Игра, которая не игра

227ff0edf60a4651b1252eaaa5380bc1.jpeg

Привет!

Когда я рассказывал про сюжетно-ориентированные игры, я думал, что пример прибитых к голове героя рельсов сюжета — это Mass Effect. Но нет, в полку интерактивных фильмов прибыло, и прибыло так, что прямо хочется сказать о новом направлении игр.

Короче, у вас есть игра. Только в неё нельзя выиграть или проиграть. И в ней нельзя ничего поменять. И вы ни на что не влияете. Но при этом она интересная. Как игра, а не как фильм. Называется Firewatch.

Пошли, покажу этот оксюморон.

Механика и сюжет


Итак, вы играете за голос в своей голове. Вид из первого лица, вроде, вы какой-то пожилой мужик, который попал в полную задницу из-за болеющей Альцгеймером жены, разочаровался в жизни и поехал в местную американскую Сибирь следить за пожарами в лесу. Игра начинается вот с таких классических диалоговых выборов, отдающих ещё старыми добрыми восьмидесятыми:

3c8784fb63bd4162b6a8a14a37b05d55.jpeg

Правда, ваш выбор ни на что не влияет. Потому что дальше возможны ветка:
— Она радуется твоему решению и работает несколько лет, пока не…
— Она работает вопреки твоему мнению, и вот, через несколько лет…

И прямо тут, не отходя от кассы, всплывает следующий выбор, который точно так же ни на что не влияет. Прямо как Timeline, но там хоть погибнуть можно. А тут, правда, мы пока не знаем, что находимся на рельсах.

В общем, прочитав вступление в виде интерактивной книги с мнимым выбором, мы выгружаемся в лес:

25189c0532bc44bebba1812729acd5f7.jpeg

В лесу красиво и приятно. Особенно красиво и приятно то, что у нас всего пара режимов интерфейса, и всё, что есть из инвентаря, исполнено не в виде чего-то виртуального, а в виде конкретных штук в руках. Компас не на HUD, а в руке. Карта на указателе. Герой её умеет срисовывать на свою. Объявления на столбах надо читать взглядом, а не из интерфейса:

29aa012622a24297811835563c525708.jpeg

Если на карту смотреть в приближении и идти — она нехило качается. Ещё по мере сюжета карта дозаполняется нашими карандашными пометками.

Но вернёмся к сюжету. Вы пожарный.

4516cbb2074447af89c556aea7455f20.jpeg

Вы играете в ходилку от первого лица и — одновременно — в диалоги по рации. Единственный человек, с которым вы в канале — Делайла, ваш шеф и обитательница соседней вышки.

У вас есть дом-вышка и куча мест для патрулирования. Сюжет, правда, захватывает с первых же минут, когда в вашу вышку вламывается неизвестный:

f58b18bb9d9a4f9e8c5628390c99faf5.jpeg

Дальше вы решаете разные мелкие бытовые проблемы леса, гоняете грибников, разгадываете загадки, оставшиеся от местных лесных легенд и вообще изучаете мир. На вашем участке пропадают люди и творится мистика. По мере того, как вы становитесь опытным выживальщиком, меняются и отношения с Делайлой.

c31f02542acc4d5a9d952f24603ca9df.jpeg
Этот пожар — переломный момент платонической любви к рации

Ваш персонаж постепенно тоже формируется посреди игры. Делайла иногда спрашивает что-нибудь про вас, а вы отвечаете. Например, есть ли у вас борода, где вы живёте и так далее.

Попутно вы наслаждаетесь видами местной природы, рыбачите и вообще изучаете мир.

b82ecdf701d642a3b84d56a44d618bfb.jpeg

Собственно, на этом всё. Интерактивная сказка, где всё красиво, вы уже вот-вот войдёте в сюжет классического мелодраматичесокго детектива, в котором вы не выбираете почти ничего… И где всё это заканчивается грустно и нелепо, как в жизни (автор сюжета на Реддите сказал, что этого и хотел). Ничего такого, что бы вы не могли испытать и так, но очень красиво уложено в маленькую игру.

Теперь мир. У нас, вроде, лес, горы, прямо Far Cry… Но нет, мир тут линейный. Несмотря на кажущиеся просторы, это комнаты, которые разделены переходами как в старых добрых коридорных шутерах. То у вас не топора проломиться через заросли, то стенка леса прогорит, то верёвка нужна, то ключ — и так далее. Поэтому никакой свободы, каждый раз вас что-то торопит бежать куда надо, и вы не особо заглядываетесь на окружающее. Ну, по крайней мере, разработчик постарался сделать такой сюжет.

ed4c820004a642519926aa5863ce7895.jpeg

Понятно, что в такой архитектуре игра вполне могла бы быть текстовым квестом, и всё было примерно так же.

Вопрос в том, зачем графика и всё остальное. Голос и картинка добавляют атмосферы, но, вроде, не более. На самом же деле нет, сама по себе окончательная красота этой штуки как художественного произведения складывается из нескольких аспектов.

Во-первых, можно исследовать мир и читать всё вокруг. Очень много мелких пасхалок и просто приятных, смешных и нелепых вещей. Сюжет не ведёт вас по ним, никакой RPG-дневник не ведётся, поэтому каждая такая находка приятна — она добавляет что-то в историю, в которой вы живёте. Персонаж и игра не делают за вас выводы — это, наверное, самое приятное.

e95e91030ea14323ad31c03a9e4d178d.jpeg

В сочетании с кучей вещей в вашем уютном домике — это то, что делает игру живой, а интеграцию с персонажем — очень плотной.

Вторая вещь — это камера. Вы носите с собой фотоаппарат из оставленного рюкзака (кстати, обратите внимание на кривую обучения — предметы достаются вам не сразу, а по одному, чтобы всё было просто и на своих местах). Это единит игру с отпуском, как и хотел автор. Я знаю человека, который ушёл в отпуск в Fallout 4, сам я всё никак не поеду отдыхать в XCOM2, а тут можно ещё и камеру с собой взять. Инсайт пойман отлично, и теперь ждите такие камеры много где.

84095ba995594b79a758169c38cb7182.jpeg

Да, чтобы механика была полной, не забудьте, что всё это потом показывается в титрах и шарится в FB, если захотите.

eb647fcd14294933981bb9f80b0fe4b4.jpeg

В моём случае, правда, фокус не прошёл — я снимал на камеру разные записки и вещдоки в расследовании, справедливо полагая, что герою ещё потом кое-что доказывать полиции.

df9f920bc559472a80a1cd893ca0bcd9.jpeg

Но Делайла пару раз подсказывает места для съёмки красивых пейзажей — большинство снимает их.

2dbec157212d40cdbdf394701ee9e537.jpeg

Вот так. Добро пожаловать в инди-игру, которая не игра, не фильм, но точно — развлечение будущего. Я не уверен, что мне это нравится, но она есть, и она по-своему красивая. Я играл в неё с тем же удовольствием, с которым смотрел другой пограничный артобъект — фильм Hardcore Henry.

Ну и ещё. Такие штуки удивительно круто использовать для обучения, благо клепать их куда проще, чем тот же This War of Mine, например.

© Habrahabr.ru