В России предложили начать маркировать фейковую информацию в интернете

53fa54cd209ef3f7145eae6a5de6ae1b.jpeg

Крупнейшие российские онлайн-платформы и СМИ подпишут в четверг, 7 октября, новый меморандум о фактчекинге, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на источник, который знаком с ходом разработки соглашения. Среди предложений меморандума присутствует маркировка фейков пользователей. 

По данным издания, подписать меморандум собираются РБК, ТАСС, РИА, Rambler & Co, «Интерфакс», «Ведомости» и The Bell. Эти СМИ привлекут для проверки информации на онлайн-площадках, в том числе «Яндекс.Дзен» и Mail.Ru Group, а также Rutube и Avito. Помимо перечисленных изданий, фактчекингом будет заниматься АНО «Диалог», а держателем меморандума станет Региональная общественная организация «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ). 

Документ будет действовать один год с возможностью продления, сообщают «Ведомости». 

Представители Rambler & Co и Avito подтвердили, что присоединятся к соглашению, однако не стали уточнять детали. Со стороны СМИ своё участие в меморандуме подтвердили РИА Новости и «Интерфакс». В «Яндексе» и Mail.ru Group воздержались от комментариев, ТАСС, РБК и The Bell не ответили на запрос газеты. 

Поначалу меморандум будет носить рамочный характер — впоследствии подписавшие документ организации должны будут договориться о том, каким именно способом будет проводиться мониторинг фейковой информации. Кроме того, пока не ясен и порядок маркировки фейков, говорят источники — с этим участники меморандума определятся позже. 

Согласно документу, выявлять недостоверную информацию должны будут сами онлайн-платформы — либо в ходе самостоятельного мониторинга, либо по обращению пользователей или фактчекеров. Они также и будут выносить финальное решение о признании той или иной информации фейковой. В случае обнаружения фейка платформы на своё усмотрение обязаны будут удалить, промаркировать или опровергнуть недостоверную информацию. В крайнем случае им будет разрешено прибегнуть к блокировке пользователя, который разместил фейк, или же к ограничению рекламы или монетизации такого контента. 

В первую очередь меморандум о маркировке фейков коснётся сведений о количестве погибших, например, во время ЧС, коронавируса и исторических событиях, отмечают «Ведомости». Кроме того, он затронет данные, провоцирующие ажиотажный спрос на тот или иной продукт или рост его цены и разжигающие межнациональную рознь. 

В то же время в меморандуме пока нет чёткого определения информации, попадающей под его действие. Источники газеты утверждают, что маркировать предлагается именно пользовательский контент, а не журналистский. По словам одного из собеседников, например, со стороны «Яндекса» участвует именно площадка «Яндекс.Дзен», а не агрегатор новостей СМИ «Яндекс.Новости». От Mail.ru Group в меморандуме участвуют соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники», а со стороны Rambler & Со — LiveJournal как площадка и «Лента.ру» как СМИ-фактчекер. При этом из заметки «Ведомостей» неясно, попадёт ли под действие соглашения информация, размещаемая в официальных аккаунтах СМИ в соцсетях, в частности, в тех же «ВКонтакте» и «Одноклассниках».

© Habrahabr.ru