Цифровые двойники и современная архитектура обучения

Данная статья является в некотором роде обобщением ранее разбираемых мной тем по современным образовательным технологиям, применительно к реальной задаче обучения специалистов в области бурения (персонала буровых установок разведочного и эксплуатационного бурения), а также специалистов в области ТКРС (текущего и капитального ремонта скважин).

На этот раз я попытаюсь показать достаточно интересный эффект, состоящий из ряда преимуществ современных средств обучения, такие как виртуальные лабораторные работы и имитационные тренажеры, ранее мною рассмотренные в предыдущих постах на Хабре:

Итак, проблематика — Отдельные структурные компоненты образовательного процесса, такие как лекции, лабораторные работы, практические занятия, курсовое проектирование, тренинг и др. , как правило, не связаны между собой в том смысле, что результаты выполнения , например, лабораторной работы никак не влияют на выполнение, например, практических работ.

Совершенно логично, задачи ВЛР и тренажеров, например, абсолютно разные. ВЛР — средство получения знаний на основе процесса обработки экспериментальных данных, реализован обучающий физический эксперимент, ставящий целью отработку основных приемов и технологий планирования и проведения эксперимента. Тренажер — Формирование и совершенствование у обучаемых профессиональных навыков и умений, необходимых им для управления материальным объектом.

Практический пример — выполнение обучаемым лабораторной работы «Выбор бурового раствора и определение его плотности» заканчивается результатом — отчетом (и оценкой) и данный результат никак не влияет на последующую практическую работу «Глушение скважины», выполнение которой также заканчивается отчетом (и оценкой) и не влияет на последующие учебные задачи. Таким образом обычно нет никакой связи между полученными результатами выполнения одной учебной задачи и условиями выполнения последующих.

Отчасти это объясняется высокой сложностью реализации таких связей и , часто, высокими временными или материальными затратами.

А давайте посмотрим, что будет, если мы свяжем отдельные виртуальные лабораторные работы с полноценным имитационным тренажером при помощи хорошо нам известного стека Total Learning Architecture (TLA), а именно:

  • IEEE P9274.1 Experience API (xAPI) 2.0

  • IEEE 1484.12.1 Learner Object Metadata 2.0

  • IEEE 1484.20.1 Reusable Competency Definitions

  • IEEE 1484.2 Interoperable Learning Records

Для этого мы будем использовать xAPI не только для передачи оценки, а будем передавать в систему хранения учебных записей результаты, полученные в ходе экспериментов при выполнении лабораторных работ (рецептура растворов, точных компонентный состав), для последующего их использования в тренажере (тренинг, курсовое проектирование, практические работы) бурения или ТКРС… и результаты работы тренажера — для последующего использования в качестве входных данных для лабораторных работ.

А именно, создаваемые и анализируемые в рамках лабораторных работ буровые и тампонажные растворы мы будем передавать, а емкости тренажеров — для возможности их применения при бурении/ремонте скважин. И, наоборот, пробы раствора взятые в процессе бурения/ремонта скважин мы будем передавать на вход, в качестве исходных образцов лабораторных исследований (в ВЛР). Это дает сразу множество преимуществ — обучаемые могут проверить «в деле» (т.е. в условиях бурения/ремонта скважин) создаваемые ими буровые и тампонажные растворы (как непосредственно сами, так и другими обучаемыми). А это уже именно тот процесс, который реально происходит в реальных рабочих условиях в буровых и сервисных компаниях. Я думаю не стоит объяснять — какие преимущества мы получаем в рамках подготовки специалистов при использовании данного подхода? Можем обсудить в комментариях.

Итак, что у нас получилось… мы взяли комплекс лабораторных работ «Буровые растворы», содержащий следующие эксперименты:

  • Определение показателя фильтрации на приборе ВМ-6

  • Определение содержания кальция в буровом растворе

  • Определение продольного набухания глинистых сланцев в динамическом режиме

  • Определение стабильности и суточного отстоя промывочной жидкости

  • Определение содержания песка в промывочной жидкости

  • Определение удельного электрического сопротивления буровых растворов

  • Определение условной вязкости вискозиметром ВБР-1

  • Определение статического напряжения сдвига на приборе СНС-2

  • Определение растекаемости тампонажного раствора

  • Определение плотности цементного теста

  • Определение водородного показателя

  • Измерения консистенции и срока загустевания цементного раствора

  • Измерение водоотдачи цементного раствора

  • Определение сроков схватывания тампонажного раствора

  • Определение седиментационной устойчивости тампонажного раствора

  • Выбор бурового раствора и определение его плотности

При помощи statement (утверждения в рамках терминологии xAPI) «passed» мы передали в систему хранения учебных записей LRS следующую информацию:

  1. Данные эксперимента, время, место, наги обучаемого (открыл, ответил, подошел, прочитал и т.д.) с уточнением места события в модели действий персонала (обнаружение/диагностика/принятие решений и т.д.)

  2. Параметры полученного бурового/тампонажного раствора

  3. Параметры, заданные инструктором/преподавателем

  4. Комментарии инструктора/преподавателя

Процесс работы в лаборатории

Процесс работы в лаборатории «Буровые растворы» — стенд для определения PH

62cbb20799362d823f0b01b810137fd1.pngПроцесс работы в лаборатории

Процесс работы в лаборатории «Буровые растворы» — реактивы

Процесс работы в лаборатории

Процесс работы в лаборатории «Буровые растворы» — работа на СНС-2

Теперь данные о полученных буровых и тампонажных растворах хранятся на сервере системы хранения учебных записей (LRS) и доступны на всех тренажерах, используемых в учебном процессе:

Пример структуры учебного подразделения с точки зрения LRS

Пример структуры учебного подразделения с точки зрения LRS

Теперь мы можем использовать созданные нами буровые и тампонажные растворы в процессе глушения при текущем и капитальном ремонте скважин, а также при возникновении ГНВП (газоводонефтепроявления) , например:

Созданный виртуальный буровой раствор попадает в виртуальный блок приготовления буровой установки

Созданный виртуальный буровой раствор попадает в виртуальный блок приготовления буровой установки

Созданный виртуальный буровой раствор попадает в емкости цементировочных агрегатов (ЦА)

Созданный виртуальный буровой раствор попадает в емкости цементировочных агрегатов (ЦА)

работа обучаемого в тренажере глушения  при текущем и капитальном ремонте скважин

работа обучаемого в тренажере глушения при текущем и капитальном ремонте скважин

работа обучаемого в тренажере по ликвидации ГНВП (газо-нефте-водо-проявления)

работа обучаемого в тренажере по ликвидации ГНВП (газо-нефте-водо-проявления)

работа обучаемого в тренажере по ликвидации ГНВП (газо-нефте-водо-проявления) при ТКРС

работа обучаемого в тренажере по ликвидации ГНВП (газо-нефте-водо-проявления) при ТКРС

Работа обучаемого в тренажере буровой установке при бурении и промывке скважины

Работа обучаемого в тренажере буровой установке при бурении и промывке скважины

Созданный виртуальный буровой раствор попадает в виртуальный блок приготовления буровой установки

Созданный виртуальный буровой раствор попадает в виртуальный блок приготовления буровой установки

В процессе бурения берется проба бурового раствора и передается на анализ в лабораторию, т.е. в виртуальные лабораторные работы.

В процессе бурения берется проба бурового раствора и передается на анализ в лабораторию, т.е. в виртуальные лабораторные работы.

Таким образом, у нас получилось, используя современные стандарты и современные технические средства обучения, полностью воспроизвести процесс, который реально происходит в реальных рабочих условиях в буровых и сервисных компаниях. Это, в свою очередь, резко поднимает качество и эффективность учебного процесса в колледжах (СПО), ВУЗ, учебных центрах и других учебных подразделениях, обучающих специалистов в области бурения и капитального ремонта скважин.

© Habrahabr.ru