Как я использовал старые телевизоры в качестве мониторов
Года четыре назад на Хабре я писал статью про перевод бумажной кардиограммы в формат звука. В конце данной статьи я разместил снятое мной видео, демонстрирующее пример. Не все читатели его поняли, поэтому я его убрал из статьи. Однако многие были больше удивлены не самим операциям, которые проделывались в видео, и даже не самим содержанием статьи. Больше всего зацепила техника, изображённая на видео, — старый компьютер и чёрно-белый монитор, подключенный к нему. В роли такого монитора выступал старый чёрно-белый телевизор. Я не помню, почему именно на нём я решил продемонстрировать пример. Конечно же, я понимал, что это вызовет удивление, но не думал, что об этом будут писать в комментариях.
История приблизительно такая. Первый компьютер у меня появился относительно поздно, как и у многих рядовых людей, в начале 2000-х (хотя, здесь мне тяжело судить насчёт других). Компьютер был на базе процессора Celeron 2.4 ГГц, видеокарта GeForce FX5200 64Mb (рис. 1) и ЖК монитор на 17''. Я был удивлён наличием разъёма видеовыхода на видеокарте для подключения к ТВ. Разъём был формата mini-DIN, т.е., стандартный S-Video (рис. 2). С данным интерфейсом (если можно так сказать) я уже на тот момент сталкивался, он был на DVD-плеере. Я пробовал подключать видеокарту к кинескопному телевизору через данный разъём. Разумеется, плоских телевизоров тогда у нас ещё не было.
Рис. 1. Моя первая видеокарта.Рис. 2. Разъёмы на видеокарте.
Из разъёма S-Video выходят два сигнала: сигнал яркости (Y) и сигнал цветности ©. В сигнале яркости также передаются синхроимпульсы. Сигнал цветности закодирован в той или иной системе цветности (PAL, SECAM или NTSC, в зависимости от настроек видеокарты) и передаётся на поднесущей частоте. Для того чтобы подключить такой источник к обычному видеовходу телевизора (разъём «тюльпан»), нужно изготовить простейший шнур с конденсатором (классическая схема, рис. 3). При этом сигнал цветности через конденсатор подмешивается к основному сигналу яркости, и такой сигнал представляет собой уже композитный ПЦТС (полный цветной ТВ сигнал).
Рис. 3. Схема шнура S-Video–CVBS.
Мне уже заранее сообщили, что необязательно подключать по этой схеме. Имеется возможность настроить видеокарту так, чтобы по сигналу яркости сразу передавался ПЦТС. При выводе сигнала с компьютера на телевизор, разумеется, качество в плане резкости картинки заметно падает. Однако если настроить видеокарту на видеовыход S-Video и убрать подмешивание сигнала цветности (убрать конденсатор на рис. 3), то, очевидно, картинка на телевизоре станет чёрно-белая. Но при этом качество изображения заметно возрастает: убирается рябь изображения. Данная рябь вызывается сигналом поднесущей частоты цветности. Если сигнал цветности в видеосигнале отсутствует, то такая перекрёстная помеха в виде ряби также будет отсутствовать.
Вскоре после окончания школы я вместе с этим компьютером переехал в другой город, где учился в университете. При этом мне хотелось также иметь дома компьютер, когда я приезжаю, например, на выходные. На свою стипендию я приобрёл б/у комплектующие более старого компьютера: БП, материнская плата, планка ОЗУ, видеокарта (похожая, но на 32 МБ), процессор Celeron 1.8 ГГц, HDD. Корпусом я на тот момент пока не обзавёлся, его я нашёл чуть позже. Таким образом, я собрал второй ПК для дома.
Что касается монитора, то с этим было тогда не очень легко. Даже CRT монитор был тогда ещё в цене. Как можно догадаться, я в качестве монитора использовал телевизор. В моём личном распоряжении, ещё с детства, было несколько старых телевизоров. Среди них был цветной 3УСЦТ, чёрно-белый ламповый и чёрно-белый микросхемно-транзисторный. Это было моё увлечение с детства, я занимался ремонтом ТВ.
К телевизору 3УСЦТ к модулю цветности через плату сопряжения был подключен DVD-плеер через RGB SCART разъём. Зная конфигурацию интерфейса монитора ПК, я на тот момент задумывался о подключении видеокарты к ТВ через SCART. Однако руки до этого пока не доходили, и не дошли вовсе. При таком подключении перекрёстная помеха, о которой я писал выше, разумеется, отсутствует. При этом сохраняется качественное цветное изображение. Подключенный DVD-плеер тому пример. Я пробовал его подключать через обычный «тюльпан» ПЦТС к модулю цветности ТВ 3УСЦТ, используя всю ту же плату сопряжения. Различие в качестве изображения очевидно невооружённым глазом. Но если DVD-плеер подключен к ТВ через выход ПЦТС, то имеется возможность накрутить насыщенность изображения, сделав его более цветным, чего невозможно в случае подключения через RGB.
Рис. 4. Телевизор 3УСЦТ — Вид сзади.Рис. 5. Плата сопряжения с разъёмом SCART.Рис. 6. DVD-плеер через RGB на 3УСЦТ.
Но больше всего радует мой глаз чёрно-белый ТВ. В обоих ТВ я ещё когда-то давно сделал видео и аудио входы и переключатели TV/AV. В более старом ламповом ТВ я даже сделал ещё и выходы (рис. 7, сбоку на ТВ). Через них я раньше подключал видеомагнитофон. Использование радиочастотного выхода на видеомагнитофоне меня не особо прикалывало. Да и в случае с ламповым телевизором, лишённым ДМВ диапазона, требовалась специальная ДМВ приставка (видеомагнитофон у меня был с ДМВ РЧ выходом, хотя бывают и с МВ). А когда появился DVD-плеер, у меня появилась возможность подключать его к чёрно-белому телевизору, используя только сигнал яркости. Это избавляет изображение от ряби, повышая его качество. Сигнал яркости от DVD-плеера можно брать как с разъёма S-Video, так и с компонентного выхода. Компонентный выход представляет собой три тюльпана, из которых выходят три сигнала: сигнал яркости (+ синхроимпульсы) и два цветоразностных. Плеер у меня был полноценный по количеству интерфейсов аудио и видео. Хочу отметить, что через самодельный видеовход изображение получалось не всегда контрастным (в зависимости от видеоисточника). А если я подключал через видеомагнитофон, который использовался в роли РЧ модулятора, то контрастность была выше, но был небольшой шум на изображении. Для снабжения телевизора полноценным видеовходом нужно конструировать специальную схему, которая будет согласовывать вход с источником.
Рис. 7. DVD-плеер, подключенный к ламповому ч/б ТВ через выход Y.Рис. 8. DVD-плеер, подключенный к м.-тр. ч/б ТВ через выход Y.Рис. 9. Самодельный вход аудио/видео и переключатель сзади ТВ.
Так вот, для своего второго компьютера в качестве монитора я использовал чёрно-белый телевизор (который не ламповый) на протяжении примерно двух лет, пока не нашёл нормальный CRT монитор. Чтобы не сильно портить зрение, я находился от телевизора на двухметровом расстоянии. При этом, работая на компьютере, я пользовался стандартной программой «Экранная лупа», чтобы увеличить область изображения вокруг курсора мыши (рис. 11). Разрешение экрана — 1024 на 768. Кстати, от чёрно-белого изображения глаза уставали намного меньше, чем от цветного.
Рис. 10. Компьютер, подключенный к ламповому ч/б ТВ.Рис. 11. Компьютер, подключенный к м.-тр. ч/б ТВ.
Спустя несколько лет я достал новый чёрно-белый кинескоп, совместимый с телевизором на рис. 11, и сразу его поменял. После замены контрастность возросла во много раз. Видимо, старый кинескоп был севший. Как раз, в видеоролике, о котором говорилось в начале этой статьи, был продемонстрирован телевизор с новым кинескопом. Разрешение экрана — 800 на 600 (стоп-кадр на рис. 12).
Рис. 11. Компьютер, подключенный к м.-тр. ч/б ТВ с новым кинескопом.
В настоящее время фраза «подключение компьютера к телевизору» обозначает, как правило, подключение к плоскому современному телевизору через разъём HDMI. А может быть даже и вовсе подключение к смарт-телевизору через Wi-Fi. В то время я даже о таком и представить не мог, как и не смогут представить представители нынешнего поколения всё то, о чём написано в этой статье.