История о появлении финансового учета в моей жизни

habr.png

В своей прошлой статье меня попросили поделиться своей историей в учете. Не откладывая в долгий ящик расскажу как финансовый учет пришел в мою жизнь.

О себе

Я родился в простой советской семье: мама — учитель физкультуры, отец — военный инженер-строитель. Окончил педагогический университет, работал программистом. Как жили люди в те времена объяснять не буду, скажу одно — сложно. Как родители откладывали и планировали не знаю, но магическое слово «заначка» в нашей семье я слышал и не раз.

Долгий путь к учету

Первый раз идея вести учет у меня возникла лет 10 назад. У меня совершена крупная сделка, на 5 окладов. Я сразу сделал магическую заначку и стал дальше жить с мыслью о том, что эти деньги у меня лежат и дожидаются лучшего дня. Заначка была не в банке, а просто в столе, потому как с пластиковыми карточками я тогда опыта общения не имел. Иногда залезая неглубоко в отложенные деньги я делал себе зарубку о новом объеме заначки. Но спустя пару месяцев я понял что не учел больше половины зарубок и сумма там в два раза меньше, чем должна была быть по моим подсчетам. Но мысли об учете там и остались мыслями.

Я переехал в Москву. Снял квартиру на той же станции метро, где и работа. Через месяц подкинули идею проекта дополнительного заработка. Задача была собрать примерно 500 т. рублей. Я посчитал основные расходы и решил, что через год я ее соберу. Но случилось в течении двух первых месяцев случилось сразу два важных события, поставивших крест на данном плане. Во-первых, мои реальные расходы оказались выше и не позволяли мне накопить указанную сумму. То есть я представлял только примерно только ⅔ своих расходов. Во-вторых у меня появилась девушка. Эти два события заставили меня сильно задуматься об учете. Так я второй раз подошел к мысли об учете. Но только к мысли, так как я не стал вести учет даже спустя год.

В третий раз я уже обдуманно сам пришел к мысли о том, что учет жизненно необходим. Я женился, достаточно хорошо зарабатываю, остатка нет, так как расходы равны доходам. Да, мы хорошо живем, но для крупных покупок нет никаких возможностей. А после отпуска возникает вечный вопрос: «Где деньги Зин?» Да, мою жену зовут Зина.

Первые шаги

Я принял решение что необходимо вести учет расходов. Цель была одна — понять куда уходят деньги. Никакой более высокой цели не было. Стояла сложная задача убедить в необходимости учета мою жену. Этот процесс проходил не за одну итерацию, но в конце она согласилась со мной, что необходимо понять куда уходят деньги, так как на текущий момент мы могли просчитать только половину своих расходов. В это время, я не мог придумать ничего лучше, кроме как вести расходы в evernote, так как главное требование было это общий ресурс для нас двоих. С точки зрения ввода данных это было адище. Ввод данных был мягко сказать совсем не удобным. Посчитать результат за месяц была вообще жесть. Мы несколько раз бросали, но через пару недель опять начинали вести учет. Так мы промучались полгода, но самое главное — мы выработали привычку заносить свои расходы.

Становление учета

Приняв решение, что дальше так жить нельзя, прошло полгода, а у нас нет четкой картинки, нет статистики, а есть непонятно какие данные. Я решил исправить положение и найти новый способ ведения учета. Главное требование по общему хранилищу данных никуда не ушло. Так как вносить расходы мы приучились сразу, то требовалось приложение на андроиде, так как у нас с женой телефон именно на нем. Еще одно требование было это управление списком статей расходов. А так как в бесплатном варианте под наши требования подходит всего пару приложений, то наш выбор пал на «Семейный бюджет». На тот момент мне оно показалось идеальным. Здесь тебе и синхронизация, и возможность вести категории и подкатегории расходов, и шаблоны операций, и даже отчет, все что нужно было мне после прошлого ужаса. На просторах интернета были найдены категории расходов.

Категории до
 — Автомобиль, личный транспорт (топливо, обслуживание)
 — Бизнес, проекты
 — Благотворительность
 — Бытовая техника
 — Гипермаркет (продукты, товары для дома)
 — Долги, кредиты
 — Дом (квартира, дача)
 — Домашние животные
 — Другое
 — Ипотека
 — Кафе и рестораны
 — Коммунальные платежи
 — Красота и здоровье
 — Кредит
 — Медицина, аптека
 — Мобильная связь, интернет, ТВ, телефон
 — Образование (ВУЗы, курсы, семинары)
 — Общественный транспорт
 — Одежда и обувь
 — Отпуск, путешествия, дальние поездки
 — ПО, книги и журналы, игры, музыка, фильмы
 — Развлечения и праздники (кино, театр, выходные, дни рождения)
 — Семья и дети
 — Строительство и ремонт
 — Финансовые операции (накопления, депозиты, инвестиции, эл. деньги)
 — Хобби и увлечения
 — Штрафы, налоги, комиссии
 — Услуги
 — Я не помню

Убрав из этого списка лишнее, как мы считали на тот момент, наш список превратился в следующее.

Категории после
 — Автомобиль, личный транспорт (топливо, обслуживание)
 — Благотворительность
 — Бытовая техника
 — Гипермаркет (продукты, товары для дома)
 — Дом (квартира, дача)
 — Кафе и рестораны
 — Коммунальные платежи
 — Медицина, аптека
 — Мобильная связь, интернет, ТВ, телефон
 — Общественный транспорт
 — Одежда и обувь
 — ПО, книги и журналы, игры, музыка, фильмы
 — Развлечения и праздники (кино, театр, выходные, дни рождения)
 — Финансовые операции
 — Штрафы, налоги, комиссии
 — Услуги

Да, мы избавились от многих категорий, так как на тот момент мы не затевали никакого строительства, не было денег на путешествия, нам казалось что остальные категории просто бессмысленны. Самое главное, что я считаю мы правильно сделали, это избавились от категории «Я не помню». Данная статья расхода расслабляет и позволяет туда записать все то, что просто пропустил ранее. Для формирования дисциплины фин учета необходимо сразу отказаться от механизмов позволяющих себе расслабиться.

Я приступил к настройке приложения, внес статьи расходов, настроил синхронизацию между своим телефоном и жены, настроил валюту. И вот тут меня ждала первая проблема, валюту настроил, все в рублях, но по-умолчанию выставляются доллары. Я все перенастроил, переправил, перегрузил, опять доллары. После третьей попытки, я решил что доллары это рубли и стали спокойно вести учет.

В процессе использования от первоначальной идеи настроить чтение СМС для автоматического формирования записей решил отказаться. Во-первых потому как это надо настраивать, а легкого и удобного способа сделать это в приложении я не нашел. А во-вторых потому как нельзя по СМС автоматически определить тип расхода. Для тех, кто скажет что можно — определите к какой категории расхода вы отнесете СМС из гипермаркета, если в чеке у вас и продукты, и алкоголь, и бытхим, и возможно одежда и т.д. Сразу пришла идея, что по одному СМС можно внести табличку расходов по категориям, но ни одно приложение, в том числе используемое мной данным функционалом не обладает от слова совсем.

Дуализм расходов

В процессе ведения учета появлялись неоднозначные ситуации. Давайте остановимся на них подробнее. У нас есть друг Никита, к которому мы с удовольствием ездим на дачу. Баня, шашлыки, алкоголь, бешбармак и т.д. Все это расходы, которые с одной стороны можно отнести профильно на продукты, алкоголь, товары для дома, тот же бензин на машину, а с другой стороны это развлечение, отдых. Вводить расход сразу на две категории это бред, так как данный механизм, если делит сумму пополам не отражает действительности, а если записывает ее в обе категории просто задваивает сумму. В итоге для себя мы решили записывать все по статьям, как и должно быть, то есть продукты, алкоголь, бензин и т.д. А в идеале для себя решил что необходима система тегов, когда можно промаркировать расход, построить отчет, и узнать сколько всего денег ушло на поездку на дачу к нашему другу Никите.

Кстати к этой проблеме можно добавить расходы в путешествии, но мы для себя решили, что все расходы в путешествии, вне зависимости от назначения, продукты это, услуга ли, у нас попадают в одну категорию — путешествия.

Через пару месяцев мы уже имели какую-то статистику. Но приближалась зима и пришло понимание, что наша статистика неполная — мало расходов по важной категории — подарки. И мы решили подождать до конца зимы со сбором статистики.

Статистика

Прошла зима и собрав данные на первый анализ выяснили, что основные траты составляют 50%. Расходы мелкими записями набирают еще 50%. Мы думали, что где-то ошибка, что часть денег теряется и еще что, но то, что мелкие категории набираются на 50% стало для нас шоком. И тут стало понятно, что первоначальная привычка записывать все расходы очень нам помогла. Расход даже в 10 рублей мы вносим и это позволяет нам видеть всю картинку.

Весной мы купили собаку и опять мы добавили статью расходов. Опять надо собирать статистику, чтобы понять как изменились наши расходы. Для покупки собаки мы немного ужались в наших расходах и мне пришла идея вести учет доходов. Первоначально была идея выбрать идеальный момент, например с начала года. Но это все обман — тут не бывает идеального момента. Поэтому надо просто взять и начать делать.

Планирование

К концу года пришло понимание, что у меня есть на руках наша полная годовая статистика. И можно попробовать спрогнозировать расходы на следующий год. Решено — сделано. Взял годовые расходы, добавил 10% и взял это как план на год. Без разбивки по месяцам, просто общей суммой. В приложении я не нашел в бесплатном варианте данный функционал, поэтому пришлось дублировать учет и заводить файлик в гугл диске, с итоговыми месячными показателями.

План на год я корректировал примерно каждый месяц, потому как появлялись неучтенные моменты, новые проекты. Но это не расстраивало меня, так как я уже видел следующий шаг — планирование крупных покупок. Именно этим я и занялся. Узнал о том, что хочет моя любимая, добавил то что я хочу, посчитал и огорчился. Для части расходов не было возможности их выполнить, надо было решать, что будем делать, а что нет. Взяв данные затеял сложный разговор с супругой. Спорили, даже немного поругались, но нашли выход. Если есть цель, то ради этой цели можно экономить.

Эксперимент

Для обеспечения покупок было решено подрезать на два месяца бюджет на 30%. Мы перестали покупать лишнюю еду, стали больше смотреть на продукты, читать состав, сравнивать аналоги и где-то впоследствии перешли на более дешевую марку. В результате, в новый бюджет мы уложились. Но скажу сразу, если бы не цель, ради которой мы делали эту экономию, то ничего не получилось бы. То есть если вам необходимо сэкономить часть денег, то сразу ставьте цель — зачем. Экономить ради экономии это не цель, это не работает. А если это работает, значит у вас неправильный бюджет.

Выводы

Во-первых, пришли к выводу, что одежду надо покупать дорогую, потому как на горизонт в пару лет, это дешевле, то есть экономически выгоднее. Тоже самое с обувью. У меня вообще с ней проблема — при росте 185 см, весе 114 кг и размером 48 у меня обувь только на один сезон. В целях экономии решили перейти на дорогой бренд. Скажу заранее — идея с дорогой одеждой и обувью себя полностью оправдала, и позволила экономить в год до 20–40 тысяч на каждого человека.
Во-вторых, как писал выше, мы решили провести эксперимент, с целью оптимизации расходов. И по итогам приняли решение что будем устраивать иногда такие эксперименты, так как они позволяют встряхнуть расходы.
В-третьих, все решения о бюджете принимайте вместе, так как вы все-таки семья и жить на эти доходы и расходы тоже вместе.
В-четвертых, для учета расходов необходимы подкатегории. Возьмем к примеру те же расходы на автомобиль: ТО, налоги, штраф, шиномонтаж, ОСАГО, бензин и т.д. Собрав все это в одну статью — видишь одну сумму и не понимаешь ничего. От взгляда на нее становится страшно. А разбив все по подкатегориям, понимаешь почему расход месяц от месяца меняется. Также вести планирование по подкатегориям проще. Если у тебя все без форс-мажоров, то два раза в год шиномонтаж, один раз ОСАГО, один-два ТО.
В-пятых, планировать надо на год, но с помесячной детализацией. Причина этого шага хорошо понятна из предыдущего пункта.
В-шестых, закладывайте дополнительные расходы сверх плана, чтобы быть более готовым к внеплановым ситуациям. А если у вас все идет по плану, то вы можете освободившиеся деньги отправить на депозит, или распределить в ходе корректировки на другие статьи.
В-седьмых, иногда бывает морально тяжело от того, что у тебя все распределено и нельзя потратить на что-то другое. В этом случае возьмите и потратьте деньги на что-угодно. Развлекитесь, отвлекитесь. Но естественно потом запишите эти расходы. Да, они будут внеплановыми, но очень нужными. А деньги для этого расхода мы заложили в предыдущем пункте.

Что еще произошло в нашей жизни

Мы с женой вернули категорию обучение. Посмотрели сколько пропиваем, проедаем и стало стыдно. Мы оба педагоги по образованию и перестали заниматься образованием. Сейчас у нас есть бюджет и категория обучение имеет размер уже больше чем развлечения и плавно по масштабам приближается к кафе.
Мы стали учитывать долги. Да, мы относимся к тем людям, которые иногда дают в долг. И благодаря учету я могу понять могу я дать в долг, могу я потерять эти деньги.
Мы ведем список покупок при каждом походе в магазин и список крупных покупок.

Я прекрасно понимаю, что надо жить не уменьшая расходы, а увеличивая доход. Но если для увеличения требуются инвестиции, то лучший способ найти эти инвестиции это заглянуть в свой бюджет и он даст тебе ответы.

Теперь мы с женой формируем цели на год вперед. Пока их мало, и они не амбициозны, но мы только в начале пути и я знаю, что у нас все получится.

Да, я опять в поисках приложения, которое удовлетворит мои потребности. И теперь я готов на него платить деньги. Но увы, я до сих пор в поисках.

© Habrahabr.ru