Исследование технобренда hh.ru
Всем привет! Недавно мы провели исследование технобренда hh.ru и решили поделиться его результатами. У нас стояла задача выяснить, насколько популярен hh среди аудитории ИТ-специалистов как потенциальный работодатель. Но поскольку себя нужно с чем-то сравнивать — в исследовании также спрашивали про ряд других компаний на рынке. Под катом получился некий helicopter view на рынок труда в ИТ.
Что мы сделали
Опросили 1665 ИТ-специалистов, чтобы узнать:
- на что обращают внимание при выборе работодателя;
- условия работы в каких компаниях известны;
- в каких компаниях хотят работать.
Основные поинты исследования
Методология: онлайн-опрос (CAWI).
Самый простой и привычный для аудитории вариант сбора мнений. Вопросы, варианты ответов, снова вопросы и так примерно 2–4 минуты на весь опрос. Облегченную версию анкеты можно посмотреть здесь.
Площадки опроса: hh.ru и habr.com
hh.ru — основной источник респондентов (1352 завершенных ответа). Опрос был доступен на странице откликов. Блок с опросом показывался только тем соискателям, чье резюме размещено в профобласти «Информационные технологии, интернет, телеком».
habr.com — ответов получили существенно меньше (304), но такая диверсификация источников нам необходима ввиду того, что респонденты с hh.ru, используя наш сервис, уже в какой-то степени лояльны к бренду и их ответы могут быть смещены в пользу выбора hh. Респондентов в опрос приглашали в этой статье.
Еще 9 респондентов пришли из fb, отдельно их выносить не будем.
Как формировался список компаний
Сравнивались с компаниями, использующими схожий с нашим стек технологий. Некоторые известные компании не включили, т.к. приходилось ограничивать себя в количестве вариантов ответов — чем больше компаний в вопросе, тем чаще респонденты уходят из опроса или отвечают случайным образом.
Данные в динамике
Да, мы проводим это исследование с 2018 года. Но каждый год есть пара отличий:
- в 2018 году использовали только hh, поэтому данных по habr за этот год в статье не будет.
- каждый год мы обновляем список компаний, поэтому на некоторых графиках в динамике у компаний может быть 0 (ноль) — это означает, что их в году исследования не было.
Все правила соблюдены
Перед стартом исследования мы снова заглянули в учебники по социологии, чтобы наверняка все сделать правильно. Например, в качествах идеального работодателя мы ранжировали поинты в случайном порядке, исключали остальные варианты для тех, кто указал «Затрудняюсь ответить» — эти и прочие правила стандартны для каждого исследования.
Зачем мы это сделали
Наверное, это главный вопрос.
Каждый год, каждый месяц коллеги в HR-департаменте hh проделывают существенную работу, чтобы рассказать аудитории потенциальных сотрудников о том, как классно у нас работать. Год от года ребята пробуют разные способы, подходы и бюджеты — эффект от всех активностей нужно измерять для правильных выводов и дальнейшего планирования.
Более глобально — чем лучше наш технобренд, выше узнаваемость и желание работать в компании, тем дешевле обходится наём, быстрее закрываются вакансии, сотрудники дольше работают в компании. Эта статья тоже в какой-то степени работает на технобренд, именно поэтому она здесь. А также потому, что исследование действительно кажется полезным.
Чего нет в этой статье
Помимо тех вопросов, которые вы найдете в анкете и в статье, мы также задавали предметные уточнения о себе и остальных компаниях. Кроме этого, смотрели на ответы респондентов в разрезе их должности, специальности, возраста и прочих параметров, которые узнавали в опросе или из резюме. Суммарно это больше 50 слайдов, поэтому здесь облегченная версия.
Также в статье мы воздержались от размышлений и выводов. Только описательные сентенции, чтобы оставаться объективными.
Портрет аудитории
Портрет здесь для представления о том, кто отвечал на вопросы — регионы, грейды и специализации респондентов. Если захотите посмотреть на какой-либо вопрос в разрезе должности или ещё чего-то — напишите, добавлю в комменты.
Распределение респондентов по регионам
Графики в основной части статьи будут по всей России без деления на регионы.
Распределение по уровню позиции
Для общего представления о структуре респондентов. В статье мы также не станем делить по грейдам.
По специализациям
Здесь нужно заметить, что респонденты, отметившие вариант «Моя деятельность не связана с ИТ» не отвечали на вопросы анкеты, а сразу переходили к завершению опроса, т.к. не являются целевой аудиторией. Сами специализации брали из опроса stack overflow 2018 года, добавив к ним project manager.
По языкам программирования
Вопрос по языкам программирования задавался только тем респондентам, которые отметили, что занимаются разработкой (backend / frontend / fullstack / mobile)
Портрет QA
Эти вопросы задавали только тем, кто занимается тестированием. Варианты ответов собирали отталкиваясь от рынка и нашей специфики.
Портрет системного администратора
И здесь, аналогично предыдущим графикам, вопрос задавался только системным администраторам. Такие вопросы задаем, чтобы точнее определить свою ЦА и смотреть только на неё.
Как устроились на последнее место работы
Для общего представления о различиях в подходах к поиску работы — смотрим на лояльность к hh среди пользователей Хабра и заодно смотрим на рейт по использованию hh.
Идеальный работодатель
«Что предлагает ваш идеальный работодатель:»
Зарплата, атмосфера и команда профессионалов — рецепт успешного бренда, это можно сразу забирать на свои карьерные страницы. Здесь любопытно, что вариант «востребованность продукта / популярность компании» не входит в первый десяток качеств идеального работодателя.
Также стоит заметить, что этот вопрос задавался всем респондентам ИТ-специальностей, поэтому пункт «Обязательное ревью кода» проигрывает из-за неприменимости к большей части респондентов.
Идеальный работодатель в разрезе hh и Хабра
В вопросе не было ограничения по количеству выбранных вариантов и можно заметить, что у респондентов с Хабра гораздо больше пожеланий к идеальной компании. И бросаются в глаза пункты про гибкий график и удаленную работу.
Известность условий работы
Дальнейшие вопросы подразумевали, что респондент знает о внутренней кухне компании, что-то слышал на конференциях или от знакомых. Нам нужно было понять, насколько хорошо нам удается доносить предметную информацию о hh до широкой аудитории в сравнения с компаниями, конкурирующими с нами за сотрудников.
«Какие из перечисленных ниже компаний вам известны с точки зрения условий работы?»
Наконец-то мы подобрались к самым интересным слайдам. Яндекс традиционно в топе, а вот Сбербанк (опрос проводили еще до ребрендинга, конечно же, это Сбер) обошел Mail.ru и Тинькофф со значительным отрывом, что, наверное, можно объяснить величиной штата.
Известность в разрезе hh и Хабра
Пришло время рассказать, что означает подпись «Кроме ИТ-специализаций, не представленных в hh.ru» — из анализа в таких вопросах исключены специализации, которых нет в hh (как в компании-работодателе), а также на представителей которых намеренно не распространяется наша технобрендовая активность. К таким относятся:
- Desktop or enterprise applications developer
- Educator or academic researcher
- Embedded applications or devices developer
- Game or graphics developer
Также из выборок по эти вопросам исключены маркетологи и системные администраторы ввиду различий в специфике работы.
Известность в динамике — Хабр
В 2019 году мы собрали гораздо больше ответов с Хабра, т.к. особенно не парились и просто сделали статью, где не было ничего, кроме ссылки на опрос. Это хорошо сказалось на количестве ответов, но плохо на нашей карме, поэтому в этот раз первым решили пожертвовать.
Известность в динамике — hh
Aliexpress, Joom, Работа.ру, Revolut и ВТБ добавились только в 2020 году, эти объясняются их нулевые значения. В то же время нам пришлось исключить 2GIS, IBS и роботов, чтобы все поместились.
Желание работать в компаниях
В этом вопросе мы снимаем привлекательность бренда — условно, насколько выше вероятность того, что вы откроете вакансию той или иной компании, или чьему рекрутеру больше обрадуетесь.
«В каких компаниях вы хотели бы работать?»
Первые позиции практически не изменились, но в топ-4 появляется JetBrains. Об условиях работы у ребят знал только каждый десятый, а вот работать хочет почти каждый третий. Видимо, востребованность продукта компании-работодателя все-таки важный поинт, хотя вероятно не он один.
Желание работать в компаниях в разрезе hh и Хабра
Просто посмотрите сами, очень интересно. И отличия респондентов hh и Хабра, и само ранжирование.
Желание работать в динамике — Хабр
Стало значительно меньше респондентов, не желающих работать ни в одной компании.
Желание в динамике — hh
Это последний слайд нашего марафона. Надеюсь, получилось рассмотреть графики и цифры на мобилках.
Заключение
Если появятся вопросы по методологии или интерпретации — велкам.