ИБП в России: ситуация на рынке высокой и низкой мощности

Привет, Хабр! Сегодня мы хотим поднять тему доступности источников бесперебойного питания в России. Не секрет, что сегодня вся техника и ее поставки под вопросом и связаны с определенными сложностями, но именно в сегменте ИБП сложилась достаточно интересная ситуация. В этом посте мы поговорим о (бывших) лидерах рынка, о структуре их поставок, и о том, кто же остается в России и продолжает поставлять свои решения.

Высокая мощность

d89a3f1dfd8f603d14dcd2af5f03d245.jpg

Начнем с устройств высокой мощности, которые сложнее всего закупить, и которые используются в серьезных интеграционных проектах. Как показывает практика последних лет, на рынке корпоративных ИБП чаще всего использовались продукты APC, Delta Electronics, Eaton, Vertiv, Huawei. И почти по все они пали жертвами санкций. При этом нужно понимать, что есть санкции прямые и секторальные, запрещающие работу с физическим лицом или компанией. А есть ситуации, когда работу прекращают из-за опасений введения новых санкций. В этот сектор входит так называемая работа с «токсичными» компаниями или странами. Понятно, что токсичность в данном случае имеет политический контекст. Яркий пример такой тенденции — компания Intel. Под санкции попали только серверные компоненты, но компания решила приостановить свою деятельность в России вообще.

Тем не менее, на рынке ИБП с заявившими об уходе компаниями не все так однозначно, и рассматривать нужно каждую в отдельности.

APC — один из сильнейших игроков на рынка. Помимо хорошего качества оборудования вендор всегда отличался широким спектром услуг и квалифицированной поддержкой. Новые заказы не размещаются, но устройства еще есть и продаются со складов дистрибьюторов. То есть разбираем остатки.

Eaton — поставки шли двумя каналами: через дистрибьюторов и напрямую со складов Eaton. Дистрибьюторы продают остатки, на складах производителя — замок и «сторожевые собаки по периметру». Новые заказы не принимаются.

Huawei — как производитель ИБП всегда стоял особняком. В первую очередь сложности возникали из-за достаточно запутанной ценовой политики. Регулярные цены на имеющиеся в наличии позиции можно было получать только от дистрибьюторов. Как следствие — прогнозирование бюджета было очень затруднено. Официально об уходе и приостановке деятельности заявлений не было, но весь офис отправили в отпуск. Возможно они из него вернутся и возобновят продажи.

Vertiv — один из старейших и сильнейших игроков российского рынка. Компания официально не принимает заказы, но и не закрывает возможность «серого» импорта. Так что оборудование Vertiv на рынке по-прежнему доступно.

Delta Electronics — фактически единственная осталась на российском рынке. Компания продолжает работать и, полагаю, в ее офисе после заявлений конкурентов выпили не одну бутылку шампанского.

Из российских производителей, которые способны поставить свое оборудование вместо ушедших с рынка производителей решений большой мощности можно выделить «Импульс», «Фора 33», «Мультиплекс» и «Модуль», а также «Связь Инжиниринг» серий СИП380А и серия СИП380Б. У данных вендоров хоть и не все идет под российским флагом, но комплектующие поставляются из Азии и цепочки поставки не разрушены, имеются большие товарные запасы. У DKC, хотя и есть предложения на большую мощность, могут появится сложности с поставками, поскольку оборудование имеет итальянские корни.

Низкая мощность

Все, что описал выше, касалось в первую очередь оборудования от 50кВт и выше. С оборудованием 10–50 кВт ситуация еще проще.

110efb71fb2c75874049387abe261391.jpg

В первую очередь из-за того, что за последние годы все больший вес имели производители бюджетных решений. Это произошло еще до введения ограничительных мер. Поэтому теперь премиальным брендам придется очень туго, даже если они вернутся, по многим причинам.

В первую очередь потому, что «бюджетники» показали себя на очень приличном уровне. Здесь много хорошо зарекомендовавших себя вендоров: CyberPower, Ippon, Powercom, Powerman. Штаб-квартиры этих производителей находятся в юго-восточной Азии и уходить с рынка не собирались, более того намерены воспользоваться ситуацией для переориентации заказчиков на свое оборудование. Активность в этом направлении заметна невооруженным глазом. Наиболее популярные модели среди них: CyberPower UT850EG, CyberPower BS650E NEW, Ippon Back Basic 650 Euro, Ippon Smart Winner II 3000, Powercom RPT-600A, Powerman UPS Online 1000 RT.

Ну и было бы в корне не верно особо остановиться только на производителях, выступающих под российским флагом. При тщательном рассмотрении оказывается, что не все компоненты продукции имеют отечественные корни. Да и в век глобализации требовать от продукта массового потребления 100% локализации было бы неразумно. Но производители находят способы достать нужные компоненты и продолжают производство. Основные игроки с российскими корнями — это DKC, «Бастион», «Импульс», «Связь Инжиниринг», «Штиль». К тому же с завидным постоянством на рынке появляются все новые и новые имена. С одной стороны, это хорошо, ведь движение говорит о том, что рынок показывает свои потребности, и бизнес может дать заказчикам нужную продукцию. С другой — не всегда выход на рынок происходит в режиме «всерьез и надолго». Кто-то просто хочет снять сливки. Ну да ладно, не про них речь сегодня.

Из перечисленных выше имен я бы не стал выделять кого-то в плане качества. Остановлюсь только на том, что некоторые компании на рынок ИБП пришли с других рынков, на которых они были явно сильнее. Например, DKC стал осваивать ИБП после того, как получил признание в производстве кабель-несущих систем, компания «Бастион» хорошо зарекомендовала себя на рынке продуктов для безопасности, «Штиль» пришел с рынка бытовых стабилизаторов, и т.д. И исторические корни компаний накладывают определённые, условные, ограничения на модельный ряд ИБП и схему распространения продукции.

Итоги

Замена ушедшему с рынка оборудованию есть. Вакуума не будет. Немного сузится выбор, но выбирать есть из чего, и этот выбор «не лучших из худших». Речь идет о достойных альтернативах по всем показателям.

Поэтому не стоит ждать никаких глобальных провалов на рынке. Товар есть, чего нет — привезут. Ниша будет заполнена, и не просто, а с сохранением конкуренции. Заказчик в меньшей степени, чем где-либо, почувствует просадку. Единственное, что происходит — это общее увеличение цены. Но оно связано с общими финансовыми трендами на рынке и удорожанием логистики, а не с санкциями.

© Habrahabr.ru