ИТ в современном архитектурном и интерьерном освещении: разные инженерные плюшки
Привет! Пост будет про то, что ИТ позволяют делать с освещением, но начну я с байки.
Однажды один иностранный владелец гостиницы заказал новый конференц-зал с объёмным светом. А есть такая порода заказчиков (вы наверняка таких знаете), которые просто всей душой ненавидят кабель и требуют прятать вообще всё, что только можно. Владелец относился как раз к таким людям. В отеле условия были подходящие, только-только закончили «коробку» зала, ещё даже не штукатурили.
Суть в том, что если заложить параметры помещения в расчёты, а потом метко применить высшую математику и пачку линз, то можно получить источники света, которых вообще не видно. Обычные потолочные плитки (штук 10–15 на потолке среди обычных), но дающие равномерный свет.
За два дня до сдачи владелец отеля зашёл в почти готовый конференц-зал, огляделся и побагровел:
— Какого чёрта ещё нет освещения? Послезавтра открываться! Гости приедут…
Монтажники молча слушали и прятали улыбку в рукавах. Администратор распинался, начал кричать, побагровел ещё сильнее… и тут его кое-кто ласково приобнял за плечо и спросил:
— А вы не замечаете, что окна закрыты, а зал освещён?
Рассеянный свет
Достигается такой эффект за счёт вот таких устройств:
А вот фото объекта (как это выглядит на практике):
А это светильники, которые дают чёткую геометрию света:
Они же, но на уже готовом объекте:
Собственно, а теперь пройдёмся по тому, что вообще бывает интересного в сфере освещения.
На освещении не экономят
Первая тенденция довольно странная. Большая часть «наукоёмких» или сильно автоматизированных устройств, увы, относится к развлекательному или люксовому сегменту. То есть в 99% случаев проходит по статье затрат «на понты». Именно поэтому на таком освещении даже сейчас почти не экономят — всё же это последнее, что режется в отелях, ресторанах и клубах. Вторая тенденция относится уже к ИТ-части. Почти все системы инженерки сейчас движутся ко всеобщему соитию в экстазе. Как в физике всё движение идёт в сторону теории ВСЕГО, так и у нас к этому движется интеграция устройств интеллектуальных зданий.
Вот пример: классический свет плюс робототехническая механика плюс технологии 3D-маппинга — это кинетические люстры. Фактически это шары, которые меняют цвет. Они такие были чуть ли не в сороковых, но сейчас каждый из этих источников имеет свои каналы управления, градации RGBW (W — это белый) и собственные двигатели. Плюс контроллер, который управляет их ансамблем. Теперь из этих шаров делается матрица 20×20 или даже 40×40 — и можно пускать хоть видео. В китайских театрах так и делают. А вот пример поинтереснее:
Чем-то напоминает старую хардкорную демосцену.
А вот пример использования довольно простых светильников в сочетании с простой же механикой в Берлине: они выстроили ряд из светящихся воздушных шаров, а потом жители города отпустили их в воздух:
Следующая тенденция — подключение камер для распознавания обстановки. К примеру, те же кинетические люстры уже могут интегрироваться со смартфонами и забирать оттуда расписание: появляется режим «отдых», «работа», при появлении постороннего смартфона в спальне включается режим «романтика», а при увеличении количества телефонов дома — режим «вечеринка». На улице — распознавание видеоряда либо работа по датчикам. Например, есть светильники-тюльпаны, которые раскрываются и начинают гореть, только если человек идёт ближе 12 метров. Их ставят на бульвары крупных городов или на садовые тропинки к виллам — очень интересно смотрится.
Это также очень важно для экономии в обычном городском освещении. Ставится диммируемый свет, и если улица безлюдная — фонари меняют яркость в зависимости от присутствия человека и автомобиля: например, обычно 30 процентов номинальной, а так шлейфом начинают включаться в зависимости от скорости движения объекта. Управление — контроллер на улицу и датчики движения. Или же p2p-сеть контроллеров на каждом из фонарей.
Третье направление — вписывание в городскую среду. Каждый фонарь — это источник питания, точка доступа к базовой инфраструктуре города, поэтому он может выполнять сразу множество задач. Вот концепт проекта, который вы уже видели до ката:
Подразумевается, что эта штука двигается, как дерево, может работать тревожным оповещателем, играть лёгкую музыку или шуметь, как дерево. Раздаёт Wi-Fi, следит за вами камерой, освещает всё вокруг, заряжает телефоны и электротранспорт, к ней можно пристёгивать велосипеды и мотороллеры (если надо), на ней есть кнопка SOS, видеотерминалы. Не хватает только пулемётного гнезда, но и до этого техника, я верю, дойдёт.
В реальности всё несколько скромнее. Вот так выглядят первые шаги (вписанный в архитектуру светильник, на который осталось повесить пару камер):
Если в Амстердаме с вами заговорит куст — не пугайтесь. Это нормально для города, там уже есть инсталляции таких устройств.
Геометрический свет, о котором говорили в самом начале
Те же расчёты и линзы позволяют получать стойкие лучи без рассеивания, плотные потоки, равномерные плоскости и многое другое. Вот примеры, часто используемые в архитектуре:
Вот наши знакомые уже устройства равномерного света:
Кстати, в архитектуре же сейчас тоже царят зелёные технологии, там освещение включается плавно, по мере захода солнца — это минимум 10% экономии энергии за счёт правильной работы контроллера.
Ещё из интересного — гендерное распознавание для просчёта сценариев (уже есть и легко интегрируется со многими рекламными штуками, чтобы попадать в аудиторию). Работает вот примерно по такому же принципу, как распознавание милиционера:
Нетерпеливые — смотрите с 0:33
Постепенно развивается технология оклейки поляризационной плёнкой (поляризующейся под воздействием электрического импульса).
Параллельная ветка — светоостанавливающая плёнка, которой оклеивают стекло, чтобы проекции «висели в воздухе». На базе таких же штук делают прозрачные стены в переговорках, которые становятся непрозрачными по нажатии кнопки. Управление тоже радует. Я, например, в Four Seasons делал проект вообще без выключателей. Система сама всё понимает, гости только пугаются. Кстати, проблему «горного орла на утёсе», то есть замершего в туалете человека, мы решали датчиками тепла, а не обычными объёмными. Или есть Хайятт, где 3500 управляемых светильников. Кроме шуток, там особенно удобна самодиагностика ламп и индивидуальное управление. Если лампа не горит, система об этом сообщает. Иди, меняй.
Многие вещи дешевеют. Например, сейчас есть серия продуктов для номеров отелей от вендора, который никогда в жизни ничего меньше пяти звёзд не трогал. Его системы управления светом вполне могут конкурировать с аналогичными решениями дешёвых производителей при использовании в отелях от 35–50 номеров. В обычных трёхзвёздочных гостиницах можно брать люксовый бренд, не тратя лишних денег.
Ну и напоследок — наши разработчики тоже приятно радуют. Например, есть одна из производственных баз в Орле, которую возглавляет наш парень. Серьёзный персонаж. Они там с сотрудниками делают умную электронику российского производства. Первая их поделка — ящик с кучей систем, пульт помощника режиссёра: поясные датчики, сенсоры, блоки управления электроцепями… — в общем, всё. Сейчас аналоги везутся с Запада за космические деньги. А эти просто производят гораздо более технологичные вещи по существенно меньшей цене. У них же есть интересные силовые шкафы, которые напрямую подключаются к цепям управления. При этом стоимость такая, как у «бытового» электрощитка того же класса. А можно через Интернет посмотреть, что там включено, узнать потребление или включить-выключить цепь. На базе одной такой железки рождается бюджетный умный дом.
Ссылки: