Идеальное рабочее место программиста. История. Часть 3. Положение рук
Вводная часть
Третья часть истории создания рабочей станции EasyWorkStation. Предыдущие повествования, наверное, уже показали, что с первого раза ничего адекватно-нормального сделать не получалось. Я собирал все подводные камни, упирался в бесчисленное количество проблем и пытался решать их имеющимися средствами, улучшая функционал от итерации к итерации.
В этой статье постараюсь раскрыть проблему положений рук. Кропотливо разберём особенности положений тела при работе полулежа и лежа. Расскажу про обнаруженные мной два совершенно разных подхода и их реализацию в существующих рабочих станциях, подсвечу достоинства и недостатки. Объясню, какой вариант выбрал я и почему.
Для тех, кто не читал первую и вторую часть, рекомендую ознакомиться, иначе не сложится полная картинка. Напоминаю 30 секундным роликом, о каком продукте идет речь. Внимание, видео со звуком.
Ну где же ваши ручки
В чем собственно проблема: есть схемы и руководства по эргономике сидячего рабочего места, а вот с полулежачим или, не дай бог, лежачим место все очень печально. И производители лежачих станций, что хотят, то и городят. Самый неоднозначный вопрос, на мой взгляд, это движение и расположение рук во время трансформации. Давайте разбираться.
Для того чтобы войти в курс дела лучше сначала прочитать первую статью, где обзорно рассказываю про все этапы разработки. Начну повествование с того момента, когда я пытался воплотить в жизнь подобие Altworkstation, т.е концепт с вертикальной столешницей и клавой на магнитах.
Как уже говорил в первой статье, эта концепция мне не зашла, т.к. после работы в таком положении сильно немели кисти и предплечья из-за оттока крови.
Разбирая видео презентацию Altwork, я заметил 2 основных этапа трансформации:
Выдвигается подножка, спинка отклоняется примерно на 15 градусов с синхронным отклонением фронтального кронштейна (предплечья горизонтальны).
Спинка отклоняется в лежачее положение с синхронным поднятием фронтального кронштейна и всей периферией вверх (предплечья вертикальны).
Следите за его руками — это эргономика по Altwork Station. Первый этап вполне себе ничего. А вот со вторым проблемы. Уже на 3-ем слайде слева столешница уезжает вверх, а вслед за ней и руки, немеющие руки. Фактически это «мертвая позиция». Лежа в такой станции вы работать не сможете. Очень печально, что об этом молчат в Atwork. Идем дальше.
Можно заметить, что во время трансформации на протяжении всего периода подлокотники никак не используются. Они вырождены. По сути только обозначены и по факту всегда убраны вниз. Это важный момент. А вот спинка при таком подходе должна быть широкая. Ведь именно в нее упираются локти и предплечья при отклонении кресла, а кисти рук при этом находятся на столешнице.
При этом в положении сидя руки будут также прижаты к телу, локти висеть в воздухе, а кисти по-прежнему на столешнице.
Такое расположение я условно назвал «руки по швам». Самый большой минус такой позиции — это невозможность работы полулежа с сильным отклонением спинки (про «лежа» вообще молчу). Возможно, есть настройки, которые позволят расположить стол менее радикально (не так вертикально), но как мы можем понять, предустановленных опций на это нет.
Однако совершенно точно можно сказать, что при таком «безподлокотничном» подходе, когда локти опираются на спинку с учетом использования единой (неразделенной) столешницы комфортно лежа все равно работать не получится. Столешница однозначно будет впиваться в бедра, как ни крути.
Скажу сразу, такой концепт не подошел не только потому, что немели руки, но и в целом вариант «руки по швам» мне неудобен.
Я обычно сижу в кресле развалившись как босс, локти в стороны (второй вариант расположения рук), хоть с эргономичной точки зрения это не совсем правильно.
Это, как говорится, я раньше был такой, пока велосипед без сиденья был, а теперь я другой.)))
Я же изобретатель, как изобрету, так и будет. Поэтому искал позицию с учетом своих привычек, ощущений, удобства. Подлокотники очень важны, люблю на них опереться, расставив локти в стороны.
Отметая путь Altwork, я думал о том, как приделать подлокотники так, чтобы они были адаптивными и удобными. Весь путь трансформации руки должны лежат именно на подлокотниках. Они каким-то образом должны трансформироваться независимо от спинки, при этом столик не должен радикально отклоняться, а лишь немного изменять угол к горизонту (онемение, онемение, онемение).
Как решить такую задачу, я не понимал. Помог случай (не без помощи бесчисленных экспериментов). После того как я «спилил скорпиона» и прикрепил нормальный фронтальный кронштейн, рука сама нашла место на горизонтальной тяге, соединяющей фронтальный кронштейн и спинку кресла. К тяге я тут же прикрепил подлокотник. Нехитрыми вычислениями построил кинематическую схему, при которой руке удобно лежать на подлокотнике на всем пути трансформации. Подлокотник движется вслед за спинкой до полного раскладывания кресла, при этом лишь немного наклоняется в сторону столешницы. Таким образом мы решаем проблему второго этапа раскладывания станции Altwork.
Итого получаем: опорой для локтей при откидывании спинки является подлокотник, который можем выставить чуть выше относительно спинки. И вот он приятный бонус: чтобы достать до столешницы руками столик уже не нужно вживлять в пах. Получаем такую картинку.
И тут, друзья мои, мы выходим на еще один важный нюанс: чтобы полноценно и с кайфом работать в лежачем положении в подобного рода станциях нужно владеть методом слепой печати. Благо, я им владел (пока лежал в больнице со спиной времени было предостаточно). В современном мире навык в общем-то обязательный. Иначе вы будете постоянно зыркать на клаву и напрягать шею… А это уже совсем не «эргономично». Так что «Соло на клавиатуре» в помощь! ФЫВА ОЛДЖ forever!
Правда, как показала практика, режим «полностью лежа» используется в основном для просмотра или чтения контента, а также для релаксации. Работают в таком режиме около 15% пользователей.
Основной рабочей позой является полулежачая (еще «реклайн» называется). В ней можно работать и без слепой печати, правильно настроив подголовник.
На этом, собственно, и закончилась первоначальная разработка, о которой я рассказал в первой части. Чтобы хоть где-то держать клаву — прикрепил кронштейн с Netsurf. Клавиатура на таком кронштейне практически не фиксировалась, запястья кронштейн не держал и постоянно опускался вниз. По сути, кронштейн был подставкой для клавы, не более.
Изначально я даже подумывал совсем отказаться от нормальной человеческой клавы и сделал себе удлинённые подлокотники с площадками для раздельной клавиатуры. Поработал какое-то время — неудобно: левый подлокотник при входе — выходе нужно поднимать, т.е. левое «полуклавие» каким-то образом крепить… такое себе. Да и клавы эти не каждому зайдут. В топку.
Нужно было думать над нормальным столиком.
Стол 1
Конечно я далеко не ходил. Мне нравилась идея консольного столика от Altwork, но нужно было его доработать так, чтобы при отклонении в положение лежа он находился в одной плоскости с подлокотниками и был их логическим продолжением.
Требования к столу:
минималистичный
возможность легко опустить или поднять, фиксировать позицию
возможность сделать ближе — дальше
возможность настроить плоскость столика (к себе — от себя)
исключить зажимание паха при непредвиденных обстоятельствах…
То, что получилось можно видеть ниже.
Если перечислять все мытарства с этим столиком, то статья станет еще более скучной.))) Если кратко, то не менее полутора лет заняла доработка первого образца. Были перепробованы различные направляющие (zetek, втулки из капролона), опробованы всевозможные столешницы (мдф в краске, в пленке, фанера, оргстекло).
И все-таки это было не то…
В обзоре от Linus Tech Tips на Altwork одной из первых претензий была слишком большая тряска клавиатурного столика и монитора. Действительно при таком количестве узлов и тяг не представляю себе, какой мощной должна быть конструкция, чтобы все это не трясло и не шатало. Тряска была и у меня. Не сильная, но все же. Левый край столешницы висел в воздухе, вся опора была на правую стойку. Именно поэтому столешница имела каплевидную форму. Полноценно опереться на левый край было нельзя. Кроме того, станция в таком виде не позволяла работать левше, а я не мог их обидеть! Это и заставило меня придумывать столик номер 2.
Стол 2
Здесь пришлось смотреть уже в сторону кресел типа Aser Predator, Imperator Works. Они имеют полноценную столешницу, откидывающуюся в левую или правую сторону.
Столешница имеет опору как на левый, так и на правый подлокотник, поэтому такая конструкция была более устойчива к тряске. Так рождался мой франкенштейн.))) Немного отсюда, немного отсюда, здесь добавить щепотку соли, тут сушеное ухо старой крысы, размешать осиновым колом и плюнуть 3 раза.
Кстати с адаптивной трансформацией у кресел Aser Predator, Imperator Works тоже не все ок. Подлокотники связаны со спинкой не совсем верно и поэтому при откидывании спинки подлокотники достаточно сильно опаздывают, из-за чего столешница отъезжает дальше.
У меня же все началось с привычных прототипов, которые были далеки от идеала, я к этому привык и, как опытный разработчик, не надеялся на успешный билд.
Накидаю несколько вариаций:
Однако после первого же прототипа стало понятно, что иду в правильном направлении.
Работать с такой столешницей стало комфортнее: левый край опирался на левый подлокотник, что придавало конструкции дополнительной жесткости. Столешница теперь была зеркальной, т.е. можно было одинаково удобно жонглировать мышью как левой, так и правой рукой. Для еще более комфортной работы решил использовать полноразмерный коврик из неопрена. Неопрен также играет роль антискользящего покрытия, когда станция раскладывается в лежачее положение.
Конечно, пришлось немного пошаманить с кинематической схемой трансформации, но благо вся сборка модульная, и достаточно было изменить сборку с системой тяг. Кстати говоря, базовые сборки солида, касающиеся сиденья и спинки, остались практически неизменны, они оказались удачными. Именно поэтому хоть сейчас можно апгрейдить самые ранние станции последним столиком с подлокотниками без каких-либо доработок. Этот удачный урок модульности я также извлек и стараюсь придерживаться этого принципа в проектировании. Короче микросервисы, контейнеризация, кубернетис, вот это вот все…
Что ж, на этом про положение рук — все! Пытался как мог сократить описание и на пальцах объяснить суть моих изысканий. Надеюсь, что получилось. Всех неравнодушных буду рад видеть в комментариях! Делитесь мнением, критикуйте — я ко всему готов!