Как я преподавал ИТ-архитектуру детям в «Сириусе»
Привет, друзья!
В течение двух прошедших недель мне довелось участвовать в особенном событии. Хочу поделиться с вами своими ощущениями, пока они свежи. Все началось с сообщения от моего руководителя со странным предложением поработать преподавателем в новом и современном ИТ-колледже «Сириус», созданном по инициативе президента страны.
Немного про колледж
Основное направление колледжа — подготовка инженеров и экспертов в области ИТ, способных приступить к работе сразу после окончания учебы. По сути это возрождение забытой идеи профессиональных училищ. Именно поэтому колледж привлекает преподавателей-практиков, работающих в отрасли, которые смогут поделиться с детьми реальным опытом работы в современном мире, а не читать лекции о том, как в прошлом веке работали с вычислительными машинами на перфокартах.
После собеседования с руководством колледжа, мне направили необходимую к заполнению документацию, и, я начал подготовку программы для ребят. Мой курс включал в себя следующие разделы:
Я — ИТ-архитектор. Мне приходится много общаться с людьми, проводить митапы и презентации. За несколько лет работы в Ростелекоме я накопил достаточно материалов, которые могли бы быть интересны как темы для лекций и практических занятий. Поэтому возможность поделиться знаниями с детьми показалась мне особенно интересной. Однако я еще не представлял, насколько я был не готов к преподаванию такой аудитории. Но обо всем по порядку.
Мне предложили провести для первокурсников — детей, окончивших школу, в возрасте от 17 до 18 лет — двухнедельный курс по дисциплине «Архитектура ИТ-систем и вычислительных комплексов». Курс должен состоять из 34 пар по полтора часа каждая, из которых половина лекции, а половина — семинары и практические занятия.
После собеседования с руководством колледжа я получил документы для заполнения и начал подготовку программы. Мой курс включал в себя следующие разделы:
Что такое архитектура ИТ и зачем ее проектировать?
Какие виды архитектуры бывают и в чем их отличия?
Виды и представления информации.
Матрица Захмана и модель C4 Саймона Брауна.
Виды и нотации диаграмм.
Архитектурные артефакты и репозитории архитектур.
Моделирование сценариев поведения.
Энтерпрайз архитектура.
Прикладная и солюшн архитектура.
Интеграционная архитектура.
Техническая и сетевая архитектура.
Архитектурный комитет и защита решения.
Дополнительно я планировал дать детям задание на проектирование архитектуры решения, технической и сетевой архитектуры.
Несколько недель пролетели незаметно, я пополнил свои материалы большим количеством информации полученной из сети, пересмотрел кучу видеокурсов именитых архитекторов и преподавателей, прочитал несколько учебных пособий по ИТ-архитектуре для вузов, подготовил примеры из своих реальных задач и задач коллег.
Отдельно про дорогу до Сочи
Настал день выезда. Мне нужно было добраться из Москвы в Адлер. Семья не упустила возможность составить мне компанию в путешествии к морю. Ехать решили на машине. Я был за рулем, рядом жена, сзади в детских креслах оба моих сына. После решения головоломки с размещением всех вещей в багажнике автомобиля мы отправились в путь.
Не буду подробно описывать дорогу из Москвы в Сочи: я ехал по платной трассе, дорога отличная, никаких происшествий по пути не случилось. Выезжали мы в ночь, чтобы было поменьше трафика, на дорогу потратили около 20 часов. Самыми сложным оказались последние 150 километров до Сочи. К этому моменту дорога уже порядком вымотала нас, а на знаменитых серпантинах то и дело встречался ремонт. Вдобавок постоянно шел проливной дождь.
Добрались мы к вечеру следующего дня. Адлер встретил нас хорошей погодой и замечательными видами на море, куда мы сразу и пошли.
С заселением проблем не возникло, хотя и пришлось сдать экспресс ПЦР-тест. Отдельно расскажу про территорию образовательного центра «Сириус». По сути это город в городе. Все внутри настолько сильно отличается от привычной нам архитектуры курортных городов юга России, что создается ощущение, как будто ты за границей.
Вся инфраструктура продумана, везде есть пешеходные дорожки, автомобильные дороги отличного качества, повсюду примеры ландшафтного дизайна, нет нагромождения ларьков, все магазины и заведения общепита вписываются в общую концепцию территории по стилю и оформлению.
Везде очень чисто. В любом месте поблизости можно найти мусорное ведро, в ведрах всегда есть место, и люди ими пользуются. Куда бы я ни пошел, нигде не встречал валяющийся на дороге мусор. Как они этого добиваются, ума не приложу. Не делал фото окрестностей, поэтому прикладываю чужие, взятые из свободных источников.
У меня был в запасе один день до понедельника, чтобы акклиматизироваться, познакомиться с коллегами из колледжа и подготовиться к занятиям. Я потратил его на визит в здание колледжа, осмотр своей аудитории, знакомство с руководителем и согласование общих вопросов по предстоящему обучению.
Кто учится в «Сириусе» и как устроены занятия
В первый день занятий я познакомился со своей группой. В ней было 20 детей, почти всем им уже исполнилось 18 лет, поэтому я решил, что подавать информацию стоит так же, как я привык это делать обычно для взрослых людей.
Сделаю лирическое отступление и опишу, кто именно попадает в колледж. Всего в этом году набирали три группы по 20 человек:
Компьютерные системы и комплексы;
Сетевое и системное администрирование;
Программирование.
Третья — самая популярная. Чтобы попасть в нее, необходимо иметь средний балл по аттестату »5», дополнительные заслуги в виде призов на олимпиадах и высокий балл на всероссийской олимпиаде по программированию, которую проводил колледж до приема документов. Это не моя группа :)
В другие две группы попали дети, у которых средний балл по аттестату »5» или очень близок к этому, нет или мало дополнительных наград за участие в олимпиадах и высокий балл в олимпиаде по программированию. В этом году конкурс на место составил более 60 человек. У меня в группе «Сетевое и системное администрирование» было пять золотых медалистов, а также дети, которые поступили по итогам экзаменов в лучшие вузы страны, но отказались и пошли учиться в колледж.
Теперь, когда у вас есть понимание, что мне выпала честь учить одних из самых талантливых и перспективных детей в нашей стране, я продолжу.
Я начал рассказывать про ИТ-архитектуру, ее применение и виды. Дети слушали меня внимательно, но с каждой новой темой я замечал все больше непонимания в их глазах. Мое первой ошибкой было думать, что если что-то будет не понятно, ученики остановят меня и сами зададут вопросы. Перед началом лекции я проговаривал с ними этот момент и объяснил, какого поведения я жду от них. Но я не понимал, что дети, 11 лет учившиеся в школе, просто не привыкли перебивать учителя и спрашивать, если им что-то не понятно, и боятся показаться нелепыми, задав глупый вопрос.
В моей группе были дети из разных регионов России, начиная с Дальнего Востока и закачивая москвичами и местными, но все они вели себя одинаково. Такое поведение детям прививает система образования. Первое, чему нужно было сделать — научить их задавать вопросы, не бояться вступать в дискуссию с преподавателем или любыми взрослыми людьми на равных.
Перед поездкой я подготовил для учеников тест из 26 вопросов, нацеленный на проверку общих знаний в сфере ИТ, начиная с простейших, например, функций процессора и оперативной памяти, и закачивая знанием программных продуктов и технологий. В тесте было четыре варианта ответа на каждый вопрос и вариант «Не знаю». За каждый правильный ответ присваивался один балл, то есть максимум — 26 баллов.
Каково же было мое удивление, когда я увидел средний балл 13.2, при этом, доля ответов «Не знаю» среди неправильных оказалась почти 60%. Дети не пытались угадать правильный вариант, они честно выбирали «Не знаю». В этот момент я осознал вторую свою ошибку: я готовил материал по ИТ-архитектуре для учеников, которые не имеют базовых знаний по ИТ и компьютерным технологиям. Нужно было срочно корректировать программу лекций и практических работ.
Весь вечер первого дня и часть ночи я провел в поиске необходимого материала и составлении нового плана обучения. Финальный план получился таким.
Устройство вычислительных машин (CPU, RAM, накопители, ввод-вывод, питание)
Устройство и работа ЛВС.
Устройство систем хранения данных и SAN
Операционные системы
Виртуализация
Принципы построения ЦОД
Инфраструктурное ПО
Облачные платформы
Обучение работы с инструментами (Visio, Excel, Power Point, Archi)
Техническая документация
Техническая архитектура
Сетевая архитектура
Интеграционная архитектура
Прикладная и солюшн-архитектура
Энтерпрайз-архитектура
По классике архитектуру ИТ преподают, начиная с бизнес-процессов и погружаясь все ниже в декомпозицию, вплоть до уровня оборудования. Мне пришлось изменить подход на диаметрально противоположный для возможности дать детям базовые знания перед рассказом о том, как базовые кусочки укладываются в красивый архитектурный узор на разных уровнях абстракции.
Ребята приняли обновленную программу с воодушевлением, слушали и записывали новые для них знания и понятия. Каждый день я начинал с устного опроса о том, что мы усвоили вчера и в предыдущие дни.
Сам процесс обучения описывать нет смысла, скажу лишь, что стало намного легче, когда ученики перестали бояться задавать вопросы, привыкли ко мне и к такому стилю преподавания. Хотя у такого подхода есть и обратная сторона: на некоторые вопросы мне приходилось искать ответы уже после лекций и давать их детям на следующий день. Оказывается, память имеет свойство удалять знания, которые давно не используешь.
Все это время меня не покидало ощущение, что моей группе не хватает практических навыков в работе с оборудованием и ПО. Мне пришла в голову идея отвезти их на экскурсию в ЦОД, а также организовать мастер-класс с настоящим оборудованием.
Здесь я хочу сказать спасибо коллегам из «РТК — ЦОД» в Адлере, которые любезно согласились бесплатно провести детям экскурсию по всем помещениям дата-центра, рассказать об его устройстве, дать потрогать оборудование и поработать с ним. А также хочу поблагодарить администрацию колледжа, которая согласовала поездку, изменила расписание занятий и оперативно организовала группе трансфер.
Дети, узнав, что мы поедем на экскурсию в ЦОД и увидим настоящие машинные залы с боевым оборудованием, несказанно обрадовались и до последнего не верили, что поездка случится. На экскурсии мои коллеги рассказали, как устроены инженерные системы центра, резервирование, как работает питание и охлаждение, какие бывают типы серверов, сетевого оборудование и СХД. А потом провели мастер-класс на специально выделенном оборудовании и вместе с детьми настроили серверы, установили ОС и разобрались в сетевых настройках и мониторинге. В конце детей ждал конкурс с тематическими вопросами и подарками с корпоративной символикой. Впечатлений была масса, все ходили буквально с открытыми ртами и радовались так, как могут только дети. Это было классно!
Дисклеймер: маски снимали исключительно для фото, во время экскурсии по зданию все дети были в масках, перчатках и бахилах. Все средства индивидуальной защиты нам бесплатно выдали сотрудники «РТК — ЦОД».
Первая самостоятельная работа
В последний день первой недели я дал ученикам задание спроектировать техническую и сетевую архитектуру по вымышленному ТЗ вымышленного заказчика, разработать необходимые артефакты и разместить их в конфлюенсе. Группу разделили на две команды с лидерами. Лидер должен был организовать работу своей команды, составить план работы, распределить ответственность и контролировать исполнение, корректируя план, если необходимо.
Полное ТЗ под спойлером
Привет!
Вчера я познакомился с одним странным персонажем, он оказался сотрудником BigCorp. Я рассказал ему, что по работе занимаюсь ИТ-архитектурой. Он предложил мне поучаствовать в разработке технической архитектуры системы, связанной со сбором биометрических данных населения. Я обещал подумать над реализацией проекта.
Сегодня с утра позвонил этот мужик и напомнил про работу. Он вкратце рассказал мне о проекте, я быстро записывал и не уверен, что данные полные и достаточные для полноценного проектирования.
К сожалению, у меня завал на работе по другим проектам, поэтому я не смогу оперативно принять участие в проектировании решения, но, я уверен, что этим проектом будет интересно заняться тебе.
Оцени достаточность и полноту данных, если чего-то не будет хватать, пиши мне в телегу, я сильно занят, но смогу ответить на несколько сообщений.
Насколько я понял, система должна состоять из следующих частей:
В зоне DMZ кластер из двух виртуальных серверов с ролью балансировщиков. У каждого сервера должно быть по восемь процессорных ядер, 16 гб оперативной памяти, 200 гб SSD. От этих серверов должна быть сетевая связанность до веб серверов для сегмента B2G и веб серверов сегмента B2B по следующим портам: для сегмента B2G — 80 и 443, для сегмента B2B — 8080 и 80443.
В сегменте Application + Internet должны быть расположены три виртуальных сервера приложений кластера B2G, со следующими характеристиками: 20 ядер процессора на каждом сервере, 128 гигабайт оперативной памяти, 200 гб SSD и пять виртуальных серверов приложений кластера B2B, со следующими характеристиками: 28 ядер процессора на каждом сервере, 190 гигабайт оперативной памяти, 200 гб SSD. От этих серверов должен быть доступ кластеру серверов приложений в сегменте приложений по 443 порту. А также к уже существующему серверу отчетов по порту 1521.
Кластер серверов приложений в сегменте приложений состоит из 12 виртуальных серверов следующей конфигурации: 16 ядер процессора, 64 гигабайта оперативной памяти, 100 гигабайт SSD. От серверов приложений должен быть доступ к серверам баз данных по порту 1521, к серверам файлового хранилища по порту 389 и к существующим серверам резервного копирования по порту 389.
В сегменте баз данных должны располагаться следующие серверы: кластер баз данных Oracle, состоящий из двух физических серверов следующей конфигурации: два процессора по 40 ядер в каждом, 512 гигабайт оперативной памяти, 3тб SSD. От серверов баз данных должен быть доступ к существующей системе сбора отчетов по 443 порту и к существующей системе учета финансов по порту 8080. Также, должен быть доступ к системе резервного копирования по порту 1521. Также в этом сегменте должен быть расположен файловый сервер, на борту которого нужно не меньше двух процессоров, 32 гб оперативной памяти и 10 тб SAS жестких дисков. От файлового сервера необходим доступ к системе резервного копирования.
Для доступа администраторов необходимо развернуть терминальный сервер, виртуальную машину с 12 ядрами процессора и 64 гигабайтами оперативной памяти, диски можно сделать объемом в 500 гб SAS. От терминального сервера должен быть организован доступ ко всем вновь внедряемым компонентам системы по 22 порту и порту 3189.
Между серверов отчетов и системой учета финансов существует интеграция, думаю что она организована с использованием https.
Чтобы попасть на терминальный сервер необходим сервер VPN, в зоне DMZ, к которому будут подключаться администраторы из интернета. Я забыл стандартный порт подключения к терминальным серверам на Windows, но ты же помнишь, укажи его пожалуйста. Думаю, 4 ядер и 8 гб оперативной памяти будет достаточно.
Чуть не забыл, необходимо сделать георезерв всех компонентов во втором ЦОД. Для экономии средств, сделаем в два раза меньше ресурсов у всех компонентов в резервном ЦОД. Не забудь организовать сетевые связи между серверами баз данных и файловыми хранилищами, для синхронизации данных и указать все эти машины в опроснике. Над георезервом нужно будет хорошенько подумать, не упусти этот момент.
Накидай архитектурные артефакты, необходимые для выделения ресурсов под систему и сделай пространство в конфлюенсе, чтобы документы можно было удобно хранить и показывать заказчику.
Он также скинул мне пример опросника, в который нужно внести данные о сайзинге и матрицу доступа. Я отправил их тебе по почте.
Кстати, ты же работал раньше сетевым инженером, я решил, что не стоит привлекать в этот проект лишних людей. Подумай над тем, какие имена и сетевые адреса можно выделить для этой системы. Чтобы ты не запутался, прикладываю тебе «Требования к ведению документации и процессу проектирования» BigCorp.
Дело очень срочное, у тебя есть всего три часа. Этот парень не любит шутить, а я уже пообещал ему подготовить документацию сегодня до обеда, не подведи меня.
Как будет готово, свяжись со мной.
Удачи.
Брейншторм сразу после получения задания
Что получилось?
Привожу решение первой команды (у второй получились похожие артефакты).
ID связи на схеме | Имя сервера инициатора | IP инициатора (source) | Имя сервера назначения | IP назначения (destination) | Сетевой протокол | Сетевые порты, через запятую |
1 | SKS04-NLB01P | 10.10.2.1 | SKS04-APP01P, SKS04-APP02P, SKS04-APP03P | 10.10.2.4, 10.10.2.5, 10.10.2.6 | TCP | 80 |
2 | SKS04-NLB01P | 10.10.2.2 | SKS04-APP01P, SKS04-APP02P, SKS04-APP03P | 10.10.2.4, 10.10.2.5, 10.10.2.6 | TCP | 443 |
3 | SKS04-NLB02P | 10.10.2.4, 10.10.2.5, 10.10.2.6 | SKS04-APP05P, SKS04-APP06P, SKS04-APP07P, SKS04-APP08P, SKS04-APP09P | 10.10.2.7 | TCP | 8080 |
4 | SKS04-NLB02P | 10.10.2.1 | SKS04-APP05P, SKS04-APP06P, SKS04-APP07P, SKS04-APP08P, SKS04-APP09P | 10.10.2.7 | TCP | 80443 |
5 | SKS04-APP01P, SKS04-APP02P, SKS04-APP03P | 10.10.2.7 | SKS04-APP09P, SKS04-APP10P, SKS04-APP11P, SKS04-APP12P, SKS04-APP13P, SKS04-APP14P, SKS04-APP15P, SKS04-APP16P, SKS04-APP17P, SKS04-APP18P, SKS04-APP19P, SKS04-APP20P | 10.10.2.12 | TCP | 443 |
6 | SKS04-APP09P, SKS04-APP10P, SKS04-APP11P, SKS04-APP12P, SKS04-APP13P, SKS04-APP14P, SKS04-APP15P, SKS04-APP16P, SKS04-APP17P, SKS04-APP18P, SKS04-APP19P, SKS04-APP20P |
| SKS04-CDB01P, SKS04-CDB02P, SKS04-FAS01P, SKS04-FAS02P | 10.10.2.24 | TCP | 152 |
7 | SKS04-BPM01P | 10.10.2.27 | SKS04-WEB01P | 10.10.2.3 | TCP | 3189 |
8 | SKS04-APP09P, SKS04-APP10P, SKS04-APP11P, SKS04-APP12P, SKS04-APP13P, SKS04-APP14P, SKS04-APP15P, SKS04-APP16P, SKS04-APP17P, SKS04-APP18P, SKS04-APP19P, SKS04-APP20P | 10.10.2.12 | SKS04-FAS01P | 10.10.2.29 | TCP, UDP | 389 |
9 | SKS04-APP09P, SKS04-APP10P, SKS04-APP11P, SKS04-APP12P, SKS04-APP13P, SKS04-APP14P, SKS04-APP15P, SKS04-APP16P, SKS04-APP17P, SKS04-APP18P, SKS04-APP19P, SKS04-APP20P | 10.10.2.12 | SKS04-FAS02P | 10.10.2.28 | TCP, UDP | 389 |
10 | SKS04-FAS03P, SKS04-FAS01P | 10.10.2.24, 10.10.2.25 | SKS04-FAS02P | 10.10.2.28 | TCP | ??? |
11 | SKS04-FAS03P, SKS04-FAS01P, SKS04-CDB01P, SKS04-CDB02P | 10.10.2.24, 10.10.2.25,10.10.2.26 | SKS04-FAS02P | 10.10.2.28 | TCP | 1521 |
12 | SKS04-FAS03P, SKS04-FAS01P, SKS04-CDB01P, SKS04-CDB02P | 10.10.2.24, 10.10.2.25,10.10.2.26 | SKS04-BIS01P | 10.10.2.27 | TCP | 8080 |
13 | SKS04-FAS03P, SKS04-FAS01P, SKS04-CDB01P, SKS04-CDB02P | 10.10.2.24, 10.10.2.25,10.10.2.26 | SKS04-FAS04P | 10.10.2.30 | TCP | 443 |
14 | SKS09-NLB01P | 10.10.3.1 | SKS09-APP01P, SKS09-APP02P, SKS09-APP03P | 10.10.3.4, 10.10.3.5, 10.10.3.6 | TCP | 80 |
15 | SKS09-NLB01P | 10.10.3.2 | SKS09-APP01P, SKS09-APP02P, SKS09-APP03P | 10.10.3.4, 10.10.3.5, 10.10.3.6 | TCP | 443 |
16 | SKS09-NLB02P | 10.10.3.4, 10.10.3.5, 10.10.3.6 | SKS09-APP05P, SKS09-APP06P, SKS09-APP07P, SKS09-APP08P, SKS09-APP09P | 10.10.3.7 | TCP | 8080 |
17 | SKS09-NLB02P | 10.10.3.1 | SKS09-APP05P, SKS09-APP06P, SKS09-APP07P, SKS09-APP08P, SKS09-APP09P | 10.10.3.7 | TCP | 80443 |
18 | SKS09-APP01P, SKS09-APP02P, SKS09-APP03P | 10.10.3.7 | SKS09-APP09P, SKS09-APP10P, SKS09-APP11P, SKS09-APP12P, SKS09-APP13P, SKS09-APP14P, SKS09-APP15P, SKS09-APP16P, SKS09-APP17P, SKS09-APP18P, SKS09-APP19P, SKS09-APP20P |
| TCP | 443 |
19 | SKS09-APP09P, SKS09-APP10P, SKS09-APP11P, SKS09-APP12P, SKS09-APP13P, SKS09-APP14P, SKS09-APP15P, SKS09-APP16P, SKS09-APP17P, SKS09-APP18P, SKS09-APP19P, SKS09-APP20P | 10.10.3.12 | SKS09-CDB01P, SKS09-CDB02P, SKS09-FAS01P, SKS09-FAS02P | 10.10.3.24 | TCP | 152 |
20 | SKS09-BPM01P | 10.10.3.27 | SKS09-WEB01P | 10.10.3.3 | TCP | 3189 |
21 | SKS09-APP09P, SKS09-APP10P, SKS09-APP11P, SKS09-APP12P, SKS09-APP13P, SKS09-APP14P, SKS09-APP15P, SKS09-APP16P, SKS09-APP17P, SKS09-APP18P, SKS09-APP19P, SKS09-APP20P | 10.10.3.12 | SKS09-FAS01P | 10.10.3.29 | TCP, UDP | 389 |
22 | SKS09-APP05P, SKS09-APP06P, SKS09-APP07P, SKS09-APP08P, SKS09-APP09P | 10.10.3.12 | SKS09-FAS02P | 10.10.3.28 | TCP, UDP | 389 |
23 | SKS09-FAS03P, SKS09-FAS01P | 10.10.3.24, 10.10.3.25 | SKS09-FAS02P | 10.10.3.28 | TCP | ??? |
24 | SKS09-FAS03P, SKS09-FAS01P, SKS09-CDB01P, SKS09-CDB02P | 10.10.3.24, 10.10.3.25,10.10.3.26 | SKS09-FAS02P | 10.10.3.28 | TCP | 1521 |
25 | SKS09-FAS03P, SKS09-FAS01P, SKS09-CDB01P, SKS09-CDB02P | 10.10.3.24, 10.10.3.25,10.10.3.26 | SKS09-BIS01P | 10.10.3.27 | TCP | 8080 |
26 | SKS09-FAS03P, SKS09-FAS01P, SKS09-CDB01P, SKS09-CDB02P | 10.10.3.24, 10.10.3.25,10.10.3.26 | SKS09-FAS04P | 10.10.3.30 | TCP |
На второй неделе мы работали над проектированием системы. Ребята снова разделились на команды, но уже другими составами, чтобы все могли попробовать себя в разных ролях.
Результаты ниже.
По второму заданию у меня было много вопросов к результатам. Не зря на солюшн-архитектора люди учатся годами. Я не ожидал от ребят, что они справятся идеально, но дал им обратную связь и возможность исправить свои ошибки.
Финалом обучения стала индивидуальная работа, состоящая из тестирования на десять вопросов с вариантами ответов, одной задачи на логику и трех задач на подготовку архитектурных артефактов. У ребят было три часа на работу. Максимум можно было набрать 21 балл, по одному баллу за вопросы тестирования, два балла за задачу на логику и по три балла за артефакты. Ошибки в артефактах вели к снижению баллов за них.
Проходной балл — 18. С первого раза сдали 12 человек, остальные переписывали работы на следующий день. В итоге все дети получили зачет, хотя, конечно же, некоторым пришлось немного помочь, но они знают об этом. Им я дал дополнительные задания на следующую неделю.
Какие выводы я могу сделать из поездки?
В России под эгидой государства появился ИТ-колледж, в котором ребята учатся у реальных сотрудников и получают навыки, необходимые для реальной работы.
Обучать детей и обучать взрослых людей — это две разные вещи. Я не был к этому готов, и пришлось много работать, чтобы скорректировать план обучения.
Не все еще потеряно для будущего поколения. Хоть они и предпочитают TikTok книгам, cреди них много очень талантливых и желающих развиваться детей, которые в будущем смогут принести пользу обществу.
Вместо постскриптума
Напоследок немного обратной связи от детей. Написал им прощальное сообщение, получил в ответ это :)
P.S. Группа 6.1, если кто-то из вас читает этот пост, спасибо вам за этот новый для меня опыт, вы, без сомнения, заслуженно попали в одно из лучших учебных заведений в стране. Уверен, вы добьетесь успеха.