Из энтерпрайза в стартап и обратно: история одного продакт-менеджера
Первые свои серьезные деньги я заработал в онлайн игре EVE Online — покупал космические корабли на одном конце Вселенной и продавал на другом. Сейчас я работаю Product Operation Manager в компании T1 Cloud. А что было между этими двумя вехами моей жизни, расскажу в этой статье.
Привет, хабровчане! Как вы уже поняли, сегодня я хочу поделиться с вами историей своего карьерного роста. По традиции, будут взлеты и падения, воспоминания (теплые и не очень) и щепотка рефлексии. Возможно, мой опыт покажется кому-то не только интересным, но и полезным — все же учиться лучше на чужих ошибках.
Войти в айти — hahaha, classic
Оговорюсь сразу: профильного ИТ-образования у меня нет. Сразу после школы я пару лет учился в медицинском колледже — хотел стать врачом скорой помощи. И даже работал санитаром в отделении! Повезло: вовремя осознал, что это не мое. Наблюдение за судьбами пациентов дало понять, что это сложнее, чем казалось на первый взгляд. Первый крутой поворот в жизни и несогласие на компромисс забросили меня в РГСУ, менеджмент организаций в туристическом бизнесе.
Моим самым большим страхом на тот момент была работа в офисе. Юношеский максимализм говорил, что это худшее, что может со мной приключиться. Короче говоря: на пятом курсе я там и оказался.
В то время все вузовские библиотеки страны переходили на электронно-библиотечные системы. В одной из таких ЭБС я и работал. Это было мое знакомство с офисными реалиями. Тогда в силу отсутствия опыта я мало понимал, как существовать в корпоративной среде, какие процессы там происходят. Можно сказать, что это было мое боевое крещение в мире офисных клерков.
Прошло два года, я успел поработать с крутыми ВУЗами в Москве, первый раз выступал перед целыми кафедрами на 120+ людей. Но потребности росли вместе с молодой семьей, и я понял, что необходимо двигаться дальше. Разместил резюме на HH и стал перебирать варианты. Мне на глаза попалась вакансия в Microsoft — они искали человека без опыта работы в ИТ. И я подумал — why not? Я написал внушительное сопроводительное письмо, в котором сообщил, что готов буквально горы сворачивать, притом — голыми руками, и не забыл упомянуть про два года опыта работы в библиотеке.
Выяснилось, что менеджер в Microsoft специально набирал ребят без опыта, но с горящими глазами под новый проект. Через пару-тройку интервью (в том числе и на английском — тут мне помогли годы, проведенные в EVE Online), меня взяли в Microsoft.
Так я и вошел в ИТ.
В Microsoft я работал в отделе, занимающимся процессом управления лицензиями, SAM — мы выявляли незаконное использование продуктов Microsoft, обзванивали пиратов и уговаривали их стать на путь исправления. Иными словами, я был эдаким коллектором из Microsoft. Кстати, там-то я узнал, сколько звонков в день может совершить простой офисный сотрудник.
На первом интервью менеджер мне сказал, что моя жизнь теперь разделится, на до и после. И он был несомненно прав.
Эта работа многое мне дала. Я познакомился с корпоративной культурой Microsoft изнутри (а в моем понимании и сейчас — это эталон американского менеджмента), офисными плюшками, прошел огромное количество обучающих курсов и неплохо прокачался в ИТ. За пять лет обучения в институте я не узнал столько нового, сколько за полгода в Microsoft. Мои более старшие коллеги тратили на нас, молодых, уйму времени и сил. Мы сидели часами в переговорах, пока они рисовали для нас схемы и упорно объясняли, как работают продукты. Только сейчас я могу в полной мере оценить, насколько сильной экспертизой нас накачивали в короткое время. Постоянное обучение на тренингах и курсах развития Soft skills. Появлялись полезные знакомства — из Microsoft и компаний-партнеров.
Знакомство с отечественным ИТ
Через год после работы один из моих бывших коллег позвал меня поработать в ASBIS. И сразу директором по развитию. Для меня в 23 года это был успех! Ну и зарплата немного выросла. Но главным мотиватором были всё те же потребности вновь выросшей семьи.
Однако это был совершенно иной мир. Не буду углубляться в детали, но корпоративная культура в компании значительно отличалась от того, к чему я привык в уютном Microsoft.
Я смог примерить на себя немного иную роль — мне пришлось буквально стать центром экспертизы по Microsoft. В ASBIS я проработал всего полгода: передал коллегам свои знания, кратно нарастил продажи продуктов Microsoft. Но условия в которых я оказался быстро достигли полного отторжения и я ушёл. Не буду углубляться в детали, но этот случай даже заставил меня разочароваться в ИТ-мире и своих перспективах в нём. Были даже попытки попробовать себя в другой области, в Центре развития экономики, это площадка b2b-center. Но спустя несколько месяцев намерение делать следующие подходы в покорении ИТ было сильно как никогда.
Вскоре мне предложили работать в облачной команде Softline на позиции Cloud Solution Expert. В 2014 году облачное направление только начинало развиваться, и я пришел в компанию на этапе формирования команды. Именно в Softline я понял, что в российском ИТ не так все плохо. С опытом работы в Microsoft в этой «огромной корпоративной машине» мне было довольно таки комфортно — полученный опыт и знания играли в мою пользу.
Однако в облаках я практически не разбирался и имел о cloud-технологиях лишь поверхностное представление. В Softline у меня появилась возможность прокачать свою экспертизу в облачных технологиях и бизнесе. На тот момент у компании был колл-центр в Воронеже на 30 телесейлов. У них возникла идея наладить процесс обработки чеков до 50 тысяч без привлечения аккаунт-менеджеров и обычных сейлов. И я стал куратором этого проекта — начал обучать ребят, как быстро продавать такие недорогие решения и быстро закрывать эти сделки. Параллельно шел мой обычный рабочий процесс.
Однажды со мной связался клиент с несколько нестандартной задачей. Ему нужны были удаленные рабочие столы, но не совсем обычные — с AutoCAD и другим проектировочным софтом, на GPU. Я начал искать решение задачи у партнеров, но ничего толкового найти не удалось, хотя опыт подсказывал, что реализовать это — более чем реально. С этой идеей я пришел к руководству: обрисовал запрос клиента и сказал, что могу взять на себя ведение такого проекта. Увы, зеленый свет мне не дали.
Стартап в облаках
Через какое-то время я уволился и открыл свой стартап при участии моего коллеги из Softline — задача по реализации мощных облачных VDI с графическими ускорителями меня не отпускала. Я узнал, что основные облачные игроки не смогут запустить такие сервисы в ближайший год, и решил, что успею захватить свой кусок рынка. Итак, для решения нужны были Tesla M60 от Nvidia —, но где их взять? Ситуация осложнялась стоимостью этих карточек. Было много изысканий, бесед со знакомыми, и нам удалось их найти — в облаке от IBM Softlayer (или как там оно пишется). Мы встретились с российским отделением компании и убедили их выделить нам бюджет на проведение тестирования. Получили грант в 3000 баксов на наш счёт в их облаке и возможность использовать Tesla M60. Сразу начали тестирование.
Оно прошло успешно — и мы начали искать средства для покупки серверов и набирать пул первых клиентов. Я просто заходил в LinkedIn и писал знакомым, каким-то бизнес-ангелам, фондам. Совершенно случайно мы вышли на генерального директора ActiveCloud Игоря Кормана (можно имя давать?) (дочерняя структура Softline) и поделились с ним своей идеей. Наш продукт ему, как говорится, «зашел» — он загорелся идеей и предложил выступить в роли технологического партнера. Мы ударили по рукам.
Так спустя полгода я вернулся в Softline, но уже как партнер, сооснователь сервиса. Начиналось все достаточно бодро: всю партию серверов, которые мы закупили на первом этапе, у нас сразу же арендовала компания, занимающаяся проектированием авиадвигателей. Для облачного стартапа это был успех!
Мы не боялись идти к вендорам прикладных решений, таким как Autodesk, Siemens PLM, SolidWorks, T-Flex, Аскон, чтобы напрямую договариваться с ними о партнёрском статусе облачного провайдера. Autodesk для нас создавал специальный партнерский статус, чтобы дать нам и ещё одному провайдеру эксклюзивное права на российском рынке. Так не делали другие игроки на рынке в РФ, шли на все юридические риски и разворачивали свои аналогичные сервисы как пираты.
Вскоре со мной связались из ФРИИ — когда-то в поисках средств я подавал туда заявку, но её нужно было двигать дальше. Мы прошли отбор в одиннадцатый акселератор и переехали на три месяца к ним на площадку. Там нас ждала невероятная концентрация лучших экспертов в России — нам помогали такие эксперты, как Алишер Хасанов, Илья Красинский, Дмитрий Чередник, Азевич Артём, Соколов Дмитрий и многие другие.
Шесть дней работы в неделю и тренинги по воскресеньям — в таком режиме мы жили все три месяца акселератора. Стабильно раза три в неделю ночевали в офисе. Мы попросту забыли, что такое зона комфорта, но взамен получили ценные знания, которые на тот момент в России были лишь у единиц — тех, кто привез их из Кремниевой долины, перевел и адаптировал под наши реалии. Мы кратно росли как экперты и как продукт.
Но все рано или поздно подходит к концу, и мы вернулись к стандартному режиму работы. Зарплаты у нас на тот момент не было: мой ужин завтра зависел от моих действий сегодня. Мы могли по полгода сидеть на мели, а затем закрыть сделку сразу на 600 тысяч. А потом еще три месяца ждать новых клиентов.
Началась полоса неудач. От нас ушёл якорный клиент, его компанию разворовали и закрыли… А пять штук дорогостоящих неутилизированных серверов, взятых в лизинг, техническая команда, «отъедающая» 200+ тысяч в месяц, и другие расходы остались. Не буду долго ходить вокруг да около: под тяжестью кассового разрыва наша лодка пошла ко дну. Сейчас я понимаю, что стартап был обречен. Единственным спасением проекта могла стать его покупка другой, более крупной компанией. Увы, до этого момента ему дожить было не суждено. Стартап был закрыт, а свою кредитную историю я лечу до сих пор.
Возвращение в энтерпрайз
У меня было двое детей, некоторый запас денег, но без работы долго оставаться не хотелось. К счастью, мне даже не пришлось ее искать — со мной связались из дистрибьютора RRC и пригласили на работу. Долго на этом этапе своей жизни я останавливаться не буду — в RRC не было ничего, что бы выходило за рамки стандартной работы в дистрибьюторе. А я уже имел опыт работы в ASBIS на тот момент. Не поверите, там и коллег я встретил из ASBIS в моей же команде.
От скуки меня спасла компания КРОК — их HR нашел мое резюме и сразу пригласил на интервью. Я приехал, познакомился с рекрутером и директором департамента Валей Губаревым. Им мой опыт понравился, и меня позвали на позицию product owner платформы частного облака.
Так вышло, что у меня в команде оказался молодой инженер, джуниор, который хотел вырасти в продакты. Спойлер: у него это получилось — сейчас он работает product manager облака на VMware в SberCloud. Я делился с ним всеми знаниями, которые у меня были, а он изо всех сил старался, чтобы мои усилия не прошли впустую. Мы были реально dreamteam.
В КРОК мы собирали сложный ИТ продукт. Нам предстояло продавать переход от классической модели ИТ на сервисную на базе частного облака для компаний из Топ-500. Мы должны были позаботиться о всех составляющих такого продукта — концепция, финансовая модель, консалтинг бизнес-процессов и внедрение частного облака. Это были сложные продажи с циклом сделки от полутора до двух лет. Так я приобрел опыт продвижения продуктов в топовом энтерпрайзе. Именно в КРОК у меня появилось понимание, как взаимодействовать с такими компаниями, как Норникель, Росатом, ВТБ, СИБУР, X5-retail group и другие.
В КРОКе же я прошёл второй в жизни продуктовый акселлератор с Глебом Тертычным и Николаем Серкутаном.
Увы, нагрянувшая в начале 2022 года пандемия буквально развалила весь мой пайплайн сделок. Затем нашу команду покинул золотой архитектор, а сразу после него — тот самый джуниор. Из нашей дримтим в компании я остался один. Какое-то время я пробовал работать без команды, но понял, что это уже не торт. Я закрыл крупную сделку и ушел в никуда. Просто отдохнуть.
Мой «отпуск» длился недолго — пришло приглашение от T1 Cloud с предложением создать и запустить продуктовый конвейер, прокачать команду и взять лидерство над департаментом разработки продуктов. Так я начал налаживать продуктовую методологию, бизнес-процессы и обучать продактов уже в новой компании. Сегодня моя роль сместилась в сторону Product Operation Manager. Я горд тем, что могу с уверенностью сказать, что умею запускать продуктовые конвейеры в корпоративной среде.
Закончу свой рассказ небольшим советом. Все мои возрастающие потребности породили кризисы, выход из которых всегда оборачивался ростом. Это работает у всех. Важно, чтоб так же росли люди вокруг вас, а сегодня это важно вдвойне. Я верю, что каждый может найти свою мотивацию для роста. У меня это всегда была моя семья.
Если возникли какие-то вопросы — задавайте их в комментариях! Постараюсь всем ответить.