Как добиться успеха в нелюбимом деле?
Когда я учился в восьмом классе, я потерял интерес к учебе, и стал прогуливать школу. Но я не шлялся по улице и не сидел дома, как вы могли подумать. Каждый день, в течение полугода, я выходил утром из дома, делая вид, что иду в школу, а на самом деле, шел в городскую библиотеку.
Довольно необычный выбор для того, кто потерял интерес к учебе.
Не знаю, что на меня нашло, но в один прекрасный день, мне настолько осточертел процесс обучения в виде заучивания стандартных учебников, что я решил, что с меня хватит.
Сейчас мне 30 лет, и я могу сказать что я не жалел о том решении ни секунды, несмотря на то, что оно болезненно сказалось на моем «образовании».Сидя в библиотеке, я получил возможность изучать книги по истории, физике, геометрии, химии — в любом порядке и в любых количествах.
Зачем же было «менять шило на мыло», если я все равно занимался тем же, чем меня заставляли заниматься в школе?
Научная педагогика
Около двухсот лет назад, немецкий философ, доктор наук и основатель научной педагогики Иоганн Фридрих Гербарт, сформулировал цель общего образования: пробудить интерес к знаниям.
Надо сказать, что сегодня, когда я смотрю на этот постулат из 21-го века, я восхищаюсь независимостью ума, сформулировавшего его. Чтобы вы поняли, почему: современная педагогика считает, что цель образования в том, чтобы дать человеку знания, умения и навыки, необходимые для работы и подготовить его к труду.
Разница между этими двумя подходами не просто колоссальная, она принципиальная. В то время, как Гербарт заботился о реализации и успешности каждого ученика, современная педагогика забоится о государстве, или, если угодно, «обществе».
Однако, подобная модель обречена на провал, потому что «современный подход» не учитывает интереса и интересов учащегося. Зачем их учитывать? Ведь не все же в мире интересно, есть много всего неинтересного, но это тоже нужно знать и уметь.
Интерес
Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется немного углубиться в предмет, и ответить на вопрос, что такое интерес?
Для кого-то этот вопрос может звучать нелепо, потому что есть вещи, о которых мы никогда не задумываемся, нам кажется, они самоочевидны. Это все равно, что пытаться оветить на вопрос «что такое желание?»
Однако, если человек хочет быть успешным и реализованным, ответить на этот вопрос необходимо, ведь даже интуитивно понятно, что интерес — это нечто фундаментальное, поэтому, не разобраться в том, как он устроен, было бы ошибкой.
Когнитивные науки определяют интерес как главный движущий фактор мотивации человека. Это мы знали, пока ничего нового.
Но вот то, чего вы, возможно, не знали: интерес делится на ситуативный и индивидуальный, или, как его иногда называют, устойчивый.
Первый тип, ситуативный, возникает спонтанно, под влиянием временных внешних факторов, из чего очевидно, что он пропадает, как только меняются условия.
Разумеется, это напрямую связано с памятью, а память — непосредственно с интеллектом, но в рамках этой статьи, мы не будем углубляться в эти вопросы. Достаточно лишь сказать, что данные, ценность которых обусловлена внешними факторами, долго в памяти не хранятся.
Второй тип, индивидуальный — более устойчивый и рождается из внутренних побуждений, именно наличие внутреннего интереса и рождает ту самую «мотивацию», о которой так модно говорить последние несколько лет. Отсюда, кстати, можно сделать вывод о пользе «мотиваторов».
Считается, что человек, испытывающий «индивидуальный интерес», склонен заниматься объектом этого интереса ради самого процесса и приобщения к предмету, а не ради выполнения условных задач, как в первом случае.
Разумеется, я не говорю, что первый тип интереса «плохой», а второй «хороший». Основательные, собранные люди часто критикуют тех, кто «берется за всё подряд». У меня и самого есть такие знакомые, чьи интересы сменяются с удивительной для меня скоростью.
Если подобный ситуативный интерес сочетается с сильным внутренним интересом, у человека есть шанс вырасти в «T-Shaped man». Гейб Ньюэлл считает, что за такими людьми будущее. Разумеется, при условии, что ситуативный интерес «продержался» достаточно долго, чтобы человек хоть чему-то научился в этой области.
Но почему, всё-таки, современная модель образования не эффективна?
Исследования в области интереса
За триста лет научных исследований, мы получили достаточное количество свиделеьств, что без сильного устойчивого внутреннего интереса, процесс обучения не эффективен.
В 1990-м году профессором Ульрихом Шифелем было проведено одно из таких исследований, с тем, чтобы выявить разницу в глубине восприятия текста у студентов с разным уровнем индивидуального интереса к предмету.
Студентам было предложено прочесть текст и ответить на вопросы по содержанию. В качестве контрольной переменной было использовано предварительное знакомство с предметом и уровень интеллекта опрашиваемых.
Было проведено четыре типа исследований, различающихся по типу тестовых вопросов: открытые вопросы, свободный пересказ или тесты на рекогницию.
Результаты первого типа исследований (открытые вопросы) выявили положительную корреляцию между уровнем заинтересованности субъектов и качеством ответов на вопросы. Однако отмечается, что она наблюдалась только в случае со сложными вопросами, требующими глубокого понимания, сопоставления и анализа информации.
Тогда как в ответах на простые вопросы, где требовалось вспомнить разрозненные детали, корреляция была незначительной.
Таким образом, можно сделать вывод, что заинтересованность влияет на процесс обработки, усвоения, анализа и сопоставления информации, и в меньшей степени на запоминание разрозненных деталей.
В ходе второго типа исследований использовался текст, в котором содержалось большое количество неоконченных или неверных высказываний.
Результаты выявили значительную корреляцию между интересом и общим количеством предложений и главных идей. Однако, в ходе детального анализа выяснилось, что это справедливо исключительно для оконченных предложений, новой информации и правдивых высказываний. Тогда как интерес практически не повлиял на запоминание неверных высказываний и неоконченных предложений.
Кроме того, интерес значительно повлиял на последовательность и структурность запоминания — полученная информация была не просто заучена, она встроилась в систему знаний испытуемых. Вероятно, этим можно объяснить и то, что запоминаемость неверных и неполных высказываний не повысилась — им просто не нашлось места в системе знаний.
Таким образом, исходя только из двух этих типов исследований, можно сделать вывод, что уровень интереса не просто экстенсивно влияет на качество запоминания, но активирует принципиально другие процессы — анализа и обработки информации.
Разумно будет предположить, что именно задействование этих процессов превращает информацию в знания.
Любопытно, что похожие результаты получали и исследователи Карл. А. Бенвер и Эдвард Л. Диси в 1984 году, а так же Венди Гролник и Ричард М. Райан в 1987-м.
Что всё это значит?
Я бы хотел, чтобы вы сами сделали выводы, однако, я должен вынужден подчиниться законам жанра.
Система образования, в том виде, в котором она существует в этой стране — не эффективна. И я говорю не о политической ситуации, я говорю о принципиальной ориентации образования, как системы.
То, что было очевидно триста лет назад, а именно, что без интереса не стоит ожидать качества знаний — сегодня звучит как откровение. Однако, давайте оглянемся вокруг и посмотрим, сколько препятствий стоит на пути получения человеком знаний.
Когда я учился в восьмом классе, интернета, к счастью, еще не было, поэтому, моему интересу к наукам ничто (кроме школы) не мешало.
Мы привыкли рассматривать интерес, как нечто опциональное, буквально как блажь. Потому что «кроме слова «хочу», есть слово «надо». Можно долго спорить, насколько и чем это обусловлено — тем что профессия человека должна быть актуальной, тем, что «кушать хочется всегда», тем что «можно выйти замуж (работать) по расчету, а любовь приложится».
Лично я не верю во все это, я считаю, что люди совершают большую ошибку, выбирая профессию, исходя из требований рынка, ожиданий родителей, или «актуальности». Это все внешние факторы, обусловленность.
Подумайте, что было бы с миром, если бы в нем не было людей, ненормальных до такой степени, чтобы посвятить жизнь изучению способа размножения спор? Или если бы Тим Бернес Ли решил что наука — дело не очень прибыльное, и пошел бы торговать на бирже?
[R]evolution
Я не хочу устраивать революций, тем более, что это все было сказано тысячи раз до меня. Но, мне кажется, мы часто недооцениваем фундаментальные понятия, именно потому, что они на самом виду.
Интерес — одно из таких понятий. Конечно, без интереса можно что-то делать, я сам только что приводил результаты исследований, которые это подтверждают. Чтобы запомнить десяток терминов и сотню комбинаций, скажем, для работы на линии сборочного цеха, никакой интерес не нужен.
Проблема в том, что из самого описания становится очевидно, что эта деятельность поддается полной алгоритмизации, а значит, рано или поздно, она будет делегирована машинам.
Однако, это будет скорее поздно, чем рано, до тех пор, пока мы живем в существующей системе образования, которая была разработана для заполнения рабочих мест.
Парадокс в том, что теперь телега встала впереди лошади, и уже рабочие места нужно создавать для существующей системы образования, потому что если мы заменим водителей трамваев автопилотами, а сборщиков роботами, кто будет кормить всех этих людей?
Что делать?
Мне кажется, нужно начать с того, чтобы перестать относиться к интересу как к капризу. Гербарт считал, что интерес можно пробудить в каждом человеке. Конечно, тут с ним хочется поспорить, всё-таки, это звучит идеалистично. Но только представьте, как выглядел бы мир, если бы каждый занимался своим делом.
Конечно, остается вопрос «как найти свое дело?» Для многих, этот вопрос не стоит — эти счастливчики с детства знают, чем они хотят заниматься, и даже прагматичные родители не всегда могут их отговорить, из чего рождается немало конфликтов, непонимания, обид, разбитых надежд и ожиданий. Тоже благодаря старому мышлению, кстати.
Для других, ответ прост — нужно пробовать всё. Конечно, было бы идеально, если бы родители воспитали вас в соответствии с интенсивной моделью развития, а не экстенсивной, и если бы в школе детей делили не по количественным и возрастным признакам, а по более осмысленным.
Но это всё сослагательные наклонения, а вот что можно сделать прямо сейчас — пойти и заняться тем, чем всегда хотелось, но на что не было времени, или смелости, потому что «на этом не заработаешь».
Не нужно ждать «подходящего момента», не нужно ждать понедельника, чтобы «начать новую жизнь». Нужно найти в себе силы (пока они еще есть) и вспомнить, о чем вы всегда мечтали.
Вы хотели разбираться в химии, но никто не мог вам объяснить, что значат все эти уравнения? Вы хотите петь, но вам объяснили, что у вас нет слуха? Вы хотите рисовать, но боитесь, что это никому не нужно?
Интерес — это уникальный природный фильтр, который заставляет нас заниматься тем, в чем мы можем добиться качественных результатов. Но мы, почему-то, решили, что это не более, чем блажь, и нужно заниматься не тем, что интересно, а тем, что выгодно.
Представьте, на секунду, если бы в мире не существовало людей, которые сопротивляются подобной установке, и занимаются тем, что им интересно, вопреки тому, насколько это престижно и выгодно, тратя все свои силы и средства на это.
Если бы не было ненормальных, которые забыв про сон, еду и собственную семью возятся с плесневыми грибками? Кто бы открыл пенициллин? Как бы мы узнали о нейропластичности, если бы не странные люди, копающиеся в историях болезней людей с психическими расстройствами? Если бы в мире не было людей, которым нравится лечить зубы? Мне сложно представить, что это может кому-то нравится, но я знаю дантиста, к которому очередь расписана на полгода вперед, потому что он знает о стоматологии всё. А его родители мечтали, чтобы он был чиновником. Если бы люди руководствовались исключительно соображениями заработка, кто писал бы книги по криминалистике? Кто учил бы будущих следователей?
SmartProgress — стартовая площадка для людей, которые хотят заниматься тем, что им интересно, несмотря ни на что. Мы помогаем людям находить свое истинное призвание, или просто становится лучше с каждым новым проектом, с каждой новой достигнутой целью. Пусть она будет не такая амбициозная, пусть поначалу это кажется маленькой победой, или даже поражением. Но эти победы и поражения помогают нам лучше понять кто мы, понимать чего мы хотим, что нам нужно, учат отличать одно от второго.
Бывает так, что люди ставят перед собой цель, но быстро сдаются, понимая, что им не интересен процесс, они просто хотят результат. Им нравится представлять его, но не находят в себе достаточно интереса, чтобы методично заниматься процессом. Чувствуете, как в вас зарождается осуждение по отношению к ним?
Но как еще мы можем понять, что нам нужно? Считается, что нужно преодолевать себя, находить силы, заставлять… Но послушайте любого фаната своего дела — они не заставляют себя заниматься своим делом! Они заставляют себя не сдаваться — это верно. Не обращать внимания на неудачи, поражения и — «советы» друзей найти нормальную работу, остепениться, успокоиться — это да, сколько угодно. Но заставлять себя заниматься тем, без чего они не могут жить? Это вряд ли.
Нам есть чему поучиться у этих людей, и мы, вместе с участниками SmartProgress учимся, ошибаемся, узнаем наши слабые и сильные стороны, постепенно учимся избавляться от навязанных, мнимых амбиций, и сосредотачиваться на наших истинных целях, способностях, и — миссии.
Присоединяйтесь. Будем расти вместе.
© Megamozg