Тестовая стратегия VS Тест-план
Всем привет, меня зовут Татьяна Петрова, я — QA-менеджер.
Примерно с 2019 года я занимаюсь проведением технических интервью с кандидатами-тестировщиками уровней от Junior до QA-менеджер. За это время я провела несколько сотен бесед и заметила, что, в числе прочего, очень многие кандидаты путают понятия тестовой стратегии и тест-плана.
Как правило, на вопрос о тест-плане кандидат рассказывает примерное определение тестовой стратегии. Когда мы вместе определяемся, что то, о чем говорит кандидат называется тестовой стратегией, про сам тест-план человек обычно рассказать затрудняется.
В этой мини-статье я хотела бы рассказать об обоих документах, об их назначении, целях, на каком этапе проекта они составляются, кем, и какие изменения претерпевают по ходу.
Итак.
Тестовая стратегия.
Глоссарий ISTQB CTFL версия 4.4 говорит нам что:
Стратегия тестирования — это описание того, как выполнять тестирование для достижения целей тестирования в заданных условиях.
Весьма размытая формулировка)
В целом, тестовая стратегия — это высокоуровневый документ, который описывает общий подход к тестированию ПО для всего проекта или компании.
Уже из этого краткого предложения можно сделать вывод, что это что-то максимально общее, свод подходов и правил, документ, который составляется кем-то из менеджмента, скорее всего, и остается в доступе только для менеджмента.
Сразу уточню, что не существует универсального шаблона стратегии, который был бы применим для всех проектов и компаний. Состав и содержание документа отличается от продукта к продукту. Артефакт составляется на начальных этапах и, как правило, после согласования не претерпевает изменений.
В составлении документа могут участвовать QA-менеджер, бизнес-аналитик, менеджер проекта.
Кратко пробежимся, что может содержать в себе стратегия.
Тестовая стратегия содержит ответы на следующие вопросы:
Какие техники тестирования будут применяться?
Какие модули будут протестированы?
Какие критерии входа и выхода?
Какая область тестирования?
Какая степень автоматизации процессов?
Какие человеческие и другие ресурсы будут задействованы?
Может быть также включена следующая информация:
Анализ рисков,
Контроль релизов,
Инструменты тестирования,
Встраивание Quality Gates,
Общие рекомендации по написанию тестовых кейсов,
Отчетность по тестированию,
И др.
Тестовую стратегию невозможно сформировать без входных документов, таких как:
Документация дизайна системы,
Может понадобится документ по релизной политике и другие второстепенные документы.
Подходы к написанию стратегий могут быть разными, в зависимости от контекста продукта и проекта. Стратегия говорит нам о подходах к тестированию продукта в целом, на всех этапах его жизненного цикла.
Тест-план
Тот же глоссарий ISTQB CTFL версия 4.4 дает определение:
План тестирования — документация, описывающая цели тестирования, которые должны быть достигнуты, средства и график их достижения, организованная для координации тестовой деятельности.
Иначе говоря, тест план— это документ, содержащий в себе описание полного объема работ по тестированию, включая описание объекта тестирования, стратегии, расписания, критериев начала и окончания тестирования, до необходимого в процессе работы оборудования, специальных знаний, а также оценки рисков с вариантами их разрешения.
Согласитесь, определение очень сильно напоминает определение стратегии, неудивительно, что тестировщики могут их путать.
Чтобы разобраться в чем разница, я бы добавила следующие тезисы:
Как правило, когда речь идет о тест-плане, может иметься в виду:
мастер тест-план — статичен, содержит в себе высокоуровневую информацию, которая не подвержена частому изменению в процессе тестирования и пересмотра требований. В формализованном виде может отсутствовать на проекте.
детальный тест-план — содержит конкретную информацию о том, что, как, кем и в какие сроки будет протестировано на конкретном этапе (это может быть релиз, спринт, тест-план для конкретного модуля продукта и тд). Является «живым» документом, который постоянно претерпевает изменения.
план приемочных испытаний — описывает стратегию приемочного тестирования (если оно необходимо).
Тест-план может составляться после того, как стратегия уже составлена и согласована. Может быть составлен и без нее.
Составляется тест-менеджером, при участии старших тестировщиков.
Тест-планы в TMS
В большинстве тест-менеджер систем есть функционал, который обеспечивает работу с тест-планами, и, как правило, так и называется «Тест-планы».
Например:
TestIT:
X-Ray:
Во всех популярных TMS эта оснастка имеет +\- одинаковые функции и возможности, такие как:
Создание тест-плана, создание названия, описания.
Установка общего статуса плана.
Установка расписания — даты начала и окончания работ.
Импорт тестового набора\наборов — добавление в план конкретных тестов, которые должны быть исполнены в рамках тест-плана.
Назначение тестов на исполнителя.
Выполнение тестов (вручную, автоматизировано), установка статусов тестов (единично\массово).
Прикрепление сущностей из дефект-менеджмент системы к результатам прогона тестов.
Мониторинг работы над тест-планом.
Итоговый отчет по результатам тест плана.
Таким образом, становится понятно, как и когда, с помощью TMS можно использовать тест-план. Бывает довольно удобно составлять конкретный план на каждый релиз\спринт, включая в него полный набор тестов, входящих в релиз\спринт. Если к TMS подключен запуск автотестов, при их выполнении статус прогона и прочие детали могут добавляться в тест-план без участия ручного тестировщика.
Можно создать план на конкретный модуль\группу модулей\функциональность, добавив в него нужные тесты, мониторить их состояние. Отчет также может быть легко выгружен в специальном шаблоне, для дальнейшего предоставления всем заинтересованным лицам.
Итог
Сводная таблица сравнения тестовой стратегии и плана может быть представлена в следующем виде:
Основа | Тестовая стратегия | Тест-план |
Определение | Стратегия — это широкий и долгосрочный подход, который определяет общее направление и цели организации для достижения конкурентного преимущества. | Планирование — это детальный процесс, который включает в себя организацию необходимых шагов для достижения конкретных краткосрочных и среднесрочных целей. |
Фокус | Стратегия направлена на постановку долгосрочных целей и выбор наилучшего способа их достижения. | Основное внимание при планировании уделяется выполнению и реализации определённых задач и мероприятий. |
Подход | Стратегия предполагает целостный подход, учитывающий более широкую бизнес-среду и конкурентный ландшафт. | Планирование предполагает детальный, пошаговый подход к руководству непосредственными действиями. |
Горизонт | Стратегия связана с долгосрочными целями, которые достигаются в течение нескольких лет, обычно от трёх до пяти лет или дольше. | Планирование связано с краткосрочными и среднесрочными целями, обычно охватывающими период от нескольких недель до пары лет. |
Цель | Цель стратегии — обеспечить конкурентоспособность организации на рынке для долгосрочного успеха и стабильности. | Цель планирования — эффективно организовать ресурсы и графики для достижения конкретных целей. |
Показатели успеха | Успех в стратегии измеряется достижением устойчивой конкурентной позиции, ростом рынка и повышением рентабельности. | Успех в планировании измеряется выполнением задач, соблюдением бюджета и сроков. |
Когда речь заходит о том, чтобы отделить стратегию от плана тестирования, многим довольно тяжело определить ключевые различия между ними. Несмотря на то, что каждый проект и продукт является индивидуальным, эти артефакты — два разных аспекта процесса тестирования, в которых план является более подробным и всеобъемлющим, а стратегия более высокоуровневый и статичный документ.
Источники:
ISTQB Glossary. Стандартный глоссарий терминов, используемых в тестировании программного обеспечения. Версия 4.4 21 июл 2024 г a Creative Commons Attribution 4.0 International license,
https://docs.testit.software — Выполнение тест-плана,
https://docs.getxray.app — Test Plan,
https://www.geeksforgeeks.org — Difference between Planning and Strategy