притянули за уши синий: мол, архитектор всегда всё хочет сделать правильно, а потом приходит «большой клининг»
Сотри всё и начни сначала
Дедлайн сдачи макета в печать всё приближался, а макет коробки не был готов. Сначала в нём хотелось обыграть доску для скрама со стикерами, потом — интерфейс приложения для смартфона. Всё было нормально, но не «цепляло». Меня :-)
Была еще одна проблема: название, написанное с маленькой буквы, как будто бы падало первыми буквами вниз. Это был визуальный обман, но так оставлять было нельзя. В результате шрифт скорректировали вручную.
Вариантов написания было больше 20. Ориентировалась на результаты фокус-группы
С коробкой помог свежий взгляд коллеги и универсальный совет: всё сотри и начни сначала. Именно как-то ночью я так в пэйнте и сделала. Просто оставила название и типа шутку про ИТ-лексику.
Сложно было решить, как разместить на коробке название: вертикально или горизонтально. Голоса в соцсетях разделились почти поровну, поэтому волевым решениям я выбрала вертикаль
Сколько нужно программистов, чтобы поднять 323 кг на 17 этаж
Макеты сдали в печать в конце августа и ожидали получить игру в конце октября. Но уже тогда я стала смутно догадываться, что попасть в новогодние бюджеты уже не успею.
Попытки предпродать еще не напечатанную игру потерпел фиаско — для успешного контакта требовалась другая конверсия, чем я могла предложить в формате хобби.
Типография не подвела: качество игры оказалось ожидаемо хорошим и в обещанный срок.
Объем груза, который нужно было привезти в квартиру, был 323 кг. Это обошлось в 9,5 тыс. ₽. Фотографии с типографии завораживают. Наши карты сортировались в коробках из-под «Имаджинариума»
ССР, или что получилось неидеально
Любой проектный менеджер регулярно сталкивается с текстом: «А это же само собой разумеющееся, почему вы не сделали?». Так вот, мы тоже решили, что правила игры детализировать необязательно.
Разве не все знают, как играть в «крокодила»? А разве игра не настолько вариативная и ситуативная, что правила только «обидят» пользователя? Например, кто-то любит играть с таймером, кто-то разыгрывает тур до победного, кто-то делиться по командам и принимает объяснение через однокоренное слово… Мы даже не указали количество игроков и время игры! Что может быть очевиднее? :-)
Допустили только одну опечатку!
А еще не докрутили механику до такой, чтобы игры не боялись интроверты. На каждой карте есть 6 терминов, напротив каждого термина есть значки «рисовать» или «показывать». Но как оказалось, для айтишников наиболее комфортный способ — это как раз объяснять словами, потому что не требует «выхода на сцену» или «превращения в художника».
В правила добавлена возможность «объяснять» IT-термин и усложнен подсчет баллов: свой вес имеет и способ презентации («показывать» сложнее всего), и уровень сложности самого термина
Новые детальные правила я распечатывала и вкладывала в пакет с настолкой, чтобы не снимать прозрачную упаковку. Получился, конечно, совсем hand made, но очень хотелось улучшить продукт.
ProfIT и ее связи с общественностью
Игра как «полуфабрикат»
Получив желаемый тираж, я вернулась к основному плану её реализации: игра должна была решать задачи небольших ИТ-компаний. Что может быть лучше тематической сувенирки на предстоящие новогодние праздники?… Обновить каталог в корпоративном магазине?… Устроить игровой турнир и разыграть саму игру?… Я была уверена, что ProfIT нужен всем :-)
Один из вариантов брендирования игры — «шубер». Получилась забавная «белая тема»
Но оказалось, что бюджеты сверстаны, а размытость фраза «возможно брендирование» не располагают к тому, чтобы его приобрести. Несколько платных постов в профильных сообществах и проведенный вебинар о том, как делать корпоративные настолки, не дали выхлопа. Короче, мир не торопился за нашей настолкой.
Подарочный план Б
Пока я писала «холодные» письма, совмещая всё это с работой в HR-отделе, начал работать план Б, про который я даже и не думала. Игра интересовала не компании, а отдельных людей. В качестве подарков или поиграть с друзьями.
За 2 месяца я отправила больше 60 игр по Казани, в Москву, Питер, Омск, Нижний, Тольятти. Это были знакомые айтишники, знакомые знакомых айтишников и те, кто видели репосты постов в интраграме.
Если использовать только «объяснение», то в настолку можно играть онлайн
Профит-статус 2022
Первые полгода выдались очень тяжелыми и игрой я не занималась совсем. С июля начала возвращаться к активностям. Мы даже успели поучаствовать в казанской «Цифровиаде», спонсируемой министерством информатизации.
В конце августа переформатировала предложение для b2b: сделала четкое описание возможного брендирования с точной ценой. Если заказать 100 настолок, то одна штука будет стоить 880 рублей. Стоимость включает персонализированные карты под компанию и логотип на коробке и готовность в течение месяца. Очень хочу найти хотя бы пару компаний до новогодних праздников, но не понимаю, как к ним пробиться. Нанять отдельного специально обученного человека?…
Разместила объявление на «Ярмарке мастеров». Надо еще сходить на «Авито».
В целом по карточкам вполне можно тестировать кандидатов, уточняя их знания и опыт по терминам выбранной карты. То есть не только party game, но и геймификация интервью / ассессмента
Мораль восьмой настолки
Я хотела, чтобы текст получился похожим на кейсы из «Т-Ж: бизнес». Там пишут истории в деталях и цифрах и в конце спрашивают совета у добрых читателей: мол, что делать дальше. Так вот, буду рада советам. Каким образом, на каких именно площаках рассказать айтишникам об игре? Какой информации не хватает? Какие вопросы к продукту?
Ну и личные выводы из истории:
— Айтишник — не равно предприниматель
— Лучше сначала найти одного клиента, чем потом десять
— Не мни себя всем: продакт, маркетолог и продажник — разные и очень умные люди
В целом, мы принесли миру пользу и поэтому довольны. Всё началось с потребности в семейных диалогах. Мне до сих кажется, это очень важно. И я признательна компаниям, которые оценили и поддержали эту идею.
Однажды мы играли со своими очень взрослыми родителями. Через полчаса «сцены» отложили карты и впервые поговорили о том, чем мы же там, в своём IT, занимаемся. А лучший отзыв был примерно про «втроем играли всю ночь, даже гуглили то, чего не знали».
Спасибо за внимание:-)