Достаточно ли поработал Исполнитель?
В рамках пятницы.
Есть важный вопрос, который всегда беспокоит многих работодателей не только в наших любимых СНГ, но и в принципе по миру: достаточно ли поработал наёмный сотрудник в течение рабочего дня?
Для ответа на этот вопрос разрабатываются юридические, методические, административные, автоматизированные и программные механизмы и средства, которые с завидным постоянством показывают: нет, работник поработал недостаточно. Судя по скандалам в СМИ, ближе всего к достаточному уровню в развитом мире порабатывают сотрудники компании Амазон, а совсем достаточно и вовсе работают только роботы линии автоматизированного производства.
Мнения о том, как с этим жить, бороться, и нормально ли это в принципе, есть самые разные и неизменно вызывают бурные обсуждения некоторых работодателей, экспертов и достаточно порабатывающих с одной стороны — и всех прочих с другой стороны. Но это не предмет этой статьи.
Иногда работодатель становится Заказчиком работ (услуг, проектов) (бывает такое в удивительном мире безудержной коммерции). Иногда он переносит этот подход из трудовых отношений в коммерческие.
И тогда у него возникает вопрос, заданный в заголовке. «Достаточно ли поработал Исполнитель?» — спрашивает себя Заказчик, и тут же знает ответ на этот вопрос.
Нет.
Не достаточно.
Если этот вопрос возникает, то ответ на него всегда один — никто никогда не работает достаточно, если это не автоматизированная линия, на которой работают роботы (но и они могли бы быть совершеннее).
Причины со стороны Заказчика, по которым этот вопрос возникает, опять же просты — Заказчик не знает, как контролировать заказанные работы; не уверен в том, что выбрал лучшее предложение на рынке; у менеджера заказчика есть главный руководитель, который эффективность траты средств определяет по количеству произведённой и видимой ему работы, а объём в часах или задачах — это единственное мерило количества работы, доступное при недостаточной экспертизе (а при достаточной экспертизе у него иногда возникает ощущение, что домашний офис проектной разработки будет выгоднее, потому что им ещё фару на лоб можно повесить).
Такой Заказчик никогда не удовлетворён объёмом выполненной поработы, и очень многие его требования в рамках заказа вызваны именно этим.
В веб-разработке особенно это касается дизайна и UI — загадочный мир бэкенда непостижим, магия, на которой он работает, требует чёткого описания желаемого результата, а попросить подвигать картинки, предложить другой дизайн-концепт и реализовать чуть другую анимацию у фона можно легко и ненапряжно. Но такое же есть в рамках, например, ремонта квартир; настройки промышленного оборудования; проведении каких-то исследований (достаточно хорошо умеют обосновывать свою поработу разве что маркетологи, но уже в отношении вольнонаёмного программиста, исследующего суровое легаси, я, например, слышал «Ну что вы там копаетесь третий день, разработчик этой системы всё за полчаса делал, жаль, что умер») и так далее.
Если менеджер Исполнителя не умеет как-то обрабатывать такие ожидания (гасить их на подлёте, аргументированно опровергать, заливать имитацией бурной деятельности и бесконечными совещаниями с реальными ЛПР на проекте со стороны Заказчика — способов много), то проект будет сложный, дёрганный и почти неизбежно выйдет за рамки бюджета времени и выделенных ресурсов.
Но, помимо Заказчика, есть ещё лучшие друзья отдела производства, без которых не было бы заказов. Отдел продаж. И иной отдел продаж очень любит аргументацию «мы достаточно много поработаем, вы это увидите, поэтому сумма будет именно такая».
И даже если Заказчик был готов платить за устраивающий его результат, а не за удовлетворяющее его количество поработы, менеджер продаж Исполнителя может в ходе обработки возражений изменить его ожидания с «мы предоставим вам то, что вам надо, за эту сумму» на «вы нам достаточно заплатите, а мы достаточно поработаем над тем, что вам надо». И даже пойдёт учить других менеджеров по продажам этой аргументации и этому формированию ожиданий у Заказчика.
И в итоге в некоторых случаях со стороны Заказчика будут сидеть ЛПР и его менеджеры и мониторить достаточность поработы исполнителей на проекте;, а со стороны Исполнителя будет сидеть проектный менеджер и демонстрировать усердие всей команды в достижении поставленных целей и разработки необходимого результата. При этом Заказчик будет смотреть на стоимость рабочего часа порабатывающих специалистов и изумляться ей;, а менеджер Исполнителя будет смотреть на стремительно тающий в ритуальных плясках бюджет времени и думать про сердечные капли и скоуп невыполненных задач.
А распространяющие плохие трудовые практики в коммерцию Заказчики; и поддерживающие их устремления отдельные менеджеры продаж будут, в принципе, довольны. Первые получат порцию трудовых ритуалов в их честь со стороны тех, кто не является их подчинённым; вторые заберут свой честно заработанный бонус с продажи, и все пойдут дальше, нести понимание коммерческой деятельности как «достаточного объёма поработы за достаточные деньги от сотрудников внешнего юрлица-Исполнителя».
Рынок большой, сразу не испортится.