Интервью с основателем «Ё квиза» об истории и развитии проекта, работе в пандемию и задачах для игроков

8 декабря в Москве состоялась IV Интеллектуальная битва «IT&Телеком vs Образование» по типу ЧГК (игры «Что? Где? Когда?»), победителями которой стала команда журналистов «Цифровое перо», в составе которой были я,  @IgnatChuker и капитан @OlegSivchenko. При общении с @OlegSivchenko и другими пользователями Хабра я выяснила, что тема ЧГК и квизов если не близка, то, по меньшей мере, интересна части хаброжителей. Погрузится в неё сегодня поможет Дмитрий Славин — создатель и автор «Ё-квиза». В интервью с Хабром Дмитрий подробно рассказал об истории проекта, а также поделился тонкостями и нюансами составления вопросов и работы с участниками.

3abe1287ace7d4bdf22bea36c676c247.png

Как всё начиналось?

Как вообще квизы начинались, лучше спросить не у меня, наверное, а у тех, кто стоял у истоков. У создателей очень массовых франшиз. Хотя началась вся история в спортивных пабах Англии. Ну, а наш квиз возник по-другому. 5–6 лет назад я оказался в Испании. Вышел на русское сообщество. Они пытались играть в игры. Не в подкидного дурака же играть? (Хотя тоже вариант). Давайте Мафию, а может, в ЧГК? Но ЧГК оказалось слишком мудрёным. Обычные люди не хотят ощущать себя тупицами. Решили попробовать квизы. 

Самой интеллектуально-интересной из франшиз на тот момент нам показался JackQuiz. Ребята пошли навстречу, дали пробный пакет, потом мы взяли 2-й и 3-й пакеты. Они неплохие, но стандартные. Меня распирало: «А зачем что-то брать?!». С двумя испанскими друзьями сели и сделали сами полностью 4-й пакет. Он прям в разы лучше получился, а главное — интереснее, разнообразнее. Тут я и понял, что лично меня в квизах сам процесс создания больше всего и привлекает. Кто-то что-то красивое рисует, кто-то роман пишет, кто-то кодит, я придумываю квизы. Иногда вопросный факт красив, иногда сама механика вопросная. Ещё интереснее, присутствуя на игре, наблюдать, как команды обсуждают задания. Это как драматургу пробраться в зал и затеряться среди зрителей на премьере собственной пьесы.

Когда вернулся в Москву, поднял свои испанские квизы. Было немного страшно:, а если не зайдут, а если в Москве и так полно квизов? Куда им мой ещё! В общем, объявил об «Ё-квизе» (никому неизвестном на тот момент), поставил цену на пробную (первую) игру 250 рублей (тогда все квизы стоили по 500 рублей). И тут вдруг раз — 25 команд пришло. Я понял, что меня всё-таки знают, помнят, будут играть. Значит, сделаем второй. Потом третий.

Это было четыре года назад. С тех пор постоянно эволюционируем. Я беру сейчас игры наши первые, смотрю… Иногда с ужасом. :)) Как всё примитивно и плоско было. Мне кажется, нас как раз и любят за то, что мы пытаемся эволюционировать от игры к игре. Ну и вроде как за качество. Мало кто понимает, что секрет качества квиза банален и прямо пропорционален количеству тестов. Мы тестируем с живыми командами, минимум три раза (обычно чаще). Причём все три раза сильно разные команды по стилю, по своим базовым знаниям, возрасту и геолокации. Поэтому мне совершенно очевидно, что невозможно делать квиз раз в неделю. Просто жить не успеваешь. Ты либо халтуришь при сочинении, либо при тесте.

Откуда взялось название «Ё-квиз»?

На самом деле нам не 4 года, а 18 лет. Именно столько я организую городское спортивно-интеллектуальное ориентирование, которое называется «Ё-гейм». Там это проходит три раза в год. Я просто понял, что вопросы меня переполняют. Хочу задавать их чаще. Вылилось в итоге в «Ё-квиз». А буква «Ё» там была еще до «Ё-мобиля». Просто нестандартная, красивая буква, которая выделяется. Про городское ориентирование можно отдельную большую беседу вести.

В чём отличие квизов от широко известного формата «Что? Где? Когда?» или «Своя игра»?

Там люди приходят сражаться интеллектами друг с другом, с телезрителями. Иногда они кажутся какими-то небожителями. В квизах люди просто приходят отдохнуть, отвлечься, пообщаться с друзьями. Тут дадут приз за самый смешной неверный ответ, за первое место с конца таблицы. И это не зазорно, все похлопают и посмеются вместе. Участники на позитиве, приходят за процессом, а не результатом.

Ещё разница в подаче информации. В ЧГК идёт аудиотекст на слух, в СИ тоже самое, плюс текст на экране. В квизе я стараюсь к этим каналам информации добавить вопросы по другим каналам: видео, изображение, музыка. Если есть такая возможность, почему нет?  

Но я категорически против банальных вариантов: звучит музыка (обычно известная узкому кругу меломанов), и просят назвать исполнителя. Или реверсом музыку запустят, или кавер надо отгадывать. Это просто другая игра. «Угадай мелодию» называлась, когда в ТВ-программе была. Я же буду стараться всё это на логику, на ассоциации подавать. Если, например, поют «Между нами тает лёд», то загадываем Ледовое побоище 1242-го года.

Чем отличаетесь от других квизов?

Сейчас квизов очень много. Запомнятся и останутся те, которые имеют примечательные черты — визитные карточки. У нас их прям несколько. Это музыкальный тур, когда по трём музыкальным ключам надо отгадывать человека, город, животное или книгу. Но именно по трём ключам. И ещё медиаазбука, где по одному вопросу на каждую букву алфавита. Тур «Четвёртый лишний», когда из четырёх картинок надо убирать одну, но по какому принципу — заранее неизвестно. «Ночной дожор» — картинка, где надо поменять одну букву (какую именно — загадка) и получить ответ. Или вопросы на визуальные пропорции? или «Муха-слон», когда меняют по одной букве четыре разных буквы и выходят на ответ. Хватает для создания собственного стиля.

Ниже пара примеров. Первый пример — «Четвёртый лишний». Тема была «ГРЕЦИЯ». Но что именно тут греческого собрано, не сказано. Попробуйте угадать.

Ответ

Речь шла о мифологии. Джаред ЛЕТО, корабль АПОЛЛОН, РЕЯ на судне — греческая мифология. А вот ТОР (формула фигуры тор) — нет.

Дальше пример визуальной пропорции.

be16a76302a03ff9af2d517b117ef747.pngОтвет

Рассуждения: ДРУЖБА начинается с УЛЫБКИ. ??? начинается с КАРТИНКИ В ТВОЁМ БУКВАРЕ. Ответ: РОДИНА.

Не буду забирать себе лавры, многие механики не чисто наши. Но именно мы играем их регулярно, сочиняем новые и новые туры по этим механикам. Большинство игроков уже даже уверены, что это наше изобретение. Что-то из этого действительно наше. В конце, в финальном аукционе, играем метавопросы (отсылки ко всей прошедшей игре).

Стоит отметить, что никто сейчас в квизовой индустрии велосипеда не изобретает, просто нужен удачно подобранный набор механик, гибкость, вдохновение. Я готов описать бесчисленное количество механик. Но в основном все квизы играют привычные две-три, сильно не заморачиваясь. Им важнее безостановочно и регулярно раз в неделю выдавать пакет и собирать урожай.

Наш продукт, в итоге, выходит, если можно так сказать, «авторским» или «крафтовым». Это когда вам надоело есть в КFC, и вы пытаетесь попробовать что-то индивидуальное, вот только на этой кухне готовящееся. Не массовый фастфуд, а локальный частный бизнес, подобно шаурме Мустафы в Берлине. Пусть она только в Берлине и только у Мустафы, но вы счастливчик, и попробовали именно её. Хотя, конечно, я понимаю и тех, кому глобальные бренды заходят лучше. В конце концов, нельзя нравиться всем.

Опишите эти механики?

Пожалуй. Разбирая логическую цепь «Вопрос-Ответ», имеем, что на выходе всегда 1 слово (или цифра, или словосочетание), а на входе может быть по-разному…

Первые типы вопросов:

  • выбери А или Б. (ДА или НЕТ);

  • выбери правильный ответ из предложенных (обычно 3–4 варианта).

Эти типы вопросов я старательно избегаю. Это скучно, это ЕГЭ и ОГЭ. Те, кто не наигрался — открываем варианты школьных экзаменов и играем. А главное, я считаю, вопрос должен быть интересным, заставлять подумать, побороться, пошевелить извилиной, а не просто ткнуть наугад. В конце концов, участники платят деньги. Как мне кажется, стыдно такое давать.

А вот в своём телеграм-канале я такие вопросы даю, потому что других механик в телеграме не предусмотрено. Хорошими считаю варианты, где удалось «обмануть» большинство участников. Там более-менее хорошая статистика, голосуют полторы-две сотни человек, а мой правильный ответ — четвёртый (последний) по популярности.

Пример вопросаПример вопроса

Следующая пара типов вопросов:

  • просто поиск правильного ответа на бесконечном (или ограниченном) множестве вариантов (это есть главная суть квизов, тут 95% всего контента и лежит), его разберу отдельно ниже;

  • сопоставь список вопросов 1, 2, 3, 4 с ответами А, Б, В, Г.

ПримерПример

Это всё были основные вопросы, но есть ещё масса более редких механик, но от этого не менее интересных. Например, «Игра на раздевание». Спрятан (загадан) объект (или понятие), и постепенно его описывают, добавляя новые и новые факты или, так сказать, «раздевая». Раньше сдаёшь ответ — получаешь больше. Но ответ на этот вопрос можно сдать только раз, из-за чего появляется опция риска — сдать раньше соперников, но не при 100% уверенности. У себя не играем, так как ответы надо собирать в 5 раз чаще и не перепутать собранные. А вот в онлайне я проводил пока был карантин и все сидели по домам. Назвал так же, на букву «Ё» — «Ёксель». Сыграли 9 туров. А после карантин закончился.

Вот пример такой задачки. Каждая следующая строчка появляется постепенно. Тем, кто сдал на более ранней стадии, больше очков.

93eca97bce234f46d16846fb660e7919.pngОтвет

Вот ещё парочка вариантов вопросов.

  • Загадано число. Обычно беспощадно бессмысленный вопрос, знанием на который обладать невозможно, но можно проявить какое-то умение оценки. Среди всех собранных чисел положительные баллы начисляют половине наиболее близкой к верному. Мы игнорируем из-за сложности подсчёта, да и, в общем, из-за скучности данного вида вопросов. Но так играла популярная в онлайне игрушка Conquiztador.

  • Укажите на карте место. Интересная, яркая механика. Минус только в том, что её можно применять лишь в географических играх и вряд ли где-то ещё. У нас «Ё квиз» два-три раза в год, так что играем.

Для примера, снова поиграем и подробнее разберём поиск ответа без предложенных вариантов. Самая простая, но при этом самая красивая и лаконичная схема: на входе 1 факт, на выходе ответ. В таких вопросах ответ должен, что называется, «щёлкать». Кто-то произносит версию, и понятно, что оно.

0c112e5c6eab219e9ec6039056f1b8b6.pngОтвет

Ответ: Это — рыба-молот. А для описания формы плавника используют слово «серп». Такой вот серп и молот получился.

Вторая, наиболее распространённая схема, когда на входе 2 факта. Может быть, вообще, на первый взгляд, никак между собой не связаны (по сути увидеть связь = ответ). Каналы подачи фактов — это «текст» или «аудио», или «картинка (статичная или видео)», или музыка. Часто вторым фактом работает «тема тура» (мы играем тур про башни, значит, какая-то башня в ответе). Механика одна, а скрыто много вариаций для тура. Самое распространённое, конечно, «текст» и «текст».

Следующий пример довольно сложен. Но как только появляется второй факт (тема: Башни), он становится вполне играбельным и берущимся. Хотя подумать придётся.

9abec36e5ab932c932d33623b6b61aed.pngОтвет

Ответ на него: ДЖЕНГА. Вполне себе танзанийское слово!

А вот другой пример, когда каналами входа работают видео и музыка. Надо было назвать один из Швейцарских кантонов.

Ответ

Тут надо было заметить, что поёт Юра Шевчук, а на видео «Парк юрского периода». Ответ складывается в слово «Юра́». Хотя, безусловно, мало кто знает о существовании такого кантона. Но это был квиз любителей географии, да и можно было предполагать, что в командной игре один из 4–5 человек такое сможет сообразить. Третий вид: на входе три факта. Чтобы не взорвать разнообразием каналов мозг игрока, три факта подаются одним каналом (либо три картинки, либо три музыки). Есть у нас тур «Назови общее прилагательное» по трём существительным, формирующим с ним устойчивое словосочетание (тут идет три картинки). Или тур «Три музыкальных ключа». Идут три мелодии, в каждой ищется ключ, а объединяясь, три ключа дают ответ. Должно быть именно три, т.к. велик риск, что любые 2 из трёх при соединении дают какой-то альтернативный (дуальный) ответ, но тот, который правильный, работает на всех трёх ключах.Третий вид: на входе три факта. Чтобы не взорвать разнообразием каналов мозг игрока, три факта подаются одним каналом (либо три картинки, либо три музыки). Есть у нас тур «Назови общее прилагательное» по трём существительным, формирующим с ним устойчивое словосочетание (тут идет три картинки). Или тур «Три музыкальных ключа». Идут три мелодии, в каждой ищется ключ, а объединяясь, три ключа дают ответ. Должно быть именно три, т.к. велик риск, что любые 2 из трёх при соединении дают какой-то альтернативный (дуальный) ответ, но тот, который правильный, работает на всех трёх ключах.

Третий вид: на входе три факта. Чтобы не взорвать разнообразием каналов мозг игрока, три факта подаются одним каналом (либо три картинки, либо три музыки). Есть у нас тур «Назови общее прилагательное» по трём существительным, формирующим с ним устойчивое словосочетание (тут идет три картинки). Или тур «Три музыкальных ключа». Идут три мелодии, в каждой ищется ключ, а объединяясь, три ключа дают ответ. Должно быть именно три, т.к. велик риск, что любые два из трёх при соединении дают какой-то альтернативный (дуальный) ответ, но тот, который правильный, работает на всех трёх ключах.

Вот вам пример. В «Общих прилагательных» мы в самом начале в правилах оговариваем, что показанные существительные образовывают устойчивые словосочетания с загаданным прилагательным. Неважно, в каком роде и числе. Мы ещё и длину его подсказываем (в мужском роде).

3045ca494a5e6c69eb6872357895c9ec.pngОтвет

КРАСНЫЙ (Красные дьяволята, красная карточка, Красная площадь)

И ещё один пример. Играли тур «Советские ТВ-передачи». Просто три картинки, как-то объединившись, в логике давали ТВ-передачу, выходившую на экраны во времена СССР. Ещё и год первого выпуска сообщали.

164bc26526225b5a19cf1b61db730966.pngОтвет

найдите сами :)

Ну и какая же пища (даже если это «пища для ума») без соуса? Специи и соус придают блюду пикантности. В интеллектуальных играх соусом работают разнообразные буквенно-словесно-лингвистические механики. Чтобы не повторяться, на каждый тур по своей отдельной приправе.

Соусы не по фактам, а по построению, или по буквам.

  • Объединяем темой. Сообщаем, что все вопросы тура, например, про грибы.

  • Все ответы на одну букву

  • «Игра в города»: последняя буква первого ответа = первая буква второго ответа.

  • Матричная игра. Набор букв (обычно три) входит в каждый ответ. Может быть через пробел. Например, матрица, -ОТК-. Ответы на вопросы будут: ОТКрытка, красОТКа, кОТ Кнорозова.

  • «Русская рулетка». 6 вопросов, как обычно. +1 за верный, 0 за неверный. Но где-то скрыт вопрос, неверный ответ на который сжигает всю сумму тура. Снова поднимается тема риска, рисковать или нет, уверен или нет.

  • «Минное поле». Вопросы по сложности с 10 до 1. Сначала сложные, самый сложный стоит 10, потом 9, и так далее. Можно не отвечать (тогда 0 баллов). Но если ответил неправильно, это «мина». Сгорает всё, что ниже неё.

  • Азбука. 30 букв, 30 вопросов и 30 ответов (нет Ъ, Ы, Ь). На каждую букву по одному ответу. Есть сложные буквы вроде Ё, Й, Щ, Э, Ю. Их или объединяют в группу, или тоже пропускают.

Довольно часто один тур в игре — раздаточный. На стол команде кладется материал, где надо что-то заполнить, письменно ответить. По-хорошему, надо раздавать материала из соображений 1 лист на двоих игроков, но организаторы часто грешат и просто экономят бумагу. В итоге всё-таки уходит не меньше двух листов на команду (один игроки сдают, по второму сверяют свои итоги). Этот заход хорош тем, что игроки начинают работать совершенно по-другому: в парах, потом в команде, работают с письменным заданием. Чем больше разнообразия и неповторимости — тем лучше. Ну, а организаторы, особенно за пультом, могут передохнуть. 10-минутная пауза очень кстати. Зато фотографы в этот момент включаются на полную, азарт в зале зашкаливает, и чем ближе к концу времени, отведённого на тур, тем жарче.

Варианты раздаток

Всё это пишете сами?

Поначалу да, писал сам, когда были игры раз в месяц. Сейчас мы вышли на график — две игры в месяц, поэтому стал не успевать. Появился пул соавторов. Их даже искать не надо, сами находят меня и спрашивают, не нужны ли вопросы. Я обычно сходу шлю тестовое задание (даже не тестовое, а тот квиз, та тема, что сейчас сочиняется). Многие на этом и отваливаются. Но осталось 3–4 человека. При этом всё равно где-то ⅔ — ¾ вопросов мои. Просто очень сложные механики, авторы не «въезжают» в них. Пишут обычные вопросы. (1 или 2 факта на входе — на выходе ответ заданной темы). У нас таких туров в игре 2. Остальные 4 приходится полностью мне закрывать.

Сколько стоит один вопрос?

Даже не вопрос. Скорее вопросная идея. Очень часто присылают корявый вопрос, но опытный редактор уже видит в нём идею. Платим 100 рублей (1,5 доллара) за вопрос. Кстати, в отличие от многих, платим сразу (не дожидаясь тестов и выручки от игры). Если понятно, что вопрос хороший и встраивается в игру, можно сразу оплатить. Не с потолка цена, я на заре деятельности пытался писать в другие квизы. Мне там это же и озвучивали (в долларах). Где-то тогда я и понял, что выгоднее писать самому на себя.

Частенько попадаются недобросовестные авторы, которые либо просто сочиняют вопросы, переписывая их из «Базы», либо устраивают «веерную рассылку» по всем работодателям. Это ещё хуже, когда одинаковый вопрос может прозвучать в 2–3 квизах. И ведь не орги виноваты, а те самые авторы. Отследить невозможно все вопросы всех квизов. Надёжнее самому всё сочинять. Но тут упираешься в то, что пакет однобокий. Нет разнообразия подхода, взглядов. У меня сочинится футбол, а фигурное катание останется в глубоком забвении. У меня перекос в географии при игнорировании химии. Поэтому всё-таки сторонние авторы нужны. Просто за прошедших три года я уже понял, с кем мне комфортно, и с кем мы максимально непохожи.

А что за «База»?

Движению «Что? Где? Когда» уже почти полвека. Согласитесь, играть новый вопрос лучше и правильнее, чем повторно играть старый (вспоминая, что там было). Поэтому была создана база вопросов, куда организаторы и редакторы турниров обязаны складывать вопросы прошедших игр. И, соответственно, перед каждым новым турниром проверять, не игрался ли этот вопросный факт ранее. Пока в мире интеллектуальных игр было только ЧГК, всё было хорошо. Как только появились квизы, их орги не задумываясь и стали просто забирать вопросы из этой «Базы» и лепить свои квизы. Действительно, зачем что-то сочинять, если можно тяп-ляп за 5 минут и готово. Потребитель не заметит, схавает. При этом, безусловно, нарушаются авторские права людей, 20–30 назад писавших эти вопросы. Но кого это волнует? К тому же, на законодательном уровне нет там никаких авторских прав. Это не сценарий, не изображение, не слоган. Самые первые квизовые франшизы открыли этот ящик Пандоры, и его уже не захлопнуть.

Хорошо, что в больших городах потребители уже «наелись» такой кашей и ищут какого-то оригинального контента. Но для более мелких городов, чаще всего, сойдёт, просто бери и делай. Мне такой подход претит. Я не в состоянии проверить все 80–100 вопросов своей игры по «Базе», и, слава богу, чисто ЧГК-стиль вопросов у меня порядка 10%. Но если всё-таки с «Базой» совпадает, или нахожу автора вопроса из «Базы», или просто стараюсь задонатить из тех же соображений: 100 рублей за вопрос.

Игроки не пытаются найти ответы в Интернете, когда играют?

Нет. Во-первых, просто не успеваешь. Во-вторых, это запрещено правилами. В-третьих, это просто заметно. Либо по поведению команды, либо по вдруг взлетевшим результатам, если за командой давно наблюдаешь. Гораздо сложнее с этим бороться в онлайн-играх. Там, скорее всего, гуглят все или почти все (70–90% команд). Иногда даже капитан команды не догадывается, что кто-то из игроков пользуется поиском. И человек не скажет, хочется покрасоваться умом перед сокомандниками. Но рано или поздно всё это всплывает на очных (не онлайновых) играх. Видишь, как игрок себя ведёт, как версии выдаёт, и понимаешь: в онлайне-то он гуглит! Можно, конечно, писать вопросы, защищённые от гугла (и шазама!), или переделывать имеющиеся, но это довольно времязатратно. При наших оборотах (менее 10% приходится на онлайн) это не имеет особого смысла. Только если для каких-то самых важных вопросов финального аукциона. Резюмируя моё отношение к онлайн-играм: они никогда не дадут результат «по гамбургскому счёту», а пользование гуглом не сделает игрока умнее, сильнее или даже опытнее.

Какие-то ещё виды читерства существуют?

Бывает, пришла команда — полный ноунейм. И вдруг раз — забрала себе все призы. С результатом, близким к 100%. Всем очевидно, что читерство. И довольно быстро становится понятно, какое именно. Игры же проходят в разных городах или повторяются. Достаточно сыграть её раз, а потом повторить. Обычно это тоже очень заметно. Но, к сожалению, никакого инструмента наказания нет (это всего лишь игра). Всё, что организаторы могут — отказать в регистрации такой команде на следующих играх (и в ЧГК тоже самое). Именно поэтому финалы сезонов или какие-то самые популярные тематические игры мы стараемся играть одним днём.

А что значит тематические?

Изначально играли раз в месяц одну игру. Классическую, обычную, на мультизнания. Всё обо всем. Сейчас стали два раза в месяц, чередуя с тематическими. Темы, за которые взялись: Литература, Кино, Изобразительное искусство, олдскульные вопросы об СССР и География. Особенно ратую за Гео. Мы их и провели больше остальных тематичек, назвали «гЁоквизом». Просто Литература, Кино, СССР играют и все другие, а Географический квиз на данный момент никто, кроме нас. Хотя, когда мы только начинали, в Москве была Геобитва, которая лично мне очень нравилась. Но я опять же решил — лучше попробовать сделать ещё больше, ещё зрелищнее, ещё разнообразнее, но своё, а не навязываться со своими идеями кому-то стороннему. За «гЁоквиз» мне сейчас действительно не стыдно. А главное — его начали играть обычные игроки, не любители гео. Вопросы построены так, что в первую очередь нужна логика, интуиция, озарение. А глубоких знаний, достойных выпускников геофака, не более 5%. Вообще, я учитель географии, пропагандирую и несу её в массы. И по изобразительному искусству, насколько я представляю, прям больших регулярных игр тоже ни у кого нет. Её мы раз в год проводим. Тут всё наоборот. До создания первой игры я не мог отличить Моне от Мане. Теперь могу. :)

Почему другие «тематички» не берёте?

Из-за расписания. С шагом «раз в месяц» тематическую игру не получается играть более 2 раз в год. Хотя я всё время выступаю за какое-то эволюционирование. Предлагал коллегам спорт — они не согласны. Ну и я понимаю, что любители спорта — это любители спортивной статистики. Кубки, медали, голы, года, минуты… Они не станут «крутить» вопросы, разгадывать наши картинки и многоходовки. В Санкт-Петербурге хорошо пошли наши тематические игры, от обычных отказались. Просили ещё. Я на основе обычных регулярных составил ещё две тематички: Лингвистика и Флора-фауна.

Есть ли у вас цензура, если да — какого рода?

Нас постоянно просят сделать популярные у других франшиз форматы «Чёрный квиз», или «Эротический». В какой-то момент пообсуждали и решили, что нет. Не наше. У нас уже сложившаяся аудитория. Часто и с детьми приходят. Мы лучше про Мультфильмы сделаем (и сделали!). То есть получается: никакой обсценной лексики в вопросах (и промежуточных рассуждениях) и, тем более, на экране. Никаких вопросов «ниже пояса». Ну и стандартное: не оскорблять и грубо не шутить насчёт вероисповедания или национальности. Пока удаётся. За несколько сотен игр (суммарно разных городов) никто не оскорбился. Менее пресным квиз от такой цензуры не стал.

Вам приходилось когда-нибудь менять в последний момент или на ходу темы и вопросы?

Да, пару раз. В принципе, когда квиз ведёт именно организатор, а не франчайзи, то он гибко относится к меняющейся ситуации. Пришла команда, которая тестировала этот тур, или ведущий перепутал тур с другим, а значит, в аукцион надо срочно поменять два вопроса (напомню, он у нас на метавопросах «повторенье — мать ученья»). Мы справлялись, хотя было адреналинно. И всё это было ещё на стадии становления, на сырых, ранних играх первого года. Сейчас уже давно нет. Но механизмы есть. 

Однажды сломалась в Дубне видеокартинка (на самом деле — видеохаб, разводивший сигнал на мониторы). Пока ехал человек с новой коробочкой, мы поменяли все туры местами и играли аудиотур, где картинка не нужна. Если ты сам ведущий своего квиза, ты легко ориентируешься в этом конструкторе и выйти можно из любого форс-мажора. Однажды я узнал, что какой-то квиз отменили по причине нерабочего микрофона. Да, без микрофона плохо, но можно же вести. И люди же играть пришли! В конце концов, вся информация на экране. Дайте больше времени на её считывание (если ведущего нет). Но отменять-то зачем?

Если не о вопросах… То как процесс создания игры проходит? Расскажите о внутренней кухне.

Честно говоря, не всякий шеф-повар расскажет рецепт своего коронного блюда. Я, наверно, тоже не очень б хотел. С другой стороны, любой интересующийся раз в две недели может прийти и попробовать то, что на выходе. Так что секретов особо нет, можем и поговорить. Тем более, что по вопросам уже рассказал почти всё!

Самый сложный момент: почему этим вообще интересно заниматься автору? Видимо, потому что некий процесс творчества. Кто-то пишет книги, кто-то рисует картины или снимает кино. Ну, а геймдизайнеры создают игры. Игры настольные или квесты какие-то. Или вот вопросные квизы. В идеальном вопросе не должно ожидаться от игрока каких-то глубоких энциклопедических знаний, скорее логика, ассоциации, умение отсечь лишнее, заметить оставленные подсказки. Когда лет 25 назад я только начинал играть в ЧГК, казалось, что ещё вот-вот, и вопросные поводы будут исчерпаны, а вопросы пойдут по второму кругу. Но жизнь подбрасывает всё новые и новые истории, авторы научились откапывать факты там, где, казалось, их нет. В итоге количество вопросных фактов и идей стало расти по экспоненте.

Так что более сложная проблема сейчас — «А можно ли это считать общим знанием?», чтобы спрашивать это на квизе и не получить на выходе шокированных и недоумевающих участников. А где-нибудь в региональном квизе ещё и не огрести. Но дело в том, что квиз — командная игра. Получается, при среднем размере команды от 5 до 8 человек (в правилах ограничение стоит до 10) кто-то за столом факт знает. И я смогу спросить про футбольный клуб «Эвертон» (просто о факте его существования) у команды 5–8 домохозяек. Ведь хотя бы одна притащит с собой мужа. Или про борзых щенят из «Ревизора», ведь у кого-то есть дети в старших классах и приходится помогать им с литературой. А бывает, родители и вовсе с детьми приходят.

Если говорить цифрами, то мне больше по душе вопросы, которые разделяют игравших примерно 50% на 50% (взяли команды или нет). Никогда не знаешь, какие вопросы в итоге такими окажутся. Тесты дают слишком мало статистических данных. Но когда получается уже на играх на 2–3 десятка команд, я очень доволен. Ощущаю себя «Гуру интеллектуального баланса», как меня назвали в последней онлайновой игре. При этом те вопросы, которые вышли не 50/50, должны лечь в сторону 80–90% взятия, чтобы в целом по игре статистика была в районе 65–75% по всем командам в среднем. И один, максимум три вопроса сложных, но обязательно интересных знаний (ответят 1–2 команды в зале). Важно не переборщить тут!  

Это, можно сказать, какая-то образовательная функция. Словно журнал «Вокруг Света» читаешь или киножурнал «Хочу всё знать» смотришь. Я даже собрал как-то подборку:»10 фактов, о которых мы не побоялись спросить в «Ё-квизе». Сейчас пишу подборку «Вторые 10 фактов …».

Давайте поговорим не о командах, играющих ваш квиз, а о вашей команде. Кто в ней?

Нас трое. Это идеальный вариант. Причём изначально было разносторонне. Я отвечаю за вопросы и контент, Наталья — ведущая, переговоры с клиентами, Юля — дизайн и Интернет. Постепенно сейчас универсифицируемся, каждый может заменить другого. Ну и правило: отпуска, вот это всё… Двое из троих должны быть на месте. Что важно: для любой ситуации мы находим выход прямым голосованием, пусть даже неверный. Но будем двигаться дальше, не застопоримся.

Я им этого никогда не говорил, но стоит признаться, что львиная доля популярности квиза, а значит и прибыли, это всё от двух моих коллег и пришло. Как известно, мало написать хороший сценарий, надо уметь его хорошо завернуть и продать.

А бизнес, мне кажется, могут развалить либо любовные интриги между партнёрами, либо очень большие деньги. У нас нет ни того, ни другого, поэтому довольно крепкая команда вышла.

Вы пресекаете любовные интриги и не даёте команде больших денег?

© Habrahabr.ru