Исследование: 9 главных трендов в корпоративном мерче

Решил проанализировать 200+ коллекций мерча в России и за рубежом. Показываю на примерах главные тренды.

d87718937f082f451c7fb9c2f801a4fb.jpg

Интро

Считается, что популярность мерча определила рок-музыка 60-х. Тогда группы делали футболки для фанатов со своим названием, а с развитием брендинга это явление перешло в корпоративную культуру. Сейчас мерч — это инструмент для повышения узнаваемости и лояльности со стороны сотрудников и клиентов, способ укрепить HR-бренд. Например, в Сбере даже есть департамент брендированной продукции.

Я провел исследование, чтобы определить тренды в разработке корпоративного мерча. Собрал примеры из 200+ российских и международных компаний — от red_mad_robot и «Нетмонет» до Tesla и Microsoft. Ниже — топ из 9 главных трендов.

Тренд №1. Коллаборация

Коллаборации соединяют потребителей двух брендов, повышая узнаваемость компаний и продажи. С помощью такого сотрудничества можно зацепить внимание целевой аудитории, которая о вас пока не знает. Например, IT-компания может заколлабиться с популярной у фрилансеров кофейней, выпустив многоразовые стаканчики. Коллаборации хорошо работают и потому, что обычно представлены в ограниченном количестве — людям нравится обладать немассовым продуктом.

McDonald’s х Crocs

9cb6345b1bf97b35861a42b37461caa8.png

McDonald’s решили заколлабиться с Сrocs. Дизайнеры сохранили фирменную форму сабо и добавили айдентику Мака: пины с логотипом и упаковкой еды, маскотов Бёрди, Гримаса и Гамбургера. Красную пару классно украсили жёлтые арки — ещё один фирменный элемент знаменитой сети быстрого питания.

Mercedes x ANCHOR INC.

f5343dd1cef2e2946859bb1ce943dfc6.png

Немецкий производитель автомобилей сделал коллекцию мерча вместе с японской IT-компанией. Mercedes и ANCOR INC. давно сотрудничают как бизнес-партнёры, а теперь решили закрепить отношения с помощью мерчовой коллаборации. Вышло минималистично и стильно.

Сбер x скульптор Даши Намдаков

8147d9c2be81f75d1e22e983ed7b3f1d.jpg

Коллабиться можно не только с брендами и компаниями, но с художниками. Сбер выпустил коллекцию мерча, вдохновлённую ландшафтными арт-объектами художника Даши Намдакова. На одежду, шоппер и другие товары поместили работы Даши и небольшой логотип банка. Получилось сдержанно и аккуратно — в духе Сбера.

Тренд №2. Минимализм

Минималистичные вещи универсальны и выглядят дорого. При производстве мерча минимализм позволяет сэкономить на стоимости красок для печати: обычно компании просто размещают свой логотип. Но если вы не гигант индустрии с хорошей репутацией, то люди вряд ли захотят быть бесплатной рекламой бренда. Поэтому стоит подумать о том, как айдентика компании может быть адаптирована к этому тренду.

Tesla

ae3a4c9ca8792da9fa967eb516bb8648.png

Tesla выпускает мерч с названием или логотипом, а фанаты покупают его из-за технологичного подхода компании и просто раскрученности в медиа.

VK

a07325a007fdc921df3f6e331bc44516.png

Пример более тонкой работы с минимализмом. Из линий складывается название социальной сети, а цветовая палитра дополнительно отсылает к айдентике.

red_mad_robot

27a81c5c6b661cedd7eb515a211a382c.jpeg

Для сотрудников компания разработала стильные чехлы для ноутбуков с фирменными цветами. Отличный пример аккуратной работы с деталями — работники захотят использовать такую вещь из-за универсальности и ненавязчивого брендирования, а компания укрепит HR-бренд.

Тренд №3. Ностальгия

Тренд на возвращение старых визуальных паттернов. Это вызывает у людей эмоциональную реакцию: вспомнил — прослезился. Особенно подходит компаниям с долгой историей или тем, чья аудитория примерно одного возраста, ведь в детстве они видели одинаковые образы.

Microsoft

114a3fd09cd5173c8f8778b100892dc4.png91d7bf246860a5a1e93e0100cf783cf3.png

Microsoft сделали мерч, вдохновлённый старыми версиями Windows. На футболках компания разместила знаменитые обои Windows XP и иконку Paint. Пастельная палитра цветов тоже отсылает к началу нулевых, когда кислотность в дизайне ещё не была модной.

Сoca-Cola

5fbca6684d7d9957fc9794e3b82b7aa4.png

Cola продает футболки со своими старыми рекламными баннерами. Для усиления винтажного эффекта дизайнеры компании «затёрли» изображения, будто футболку правда кто-то уже носил. В целом, решение простое, но оно хорошо отсылает к столетней истории бренда.

Kodak

a349286edccb9f63d28d76eb8ef68b3a.jpg

Дабл тренд — коллаборация и винтажный стиль. В честь 25-летнего сотрудничества Kodak и продакшн-студии Company 3 компании решили выпустить коллекцию для сотрудников и избранных клиентов. За основу взяли старый логотип Kodak, который вернули в 2016 году, отказавшись от шрифтового варианта, и сделали фирменные цвета более тёплыми, чтобы отослать к тем же нулевым. Чувство ностальгию добавляет и съёмка на плёночную камеру.

Тренд №4. Концептуальность

Концептуальный мерч связан с ценностями, идеями или инициативами компании. На таких вещах не печатают большое лого, вместо него — визуально-смысловая история.

Яндекс

63f8f12e27187354efaeda1d263e4045.png81f3f29e2d6fa7057ccff5e21d6b7c28.png

Яндекс создал коллекция, вдохновлённую эстетикой космоса. Здесь нет явного брендинга, посыл в том, что компания ассоциирует себя с космонавтикой, только в цифровом мире.

Kaspersky

7ad64e0aedff351b3a5f8a4dca4292ef.png

На футболке название компании написано на популярном среди геймеров и хакеров языке leet — смеси английских букв и похожих на них цифр. Идея отсылает к технологичности и гиковости компании.

Тренд №5. Маскоты

Маскот — это мощный инструмент брендинга, который повышает узнаваемость и укрепляет эмоциональную связь с пользователями сервиса или услуг. Если у компании есть персонаж, который зашёл аудитории, то с ним можно попробовать сделать мерч.

Duolingo

97328b9f306f57680fac7915dee5963a.png

Cова Duolingo уже стала мемом, поэтому в магазине приложения с ней можно найти футболки, кепки, значки и даже странные маски. Главное забрать заказ самовывозом, чтобы сова не узнала домашний адрес.

VK

445d7e1e85150208caff793d0a6b5588.png

ВКонтакте и их Персик. С изображением маскота выпустили коллекцию, которая транслирует такую же милоту, как и сам кот.

Тренд №6. Градиенты

Градиенты привлекают внимание, но работать с ними сложно. В цифровых макетах нужно следить за плавностью перехода цветов, а при печати на ткани и бумажных носителях оттенки могут быть искажены. Поэтому этот тренд для тех, у кого есть время и деньги на производственные тесты или тех, кто готов получить неожиданный результат.

Adobe

3bd6d5dc7a8031621ff25aaf19be35c6.jpg

Компания разрабатывает программы для дизайна и обработки фото. Панама очень яркая, но передать специализацию Adobe через вещь удалось.

МТС

362a7db8105ff12696c3c93b1099a10f.png

Двойное попадание №2, ведь это не только градиент, но и коллаб МТС и бренда одежды FBL. У ребят получилось создать плавные цветовые переходы с эффектом выцветшей ткани. Выглядит вполне носибельно.

Тренд №7. Эко

Этот тренд помогает показать стремление компании к устойчивому развитию, а в дизайне мерча создаёт уникальные штуки благодаря использованию различных материалов.

СДЭК

790522a6e51b6b46ef2df68c7b3a1bc7.jpg

Ребята из СДЭК переработали упаковку для посылок и сделали из неё непромокаемые плащи, каждая вещь получилась уникальной. Бренд можно узнать по фирменным цветам и шрифтам. Классная инициатива и стильный результат.

ГЭС-2

a5030a74453677343f1b6ffdfd1d420c.png

Московский культурный центр выпустили пеналы и картхолдеры из переработанных пакетов. Получилось стильно и аккуратно, в духе минималистичного дизайна самого ГЭС-2.

Тренд №8. Нейросети

Кажется, нейросети для дизайна останутся с нами навсегда. И это здорово — дизайнеры могут отдать им рутинные задачи и выделить больше времени на проекты с сильными смыслами, которые нужно передать визуально.

Студия Артемия Лебедева

e162f2cdf6ebc22caa63deef3b8ad106.png

Нейросеть «На районе» позволяет нагенерить бесконечное количество вариантов мерча по запросу пользователя. Только в качестве запроса должна быть конкретная географическая точка — город, район или улица. Понять, что это работа студии Лебедева можно по характерным для нейросети графическим фигурам и кислотным цветам.

«Крупно»

25c24b8a8a4e4df6a4412d3fbd60379a.jpeg

Российский производитель круп решил изобразить на мерче символ бренда — матрёшку. Концепты для мерча придумали креаторы, а выполнила работу нейросеть. Принты выглядят современно, будто это фотографии с выставки современного искусства. Только не могу отделаться от ощущения, что для производителя каш это просто заигрывание с модными темами.

Тренд №9. Ирония

Тренд показывает желание компаний быть неформальными ребятами со своими шутками и мемами. Но перед запуском стоит оценить все риски — что о вашем креативе подумают инвесторы и серьезные клиенты.

Банк «Бланк»

8bc09ddbfdce413b6b7b48f4cb5e455a.png

Банк сделал футболку для всех, у кого день состоит из рабочих созвонов. Хочется подарить коллегам, которые постоянно просят скинуть ссылку на синк.

«Нетмонет»

dd39f06ccc464533f127c49a1549d568.png

Ребята просто поместили на футболки ироничные надписи. Это тоже может работать, если вы уверены в совпадении чувства юмора сотрудников и клиентов.

© Habrahabr.ru