Екатеринбург глазами приезжего или 5 лет спустя после первого знакомства
Кажется, про Екатеринбург статей еще не было, и я решил это исправить, потому что этот город часто упоминают в комментариях к подобным статьям. Многие живут в своих городах и довольны жизнью. Привыкают к ним. Иногда им не с чем сравнивать. Мне довелось побывать во многих городах и сравнивать есть с чем и как человек, который переехал в Екатеринбург, хочу написать о том, что вас ждет, если вы приедете [жить] в этот город.
Осторожно, под катом фотки.
Екатеринбург основан в 1723 году, т.е. не является совсем уж старым городом, но и не является молодым городом, который был бы основан или стал большим в советские годы. В 1917 году в городе проживало 71 590 человек, а за годы гражданской войны население не только не уменьшилось, но и выросло до 91 тысячи человек (редкое, по тем временам, достижение). В Екатеринбурге большое количество зданий дореволюционной постройки, причем большинство сохранившихся — из кирпича, хотя и деревянные памятники архитектуры здесь тоже не редкость.
Этот момент можно назвать положительным для любителей старой архитектуры. В город имеет смысл приехать даже как турист, если вы любите архитектуру. Но, как водится, плюсы и минусы редко бывают по отдельности, и недостатки здесь следующие: старые здания регулярно сносят, даже если они в удовлетворительном состоянии. А далее, что хуже, на месте старого здания на улице с двух- или трехэтажной застройкой могут смело воткнуть 15+ этажную свечку. А почему, собственно, нет?
А может быть на другой стороне улице все застроено небоскребами начала XX века? Нет, там стоит вот такое «ламповое» здание Уральского Горного Института из красного кирпича.
Кстати, о красном кирпиче. В городе его любят и уважают, и из него сегодня часто строят вот таких уродцев, похожих на тюрьму для VIP.
Поставить свечку в 50+ этажей? Тоже можно и тоже бывает (башня Высоцкий тому подтверждение).
Это приводит к пробкам и транспортным заторам и убивает историческую часть города. Иногда мне кажется, что чиновник, что выдает разрешения на строительство или некомпетентен, или нечист на руку. К примеру, к этому дому ведет узкий проулок. После того, как его сдадут, и люди заселятся, здесь будет пипец дважды в день.
Да что далеко ходить! Однажды решили перестроить старый Пассаж рядом со зданием городской Думы. Чиновники, что блюдут за строительством, внимательно посчитали количество этажей, удостоверились, что этажей меньше, чем у Думы, и дали добро. В результате «обновленный» Пассаж стал выше Думы. А что, высоту этажей никто не смотрел… и, кажется, мансарду эти горе-чиновники посчитать забыли. Кстати, от старого Пассажа он позаимствовал фасады (обратите внимание на левую часть фотографии, рядом с переходом-галереей), и первая ассоциация у меня была, как будто я смотрю фильм «Люди в черном», и тут некий пришелец натянул на себя кожу Эдгара. Увы, но такое в Екатеринбурге встречается довольно часто.
(увы, авторство фотографии не указано, мною взята с сайта Наша Газета)
Город считается относительно компактным и в нем живет более 1 450 000 человек, и население растет. По населению город уступает, понятным образом, Москве и Санкт-Петербургу, а также Новосибирску. Центральная часть Екатеринбурга строилась по строгому плану, и город в центре имеет прямоугольную планировку. В новых частях городах используются и другие варианты — так, в северной части города (районы Уралмаш и Эльмаш) используется радиально-кольцевая планировка. В городе есть метро, одна ветка которого связывает город в меридиональном направлении, связывающее центральную и выход на южную часть города и северные районы города. Город активно строится (Академический, Широкая Речка, Солнечный) и в город едут и едут новые люди — бОльшая часть из Свердловской области (местные жители таких называют словом «областник», имеющим исключительно негативную окраску), часть из прилежащих облцентров (Тюмени, Челябинска, Кургана), едут люди из Казахстана (но в меньшей степени). Впрочем, для местных, все приезжие по-умолчанию — «областники» (за исключением гостей из Средней Азии). Интересный момент с переселенцами и работниками из Казахстана заключается в том, что большинство компаний не умеют оформлять иностранные трудовые ресурсы даже из стран ЕАЭС. С другой стороны — город просто наводнен мигрантами на тех позициях, которые кажутся не сильно привлекательными для местного населения: дворники, торговля, водители и кондуктора маршруток, охрана, клининг, строительство — сплошь заняты выходцами из различных солнечных республик. Оно и понятно — средняя зарплата в городе около 45 тысяч рублей. Никто не поедет в депрессивные места — ни свои, ни чужие.
Что касается экологии, то должен отметить, что на севере города чувствуется запах промышленных выбросов в атмосферу с примыкающего города-спутника Верхняя Пышма, на северо-востоке есть симпатичные места вроде Изоплит (не знаю, насколько там живое и вредное производство), в восточном направлении крупнейшая Новосвердловская ТЭЦ и живописный район ЖБИ, чуть южнее от оного — «Птицефабрика», на юго-восточном направлении есть микрорайон с благозвучным названием Химмаш, почти строго на Юге есть микрорайон Елизавет, который на карте загрязнения воздуха также выглядит «не очень».
происхождение доподлинно неизвестно
Воздух загрязняет и всеведущая пыль, которая в межсезонье выглядит как потоки натуральной грязи. Источники грязи? Гряземесы на личных повозках, строительная техника и грузовики, потоки, стекающие на дороги с газонов в дождливую погоду, а позже, зимой, некий химикат «Бионорд» (ТМ) мешающей ей, наконец, замерзнуть.
Как шутит уже бывший мэр — у местных «грязь в душе» (смотри больше фоток #грязьвдуше). Остальные же делятся на два вида: первые предпочитают не замечать, вторые называют город «Грязьбургом».
Фото Ирины Шантариной.
Впрочем, с последними активно воюет еще одна группировка горожан за право переклеивания табличек 5.23.1 с другой надписью — «Ямбург». Некоторые дороги (весьма крупные в том числе и даже те, которые соединяют смежные районы) в городе не видели ремонта со днях их обустройства. Иногда и тех и других активистов забирают доблестные сотрудники правопорядка. Кстати, о правопорядке — воровство процветает. Особенно часто крадут велики. Нередко случаются и поджоги автомобилей. Еще, бывает, жгут старые дома (под застройку, см. выше), время от времени избивают активистов и убивают просто случайных людей. В общем, жизнь на Урале довольно жесткая, если не сказать — жестокая. Про ГИБДД — у них есть пара любимых мест, где они «пасутся», в основном, за знаками 40 км/ч. Очень редко, всего с нескольких улиц эвакуируют машины из под знаков. Дороги где как — где-то нормальные, где-то напоминают стиральную доску (особенно часто страдает правая полоса, как пример — улица Фурманова при езде с Востока на Запад), где-то яма на яме. Много камер. Будет — еще больше. Пешеходам надо крутить головой, но, в целом, на нерегулируемых переходах пропускают (но обязательно найдется кто-нибудь, кто не пропустит). Некоторые светофоры работают неочевидно, регулярно кто-нибудь шагает прямо под колеса или намертво/существенно блокирует перекресток будучи за рулём, не угадав с режимом его работы.
Холодная вода в городе, в разных местах, колеблется от «надо кипятить» до «покупаем воду в супермаркете». Сам я живу в центре, покупаю воду в супермаркете. Горячая вода, где она есть, колеблется от «хорошей» (это где нагревают воду из собственной скважины), до «плохой». Под плохой я подразумеваю невероятно вонючую воду, которой неприятно мыться. Мне пока что не везло, и в двух из трех мест вода была именно такой — вонючей. С качеством воды, в общем, все плохо. Плюсом могу отметить относительно короткие сезоны отключения горячей воды (зависит от района).
Удаленная работа — это хорошо, но что вообще есть в Екатеринбурге из работы, так скажем, местной? Крупнейшими работодателями в сфере ИТ являются всего несколько фирм. Первая из них — СКБ-Контур. Насчитывая около 10 000 сотрудников, имеет около 1 000 программистов и N сотен прочих айтишников. Далее — Сбербанк (и Сбертех). Уж не знаю, сколько в нем разработчиков трудятся, но у них всегда открыто от 50 и более вакансий для айтишников разных видов. Другие банки стараются не отставать — УБРиР держит открытыми от 20 до 30 вакансий. Можно отметить СКБ Лаб, Точка. Другие местные банки также нанимают разработчиков. Впрочем, что я это только о банках? Кроме банков, в городе развита промышленность (а точнее ее остатки), чуть более этой промышленности в окружающих городах-спутниках, так что если вы дружите с микроконтроллерами, Simatic и Step7 вам не кажутся названиями программ для похудания — тут тоже есть чем заняться. Есть и другие чисто айтишные конторы — Naumen, Targem Games (да-да, ребята делают игры!), Jet style, у Яндекса в городе небольшой офис, ИНСИС и так далее. Кстати, для тех, кто хотел бы попробовать в себя в телекоме — у Мегафона в городе крупный центр нескольких компетенций: Oracle DBA, Unix админы, небольшие команды RnD у крупных подразделений, DWH и другие.
Медианная зарплата в городе среди айтишников — около 70 тысяч рублей. В жизни, как всегда бывает и больше, бывает и меньше. Более того, за одни и те же обязанности в разных компаниях могут платить двукратно, а то и троекратно разные деньги. Но в целом, по уровню зарплат в АйТи — здесь не Москва и не Питер.
На пешеходной улице Вайнера, в самом центре города, есть местный хакспейс MakeItLab. Ребята делают крутые вещи. Располагаются они в скромном особнячке.
Фото Яндекса
Да, в культурном плане город очень богат. Регулярно приезжают разные группы. На Афишах всегда есть интересные анонсы. В городе проходит «Маяк». Есть филармония. Есть ряд музеев. Мой любимый, куда я всегда вожу людей — Музей истории камнерезного и ювелирного искусства. Регулярно привозят различные коллекции. Как правило, они выставляются в екатеринбуржском музее изобразительных искусств. Есть выставка каслинского литья.
Среди спортивных сооружений стоит отметить стадион, который существенно обновили к ЧМ-2018.
В этом году на день города устроили отличный фейерверк. Почти час длился, делали его почти полдюжины приглашенных команд. Отличный подарок горожанам.
Мотоциклы в Екатеринбурге большая редкость. Возможно, из-за короткого сезона. Мопедов и скутеров почти нет (последние, правда, используются курьерами, но все равно очень мало). Велосипедистов, на мое удивление, в разы больше. Водителям авто необходимо крутить головой, так как их много, они есть и на тротуарах и на дорогах, ведут себя абсолютно непредсказуемо.
Цены на жилье стартуют от 1.4 млн за студию на окраине, от 2 млн за 1к квартиру там же, от 2,5 млн рублей за 2к, и, наконец, от 3 млн за трехкомнатную в жопе мира районе со сложной транспортной доступностью (все цены указаны на новостройки в стадии высокой готовности). Некоторое время назад стали появляться предложения уровня «Комфорт» (или чуть недотягивающие до него) в более-менее доступных ценах. Раньше предложения этого уровня стоили просто заградительно дорого. Средняя цена за «квадрат» — 75 тысяч рублей. Для тех, кто любит загородные дома, следует отметить, что город стоит частично на болотах и торфяниках, поэтому дом или участок надо выбирать в местах посуше. Хорошо это делать весной (когда тает снег), или, наоборот, осенью.
Климат здесь умеренный: лето короткое и прохладное, зима длинная, но не столь суровая как, скажем, в Сибири. Снега выпадает не очень много, и значительная его часть приходиться на календарную осень и весну, но, учитывая местный климат, это все еще зима. Кроме того, вынужден отметить малое количество солнечных дней, по сравнению с сибирскими регионами (помните «мороз и солнце; день чудесный»? Так вот, это — не про Урал). Летом солнечных дней побольше, но тоже не курорт. Мои поделки, ранее использующие солнечные батареи, теперь все используют аккумуляторы. В июне рассвет в 4 утра (закат 21:55), в декабре — в 9:35 (16:20). Влажность здесь почти всегда высокая, оттого, лично у меня, произошел приличный сдвиг по коридору комфортных температур. Если в сухом климате я перчатки начинал носить строго при минусовой температуре, то здесь надеваю и в плюсовую. В городе регулярно дует ветер, но я не считаю это недостатком — ветра, как правило, не очень сильные, зато отлично сдувают смог. Больше раздражает свинцовое небо. Из растительности — местные сосны и березы, высаженные тополя и рябины. Реже садят яблони, черемуху, сирень. Встречаются посадки ели. Голубые ели тоже неплохо приживаются в местном климате.
В общем, если вы не боитесь грязи (знаете фразу «танки грязи не боятся»? Их, кстати, на Урале делают), вас не смущают местные зарплаты и прохладное лето, то сюда вполне можно переехать.
Для тех, кто не готов на такие подвиги, но интересуется архитектурой, могу сказать, что город точно стоит посетить, пока горе-строители не снесли и не перестроили еще с десяток памятников архитектуры, которыми так богата неофициальная столица Урала.
P.S.: где не указано обратное — фотографии авторские, то есть мои.
P.P. S.: основной текст был написан ночью, так что с опечатками и прочими огрехами прошу в личку — всё исправлю.