Инженерное искусство как образ жизни
На прошлой неделе в наших соцсетях выступил Артём Кашканов, автор проекта BrainfuckPC.
Артем окончил НГТУ им Р.Е. Алексеева. В университетские годы занимался исследованиями в области энергосбережения. Призер федеральных грантов МСП по программе СТАРТ. Впоследствии дважды бросил аспирантуру.
Последние пять лет работает на позиции Senior software developer в компании Intel. Занимается разработкой инструментов анализа производительности операционных систем и программного обеспечения. В частности — работает над улучшением System Overview Hardware Tracing анализа в Intel VTune Profiler.
В интернете Артем известен как автор youtube-канала, где он выкладывает ролики про создание безумных электронных устройств из того, из чего в 21 веке делать этого уже и не стоило бы. Самый его известный проект — релейный компьютер BrainfuckPC. Сейчас Артем занимается созданием компьютера на электронных лампах, а также компьютера на элементах струйной логики.
Делимся с вами расшифровкой и записью эфира .
❒ Всем привет, я — Артем Кашканов.Днем я — обычный программист, а в свободное время занимаюсь созданием безумных вычислительных устройств из таких составляющих, из которых в XXI веке этого не стоило бы делать, наверно. Сегодня я расскажу немного о том, как я занимаюсь различными инженерами безумствами; надеюсь, что старожилы Хабра помнят, кто я такой, по моим статьям про релейный компьютер, по первоапрельским статьям про BrainfuckPC (вон он, на заднем плане): Мои маленькие реле: Brainfuck компьютер это магия, Мои маленькие реле: Brainfuck компьютер — это реальность, Мои маленькие реле: Тройной Brainfuck, или что такое безумие и по статье «Пневмоника и влажные мечты стимпанка», к которой мы еще сегодня вернемся.
Для тех, кто не знает, кто я такой, расскажу немного о себе. Я — инженер, по образованию — инженер-электрик. В свободное от работы время я занимаюсь так называемым «компьютерным энтузиазмом», собираю вычислительные устройства на базе реле, электронных ламп и всего такого, ремонтирую старую измерительную аппаратуру. Ну, и выкладываю об этом ролики на YouTube. Для меня так называемое инженерное искусство, которое отвечает на вопрос «зачем все это делается», является стимулом всем этим заниматься; это мое хобби.
❒ Немного истории становления моего канала — просто для того, чтобы объяснить, как я к такому пришел. Не стоит всю информацию, которую вы здесь получите об инженерном искусстве, проецировать на себя: я просто расскажу о том, как я вижу все это дело, и вы сможете сделать выводы. Может быть, кто-то после моего рассказа тоже захочет выставлять напоказ свое инженерное искусство.
Я учился в Нижегородском политехе, моя специальность — магистр-инженер по системам электроснабжения автономных объектов (электрооборудование судов, подводных лодок, самолетов). Учился в аспирантуре, была диссертация по активным компенсационным выпрямителям для систем энергосбережения промышленных предприятий. Порядка 9 лет занимался инноватикой — пока учился, пока в аспирантуре занимался; получал на это дело различные гранты, в том числе по программам «УМНИК», «УМНИК на СТАРТ». Только не спрашивайте, как сейчас попасть в эти программы — за 10 лет там поменялось абсолютно все, и то, что я мог бы рассказать, уже не релевантно. В итоге у меня было свое инновационное предприятие, которое получатель гранта обязан открыть — я занимался разработкой активных компенсационных выпрямителей. Это дело не пошло, потому что, ввиду особенностей российского законодательства, здесь это никому не нужно;, а ввиду особенностей зарубежного законодательства, там такой большой проблемы с этим нет — там давно с причинами борются. Но в итоге, в феврале 2015 года, я ликвидировал свое предприятие и стал официально безработным, что продлилось полгода.
Товарищ Иван Гуменюк, известный как Meklon на Хабре, подогнал мне инвайт на Хабр, и я начал писать на Хабре статьи. Первая была про menuOS — это такая небольшая сишная программа, которая позволяет для arduino-проектов с дисплеем сделать многоуровневое сложное меню, удобное в использовании. Конфиги, приложения, древовидная структура, вот это все. В то же время я начал смотреть различные курсы на Интуите, проходить курсы по латеху, по гетерогенному программированию на Coursera. И задумал: надо запилить свой курс по интернету вещей. Но не по высокоуровневому интернету вещей, а по тому, как это делается. Если взять человека с arduino головного мозга — он просто соединяет arduino с датчиком; если ему везет, это все работает, если нет — это все сгорает, и он идет на форум плакаться. И ему объясняют, что он не совсем разобрался в теме, и говорят, как надо.
И я хотел по причине отсутствия на тот момент таких курсов сделать свой; по тому, как собирать устройства интернета вещей. Начал писать серию статей на Хабр. Возможно, старожилы Хабра помнят серию статей про датчики, измерение электроэнергии, которые представляли собой довольно длинные стены текста с небольшими видеовставками (то же самое, что я писал в статье, только видеоверсия). Популярностью они не пользовались, не пользуются до сих пор и никогда не будут пользоваться; формат видеолекций — это то, чего на YouTube быть не должно, честно говоря. Если у вас есть какие-то вопросы по чему-либо — открывайте литературу по этому вопросу и изучайте.
Но в процессе я сделал так называемый релейный контроллер автополива, на больших советских реле; сделал про него видос.
Это большой такой девайс килограмм в 50, на куче больших промышленных реле. И видос как-то зашел народу: его опубликовали в «Суровом технаре», его посмотрело 10–20 тысяч человек. И тут я понял, чем я в дальнейшем хочу заниматься в вопросе развлечения народа, да и себя любимого. Первый зритель пошел, первые подписчики появились — пришли с Хабра и Суртеха. И, после некоторого перерыва, я забил на курс по IoT. Он, правда, до сих пор приходит ко мне, как призрак, каждый семестр — стучатся в личку студенты с просьбами помочь им решить задачи. Но это — давно забытая страница истории.
❒ В итоге, в конце 16 года, мне пришла в голову мысль:, а не собрать ли мне полноценно функционирующий релейный компьютер на больших герконовых реле? Эта история тянется, на самом деле, с 2008 года — тогда я сделал маленький релейный сумматор, и уже тогда начал проектировать компьютер на герконовых реле с архитектурой MSP430.
Я тогда понял, что мне понадобится несколько тысяч реле, начал копить их. И вот, в конце 2016 года, я решил: не нужна MSP430, нужна архитектура Brainfuck. Буквально за пару недель нарисовал всю схему, и на протяжении 2016 и 2017 года публиковал видосы про релейный компьютер. Понял, что нужно мне, что нужно зрителю. Собственно, с тех пор не было больше никаких лекций: я творю всякую дичь.
❒ Так вот, что такое инженерное искусство и зачем оно нужно? Понятное дело, с первыми подписчиками пришли и первые хейтеры, которые задали мне вопрос: ты зачем это делаешь, тратишь жизнь впустую, иди чем-то полезным займись. Вопрос, конечно, хороший: никакой практической итоговой пользы релейный компьютер сам по себе, конечно, не приносит. Но для его создания нужны определенные навыки, оборудование, вот это все. Я вообще с детства пытался что-то химичить, собирать, паять — но, конечно, в детстве у меня не было тех самых навыков и оборудования, поэтому, в итоге, тогда я ничего не схимичил и не спаял. А теперь они есть, и я, так сказать, закрываю гештальт.
Все это очень интересно, но кому все это реально нужно? В первую очередь, мне. Я занимаюсь тем, чем мне нравится заниматься. Мне интересно решать сложные инженерно-технические задачи: в принципе, не каждый может построить полноценно функционирующий компьютер с релейным процессором (это более правильное название компьютера, потому что плата памяти там на статических микросхемах, бутлоадер — вообще на микроконтроллере стоит сейчас, он прошивку в оперативку загоняет, и дальше релейный процессор выполняет ее). Но такие вещи совершенно неинтересно делать в одиночку. Хотя я индивидуалист, и сам занимаюсь всеми проектами, совершенно неинтересно сидеть где-то в изолированном уголочке и пилить какие-то безумные вещи. Уверен, по всему миру есть много таких инженерных гиков, которые что-то тоже безумное делают, вдали от всех, и о них ничего не знает. Компьютер я делал два года кряду, выкладывал об этом ролики на YouTube, получал обратную связь от зрителей, находил новых товарищей по цеху, которым тоже интересна эта тематика. В принципе, такой способ самовыражения с коммуникацией неплохо помогает отвлечься от работы; все-таки, у меня есть основное рабочее место, где я работаю работу. Свободное время надо не только на родственников-жену-ребенка-отдых тратить, но и в чем-то своем копаться. Инженерное искусство, реализация странных инженерных вещей — отличный вариант для хобби. Но, если заниматься этим в изолированном уголочке, это и тебе быстро наскучит, и народ об этом не узнает. Опять же, самореализация по пирамиде Маслоу, все дела.
❒ Окей, релейный компьютер закончен; на самом деле, недавно он оказался неисправен: после переезда вылетел еще один канал в плате памяти, и теперь ее нужно заменить, чтобы компьютер снова начал работать. Но этот проект висит на стеночке, и в ближайшие два-три года я вряд ли вернусь к нему, потому что он мне надоел. Когда ты занимаешься одним и тем же проектом в одиночку — пусть даже ты его показываешь кому-то, презентуешь в видосах, это все равно уже не дает должного удовлетворения. Ты вполне себе можешь выгореть. Есть такой ютубер — Мартин Мулин, из Wintergatan — который собирает Marble Machine X. Это музыкальная автоматизированная машина, которая извлекает звук с помощью шариков, ударяемых о музыкальный инструмент, и все это дело программируется. Он начал делать эту машину примерно в те же даты, когда я начал делать релейный компьютер. Я выгорел за 2 года с этой железякой, Мартин сдох за 3. Он потом полгода ничего не делал, отдыхал, а сейчас он с новыми силами, с большой командой, пытается довести машину до ума. Тоже, кстати, хороший наглядный пример инженерного искусства: функции музыкальных автоматов можно прекрасно реализовать с помощью современных технологий ПО. Но, когда все это дело физически издает звуки, программируется в нужной последовательности, и всем этим можно управлять — это серьезная заявка на Крутую Вещь.
Релейный компьютер закончен, надо двигаться дальше. Дальше — ламповая тематика. Это — ламповый компьютер и ламповая техника, ремонт старой винтажной аппаратуры 60-х — 70-х годов. Правда, я своего зрителя уже давно не радовал роликами именно про ламповые вычислительные устройства; ролик про эмулятор лампового компьютера на ПЛИС — не в счет, все-таки, ламповая тематика немного по-другому должна выглядеть. И еще в последнее время я занят вот таким:
это струйная логика. Подписчики моих Telegram и Instagram знают, откуда эта пластинка и что я собираюсь с нею делать. Читателям Хабра струйная логика уже знакома по статье «Пневмоника и влажные мечты стимпанка», где я описывал особенности работы логических элементов на базе эффекта прилипания струи, и то, как на этом можно собрать вычислительное устройство. Этим я как раз и занимаюсь сейчас.
А вот это — возможно, первый в мире напечатанный на фотополимерном 3D-принтере струйный логический элемент. Он — реплика логических элементов серии «Волга», представляет собой 2ИЛИ-НЕ. На первый взгляд, он даже пытается работать; на этом можно будет собрать какое-нибудь вычислительное устройство. Ну, это — из ближайших планов на будущее.
Если вы все это делаете в одиночку, и о вас никто не знает — возможно, вам это принесет какое-то удовольствие. Но в плане значимости для людей, visibility так называемой — вы не делаете ровным счетом ничего. Сейчас решают соцсети, связи, ваша собственная узнаваемость. Да, я стремлюсь к тому, чтобы меня с моими проектами знали; чтобы, если заходит речь о релейных или ламповых компьютерах, люди вспоминали: вот, в России, в Нижнем Новгороде, на родине Кулибина, живет некий товарищ Кашканов, который делает безумные вещи на реле, лампах, элементах струйной логики. Если что, струйная логика работает на струе — жидкости, газа; в моем случае, это будет струйная логика на воздухе. Компьютер, у которого натурально ветер в голове.
❒ Что для меня сейчас самое важное — это маленькие проектики, разумеется.После двух лет работы над релейным компьютером я понял, что, если заниматься очень долго одним и тем же, у тебя появляется очень много новых идей. Я в детстве уже много чего нафантазировал того, что сейчас пытаюсь воссоздать, но и в процессе работы над любыми проектами вы узнаете много нового, знакомитесь с интересными людьми, смотрите кучу новых роликов по этой тематике, и у вас рождаются новые, интересные проекты. Сейчас я стараюсь по 2–3 месяца уделять внимание созданию какого-то устройства — например, это может быть часть лампового компьютера (как, например, эмулятор лампового компьютера) или более завершенный агрегат — как, например, «ГИП10000 на стероидах»:
огромная индикаторная панель весом около 25 килограмм. И, когда ты работаешь над одним проектом, потом над другим, потом над третьим, или параллелишь их, то тут становится проще соблюдать баланс. Поскольку, допустим, когда ты работаешь с релейным компьютером плотно в течение года, ты не можешь переключиться на что-то другое, потому что компьютер будет забыт. Собственно, сейчас он именно забыт на ближайшие несколько лет, пока мне не надоест перепрыгивать с проекта на проект. Поэтому, если раньше я выпускал по ролику в неделю (и тратил несколько дней на то, чтобы свести его), а потом перешел к ролику раз в две недели и четко следовал этому графику (и тоже тратил по нескольку дней на монтаж и изготовление ролика), то за последние 7 месяцев у меня вышло 7 роликов. Правда, у меня еще и ремонт в квартире, но дела это не касается. Проекты тоже движутся, медленно, но зато они заходят людям. Каждый раз, с каждым новым роликом, каждым новым откликом от хейтеров (конечно же) ты получаешь все большее понимание того, что хочет увидеть зритель. А зритель на YouTube бывает разный.
Взять, например, других мейкеров — что у них по зрителям, что у них по направленности канала. Например, Мартин Мулин. Он обрел популярность на YouTube со своей первой машиной — Marble Machine. Она, кстати, некоторое время выставлялась в музее музыкальных автоматов в городе Утрехт в Нидерландах — вот фото, на котором я стою рядом с ней.
Мартин выпустил несколько роликов о том, как он строит эту машину — и оказалось внезапно, что в англоговорящем сегменте YouTube много людей, которым интересно это направление. Но в первую очередь это все нужно тому человеку, который это делает — то есть, мне, например; я этим занимаюсь потому, что мне это нравится, и неважно, смотрят меня или не смотрят. Хотелось бы, чтобы смотрели, но в первую очередь я это делаю для себя. Во-вторых, есть такой тип зрителя, которому интересно было бы сделать такое же, и у него есть возможности, но нет времени или средств. Но зато он готов вписать в какую-то активность — помочь советом, помочь мелочами, железяками. И, в-третьих, это нужно зрителю, который после скучного дня в офисе хочет посмотреть что-то этакое (не будем упоминать тиктоки и русскоязычные тренды YouTube); речь идет о тех, кому хочется просто посмотреть на таких людей, как я и другие мейкеры — увидеть, что можно интересного и безумного сделать на базе простых вещей. Мартин Мулин нашел такую аудиторию — у него сейчас несколько миллионов подписчиков, они довольно быстро появились, когда он делал свою первую машину. Вторая машина по разгону подписчиков заходит несколько хуже, но зато у него растет число спонсоров: находятся люди, готовые материально помочь его проекту. И команда у него тоже растет.
Хотя я вижу, что смотрят его несколько менее активно, чем хотелось бы — несколько миллионов подписчиков, но просмотров гораздо меньше. Для YouTube это нормально — что те люди, которые подписаны на вас, не смотрят ролики. У меня самого много подписок, но некоторые из них я редко смотрю, другие — почти не смотрю, а у кого-то — смотрю каждый ролик. Я захожу в feed/subscriptions, смотрю, что мне интересно, и все.
Например, русскоязычный ютубер Игорь Негода — надеюсь, его многие знают из смотрящих мой стрим. Он начинал с шабрения — шабрил свой школьный токарный станок, большой токарный, фрезер и прочее, плиты поверочные, например. Но, как вы понимаете, на YouTube не так много людей, которые бы смотрели просто шабрение ради самого шабрения. И да, он набрал первый пул своих подписчиков чисто как мастер шабровки, но сам он к шабрению никогда не вернется. Впоследствии он начал активно токарить; я на него подписался, когда он выпустил ролик «Как заработать на станке ТВ-6», он там делал тысячу каких-то капролоновых проставок. Но токарка тоже не особенно заходит на YouTube; даже Бербраер сейчас не особо токарит. Негода токарит, но в составе других роликов — про турбореактивную тягу, конечно. Он нашел своего зрителя — людей, которым интересно посмотреть что-то ревуще-гудяще-горящее, их оказалось много и в русскоязычном, и в англоязычном сегменте YouTube. Его начали активно смотреть, и он стал попадать в тренды. Я в тренды пока не попадал, и даже не уверен, что хотел бы попадать в русскоязычные тренды YouTube; пусть лучше будет небольшая аудитория подписчиков, но качественная. Потому что, если ты попадаешь в тренды, и на тебя подписываются люди, которые совсем не в теме… ну, какой-то пользы каналу они не принесут. Число просмотров будет расти, но практической пользы для тебя и для других зрителей эти левые люди не приносят. Вот у Дани Крастера безумные проекты направлены на более широкую массу зрителей — неважно, если зритель пришел со стороны, от ролика к ролику он найдет для себя что-то, на что можно поглазеть. Но, когда ты работаешь в особенной нише, вроде моих линейных-ламповых-струйных вычислителей, здесь с этим делом все гораздо хуже.
Например, есть такие мейкеры, у которых, можно сказать, нет подписчиков и просмотров, но они об этом не парятся. Есть товарищ Usagi, с которым я переписываюсь иногда (не знаю, как его настоящее имя) — он сейчас собирает свой ламповый процессор. Точнее, он взял однобитный процессор Motorola и стал делать его ламповую реплику. Его никто особенно не смотрит, у него 1500–2000 подписчиков и по 500–1000 просмотров на роликах, хотя постепенно число просмотров набирается. Тем более, что он этим занимается уже последние полгода; я думаю, он найдет своего зрителя. В англоязычном сегменте YouTube точно.
Там есть, например, LOOK MUM NO COMPUTER с сотнями тысяч подписчиков. Человек занимается тем, что создает аналоговые синтезаторы разного типа из различных компонентов, иногда — из таких, из которых аналоговый синтезатор делать не стоило бы (в этом мы немного похожи). Часть роликов слушать просто невозможно — музыка у него очень специфичная; часть роликов смотрится круто. Он тоже находит своего зрителя. Но чувак довольно узкоспецифичный, более широкой огласки он, наверно, не получит.
Или CuriousMarc — человек, который восстанавливал процессор от космического корабля «Аполлон», Apollo AGS. Он полностью восстановил работоспособность в прошлом году, кажется, когда был юбилей миссии — с ферритовой памятью и так далее. А так, вообще-то, он ремонтирует старую винтажную аппаратуру и снимает про это ролики. Чем-то он похож на Дмитрия Коржевского — это уже наш товарищ –, но аудитория у него более широкая, ввиду того, что он разговаривает на английском. Я свои ролики переводить не собираюсь, чем, соответственно, существенно ограничиваю свой круг возможных подписчиков. Но, глядя на Коржевского, Макса Крюкова и других, я думаю, что мои 35К подписчиков со временем явно можно будет умножить на 10 — вопрос в том, сколько это займет. Лично мне это не так важно, как реакция зрителей от каждого отдельного видеоролика. Я уже не могу снимать что-то низкосортное и выкладывать это на основной канал, хочется каждый раз выкладывать что-то лучше и лучше предыдущего, исправляя те или иные ошибки. Все остальное идет на live-канал — там всякое барахло, которое можно быстро снять и быстро выложить. Туда я просто выкладываю для своих подписчиков в телеге и инстаграме (а не для широкой аудитории), чтобы не загружать ролик в 3–4 минуты непосредственно в телегу или в убогий интерфейс инстаграма.
Я вообще не понимаю, как ролики больше 10 секунд можно демонстрировать в Интернете без рычажка перемотки, а рычажок в IGTV появляется только при длине более минуты. Кто это писал?
❒ И, если вот так перечислять всех русскоязычных и англоязычных мейкеров, то понимаешь, что, в принципе, есть кому показать свою работу — как в России, так и за рубежом. Есть отклик, все друг друга знают — это, кстати, тоже очень полезно. Можно с кем-то скооперироваться. Я товарищу Марку делал перевод и озвучку надписей на космических часах, я у него в одном в ролике присутствую; это мне тысячу подписчиков принесло на канал, правда, я их до сих пор роликом не порадовал. С LOOK MUM NO COMPUTER — Сэмом, Сэм Баттл его зовут — немного тоже общаюсь; релюшиу ему заслал для секвенсора, может, он что-то запилит. Мейкеры действительно друг друга знают. Правда, понятное дело, Крастер-Матвеев-Бербраер-Негода знают друг друга в своей собственной группе, у них там по сотням тысяч-миллионам подписчиков;, а группа тех, у кого по 50К подписчиков — соответственно, я, Макс, VCD, Коковин, Коржевский и так далее. Это опять же очень интересно, потому что, если бы я этим не занимался — таким каким-то безумством — то вряд ли бы я познакомился с единомышленниками. Да, никто друг к другу как-то активно вписаться в проект не сможет (потому что у всех есть свои собственные проекты). Мне иногда предлагают — собери это, собери то; я говорю — ну да, ребята, идея крутая, но у меня своих собственных идей на пару жизней хватит, еще детям и внукам останется, поэтому извините, но я ваши проекты делать не буду, а буду делать только свои.
❒ Это, кстати, еще такой отдельный момент: не надо слушать зрителя. Зрители все разные; если ты видишь, что ролики на определенную тему заходят лучше, получают больше отклика — работай в этом направлении. А если тебе какие-то полтора землекопа говорят, что надо сделать вот это — все равно занимайся тем, что заходит зрителю, и что ты считаешь правильным-нужным.
Далее. Как на всем этом деле можно заработать, и можно ли вообще заработать инженеру-энтузиасту на YouTube? Ответ — и да и нет, тут «наверно» — подходящее слово. Вы можете заниматься рекламой; у меня в роликах включена реклама — потому что у меня есть подписчики, есть определенная целевая аудитория, причем весьма высокого качества. Какой-то левый мимокрокодил мои ролики из разряда «ничего не понятно, не факт, что интересно» не будет смотреть. Соответственно, у меня в зрителях — вполне конкретные профи-инженеры, или интересующиеся инженерией. И поэтому я, например, рекламирую сервис по изготовлению печатных плат — вполне логично, что инженерам это может понадобиться. Ко мне приходит рекламодатель и говорит — не хочешь ли денег за рекламу? Я говорю — хочу.
❒ Тут есть обратная сторона: если у тебя нет просмотров и подписчиков, определенной аудитории, то рекламодатель к тебе не придет. Какую-либо прямую рекламу, product placement (в кадре поместить что-то) тебе тоже не предложат делать. Поэтому какое-то время очень большие усилия будут направлены на то, чтобы это приносило не только просмотры, но и какую-то пользу для будущего потенциального рекламодателя. В моем случае было так, что первые три года меня потенциальные рекламодатели не беспокоили — я не мог предоставить достаточное число просмотров, чтобы заинтересовать их. Только китайцы приходили с несколькими девайсами, но это как-то незаметно прошло для народа. А так, самый важный способ заработка — то есть, скорее, компенсации расходов на всю ту дичь, которую я творю — это финансовая поддержка непосредственно от зрителей, то есть донаты. Аккаунта на Onlyfans у меня нет (и, скорее всего, не будет), но спонсорство на основном канале YouTube подключено. Не сказать, что какие-то баснословные деньги капают — раз в полгода я от рекламы YouTube чек получаю по сто баксов (да, раз в полгода). Полностью ничего не окупается, даже с учетом продажи рекламных интеграций. Но все, опять же, зависит от просмотров: если рост так же пойдет дальше, то, может быть, и доход от всего этого увеличится.
Но это не точно. И, в первую очередь, я не гонюсь за этим, а делаю то, что мне интересно. Конечно, хочется получать средства на это дело, которые бы не зависели от моего основного источника дохода — чтобы это были мои собственные средства именно от этой деятельности, чтобы можно было их без зазрения совести потратить на себя любимого. На рекламу печатных плат я себе весьма дорогой фотополимерный 3D-принтер купил, и на нем как раз учусь печатать вот такие штуки — там внутри канальчики, которые примерно вот так выглядит, это, как я уже говорил, логические элементы на эффекте прилипания струи воздуха (газа).
Но есть в этом всем ложка (или бочка) дегтя. Внезапно, в один прекрасный вечер, куча ютуберов выпустила видео о том, что канал Игоря Негоды оказался заблокирован. Игорь где-то, в других соцсетях, попытался прокричать –, но его аудитория особо не слышала. Но, так как он знаком с другими блогерами, они донесли до зрителей, что произошла такая беда. Правда, на следующее утро это все уже разблокировали — возможно, потому, что все дружно ринулись писать в техподдержку и сбрасывать рейтинги приложения YouTube в PlayMarket и AppStore. Но факт остается фактом: хотя Негода сейчас вновь доступен, его канал сильно порезали, удалили кучу комментариев и прочего. И YouTube такое может сделать с каждым.
Одним YouTube, на самом деле, вся эта деятельность не ограничивается; то есть, вы это делаете все у себя дома, например, или в лаборатории, я делаю у себя в кабинете, в гараже. Где это выкладывать — вопрос уже второстепенный. Да, YouTube представляет собой очень удобную площадку для размещения, вполне понятную — есть подписки, тренды, фид (рекомендации). В ВК зайдешь в раздел YouTube — и потом идешь в душ отмываться, потому что попал во вкладку «тренды», где страх и ужас. С YouTube все гораздо проще — там есть твой зритель, почти все знают YouTube, все его смотрят. Но, во-первых, поскольку я публикую ролики раз в 2–3 месяца в последнее время (не переживайте, в ближайшие несколько месяцев будут ролики чуть чаще, потому что впереди более короткие проекты, крайне интересные, у меня на них большие планы), я стараюсь развивать комьюнити в телеграм-канале и в инсте. Конечно, я тоже не контролирую YT (как и другие платформы), но такая диверсификация позволяет быть более уверенным в том, что, в случае чего, твой зритель тебя услышит — напрямую через телеграм-канал, либо через твоих знакомых, других блогеров.
Пока это, наверно, все, что я хотел сказать.
▍Вопросы и ответы:
когда будешь делать ламповый компьютер?
Я вообще ожидал вопроса про осциллограф. Осциллограф будет скоро, а ламповый компьютер физическую форму обретет не ранее следующего года. В этом году обязательно будут схемы на ламповой логике; как минимум, будет схема управление декатроном — буду с ним играться. Три ближайших ролика уже определены; может быть, даже 4 — скорее всего, разные элементы струйной логики будут разными роликами, если я не решу совместить их в один. С ними можно сделать очень много всего — процесс исследований покажет, что сделать.
После них я буду заниматься как раз декатронной схемой, потому что у меня она непростая. Декатрон — это счетный газоразрядный прибор, который считает от 0 до 9 по кругу. То есть, разряд перемещается по 10 катодам в одну сторону (инкремент) или в другую (декремент). Он будто создан для языка Brainfuck, именно поэтому он будет основой лампового компьютера — несмотря на то, что собрать ламповый компьютер без декатронов было бы на порядок проще. Декатрон считает от 0 до 9, и цепочка декатронов образует десятичный счетчик. И, если мы будем этот счетчик использовать в качестве источника адресации памяти программ или памяти данных, мы задействуем только 60% этой памяти. А если у нас используется ферритовая память, то ее и так мало, и мы ее еще на треть с лишним не будем задействовать. Поэтому мне нужно заставить декатрон работать в восьмеричном режиме. То есть, после того, как я досчитал до 7, нужно будет сбрасывать его в 0 вместо того, чтобы делать +1. И наоборот, если дошел до 0, надо будет записывать в него 7 вместо того, чтобы делать -1. И, конечно, чтобы все это работало быстро в составе схемы с несколькими декатронами.
Именно со всем этим я и хочу поэкспериментировать. Здесь мне поможет эмулятор лампового компьютера: я внутрь засуну схему управления декатроном, соберу плату адаптера, которая соединит мне TTL-логику с логикой декатрона, и заставлю декатрон работать так, как мне нужно. При этом отладив программную эмуляцию схемы управления декатроном на Verilog, чтобы впоследствии растиражировать ее внутри и написать логическую схему всей ламповой машины.
Все это нужно потому, что я не в состоянии создать ламповый компьютер физически, просто взяв и нарисовав логическую схему, без каких-либо исследований и подготовок, как было с релейным компьютером. То есть, в тот раз я просто нарисовал схему, решил, что так оно будет работать, и был в этом уверен. В принципе, так и вышло. С ламповым компьютером так не выйдет: надо сначала отладить модель лампового компьютера на базе таких же логических элементов, которые я смогу сделать на лампах. То есть, И-НЕ, ИЛИ-НЕ и так далее. Для этого мне и нужен эмулятор лампового компьютера. И в течение следующего года я буду создавать те или иные блоки управления, создавать к ним физическую реализацию. Самым первым модулем будет именно модуль декатронного счетчика — сам декатрон, лампы, которые заставляют его работать как надо. И это должно поддаваться тиражированию, потому что мне нужно будет растиражировать это 17 раз: мне понадобится именно 17 декатронов, а ламп 500. Это — много ламп, огромное энергопотребление;, а мне до сих пор не увеличили мощность в квартире — у меня сейчас всего 7 кВт, а я хочу добиться от управляющей компании трехфазки на 15 кВт. Этого хватит.
Ну, про то, что струйный логический элемент работает не только на жидкостях, но и на газе, я уже сказал. Где-то у меня в мусорке лежит крышка от газового счетчика Гранд-4; внутри него есть вот такой пакет.
Здесь пьезокристалл, обычный пьезоизлучатель, и набор пластин, который представляет собой три струйных логических элемента, подключенных в цикле. И в питательный канал подается газ со входа; левый и правый — это выходы, каналы сброса давления. И схема собрана таким образом, что газ сначала прилипает к одной стенке, переключает следующий элемент, следующий переключает третий, а третий переключает первый. Это все работает как осциллятор, и частота переключения этого осциллятора зависит от расхода газа. То есть, в счетчиках, работающих на струйной логике, содержатся именно дискретные логические элементы, работающие на эффекте прилипания струи.
Я хочу на этом сделать сумматор. Если у вас есть неисправные счетчики Гранд-4 — дайте мне знать, мне нужны одинаковые пластины. Мне нужно по 3 счетчика на один бит сумматора: в каждом счетчике есть по 3 базовых логических элемента, а на сумматор требуется 9 логических элементов 2ИЛИ-НЕ. На базовых элементах это как раз можно сделать, поэтому делим 9 на 3 — получаем 3 счетчика. У меня есть 2, 2 ещё где-то едут. Тут вопрос — сколько я наберу счетчиков, и сколько битов у меня получится. Соединить все это дело вместе мне поможет фотополимерный принтер, я распечатаю базовую плиту с каналами нужной конфигурации.
сколько комнат займет компьютер на струйной логике? Аналог ZX Spectrum хотя бы?
На YouTube есть ролик про струйную технику, там есть укрупненные виды матриц для горячей прессовки элементов серии «Волга». Это прямо так и называется, отдельный раздел. И там же, в ролике, есть тумбочка управления пневматическим манипулятором — то есть, там манипулятор с 4 степенями свободы: вращается, двигается туда-сюда, рука поворачивается, клешня сжимается. И это все работает на пневматике, тумбочка управления работает на этих струйных элементах. Она размером — как метровый мини-холодильник, струйных элементов в ней на вид около 200, и все, что она делает — это управление рукой. И давайте для сравнения возьмем микропроцессор на 4 тысячи транзисторов — допустим, на одном транзисторе там можно сделать один логический элемент, пусть будет диодно-транзисторная логика: