Философия стартапа. Как будущее влияет на основателей
Еще не так давно тема стартапов была одной из экзотических в интернет. Но если мы посмотрим на нее сегодня, то увидим тонны информации из этой области. Уже как заезженные пластинки бесконечно прокручиваются темы метрик и бизнес-моделей, лендингов и скриптов разговоров, контентного маркетинга и директа и т.п. Однако остаются еще и нераскрытые темы.
Вот например. Информация о построении стартапов растет в геометрической прогрессии, почему тогда появление новых успешных проектов явно не следует этой тенденции? Так ли важны технические вопросы для успеха проекта или нужно что-то другое? Какой характерной чертой должен обладать стартап и что нужно его основателям чтобы развить бизнес?
Кто-то предпочитает читать статьи, а кто-то смотреть видео. Содержимое видео и статьи дополняют друг друга, а не копируют.
Все успешные проекты объединяет один общий признак
У Google, Facebook, Skype, AirBnB, Uber и других есть что то общее. Может быть это бизнес-модель, аудитория, размер дохода с посетителя или польза для общества?
Совсем нет.
Общий признак успешного стартапа — меняет он будущее или нет. Если хорошо задуматься, в этом и есть вся суть или философия стартапа.
Почему именно так, а не иначе?
Потому что это единственный критерий, который невозможно отменить или опровергнуть. Именно этот критерий позволяет развиться стартапу в большой бизнес.
Любимый вопрос каждого инвестора звучит так — «А какая польза от вашего проекта?». Но это неправильный вопрос. Потому что польза — это субъективное понятие, опирающееся на сегодняшний опыт пользователей. Для разных людей существует абсолютно разная польза от стартапа, а иногда и вред. Попробуйте сами ответить на вопрос — какая польза от Vkontakte или Facebook? Для одних это площадка для общения с друзьями, для других способ знакомства с новыми людьми, для третьих — это канал продаж своих товаров, для четвертых — развлечение от просмотра котиков, для пятых — отвлекающий фактор, от которого трудно избавиться, для шестых — это средство самоутверждения, для седьмых — уход от жизненных проблем, для восьмых — средство обучения, для девятых — это прослушивание музыки онлайн, для десятых — это средство получения новостей. Cписок можно продолжать бесконечно. А для тех, у кого социальные сети отвлекающий фактор, Facebook наоборот — вредный сервис.
Полезен ли Uber? Для пассажиров безусловно. Но вот для обычных таксистов сервис представляет угрозу и встречает яростное сопротивление во многих странах.
Но главное и незыблемое это то, что социальные сети изменили будущие коммуникации людей. Фактически они изменили человечество, поменяв привычки людей, их расписание дня, способы развлечений.
Если говорить о бизнес-модели, то сразу в голову приходят примеры известных проектов, которые не имели никакой бизнес-модели, некоторые не имеют их спустя несколько лет. О чем это говорит? Бизнес-модель будет придумана рано или поздно. Но она не изменит сути самого проекта.
С аудиторией творится тоже самое. Стартапы, рассчитанные на молодую аудиторию, со временем наращивают и возрастную. Скептики, как и ранние последователи, втягиваются в сервисы со временем.
Но черта стартапа изменять будущее, остается с ним от момента основания до конца.
Что сделал AirBnB? Он изменил будущее найма жилья. Убрал посредников и позволил хозяину квартиры и съемщику напрямую взаимодействовать между собой. То есть раньше люди, собираясь в другой город, брониловали отель, а не чей-то пустующий дом. Сейчас же миллионы людей делают выбор в пользу квартир, домов, комнат. Налицо изменившийся мир.
Что сделал Uber? Сервис изменил будущее услуг такси. Убрал лишние надстройки, открыл возможность вызова такси одним кликом, а водителю получать заказы в районе, где он находится.
Instagram изменил будущее наших фотольбомов. Теперь они не пылятся на полках, а сразу открываются друзьям.
Google изменил будущее картотек и архивов. Все теперь можно найти, пользуясь командной строкой и хотя бы приблизительным описанием, того, что мы ищем.
Twitter изменил будущий формат новостей. 140 символов легче написать, чем статью на два разворота.
Skype изменил будущее голосовой связи. Теперь это видеосвязь и возможность видеть собеседника.
Tesla Motors изменило будущее автомобилестроения. Электрический двигатель стал реальной заменой двигателю внутреннего сгорания.
Если посмотреть на любые успешные стартапы, мы везде увидим этот факт изменяемого будущего. У них разные способы монетизации, разные аудитории, разная польза. Но этот признак их объединяет.
Как меняет будущее ваш стартап? Задумайтесь над этим. Возможно в этом ваша миссия, все остальное лишь средство.
Будущее влияет на основателей
А теперь затронем тему, как основатели стартапов, которые изменили будущее, смогли это сделать.
Что это дар предвидения, божественная сила, чистая случайность или что-то иное?
Доводы о том, что Пейдж, Цукерберг, Каланик, Фрисс, Дорси, Систром … основательно посидели, все проанализировали и пришли к выводу, что надо делать свои сервисы в том виде, в каком они существуют, звучат очень неубедительно. Подробнее об этом здесь.
Как вам такой вариант их успеха? — Притяжение будущего.
Возможно ли такое, что именно будущее оказало влияние на становление стартапов, какая-то неуловимая связь с тем, что будет и настоящим, позволила основателям сделать то, что они сделали. Как бы фантастично это не звучало, но это возможно с научной точки зрения.
Причиной всему является наше сознание. Оказывается, что именно оно имеет способность устанавливать связь с будущим. Это явление имеет разные названия сверхинтуиция, сверхсознание, предвидение, притяжение будущего. И если философы и психологи уже давно пришли к выводам, что это возможно, то теперь настает эпоха доказательства этого явления естественными науками.
Предметом исследований физиков все чаще становиться сознание человека. Открытие квантовой механики и ее законов позволило описывать сознание, как квантовую сущность и объяснить его загадки.
Помните фильм «Интерстеллар»? Идея о том, что человеческое чувство — любовь героя к своей дочери, способно пробиваться сквозь время и менять физическую реальность, вовсе не является художественной выдумкой режиссёра. Джонатан Нолан и писал сценарий фильма, основываясь на передовых научных исследованиях в области человеческого сознания по идее физика-теоретика Кипа Торна.
Если опустить теорию (ее вы можете самостоятельно изучить — источники в конце статьи), то выводы такие:
— Для интуиции (притяжения будущего) или сверхсознания не существует понятия времени.
— Весь квантовый мир это единое целое — нет разделения на я и другие. В квантовом мире существуют связи всех со всеми, прошлого, настоящего и будущего.
— Сознание способно установить связь с будущим и дать нам понять, что нужно делать и тем самым запустить процесс созидания будущего.
Но самым интересным является вопрос, как мы можем понять, что поймали момент притяжения будущего. Вы же понимаете, что это не записка от незнакомца, которую вы обнаруживаете в почтовом ящике или Альманах спортивных результатов из «Назад в будущее». Оказывается это корреляция фрагментов квантовой информации из будущего и настоящего, которой достаточно сознанию для озарения.
Именно озарение является фактом связи с будущим. И если внимательно изучить примеры озарения ученых, то мы поймем почему Архимед вскрикнул Эврика. В моменты озарения большинство ученых и предпринимателей испытывают сильные эмоции. А между этими группами есть прямая связь, одна постоянно исследует научные законы, другая законы рынка. Эти эмоции называются эйфорией. Сильнейшая положительная эмоция выступает маркером, что вы на верном пути.
Мы в команде Grrow.me совсем недавно стали интересоваться вопросами сознания, но выводы просто поражают воображение. И позволяют интерпретировать эти знания на процесс построения нового бизнеса.
Если посмотреть через призму научного понимания квантового сознания и историй успешных интернет проектов, то напрашиваются очень любопытные выводы.
Получается, что все миллиардные компании были созданы не случайно и не по причине. Их основатели обладают способностью взаимодействовать с будущим и притягивать его. При этом испытывают невероятный эмоциональный подъем в процессе построения своего проекта.
Конечно это не готовый рецепт стартапа, однако поговорка «Хочешь изменить мир? — Измени себя» обретает более практический и научный смысл.
Больше информации по этой теме будет появляться здесь.
И в заключении приведу цитату из статьи «Как Tesla изменит мир» Тима Урбана —
«История Теслы — не об автомобиле или автомобильной компании — она о том, как происходят изменения. А также о том, почему они часто не происходят.
Наша интуиция подсказывает нам, что технология, социальные нормы, движения и идеи просто движутся вперед со временем, как-будто прогресс подобен реке, а эти вещи подобны лодке, которая скользит по волнам. Мы настолько ассоциируем течение времени с прогрессом, что используем термин «будущее» в отношении лучшей, более продвинутой версии настоящего.
В реальности, если более совершенное будущее наступает, это происходит, благодаря воле нескольких смелых людей. Настоящее не приветствует продвинутое будущее, потому что настоящее представляет из себя сплетение идей, норм и технологий прошлого. Происходят лишь вспышки и небольшие изменения доказанных концепций развития, и нам это может казаться движением к будущему, но в реальности — это лишь полировка прошлого.
Когда приходит настоящее изменение, вы точно знаете, что это оно. Это отчетливое бодрящее чувство, когда вы являетесь свидетелем того, как прорывной инноватор пробивает свой путь сквозь обыденность. У меня было это чувство, когда я смотрел презентацию iPhone Стива Джобса в 2007.»
Основатели стартапов чувствуют будущее и передают это чувство другим людям.
Источники:
Менский М.Б. «Общественное сознание и квантовая физика»
Джон Серль «Мифы и реальность сознания»
Дэн Деннет «О нашем сознании»
Будущее влияет на прошлое
Книги
Антти Ревонсуо «Психология сознания»
Менский М.Б. «Сознание и квантовая механика»
© Megamozg