Финтех-дайджест: eBay против PayPal, международная платежная система на блокчейне
Финтех-привет, Хабр!
Одна из главных тем, над которой ломают копья участники профильных конференциях и колумнисты в СМИ — какая форма сотрудничества с финтех-стартапом оптимальна? Поглощение или партнерство? И приверженцы каждого подхода приводят весьма убедительные доводы. Есть мнение, пора положить конец этому спору. Потому что правильного ответа просто не существует.
Финансовый мир меняется слишком быстро, чтобы принятое решение было верным и непоколебимым. Давайте посмотрим на историю с eBay и PayPal, разворачивающуюся на наших глазах.
В 1999-м году молодая, но уже очень респектабельная компания eBay, котирующаяся на NASDAQ, решила, что ей нужна собственная платежная система. И она купила сервис Billpoint, потому что так казалось надежнее и спокойнее. Однако к тому моменту львиная доля аукционеров использовала только-только возникший сервис P2P-платежей PayPal, который изначально разрабатывался для мгновенных транзакций на коммуникаторах Palm Pilot (кто-нибудь их вообще помнит?), но прекрасно подошел для онлайн-аукционов. Вообще, P2P-платежи в интернете в 1999 году было очень крутой инновацией, которая, несмотря на глюки и очень странную работу поддержки PayPal, быстро вывела стартап в лидеры рынка. eBay честно пыталась развивать свой сервис, но по мере роста популярности PayPal сначала заключила партнерское соглашение, а потом в октябре 2002 года купила сервис за полтора миллиарда долларов. Billpoint отправили на свалку истории.
Почти 13 лет PayPal была «своим» сервисом eBay, что, в общем, всех устраивало. Но в начале 2015-го компании развелись. И вплоть до настоящего времени работали в режиме эксклюзивного партнерства. Что опять же всех устраивало. И вдруг гром среди ясного неба: eBay отказывает PayPal в эксклюзивности обслуживания платежей и заключает договор с нидерландской компанией Adyen. PayPal останется оператором платежей на eBay в будущем, и плавная миграция на платформу Adyen завершится не раньше середины 2020 года. И не исключено, что eBay снова решит сделать партнера своим же подразделением.
Знающие языки говорят, что причиной расставания с PayPal стало отсутствие энтузиазма у последней делиться с партнером так называемыми инсайтами — информацией, собираемой при обслуживании платежей, которая зачастую дороже маржи. Также PayPal, ставшая серьезным финансовым брендом, мало уступающим Mastercard и Visa, проявляла капризность при разработке политики работы с разными странами. Ей стало уже не очень интересно возиться со всякой мелочью. Тогда как eBay, испытывающая давление со стороны китайских конкурентов, настроена проявлять внимание даже к самым маленьким.
К чему эта история? Очевидно, что eBay и PayPal были правы в 2002 году. И не менее правы в 2015-м. И сейчас они снова правы. Мир меняется, а вместе с ним трансформируются бизнес-модели и конкурентная среда. В 1998 году P2P-платеж был чудом, и PayPal могла брать любую комиссию за него. И заодно откровенно хамить пользователям (это я по личному опыту, если что). Сегодня принять деньги от покупателя в Сингапуре и отправить их в Дубай — вообще не проблема. И PayPal, купившая летом 2017-го оператора онлайн-кредитования Swift Financial, сильно отличается от себя самой почти 20-летней давности. Современная PayPal всерьез намерена конкурировать с Apple Pay/Android Pay/WeChatPay и кредитовать малый бизнес. Серьезно, зачем ей возиться с низкомаржинальными переводами на eBay?
Все меняется слишком быстро, и современное «навсегда» на практике означает «годика на два, а там посмотрим». Во главу угла встает продукт, который просто обязан соответствовать времени. И тогда все эти организационные моменты просто не важны, ими развлекаются акционеры и юристы. Главное, чтобы акционерам в ходе своих игрищ хватило осторожности не выплеснуть продукт…
«Банковская» криптовалюта XRP не отреагировала на важнейшую сделку Ripple с банковской группой Santander
В конце прошлого года многие эксперты в области инвестирования в криптовалюты (ныне притаившиеся) агитировали за XRP. Дескать, «рипл» — это крутая платформа для мгновенных денежных переводов на блокчейне с минимальными затратами на транзакцию. В мире биткойна они сейчас обходятся примерно в полтора доллара, а здесь — считай бесплатно. Эксперты говорили, что как только Ripple пойдет в банки, валюта взлетит до небес.
И вот поступила отличная новость: крупнейшая испанская банковская группа Santander, также имеющая бизнес в Британии и Латинской Америке, заключила с Ripple важное соглашение. Группа планирует со дня на день запустить международную платежную систему, базирующуюся на блокчейне, и в основе будет лежать технология распределенного реестра по версии Ripple. На начальном этапе ожидается оборот около 12.5 миллионов долларов, что совсем немного Но если у Santander действительно получится организовать платежи в «три клика и за 40 секунд», у Ripple появится технология с доказанной рыночной эффективностью, что сейчас, согласитесь, большая редкость.
Это как раз та самая новость, о которой говорили эксперты. И как же на нее отреагировала XRP, которая на предшествующей неделе рухнула на 40%? Вы не поверите, но она продолжила падать. И чуть-чуть подросла только вместе с «отжавшимся» курсом биткойна через пару дней.
Как такое возможно? Ведь все же сбылось, и Ripple реально заходит в банк, причем далеко не последний.
А дело в том, что XRP — это не совсем криптовалюта. Или совсем не криптовалюта, тут как кому больше нравится. Да, есть технология Ripple с неплохими рыночными перспективами. А есть XRP — токены, выпущенные Ripple и находящиеся под полным ее контролем. 40% на открытом рынке, 20% у создателей Ripple и еще 40% в заначке. Как и когда последнюю распечатают (и распечатают ли) — никто не знает. XRP работает на платформе Ripple, но не является ее неотъемлемым элементом. Ей даже нельзя расплачиваться за транзакции. Никакой децентрализации, характерной для многочисленных *койнов, нет.
То есть, покупая XRP, у пользователя нет возможности разделить успех платформы. Это некие… фишки. Может, выиграют, может, нет. Тут даже теория вероятности не работает. Все в воле выпустивших фишки.
И мы снова возвращаемся к тому, с чего начали. У каждого времени свои… особенности. В конце девяностых, когда eBay и PayPal заключили партнерское соглашение, граждане через фонды вкладывали деньги во все, что обещало огромную прибыль в загадочном Интернете. Это казалось нормальным делом. Но идея покупать некие цифровые фишки непонятной природы тогда показалась бы слишком экзотической. Сегодня мы знаем, что слово «Интернет» само по себе не гарантирует прибыль. Но капитализация XRP на утро 8 февраля составляет почти 30 миллиардов долларов…
Мы так хотим верить в чудеса, что иногда они случаются. Вопрос в знаке чуда, Хабр.