Как я боролся с выгоранием в ИТ: лайфхаки и личный опыт
Из каждого утюга мы слышим «войди в ИТ за 6 месяцев», «стань аналитиком», «работай удаленно на берегу океана». Существует стереотип, что сфера информационных технологий ― это гигантские зарплаты и комфортные условия, а остальные профессии воспринимаются как тяжелый, неблагодарный труд. Не мне вам рассказывать, что это не совсем так. И в ИТ вы можете столкнуться с выгоранием, после которого больше не захотите работать на этом рынке.
Эта статья в блоге ЛАНИТ посвящена борьбе с физическим и психическим истощением. Я расскажу, что мне помогает любить свою профессию вот уже много лет.
Начало выгорания
Безусловно, нельзя утверждать, что работа в ИТ ― это что-то невероятно тяжелое. Смотря с чем сравнивать. Тем не менее нам, айтишникам, приходится регулярно сталкиваться с определенными сложностями: высокие требования к квалификации, вечно горящие сроки с непрерывным потоком задач, необходимость постоянно учиться новым технологиям, которые появляются каждый день. Причём учиться нужно отнюдь не по самым лучшим материалам, индийские обучающие видео и плохая документация уже давно стали мемами.
Добавьте ко всему вышеперечисленному сидячую работу и вуаля ― профессиональное выгорание. У всех оно проходит по-разному. У кого-то снижается эффективность, кто-то меняет компанию, а некоторые бросают ИТ.
Сам я в первый раз столкнулся с выгоранием лет 15 назад, когда занимался поддержкой бизнес-приложений (ITSM-система, документооборот, банк-клиенты). Думаю, вы представляете себе, что это такое: каждый день поток заявок, вечные проблемы, а вся работа ― либо беготня по пользователям, либо без возможности оторваться от экрана. В какой-то момент все это мне до чертиков надоело, поэтому я стал искать, как отвлечься.
Поиск отдушины
Меня вдохновил пример некоторых моих знакомых. Один был системным администратором, а стал ювелиром. Второй из руководителя проектов перепрофилировался в музыканты. Третий был системным архитектором, а занялся резьбой по кости. В моменты выгорания меня восхищало то, как они говорят об уходе. С горящими глазами человек рассказывает: «Я могу встать в три часа ночи, пойти в мастерскую и начать заниматься резьбой». Причем уход был довольно резкий: еще пару дней назад в соцсетях были публикации о проектах, бизнес-новостях, статьи, а потом все резко сменяется результатами творческой деятельности: новые подвески, резные фигурки, песни собственного сочинения.
Резко бросать ИТ я не был готов, поэтому решил начать с малого ― с работы с деревом в свободное время. Сначала работал на кухне. Потом собрал небольшую мастерскую на балконе.
Я делал деревянные ручки, флешки и мышки. Естественно, с инженерным подходом ― с моделированием в 3D.
Работа руками после клавиатуры
Поработав с деревом, я осознал несколько интересных моментов. Самое главное ― такая деятельность дает возможность потрогать результат своими руками. Можно делать информационную систему, которой пользуются десятки тысяч человек, но результат будет только на экране монитора. А когда вы берёте кусочек дерева, обтачиваете его, шлифуете, чувствуете запах, фактуру, теплоту, вы ощущаете то, что сделали своими собственными руками.
Вы также можете стать свидетелем или участником потрясающих историй. Например, я делал ручки из зуба мамонта. Так выглядит готовая ручка.
А так выглядит необработанный зуб мамонта.
О жизни мамонтов
Небольшое лирическое отступление. У мамонтов было всего по четыре зуба, каждый из которых состоял из десятков эмалевых пластин (обратите внимание на полосы). За жизнь животное сменяло 6–7 комплектов зубов. Нам остается только позавидовать.
Как-то ко мне в руки попал зуб с интересной историей. 1904 год. Русско-японская война. Один из ее участников, граф Антон Александрович Перфильев, привозит домой зуб мамонта, который затем хранится в семье долгие годы. Но в 1973 году, когда внук графа относит зуб в школу, в кабинет географии, дети начинают им кидаться, роняют и раскалывают пополам. Опечаленный внук забирает остатки домой, где зуб лежит еще 40 лет, а потом правнук выставляет зуб на интернет-барахолке. Так он попал в мои руки. Из одной половинки я сделал ручку, а делать что-то со второй половиной не поднялась рука. Особенно после того, как осознал ужасную правду… Вещь проехала через всю страну. Она пережила революцию 1917 года, гражданскую войну, репрессии, Вторую мировую, а для следующих поколений становится простой безделушкой, которую можно отнести в школу или продать на барахолке.
Другие увлечения
Работа с необычными материалами — это не все, что я попробовал. Еще я искал себя в фотографии.
Фотостудия на балконе не помещается, поэтому собрал ее просто в квартире.
Я осознал еще одну интересную вещь. Навыки в одной области помогают в другой. Например, домашняя студия позволяла фотографировать ручки и флешки. Очень хорошо, когда хобби окупает себя.
Когда потребовалось сделать костяной нижний порожек для укулеле или медиатор из бивня мамонта, то тоже все было рядом: и материалы, и оборудование, и навыки.
Знания в области фотографии и дизайна очень помогают на работе, например, во время презентаций и проектирования интерфейсов. А съемка короткометражных фильмов — это отличный пример управления проектом, когда инженерные навыки помогают в искусстве. Умение программировать помогло настроить контроллер с электромагнитным клапаном, который позволяет снять столкновение капель. Так выглядит работа с контроллером капель на Arduino.
И само столкновение капель.
Я снимал для квестов, делал большие проекты, которые длились несколько месяцев, был опыт и портретных съемок. Даже успел поснимать короткометражные фильмы. Один из них участвовал в международных фестивалях (история съемки и сам фильм).
Даже дошел до проведения собственных мастер-классов. Например, по съемке разбивающихся бокалов.
Главные выводы
Несмотря на все эти результаты, я осознал, что ИТ бросать не готов и выбор профессии сделал не просто так. Поэтому, если вы чувствуете выгорание, то не стоит всё бросать в одночасье. Лучше просто найти отдушину. Это могут быть спорт, творчество, семья. Возможно, и на работе есть что-то подходящее ― корпоративный спорт, наставничество или социальные проекты. Например, в ЛАНИТ уже не один год проходит профориентационная игра «Билет в ЛАНИТ» для детей сотрудников и воспитанников социальных учреждений.
Также развитие себя как специалиста дает возможность переключаться на другие задачи и избегать выгорания. Кстати, эта статья появилась на свет благодаря моему выступлению в Школе спикеров, где я занял первое место.
Уставать и выгорать ― нормально. Но если второе все же вас настигло, то не стоит делать резкие, необдуманные действия. Лучше найти то, что сможет отвлечь вас от рутины и добавит творчества. Как человек, который искал себя во многих областях и остался в ИТ, пройдя путь от специалиста до руководителя направления, заверяю ― это работает.
Поэтому берегите себя и переключайтесь.