Комфортные условия труда как должное, или о чем не думают работодатели
Для того, чтобы повысить эффективность персонала, необходимо не только его правильно мотивировать, но и создавать комфортные условия труда. Я побывал во многих офисах и смог вынести ряд ошибок, допускаемых работодателем при организаци труда сотрудников. Зачастую, казалось бы само собой разумеющиеся вещи, просто игнорировались. Я остановлюсь на самых очевидных, о которых многие не задумываются даже.
Стол. У одной компании в качестве рабочего стола предлагался стол, шириной 90 см. Под столешницей у стола был подвесной ящик. Сотрудники постоянно бились об этот шкаф ногой. Просьба к завхозу снять ящик наталкивалась на «Не положено». Почему не положено и кем не положено, не объяснялось. В итоге сотрудники приносили из дома инструменты и снимали этот ящик самостоятельно. А все попытки завхоза поругаться проваливались, так его никто не слушал и, мягко говоря, отправлял в сад дышать бабочками. Казалось бы, есть потребность, снять ящик — 5 минут. Но упрямство и отсутствие гибкости вызывало недоумение, переходящее в раздражение и злость.
Подвесная тумба на узком столе — это зло
Стул. Стул важен как для осанки, так и для правильной посадки, которая влияет напрямую на здоровье человека. Я видел в одной организации стулья (даже фото есть), закупленные работодателем в большом количестве, которые представляли самую дешевую поделку, которую только можно найти. У новых стульев шаталась спинка, нельзя было отрегулировать наклон, но это все меркло по сравнению с сиденьем, которое представляло собой металлическую пластину, покрытую сантиметровым поролоном, обтянутым тканью. По сути люди сидели на металле. Представляете, каково человеку, которые работает весь день в таких условиях? Просьбы купить нормальную мебель не увенчались успехом. Сотрудники покупали подушки, которые подкладывали на сиденье, а некоторые покупали даже стулья. Зачастую стулья дарили на день рождение в коллективе.
Толщина мягкой части сиденья — около 1 см
И ведь работодатель спокойно мог позволить себе купить адекватную по качеству мебель. Но почему-то предпочитал экономить. Как будет работать сотрудник, если у него ягодицы затекают от сиденья на жёстком стуле? Он будет постоянно вставать и ходить, чтобы размяться. И вряд ли это добавит лояльности со стороны работников.
Климат. Климат в кабинете влияет прямо на работоспособность и комфорт работы. Если человек мерзнет, он не будет работать. Единственное, о чем он будет думать, это чашка чая или кофе. И вместо работы он будет греться. Если в кабинете жарко, то потные сотрудники тоже не добавят эффективности к работе. Плюс в кабинетах с плотной посадкой возникнет весьма специфический запах (чего лукавить, далеко не все могут следить за своей гигиеной на должном уровне). В одном подразделении была ситуация, когда из-за непродуманной вентиляции и попытки разместить людей там, где их быть не должно, в огромном openspace не включали летом охлаждение, так поток ледяного воздуха обдавал часть сотрудников, вызывая простуды, боль в шее и прочие прелести. Это вызывало споры и ругань с теми, кто сидел и потел тз-за отсутствия охлаждения и вентиляции. В какой-то момент директор вышел и сказал, что запрещает выключать охлаждение, климат должен быть адеватным, а кому холодно — пусть одеваются. В итоге часть людей сидело в комфорте, а часть — в свитерах, шарфах, спасаясь от холода. Эта часть работников демонстрировала самый низкий уровень эффективности, так ка вынуждены были постоянно ходить греться. Яркий пример того, что руководитель не хотел решать проблему, учитывать мнение персонала и искать подход, который бы устроил всех. А достаточно было попросить сменить кабинет, сделать перераспределение внутри кабинета или потребовать отрегулировать вентиляцию, исключив прямые потоки ледяного воздуха на работников.
Лично у меня была ситуация, когда меня перевели в кабинет, в котором не было отопления. Вообще. А окна стояли старые. Поначалу я не придал этому значение, но когда начались холода, сильно удивился. Градусник, приесенный из дома, показал 16 градусов Цельсия. Мы вынуждены были уйти в другой кабинет, а на следующий день принести электрообогреватели, хотя они прямо запрещены нормами компании. Вы думаете нам быстро исправили ситуацию? Как бы ни так. Мучались около двух недель. Я отправил персонал по домам, а сам ушел в другой кабинет. Дергал постоянно тех, кто отвечает за функционирование офиса, пока нам не пришли и не поменяли окна, заменив за бывшие в употреблении, но хотя бы не так сильно пропускающие холод. Стало теплей, но тепловентилятор все равно работал постоянно, так как без подогрева температура в кабинете падала.
Кабинет. В России есть нормы свободного пространства, которое должно приходиться на одного сотрудника. К сожалению, они часто нарушаются и игнорируются. Я видел в бухгалтерии крупной компании федерального уровня опенспейс, где люди сидели в окружении гор бумаг, спиной друг к другу на расстоянии менее 1 метра и расстоянием около полуметра до соседа слева или справа. Это был хаос. Я не представляю, как они работали и организовывали свое рабочее пространство. В другом кабинете сотрудники сидели таким образом, что сзади сидящий смотрел в спину спереди сидящему, видя его монитор. Это очень большой дискомфорт, когда к тебе в монитор постоянно кто-то смотрит, создается этакое давление психологическое, словно ты под надзором.
Санузел. Наверное, один из самых важных элементов рабочего процесса. Не зря Бу Андерсен, когда пришел на АвтоВАЗ, первым делом навел порядок в санузлах, сделав ремонт. Когда сотрудники видят грязные и неубранный туалет, они будут испытывать огромный дискомфорт. Согласитесь, бывают всякие ситуации, человеку иногда надо присесть на унитаз. И если он загажен, что делать? Поэтому уборка туалета должна быть регулярной, обеспечивающей чистоту и порядок, чтобы сотрудник не бегал в панике, ища чистый туалет. Увы, но даже в больших офисах этому зачастую не уделяется должное внимание.
Таких вот нюансов очень много. Можно сюда добавлять наличие спецодежды, инструментов, мест приема пищи. Но суть одна: если вы хотите получить адекватную команду, которая будет с заинтересована в работе с вами, а не побежит при первой же возможности, сделайте условия труда комфортнымы!