Из бухгалтерии в тестирование: мой опыт
Всем привет, меня зовут Ксения, уже полтора года я работаю в компании ISPsystem в качестве мануального QA-инженера. Сегодня хочу рассказать о своем опыте перехода из другой области, об особенностях адаптации и выводах, которые я сделала за этот период.
Сразу скажу, что статья будет носить скорее формат психологического разбора, чем советы о том, как стать тестировщиком или QA-инженером. Информации о «входе в айти» и так много, мне больше хочется затронуть психологическую сторону смены деятельности и просто поделиться личным опытом.
Начну с того, что в июне прошлого года я писала статью о стереотипах работы в бухгалтерии, где постаралась с юмором рассказать о буднях бухгалтера. На тот момент я уже планировала сменить деятельность, но мне хотелось развеять некоторые мифы, связанные с бухгалтерской сферой, и рассказать немного больше об этой профессии. В этот же период я проходила курс по командной строке, поэтому полученные знания старалась хоть немного адаптировать для текущей работы. В связи с этим в комментариях появился вопрос, не хочу ли я развиваться в технической сфере и попробовать себя в другой должности. Что ж, об этом переходе и пойдет речь.
Пара слов о себе
В 2019 году я получила диплом бакалавра по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», затем проработала почти четыре года по специальности суммарно в трех разных по специфике организациях. Также я обменивалась опытом с университетской подругой, которая проходила похожий путь.
Мысль попробовать что-то другое начала посещать почти сразу. Дело в том, что я пошла в университет, не понимая, чем на самом деле хочу заниматься. Думаю, тут я даже не в меньшинстве. Раньше проблема самоопределения не стояла так остро. Но сегодня речь не об этом.
Итак, с каждым годом я четче понимала, что заставляю себя работать и что сил на борьбу уходит все больше, а желания делать что-то после работы становится все меньше. Сейчас я думаю, что это были первые симптомы апатии и выгорания, но тогда казалось, что все взрослые люди так живут.
Думаю, для предыстории достаточно, теперь расскажу, как же я все-таки попала в тестирование.
Тестирование: почему и как
Четкого плана у меня не было, было желание что-то поменять, а также знакомые из мира айти. На тот момент суммарно около года я проработала бухгалтером сначала в ISPsystem, а затем в отделившемся в самостоятельную компанию ispmanager. А потом появилась вакансия QA-инженера. Внезапно для себя, с волшебного пинка коллег, я отправила резюме и приготовилась выполнять тестовое задание, не зная про тестирование ни-че-го. Я подумала: «Скорее всего, я засыплюсь — ну и что, получу хоть какой-то опыт, узнаю больше о другой профессии и лучше пойму, в какую сторону двигаться. Я ничего не потеряю». Все, что у меня было, — опыт работы с продуктом BILLmanager в качестве бухгалтера, куда и требовался QA-инженер.
И вот мне прислали тестовое, с которым я сражалась не один вечер, пройдя все стадии принятия, включая депрессию и желание сдаться. Я не знала даже, как зайти на стенд по ssh и чем чек-лист отличается от тест-плана. И как вообще писать этот чек-лист. И что, блин, такое API. А требовалось не только разобраться в терминологии, но и выполнить несколько практических заданий.
Но я решила не сдаваться и довести начатое до конца. Это был своего рода вызов самой себе. Я знала, что не буду в этом хороша, поэтому у меня не было никаких ожиданий. Потребовалось много гуглить и смотреть видео. «Я даже не понимаю, что именно я не понимаю», — вот девиз тех дней. Спойлер: подобное состояние периодически я ловлю до сих пор, хоть и гораздо реже. Но об этом позже.
То, что меня удивило, — мое состояние, несмотря на стресс и сомнения в своих способностях. Меня дико воодушевило то, что я делала и что начинала понимать. Это было как глоток свежего воздуха. Я сразу поняла, что задачи подобного рода мне очень нравятся. Итак, я отправила тестовое и стала ждать обратную связь.
Забавный факт: в этот период у меня шел ремонт, поэтому я временно жила у мамы без интернета и удобств в виде собственного стола. Вот в такой обстановке проходило собеседование — за журнальным столиком и с раздачей мобильного интернета. То есть все было максимально неправильно. Но мою кандидатуру утвердили, и это стало венцом невероятных событий этого года. Позже я узнала, что компания в лице замечательной Head of QA наняла и взрастила не одного начинающего QA-инженера, за что ей и моему непосредственному ментору низкий поклон. Советую почитать интереснейшую статью о процессе найма в отдел тестирования нашей компании.
Ну что ж, теперь давайте о сложностях смены профессии (психологических и не только).
Процесс адаптации
Первые месяцев пять было очень сложно. Объем информации, поступающий непрерывным потоком, казалось, никогда не сократится, а перевозящий его локомотив никогда не замедлится. Учиться приходилось все время (даже когда ты сам этого не замечал), и мозг всегда был перегружен — просто потому, что он непрерывно находился в процессе обработки и усвоения новой информации. Это можно сравнить с состоянием перед экзаменом: голова ощущается тяжелой, ты стараешься впихнуть как можно больше новой информации за раз, она уже почти физически пробивается наружу как из переполненной бутылки. И единственная мысль, освещающая тебе дорогу, — осознание, что скоро все это закончится вознаграждающими каникулами. С той разницей, что, когда твой мозг перестанет раздуваться от обилия новой рабочей информации, ты не знаешь.
Сложность получения первых знаний в новой области я вижу еще в том, что тебе их пока что «некуда сложить». В твоем мозгу еще не сформировано дерево знаний, отвечающее за данную предметную область. Достаточной школьной или университетской базы нет или ее не хватает, поэтому на зарождающемся стволе отсутствуют некоторые сегменты, которые, в свою очередь, не дают прорасти ветвям. Конечно, качественное наставничество обеспечит базой и ответами на любые вопросы, но все же обучение не может быть на 100% линейным и предсказуемым. Боевые задачи устроены так, что ты получаешь необходимые знания в момент, когда они становятся нужны. И иногда я чувствовала, что получила кусочек пазла, но не знаю, в какое именно место на картине он должен встать.
Но я не берусь утверждать, что так будет у всех: знаю людей, которым гораздо проще начинать что-то новое, разбираясь с нюансами уже по ходу. Я же склонна к порой излишнему перфекционизму и закапыванию в детали. Поэтому меня особенно расстраивало, когда я не понимала все, что происходит вокруг (то есть всегда). Что означает вся остальная информация, имеющаяся в devtools, кроме той, что мне сейчас необходима? Зачем нужно так много информации в логах, которую я не могу пока прочитать и понять из-за недостатка знаний по SQL? О чем вообще говорят люди вокруг? Каждое дополнительное взаимодействие с кем-либо вызывало стресс и перегрузку. Я словно переживала опыт погружения в новый иностранный язык, а «местные», хоть и были очень доброжелательными и отзывчивыми, все же говорили на необычном диалекте и использовали в качестве орудий труда непривычные вещи.
Но, конечно же, несмотря на сложности, мне все было очень интересно. Я испытывала восторг, узнавая, как работает интернет, сайты и программы; что такое IP, сеть, серверы и как можно получить копию программы в личное рабочее пользование, чтобы затем знакомиться с новыми фичами одному из первых и участвовать в процессе их внедрения! На энтузиазме и чувстве, что я слишком медленно работаю над задачами (по сравнению с более опытными коллегами), я порой сидела допоздна, что в конечном итоге переросло во вредную привычку доделывать что-то, когда мозг уже не способен продуктивно работать. Таким образом, по утрам начинаешь себя чувствовать скверно и дольше раскачиваешься на рабочие задачи. Мозг как бы пытается компенсировать недополученный отдых, в результате чего время полноценной работы съезжает на более поздние часы. И так по спирали. С восстановлением режима я сражалась следующие полгода.
Итак, что же сейчас? Разберем по пунктам, как я смотрю на вышеперечисленные сложности спустя время.
Объем и усвоение новой информации
В какой-то момент базовых навыков становится достаточно, чтобы справляться с ежедневными рабочими задачами, и нервный комок неуверенности и стресса начинает успокаиваться. Зарождается уверенность в своих силах и в том, что, когда появится новая непонятная задача, ты сможешь с ней разобраться. Все еще каждый день я сталкиваюсь с чем-то новым: незнакомая настройка в продукте, ошибка в консоли или необходимость совершить неизвестное ранее действие на сервере или в БД. Но это уже не перегружает нервную систему, а наоборот — стимулирует интерес и желание разобраться.
Общение с незнакомым племенем
Помню, в начале работы я вела словарь непонятных слов. Прототипы, артефакты, итерация, воркфлоу, бранч, мержить, аппрув, фреймворк — одни из первых страшных слов, которые я услышала. Многие запомнились далеко не с первого раза. Особую боль вызывала и порой все еще вызывает терминология фронтенда и UI, связанная с элементами интерфейса, — просто потому, что элементов довольно много.
Однако, если обладать хорошим знанием английского, то догадаться о значении большинства терминов становится не так сложно. К сожалению, это был не мой случай. Поэтому одна из важных мыслей, которая помогла мне расслабиться и адаптироваться, звучала так: часть рабочего фона может остаться белым шумом. Не все в команде занимаются одной задачей, не все находятся на одной должности и имеют один язык (то, что обсуждают разработчики между собой, и то, что они расскажут вам, будет сильно отличаться). И это нормально — не всегда понимать происходящее вокруг в деталях. Важно иметь представление о происходящем в целом и суметь вникнуть в контекст, когда это требуется. С изучением языков так же: не обязательно знать каждое слово, чтобы понимать общий смысл.
Баланс между работой и отдыхом
Сложная для меня тема даже спустя полтора года. Удаленная работа дает множество преимуществ, но и берет кое-что взамен. Несколько месяцев я сражалась за режим дня, чтобы давать ровную хорошую продуктивность каждый день, что важно на длительной дистанции. Раньше мне казалось, что работа по вечерам или в выходные не оказывает негативного эффекта. Но со временем я ощутила, что границы между работой и остальной жизнью настолько размылись, что сферы начинают друг с другом бороться. Мне понравилась мысль, озвученная тимлидом на одной из встреч, которую впоследствии я постаралась превратить в правило: «Восемь часов в день думаю о работе, остальное время думаю обо всем, кроме работы». Звучит элементарно и логично, но каждый день обычного человека отвлекает куча мыслей: что поесть или что приготовить, куда записаться к врачу, что купить, не забыть позвонить маме и т. д., и т. п. Люди, у кого есть дети, — я вообще не представляю, как вы справляетесь.
Так вот, смысл в том, чтобы разграничить две сферы максимально. Для меня это оказался самый действенный способ полноценно переключаться и успевать отдыхать. Мне также помогают некие физические разграничители сфер, которыми раньше выступала поездка на работу и обратно. Сейчас это может быть вечерняя тренировка, прогулка или приготовление ужина. Переключение с одного экрана монитора на другой мне не помогает. Еще я стараюсь не выходить из дома в рабочее время больше чем на полчаса без большой необходимости, по возможности решаю личные вопросы в выходные. Это не значит, что я идеально преуспела по всем пунктам, никогда не хожу к врачу днем и не работаю по выходным. Но для себя поняла, в чем преимущества стандартного рабочего дня.
P.S.: О родственниках, которые думают, что тебе можно звонить по разным вопросам, потому что ты работаешь из дома, я, пожалуй, умолчу.
Кому подойдет тестирование
Теперь хочу немного порассуждать, кому может понравиться профессия тестировщика или QA-инженера. Забавно, но примерно тем же, кому подойдет профессия бухгалтера. И раз уж я так люблю писать про бухгалтерию, раскрою некоторые сходства и различия по своему опыту. Думаю, даже те, кто не знаком со спецификой работы бухгалтера, на примерах смогут лучше понять, что из себя представляет тестирование. Напомню, что в сравнении речь пойдет про мануальное (ручное) тестирование.
Кейс | Бухгалтерия | Тестирование |
Работа с людьми | + | + |
Внимательность | + | + |
Усидчивость | + | + |
Любовь к точности | + | + |
Способность найти ошибку | + | + |
Ущерб от пропущенной ошибки | + | + |
Виден ли результат работы | - | + |
Удовлетворение от работы | - | + |
Работа с людьми. Вопреки стереотипам, что бухгалтерия для интровертов, общаться приходилось много, причем как с другими отделами, так и с другими компаниями (в основном по поводу документов). С тестированием дело обстоит похоже, взаимодействовать с людьми понадобится регулярно — в основном с разработчиками, дизайнерами и аналитиками. Спорить с недовольными клиентами не придется, для этого же есть специальный отдел. Но делать свою работу в отрыве от команды не получится: многие крупные задачи подлежат совместному обсуждению проблем, спорных решений или неудобного поведения. Поначалу сложно формировать свое мнение, которого изначально в общем-то и нет. Но впоследствии это становится такой же частью работы, как и написание тест-кейсов.
Внимательность и усидчивость. Думаю, тут особое разъяснение не требуется: эти качества важны для обеих профессий. Работа бухгалтера предполагает тесное взаимодействие с деньгами, цифрами, документами, где допускать ошибки крайне нежелательно. Работа мануального тестировщика сопряжена с проверками правильности работы фичи и продукта в целом, поэтому важно не только написать исчерпывающие тестовые артефакты, но и внимательно проходить проверки: соберешь не ту версию продукта и начнешь проверять — придется перепроходить все заново. Отвлечешься во время прохождения кейса — есть шанс пропустить проблему, которая может попасть в релиз клиентам. При этом вся работа происходит за экраном монитора — не переключишься походом на почту или сортировкой документов.
Любовь к точности. Если у вас возникает азарт при поиске копейки, потерянной при проведении операций, — значит, вы любите точность. Если вы работаете так, что у вас копейка не могла бы пропасть незамеченной, — значит, вы гуру точности. В тестировании, как я упомянула ранее, важно составлять исчерпывающие тестовые артефакты, чтобы не пропустить важные и уязвимые места. И тестовые артефакты должны быть тем точнее, чем крупнее задача, требующая проверки. Кроме того, важна не только точность, но и так называемая въедливость. Тестировщик собирает и аккумулирует ожидаемое в задаче поведение, учитывая цели, ТЗ, фактическую реализацию. Если что-то непонятно или вызывает вопросы в целесообразности — нужно спрашивать и уточнять. Тестировщиков в этом плане порой даже считают душными. Но, поверьте, именно то, что показалось неважным нюансом, на который было решено забить, в итоге всплывет где-нибудь при командном обсуждении в духе: «А почему мы так сделали?».
Способность найти ошибку. Возвращаясь к примеру с копейкой. Человеческий фактор никто не отменял, поэтому даже если вы сами ввели все данные в программу правильно, ваш поставщик может выставить документ не на ту сумму или не с тем наименованием услуги. Работа бухгалтера сопряжена с проверкой и перепроверкой данных, и способность быстро находить нестыковки будет преимуществом. Главная задача тестирования — сравнение ожидаемого и фактического поведения системы. Но побочным продуктом такой деятельности является обнаружение ошибок и особенностей, упущенных при реализации. В этом деле важно развивать насмотренность и накапливать опыт — чтобы отличить верное поведение системы от неверного и более точно предположить, в каких местах могут возникнуть проблемы.
Ущерб от пропущенной ошибки. Может быть достаточно велик в обеих профессиях. В случае с бухгалтером это могут быть десятки и сотни тысяч рублей, переведенные не по тем реквизитам или на неверную сумму (повезет еще, если в меньшую сторону). Справедливости ради, если платежей в день у вас немного, вероятность ошибки минимальна. Кроме того, в некоторых компаниях существует процесс согласования счетов перед отправкой платежей. Вдобавок, если платеж отправлен именно на неверные реквизиты, то банк, скорее всего, не найдет такого получателя и вернет сумму на счет. Но держать руку на пульсе стоит всегда. В тестировании есть несколько возможностей отловить ошибку, пропущенную коллегой, — начиная с ревью тестовых артефактов, чтобы исключить возможность пропуска важной проверки, заканчивая предрелизным тестированием основного пути пользователя, которое проводится каждый раз перед выпуском релиза. Но все же конечную ответственность несет назначенный тестировщик. И пропустить ошибку в релиз вполне возможно, потому следует с особой внимательностью подходить к работе.
Виден ли результат работы. Вот тут и кроется самое большое, на мой взгляд, отличие. Во-первых, большинство отделов компании, не поддерживающих связь с бухгалтерией, понятия не имеют, чем она занимаются. Да, это нормально, что мы мало знаем о том, с чем сами не связаны. Но спросите любого сотрудника ИT-компании, чем занимается отдел тестирования, — даже студент сможет дать ответ. Во-вторых, рядовой бухгалтер не чувствует причастности к продвижению компании к ее целям. И редко чувствует, что приносит какую-то глобальную пользу не то что миру, но даже отдельным людям (не считая генерального директора, что не плохо, но все же недостаточно). Конечно, если бухгалтер по заработной плате вдруг забьет и не выплатит аванс, это заметит каждый сотрудник. Но сколько раз я задумывалась о том, зачем ищу три затерявшиеся копейки по расчетной ведомости или распечатываю счета, которые однажды никому ненужными попадают в архив, а затем на утилизацию. Не очень рациональных действий было много, и причина этому не одна.
В тестировании же ты не только понимаешь, какую роль играешь в большой задаче по поддержке и улучшению продукта, но и понимаешь, каким людям можешь принести конкретную пользу — от разработчиков, которые избавлены от «нудного процесса проверки работоспособности фичи», до конечных пользователей, которым не хватает какой-то функциональности или они ждут исправления существующей ошибки.
Удовлетворение от работы. Вытекающая из предыдущего пункта особенность. Напомню, что это мой опыт и мое мнение. В бухгалтерской сфере из-за того, что результат работы не был очевиден, я редко чувствовала удовлетворение от работы, особенно в долгосрочной перспективе. Да, сделать первый отчет по НДС, с которым возился несколько дней, — это круто. Но впереди четыре таких отчета в год, и это уже не кажется значимым достижением. Можно порадоваться, что сдал работу в срок, но это не то, что будет греть зимой в восемь утра, когда едешь на работу по пробкам.
В тестировании меня радует каждая крупная задача, которую я сопровождаю. И некрупная, но интересная — тоже. Я в буквальном смысле вижу, что изменяется в продукте, каждые две недели, и так или иначе могу влиять на этот процесс, вносить предложения по улучшению тестируемой функциональности. Кроме того, мне нравится продукт, с которым я работаю. Я могу его потрогать. Я и еще тысячи других людей. И я причастна к его улучшению. Это подогревает чувство, что я работаю не зря.
В заключение
Смена профессии сопряжена с большим стрессом. В процессе обучения и адаптации можно много нового узнать о себе — как хорошего, так и плохого; 10 раз ронять и поднимать самооценку; понять, как быстро ты готов сдаться и что будет тебя мотивировать на дальней дистанции, когда после основной работы в течение не одного месяца потребуется учиться новому.
Я рассказала о своем опыте погружения в профессию QA-инженера — надеюсь, это будет полезно тем, кто сейчас на этом пути или только задумывается о смене деятельности. Если у кого-то был иной опыт или выводы при переходе в IT-сферу — делитесь в комментариях, интересно будет почитать.
Для новичков хочу лишь добавить, что тестирование — это не «легкий путь к разработке». Это две полноценные сферы, отвечающие за разные процессы. Если у вас есть желание попробовать себя в этом направлении, то способов может быть больше, чем кажется. Не ограничивайтесь прохождением курсов и поиском вакансий на известных площадках — заводите полезные знакомства, узнавайте о тематических мероприятиях в вашем городе, изучите возможности горизонтального роста в текущей компании. В общем, дерзайте. Всем успехов и спасибо, что заглянули.