Гонки по вертикали. Как, зачем и куда едут лифты Лахта Центра

Добраться до самых верхних обитаемых этажей Лахта Центра — дело секундное. На лифте-шаттле путь до обзорной площадки займет 45 секунд. 45 секунд — и вы уже над городом, над облаками, над петербургским дождем и туманом. Можно ли жалеть, что поездка окончилась так быстро? Да, ведь и лифт повезет такой, что покидать его не захочется. Другие лифты, составляющие систему вертикального транспорта Лахта Центра, тоже тоже отличаются от собратьев — строением, грузоподъемностью, функционалом. Посмотрим на них поближе.

image
Не очевидный побочный функционал лифтов Лахта Центра — поездки за солнечной погодой. Фото Михаила Проскалова

Лифтовой флот


В башне будет 40 лифтов. Весь подвижной состав сгруппирован по трем транспортным зонам.
Шесть двухуровневых лифтов — Double Deck будут обслуживать нижнюю зону с 1-го по 32-й этажи. Лифтами средней группы можно будет добраться с 31-го до 52-го — на этажах нижней зоны они не останавливаются. Кроме того, до 51–52 этажей будут ходить еще четыре сдвоенных лифта-экспресса, попасть в которые вообще можно будет только на конечных остановках. Наконец, на верхнем уровне от 51-го до 80-го этажа курсируют еще пять двойных лифтов. Транспортные зоны будут соединены между собой двухэтажными пересадочными skylobby.

image
Пересадочные этажи — skylobby. Помимо основной функции выполняют роль фойе-рекреаций

Впрочем, это еще не весь вертикальный транспортный комплекс супертолла. Флагман — туристический высокоскоростной экспресс, отправляющийся с 3-го этажа и финиширующий на 83-м, то есть, на первом уровне обзорной площадки (высота подъема 344,4 м). Промежуточная остановка — ресторан на 75-м этаже.

image

Как разобраться в такой сложной системе транспортных зон и пересадок, тем более, если человек впервые в Лахта Центре?

Как найти нужный лифт


Разбираться не потребуется. Перед лифтовым холлом посетителей башни будут встречать терминалы автоматической групповой системы управления PORT. Достаточно нажать на сенсорном экране кнопку нужного этажа, и система укажет к какому лифту какой группы надо пройти. В кабинах вообще не будет панелей управления с кнопками — только скрытые пульты для персонала. Всем управляет PORT.

image

image
Технология Schindler PORT

Несложно представить, какие очереди скапливались бы в лифтовых холлах, если бы лифты работали традиционно. Ведь общая населенность башни Лахта Центра — около 5 тыс. человек.

image
Выбор этажа места назначения при традиционной системе управления (а) и при системе управления с выбором этажа назначения (б)

image
Схема работы лифтовой группы при традиционной системе управления (а) и при системе управления с выбором этажа назначения (б)

100 секунд до облаков


Благодаря автоматизации срок ожидания пассажирских лифтов не превысит 29 секунд. Вместе с самой поездкой время, необходимое для того, чтобы добраться до этажей нижней и средней зоны, будет находиться в пределах 80 -100 секунд, а до верхней — 100–150 секунд.

Скорость самих лифтов при этом варьируется в разных высотных зонах небоскреба Лахта Центра — от 4 до 7 м/с для основной массы кабин и доходит до 8 м/с — например, в случае туристического экспресса. Это, конечно, не рекордные показатели, но и далеко не 1–1,6 м/с, с которыми двигаются лифты обычных жилых высоток. В защиту последних — они тоже сделали существенный шаг от 0,71 м/с скорости лифтов советских времен.

Про двухпалубники


В транспортной системе Лахта Центра используют лифты с двумя жестко закрепленными одна над другой кабинами (Double Deck). Такая конструкция позволяет увеличить пропускную способность в два раза. Это — мощный плюс, который перевешивает все минусы «двухпалубного» решения.

image

В мире всего около сотни зданий, где применяются кабины такого типа. Все они проектируются индивидуально — из-за разных размеров лифтовых шахт, машинного отделения и других специфических особенностей зданий.

Двухпалубные лифты — это тяжелый, крупнотоннажный «флот», который эффективно действует в часы пик. В плюс не только увеличенная грузоподъемность, но и уменьшенное количество остановок — посадка/ высадка происходит сразу с двух этажей.

Отдельное спасибо двухуровневым лифтам за экономию полезной площади и уменьшение объемов строительства за счет компактного размещения кабин одной над другой. Однопалубная кабина сходной площади и грузоподъемности потребовала бы увеличения размера лифтовой шахты в два раза. Представляете себе требуемый размер ядра здания в этом случае?

Но минусы у прекрасных Double Deck тоже есть.

Из «мелочей» — размеры лебедок для двухпалубников занимают сравнимо больший процент площади машинного отделения.

Вот для примера лебедка лифта твин:

image
Грузоподъемность кабины, поднимаемой этой лебедкой — 1800 кг, скорость — 6 м/с. Вес самой лебедки — 6 тонн.

А вот лебедка лифта Double Deck:

image
Лифт на две кабины грузоподъемностью по 1800 кг каждая, скорость подъема — 10 м/с, вес лебедки — 18 тонн!

А вот это основное: необходимы пересадочные этажи, чтобы на конечных остановках проводить посадку и высадку из двухуровневой кабины. Помните двухэтажные skylobby? Вот причина их появления.

Как следствие — установка хотя бы одной двухуровневой кабины обрекает на то, что и остальные лифты этой группы будут Double Deck. Нет смысла строить двухэтажное пересадочное пространство, чтобы поставить всего пару двухпалубников. Например, в Лахта Центре лифтов такого типа — пятнадцать.

Комфортна ли поездка


Да, лифты в Лахта Центр тихие и плавные, что обусловлено использованием роликовых башмаков — кабина по направляющим не скользит, а катится.

image
Корреспонденты ТК Санкт-Петербург для эксперимента поставили на ребро монетку в кабине аналогичного лифта. Видно, что даже в момент старта она стоит как приклеенная

В комментариях были вопросы о том, используются ли сейчас лифтовые тросы и были предположения о том, что теперь они не нужны, раз кабина едет по рельсам. Это не так — тросы пока еще никуда не делись, на гифке можно рассмотреть систему стальных канатов.

image
Поездка в лифтовой шахте

Технических проблем с длиной троса для лифтов небоскреба тоже никаких нет — вопрос с весом и длиной каната встает пока что неразрешимой задачей только в случае с космолифтом. Башня Лахта Центра хотя и высокая, но до неразрешимых задач все же не доросла.

Лифт вернет электроэнергию


Конечно, лифты в Лахте — это современное оборудование, по энергопотреблению соответствует классу А. Интересный элемент — лебедки с рекуперацией энергии при торможении, возвращающей в систему до 30% электроэнергии.

image

Самое безопасное место


Особое внимание при конструировании системы вертикального транспорта уделялось безопасности. Все высотные и скоростные лифты расположены внутри главной несущей конструкции башни — жестком теле ядра, в наиболее защищенном от любых катаклизмов пространстве небоскреба.

image
Сверхмассивное ядро — место, где расположатся лифты комплекса

image
На схеме

Вне ядра — только панорамные лифты, курсирующие в каркасных стеклянных шахтах между уровнями обзорных площадок и малогрузовые — грузоподъемностью 100 кг — предназначенные для обслуживания кухонь ресторанов и потому получившие прозвище «борщевозы».

image

Если оборвался трос


Натяжение всех тросов, удерживающих каждую кабину, контролируется специальными датчиками, которые останавливают лифт при ослаблении хотя бы одного каната. Но даже если представить себе малореальную ситуацию: все тросы оборвались одновременно, отказала электроника и кабину перешла в режим неконтролируемого спуска, то … ничего страшного не случится. Вспомните ловители и датчики превышения номинальной скорости, придуманные два века назад. Они все еще работают. И даже эффектных фонтанов искр при торможении, как в популярных боевиках, не будет — за счет специальных керамических накладок.
Система управления лифтами отслеживает даже угол отклонения здания от вертикали, и при превышении критического значения отключает лифты.

image

Но все это — экстремальные ситуации, вероятность которых исчисляется долями процента. А вот технологические сложности возникали в процессе проектирования системы вертикального транспорта небоскреба регулярно, и для их решения использовались достаточно нестандартные решения.
Например, для борьбы с поршневым эффектом в шахтах экспресс-лифтов, когда кабина, двигающаяся с высокой скоростью, создает перед собой мощные вертикальные потоки воздуха, пришлось предусматривать специальные отверстия между смежными шахтами.
Чтобы снизить влияние эффекта тяги, возникающего в шахте из-за разницы температур и давления, устанавливаются защитные мембраны, перекрывающие все сечение шахты.

Лифты специального назначения


Иногда лифт — больше чем средство добраться из пункта А в пункт Б. Вот, например, исключительная история, мимо которой просто не пройти:

image

На гифке — экскурсия в кабинете чешского промышленника Томаша Бати. Сам кабинет расположен в лифте. Батя использовал его, чтобы можно было работать рядом с сотрудниками своей обувной фабрики — сегодня у юристов, завтра — у инженеров, послезавтра — в раскройном цехе…Вот уж точно — батя.

Но вернемся в Лахта Центр.

В небоскребе есть особая группа сверхважных лифтов. В жизни они выглядят и работают как обычные лифты. Но в случае ЧП становятся хорошим подспорьем для борьбы с ликвидацией происшествия.

В комментариях ранее высказывались мнения, что возгорание в высотке — особый случай: не могут пожарные забросить лестницу и прийти на помощь «в окно».

Автолестниц такой длинны действительно нет: 90 метров — потолок и вряд ли когда-нибудь они еще подрастут. А вот для «штурмовок» ограничений нет — они подаются из окна ниже — в окно выше.

Основные же пути эвакуации одних и прихода на помощь других — это незадымляемые лестницы в ядре башни. Ядро, имея высший из существующих предел огнестойкости — надежный и безопасный путь отступления. Что касается наступления, то при гипотетическом возгорании на самом верху башни, пеший путь наверх займет определенное время.

В чрезвычайных условиях, когда минуты дороги, на помощь приходят специальные лифты. Они, как и их грузоподъемные товарищи, при поступлении сигнала «пожар» спускаются на первый этаж и высаживают пассажиров, не реагируя больше ни на чьи вызовы. А вот у пожарных есть специальный унифицированный ключ для управления спецкабинами.

В башне небоскреба — несколько таких лифтов, в том числе двигающийся со скоростью 8 м/с и доставляющий даже на самый верх менее, чем за минуту.

Шахты противопожарных лифтов имеют специальные тамбуры, куда, в случае ЧП, идет подпор воздуха — это препятствует поступлению огня и продуктов горения непосредственно к лифтам.

Пожарные попадают сначала в тамбур, и лишь оттуда — в помещения, где есть возгорание. Если нет возможности выйти из тамбура, пожарные на лифте могут спуститься на этаж ниже и затем подняться по незадымляемой лестнице в ядре.

image

Есть и другие специальные лифты. Например, отдельный лифт предназначен для транспортировки IT оборудования в серверные.

А гарантировано самый популярный в недалеком будущем — шаттл до обзорной площадки Лахта Центра. Его стены оборудованы LED-панелями, и короткая 45-секундная поездка на нем сама по себе обещает стать приключением. Аттракцион такого рода устроен в одном из лифтов башне WTC — можно увидеть всю историю строительства Нью-Йорка.


В таком лифте с радостью поедет даже закоренелый лифто- клаустрофоб

К сожалению, детали того, что будут показывать при поездке на шаттле в Лахта Центре, пока не раскрываются. Одно хорошо — ждать уже совсем недолго.

***
Первая часть статьи про лифты — Экспресс в облака. Как устроена система вертикального транспорта в современных небоскребах.

***
Консультировали при подготовке материала: Александр Сергеевич Орлов — руководитель направления по вертикальному транспорту Лахта Центра, Александр Витальевич Гладилин — главный специалист по пожарной безопасности Лахта Центра и Андрей Королев — руководитель проекта Лахта Центра по вертикальному транспорту со стороны компании Samsung C&T. Благодарим за помощь.

© Geektimes