Функция Activation Lock от Apple значительно усложнила жизнь ремонтникам макбуков
Каждый месяц тысячи iPhone, косметическое и техническое состояние которых практически идеальное, отправляются на разборку на запчасти. Причина — Activation Lock, которая не дает возможности использовать устройство по назначению. Изначально эта функция была внедрена для того, чтобы украденным или найденным телефоном нельзя было воспользоваться, а также закрыть возможность просмотреть данные владельца устройства.
Activation Lock активируется на мобильных устройствах Apple. MacBook были лишены этой функции, но с появлением macOS Catalina и чипов T2 они ее получили. Для владельцев такая защита может служить гарантией того, что их данными никто не воспользуется. Но вот для вторичного рынка электронных устройств и игроков этого рынка Activation Lock — проблема.
Так, теперь существует возможность купить ноутбук с рук, и получить неработающий кирпич, который годится лишь на детали. Аналогичным образом такая проблема грозит мастерам по ремонту, которые покупают нерабочие ноутбуки, восстанавливают их, а затем продают. Хорошо, если есть возможность проверить устройство на наличие блокировки. Но во многих случаях такой возможности нет.
К слову, многие пользователи устройств от Apple не понимают, что если они не деактивируют Activation Lock перед продажей или передачей устройства, то новый владелец ничего не сможет поделать с девайсом. Пользователи считают, что если вернули телефон к фабричным настройкам, удалив весь контент, то это все. Но нет, необходимо еще и убрать функцию Find My Phone.
Apple же никак не проясняет этот вопрос, предоставляя покупателям самим в нем разобраться. Да, на сайте производителя есть упоминание об Activation Lock, но в самом низу страницы и едва ли не мелким штрифтом.
Пользователи макбуков раньше могли искать свои устройства при помощи функции «Find My», но Activation Lock не было. А теперь все есть. По словам игроков вторичного рынка электронных устройств около 20% макбуков, поступающих к ним, теперь залочены. А чип Т2 делает надежду на разлочку напрасной. Насколько известно, пока что лишь Apple в состоянии отвязать бук от учетки пользователя, при помощи специального ПО.
По словам представителей ремонтных сервисов, через их руки в месяц проходят сотни и тысячи заблокированных устройств, которые годятся только на детали, несмотря на их превосходное состояние. Причем большая часть вовсе не украдены — просто владелец перед передачей забывает убрать свою учетную запись. Около 99% гаджетов переданы в другие руки добровольно, а не украдены или потеряны.
Кстати, в 2018 году на Хабре публиковалась статья о Т2 и макбуках. В частности, в ней рассказывалось еще об одной проблеме, но уже не для ремонтных центров, а для покупателей устройств. Так, Apple в состоянии активировать функцию, когда после ремонта макбука нужно запускать специальный конфигуратор ПО Apple Service Toolkit 2. Если это не сделать, то система просто не будет работать.
Таким образом, если даже поломка не слишком сложная, и технически подкованный пользователь в состоянии выполнить ее своими руками, ему все равно придется обращаться в сервисный центр Apple. Можно предположить, что эта услуга далеко не бесплатная, в особенности для тех пользователей, у кого истек срок гарантийного ремонта и технической поддержки.
Элементом этого программного пакета является Mac Resource Inspector. Он «выполняет быструю проверку аппаратного и программного обеспечения», включая самые разные модули системы, включая дисплей, графический чип, ОЗУ и т.п. Работает ПО только при подключении к Apple Global Service Exchange (GSX), это облачный сервис, который Apple предоставляет своим сотрудникам и партнерам для проведения технического обслуживания устройств. Для работы с сервисом необходима авторизация — пароль и логин от Apple (и это вовсе не iCloud).
Если эта возможность будет активирована корпорацией, то она сможет взять бразды правления ремонта своих устройств в свои же руки. Разговоры о том, что все это — для безопасности пользователей, что ремонты должны быть «качественными, выполненными в авторизованных сервисных центрах», а не сделанными «на коленке в обычных ремонтных мастерских» пока так и остаются разговорами.