Как я попал в IT

Север

b7fee67929e05fe265df16824b2d647e.jpg

Родился я в теперь уже далёком 1990 году. В холодном, но и прекрасном городе Якутске, в небогатой семье.

Когда я начал осознавать мир, меня увлекали различные истории, которые я придумывал, играя в игрушки. В особенности меня увлекала часть про создание логических цепочек. Например, машинка везёт лего-блоки для стройки, впрочем сама стройка меня привлекала не меньше.

С техникой у меня выходило очень простое и непринуждённое общение. Как будто я уже всё это знал. Будто данные подгружались из какого-то ледяного хранилища, которое не трогали тыщу-другую лет. Когда покупали первые «денди» я сам настраивал телевизор. Быстро разбирался с их устройством да и в целом мог настроить телек без пульта.

Сотка

Когда дома появилась первая «сотка» (так называли «пеньки» с частотой работы в 100mHz) я долго не мог от него отлипнуть и windows 3.1 я излазил вдоль и поперёк. От попыток залезть «внутрь» меня отпугивали различными байками в духе: «если откроешь, то компьютер сломается». Понятно, что это имело крайне ограниченный и недолгий эффект.

Время шло, компьютер становился всё менее загадочным, а потребностей становилось куда больше. Мощностей «сотки» уже явно не хватало, чтобы удовлетворять мой интерес к её внутрянке. Как-то раз я стал свидетелем «чистки» внутрянки…пылесосом, и вот тогда-то, походу, ларец и открылся. Я увидел железо и что-то внутри щёлкнуло, меня тянуло залезть во внутрь, разобрать, сломать, починить, собрать, не могу объяснить это ощущение…

Сотка прожила у нас недолго: уровень износа железа был запредельным. На севере, в те годы нового железа в принципе было не сыскать толком. Его могли позволить себе только обеспеченные и зажиточные слои населения. Моя мама, будучи студенткой, в то время крутилась в молодёжных кругах и компьютеры, как и всё связанное с ними, представляли огромный интерес. Поэтому к нам в гости стали захаживать тогдашние «айтишники». Впрочем, тогда их чаще называли «компьютерщики». Но некоторые удостаивались звания «программист». Хотя с чем это было связано — мне тогда было не ясно.

Двести

После того, как сотка ушла в утиль, спустя какое-то время появился чуть менее потрёпанный системник. Он был в более красивом корпусе с зелёной, мягкой, покрытой пластиком подушечкой. Это был тот же пенёк, только уже работающий на частоте 200mHz. У него была оперативка аж в 16 мегабайт и жёсткий на целых 8 гигов. Моему восторгу не было предела.

Уже в те годы я увлекался популярными в тот период веяниями в виде: Черепашек-Ниндзя, Смертельной битвы (Мортал Комбат), Уличный боец, Трансформерами и очень олдовым аниме. Было мне чуть больше 6, уже точно и не вспомню. Все мы играли во дворе в фишки, а чуть позже начали появляться и карты. Кто-то красовался колодой из МТГ, а кто-то хвастливо перетасовывал новенькую колоду псионических покемонов. Шло время. 

С двухсотым пеньком мне в наследство достался windows 3.1 с комплектом игр. Это были: Boppin, Bomberman, Wolfenstein 3D, карточные игры, балда, поле чудес. Кстати, Wolfenstein умудрился как-то похерить, было обидно. В целом, отвлечься хватало до момента пока я не увидел по телевизору рекламу Dungeon Keeper (да, по ТВ тогда шли рекламы стратегических игрушек). А ещё чуть после я увидел как один из ребят на телевидении рубится в StarCraft. Всё, это был конец, конец моему покою.

Кстати, могу лишь сказать, что выглядели эти машины примерно так. И для тех времён это было несказанно круто!

Стратегии

Когда я читал первые энциклопедии, там (часто довольно абстрактно) рассказывалось как устроен наш мир. Больше всего тогда меня привлекала археология, палеонтология, градостроительство, космос.

В частых и нелепых попытках нарисовать город, а потом изобразить как его разрушают…Нет, увы, но таланта к рисованию у меня не было абсолютно. Стратежить приходилось из того, что было: строил базы из песка и потом разрушал самопальными катапультами, камнями, пофиг…Делал баталии и осады из разных игровых наборов: от лего до Warhammer: 40k. Такие дела.

Уже тогда я чётко знал чего хочу — строить ГОРОДА! Вот такая вот безумная мысль зародилась в моём мозгу. Андрюша, 8 лет.

dd353fee825dd08a0e3b364f99617032.jpg

После переезда в более цивилизованный район города, мне достались, помимо двухсотки, ещё и новые друзья. И тут началось. У одного мальчишки дома стоял прекрасный восьмисотый пенёк. На нём работали почти все современные на тот момент стратегии. О, боги! Там были C&C: Red Alert, HOMM 1, HOMM2, WarCraft 2, DooM, Duke Nukem, да чо там только не было! БУУММ!!! Я проводил там больше времени, чем где-либо. Решение было принято — мне надо туда.

Жёлтая книга

Гейминг в моём случае оказался злым испытанием. Потому-что в какой-то момент мне хотелось исследовать те миры, что находятся по ту сторону экрана. Ведь наш мир, мягко говоря, мало чем привлекал — это были 90-е…

Тогда мы рубились с мамиными друзьями уже в дум, кваку, мортальник. Были целые посиделки с очередью под пиво. Мне конечно же покупали что помягче: колу, например.

Как-то раз один из маминых «программистов» под пиво начал расхвалить какую-то книгу и по лицу окружающих было понятно одно — никто нихрена не понял… Программист Володя достал из кожаной коричневой сумки жёлтую книгу. Он рассказывал про всю мощь языков программирования, будущего, мечты поехать в Москву, а потом и на стажировку в Intel.

Для меня это звучало каким-то заклинанием, магией, мозг сходил с ума.

Уже в то время, по телеку крутили рекламы четвёртых пеньков, которые стоили 999$. Я постоянно канючил у родителей купить такой, так как уже несколько раз я не смог поставить на машину новых игрушек. Проц тупо не тянул и винда была древняя, а на новую как обычно не хватало частоты да и вообще конфига.

Библиотека

Так как в перспективе мне нифига не светило, я стал искать альтернативы. Стал тусить у друзей, тащить к ним свои диски. Помню, даже была попытка снять жёсткий диск, в качестве носителя, но родичи не дали.

Уже тогда, были популярны библиотеки нового образца. Там были компы, уже не помню какие, но, на них стояли Raiden, Zelda, Star Wars и что-то ещё из топов тех времён.

Мне удалось найти эту книгу: С++ для чайников жёлтого цвета. Увы, найти её по ключевым запросам, именно выпуска тех лет, я не смог, так что, не прикреплю.

Признаться, я не понял нихрена. И именно тогда, открылось моё самое уязвимое место — восприятие и усвоение материала через чтение — это был дохлый номер.

Я пытался писать код в блокнот. Потом пытался что-то из этого писать в долбанном Borland и нихрена не получалось, ничего не понималось. Для меня это просто была какая-то абракадабра.

В той же огромной стеклянной библиотеке, которая находилась неподалёку от 202 микрорайона, в которую я заходил по пути к своему единственному другу, удалось разузнать, что языков программирования есть, как минимум, несколько. Приглянулся Java, мне он тогда показался более понятным и декларативным чем C++.

Матрица

Время шло, школа-дом-компьютер, дом-школа. Я не бросал попыток научиться хоть что-то делать и в процессе начал интересоваться железом. Притом достаточно серьёзно. Помогал собирать конфиги, знал почти все модели процессоров, видеокарт и жёстких дисков. В общем, в клубе задротов мог похвастать. Хотя даже в то время друзей у меня почти не было.

В то время, народ стал куда-то часть пропадать: то прямо в учебное время, то после. Виной всему оказались компьютерные клубы, которые начали наводнять Якутск конца 90-х начала нулевых.

Примерно в те же годы мне удалось поиграть почти во все культовые, на тот момент, шутеры от Serious Sam до Battlefield 1942. Однако после знакомства с играми от Snowball Interactive и от, ныне покойного, Maxis — я про них забыл на какое-то время.

Идея градостроительства не покидала меня…Вернее не покидает до сих пор, просто сейчас я знаю, что это точно не то, к чему я стремлюсь, но, да не суть.

Так вот, идея градостроительства-градостроительства-градостроительства…Симсити, Морские титаны, Огнём и мечом, Война и Мир — все эти игры были потрясающе проработаны! В них был дух экспансионизма, покорений, первооткрывательства. То, чего не хватает в современном геймдеве, за редким исключением, конечно же…

Самый популярный на тот момент компьютерный клуб в нашем районе назывался Матрица. Неплохие компы, адекватные админы, отсутствие быдла и бухарей. Всё это создавало атмосферу привычного домашнего уюта, но, без беганий друг к другу с компом, сетевыми кабеля и вот этим вот всем.

Как-то раз я разговорился с ребятами после очередного часа (тогда платили 25₽/час) за контрой, что, вот было бы прикольно открыть свой сервер…Сзади что-то невнятно пробурчал админ на тему того, какой это геморрой и что вот заняться нам больше нечем…

По итогу из админа я вытащил тонну полезной информации за три часа возле стойки. Он даже закинул мне час чтобы я от него отстал.

Реверс-инжиниринг

Тот час я потратил довольно неплохо: удалось посетить пачку форумов сис. админов серверов контры, а кто-то даже паблил архивы с билдами! Я скачал парочку, отправил их на свою электронную почту, которую я завёл не то в 98, не то в 99, уже не помню. Потом оказалось, что по какой-то причине моё письмо попало в спам. Я не смог достать архивы, однако на машине, где я работал, кэш и сессии походу вообще не чистились, данные удалось спасти в следующий поход.

На тот момент у меня уже стояла 98-я ну и короче, скачал я этот архив. Потом пришлось попердохаться с распаковщиком, разбираться с тем, как прочесть содержимое файлов. В общем, спустя почти неделю, я разобрался как читать содержимое исходников. Хотя по началу я пытался открывать скомпилированные файлы из-за чего и потратил кучу времени…

Мне повезло, в детском саду нас уже учили английскому (и якутскому, конечно же). С пониманием исходного кода у меня уже тогда не возникало проблем, а книги в библиотеке помогали с доселе неведомыми местами.

В общем-то, так я начал разбираться в разработке, через реверс-инжиниринг. Сегодня я могу с уверенностью сказать, что на это бы ушло куда меньше времени будь у меня учитель или ментор, которые бы помогли переводить ту воду, что пишут в книгах. Но как есть. 

Counter Strike: Superhero Mode

В очередной из походов в матрицу, я предложил админам поднять клубный сервер. Показал свои наработки, которые удалось состряпать за последний месяц. По началу идею восприняли без энтузиазма. Однако через неделю, листая список серверов, нам удалось найти некий DC Mode. Поиграв в это нечто часок стало понятно, что возможно даже такое. Само собой я предложил сделать нечто подобное, после чего админы обещались это согласовать.

Первые наработки выглядели сыро, как оказалось писать моды под контру было не самым приятным занятием. С учётом того, что моя машина поднимала сервер по 30–40 минут и ещё примерно часа по два-три компилила свежие либы… Это был сущий ад.

Wolwerine

В те годы (начало нулевых) мне больше зашёл Marvel нежели DC, а моими любимыми персонажами были: Росомаха, Гамбит и Джин Грей. Первым в моде стал именно Росомаха, проектирование скилловой части заняло минимум времени, это была тупо регенерация и «когти». По факту я просто увеличил мультипликатор урона на 200% (впоследствии его сильно порезали).

Идея зашла, народ рубился как не в себя и мне предложили первые деньги! Я не знаю как, почему, но это были ни то 10, ни то 100$, я уже точно не помню. Помню только , что мне помогли их разменять в каком-то странном (и стрёмном) месте и я потом эти же деньги положил на счёт в клуб, так что первый заработок я честно ПРОСАДИЛ В КЛУБЕ!

Кажется, узнай тогда об этом родители, они бы убили меня, наверно поэтому я мало что им рассказывал в те годы.

Начало пути

474bc777a756654cc1511fcbc2ce9dd2.jpg

Уже тогда меня приглашали в разные клубы, кто в команду по КС, а после выхода 3 варкрафта в команды по варику, так как в стратегии я играл очень хорошо.

Также, открыть свой сервер мне предложил админ клуба который находился в здании старой котельни ЖЭКа, уж не помню как он назывался. Впрочем, потом все тусовки мы перенесли туда, так как матрица находилась во дворах дзержинки, неподалёку от ДК Кулаковского, куда ходить было удобно только после школы.

MMORPG

В 2000-е годы в Якутских сетях жахнуло такие явления как Lineage, Ragnarok Online и прочие ММО тех времён. Ажиотаж был просто безумным: кланы в клубах, постоянное рубилово, разборки с мордобоями возле клубов…Страшное (но интересное) дело. И ясен-пень нужно было разобраться как это всё устроено!

Уже тогда поднимался вопрос на форумах: «а как поднять свой сервер?». Однозначных ответов ни у кого не было.В основном были шутки в духе «купи у корейцев» или «ограбь нцсофт». Короче, казалось, что «никак».

Zyxel 56.6k

Дома уже тогда был модемный интернет, которого только на сёрфинг и хватало. Так как он работал от телефонной линии, пользовать его продолжительное время можно было только когда родителей не было дома. Впрочем, мой сёрфинг всегда палился счетами. Тогда интернет стоил безумных денег. Помню, что самый адовый счёт был в районе 15 или 17 тысяч. Меня тогда наказали, отобрав все кабеля от компьютера, а когда я раздобыл новые, тупо сняли батарейку от биоса. Когда я и тут выкрутился — сняли ещё и жёсткий, вот тут уже был капут. Впрочем, я очень часто тусовался на 202-м, в магазине Эльф (кажется так он тогда назывался) и мне удалось разжиться (спустя полтора месяца втирания в доверие) б/ушным жёстким на 12 гб. Вроде барракуда была, точно уже не помню. Хард был старым, грузился плохо, иногда прогрузки страницы приходилось ждать по 15–20 минут.

L2J

Можно считать это завершительной главой повествования. Именно с этого момента начался мой реальный боевой опыт в ИТ. Ребята из команды emu сумели отреверсить и создать пиратский сервер Lineage. С этого началась история небезызвестных контрибьюторов: Aikimaniac, Phoenix, Overlord команды L2J. Это были энтузиасты нашего времени, пускай и не соотечественники, но, такие же мечтатели-градостроители.

В этот момент я понял, что создавать миры, города, вселенные можно не только будучи мэром города или владельцем архитектурного бюро. Ну или какого-нибудь СМУ (Несчастные случаи на стройке были? … Будут…).

С этих пор я почти окончательно забил на учёбу. Уже тогда я понимал, что моя жизнь не будет связана с миром академических свершений. И что школа, институт да и вообще образование мне вряд ли смогут пригодиться.

В 2004 мы переехали в Подмосковье, где я открыл свой первый Lineage сервер и организовал свою первую команду. С тех пор началась история моей команды Atlantis, но, это уже совсем другая история.

© Habrahabr.ru