[Перевод] Создаём сетевую карту на дискретной логике
Этот пост — продолжение моего проекта по созданию завершённой компьютерной системы на компонентах дискретной логики. У меня уже есть компьютер, способный выполнять сетевые приложения, например, HTTP-сервер или игру по LAN.
В прошлом году я изготовил адаптер физического уровня, преобразующий сигнал Ethernet 10BASE-T в SPI и обратно. Тогда для тестирования его работы я использовал микроконтроллер STM32, а теперь реализую модуль слоя MAC, чтобы подключить его к своему самодельному компьютеру.
Оба адаптера полнодуплексные и имеют отдельные передатчик и приёмник.
Компьютер целиком. Новый модуль находится справа внизу
Новый модуль со снятым шилдом физического уровня
Приёмник
Краткое описание работы приёмника:
- Последовательные данные SPI преобразуются в побайтовые параллельные данные, извлекается тактовый сигнал байтов;
- Первые шесть байтов проверяются на соответствие критериям MAC-адреса получателя, несовпадающие фреймы отбрасываются;
- Байты записываются в буфер статической ОЗУ;
- При завершении фрейма приёмник отключается и дальнейшие фреймы отклоняются, пока пользователь не включит приёмник повторно. Счётчик байтов останавливается, его значение становится доступным пользователю.
FCS не проверяется на оборудовании.
Сбор данных
Сначала последовательные данные SPI необходимо преобразовать в поток байтов.
Последовательные данные сдвигаются в регистр сдвига (U32
). U30
и U31
подсчитывают биты и байты. Сигнал записи статической ОЗУ recv_buf_we
формируется при помощи D-триггера U29B
. Этот сигнал кратковременно становится низким после каждых 8 битов входных данных:
Полученные байты записываются в буфер на 2 кБ статической ОЗУ 6116 (U20
).
U13
, U16
формируют U18
мультиплексор адресов: он выбирает в качестве входного адреса для SRAM (U20
) или счётчик байтов, или системную шину адреса. Буфер с тремя состояниями U21
перенаправляет полученный байт в ОЗУ.
Для обеспечения доступа к полученным данным и их длине ОЗУ и счётчик байтов подключены к системной шине данных буферами с тремя состояниями:
U25
соединяет ОЗУ приёмника с системной шиной данных. После завершения фрейма счётчик байтов не сбрасывается и его значение хранится в шине recv_byte_cnt
. Эта шина соединена с системной шиной данных при помощи U26
и U27
. Они активируются, когда CPU выполняет запрос чтения к определённым адресам. Вторая половина U27
образует регистр с двумя состояниями только для чтения, который используется для опроса состояния приёмника и передатчика.
Фильтрация MAC-адресов
При анализе трафика Ethernet я заметил, что фреймы обычно поступают небольшими группами (3–4 фрейма, разделённых короткой паузой). Фреймы в одной группе обычно имеют разные MAC-адреса получателей. Из-за этого я подумал, что мой компьютер не способен отфильтровывать полученные фреймы по MAC и повторно включать приёмник достаточно быстро, чтобы улавливать кадры, предназначающиеся для него. Мне нужна аппаратная фильтрация MAC-адресов.
Мне не подходило решение с хранением MAC-адреса и сравнением с ним первых шести полученных байтов — слишком сложно. Ещё я мог сделать это повторением одного байта (например, FE: FE: FE: FE: FE: FE), но это скучно. Чтобы добавить моему MAC вариативности, я сделал его функцией байтового индекса:
- Бит 0 имеет фиксированное значение 0;
- Бит 1 имеет фиксированное значение 1;
- Биты 2–4 обратны байтовому индексу;
- Биты 5–7 имеют фиксированное значение 1.
При использовании этого правила MAC-адрес принимает вид FE:FA:F6:F2:EE:EA
. Также для работы с ARP нам нужно принимать широковещательный MAC FF:FF:FF:FF:FF:FF
.
На этой схеме шина a[0..3]
— это младшие 4 бита счётчика байтов. Шина d[0..7]
— это полученный байт. U33
сравнивает биты данных 0 и 2–4 с нужными значениями; если они совпадают, то на выходе U34A
будет высокий сигнал. U35A
реализует проверку широковещательного MAC: на его выходе будет высокий сигнал, когда биты 0 и 2–4 равны единицам. Эти два сигнала комбинируются при помощи логического OR (реализованного при помощи диодов D7
и резистора R6
). Остальные биты проверяются на равенство единице при помощи U35B
.
Этот блок проверяет только валидность одного байта. Чтобы проверить все шесть, результат аккумулируется в U10A
. Если фреймы не принимаются, сигнал ss
(входящий сигнал выбора ведомого устройства SPI) низкий, а U10A
имеет значение 1. В процессе приёма фреймов это значение обновляется для каждого полученного байта. Если MAC-адрес получателя соответствует критериям, то значение U10A
остаётся высоким. Когда адрес байта достигает 5, конечное значение защёлкивается в U36B
. Этот вывод используется для прекращения приёма фреймов, если адрес получателя не совпадает.
Передатчик
Аналогично приёмнику, передатчик не реализует генерацию FCS, она выполняется программно. Чтобы ещё больше упростить передатчик, я решил поддерживать фреймы только фиксированной длины. Благодаря этому не требуется сложный цифровой компаратор, а логика передачи фреймов зависит только одного бита в счётчике байтов. Я выбрал в качестве длины фрейма 1024 байта, что близко к обычному MTU 1500 байтов. Преамбула фрейма (последовательность множества 0×55, заканчивающаяся 0xD5, что требуется 10BASE-T) тоже включена в эти 1024 байта и должна загружаться туда программно.
Фиксация длины фрейма никак не повлияла на протоколы более высокого уровня, потому что они кодируют размер пакета в своих заголовках и поэтому не полагаются на истинную длину фрейма Ethernet.
Краткое описание работы передатчика:
- Данные сохраняются в статической ОЗУ;
- Тактовый сигнал 20 МГц подаётся на 4-битный счётчик, его вывод переполнения используется как тактовый сигнал байтов;
- Для передачи кадра пользователь выполняет запись в определённую область памяти только для чтения, что приводит к включению счётчика;
- Параллельные байтовые данные сериализируются при помощи регистра сдвига.
Счётчики
Как и в приёмнике, два счётчика используются для подсчёта битов (U12
) и байтов (U14
). На первый счётчик подаётся тактовый сигнал 20 МГц от интегрального генератора. 20 МГц используются не напрямую, а делятся минимум на 2. Благодаря этому рабочий цикл генератора не влияет на выходной сигнал.
Поток данных
Как и в приёмнике, три мультиплексора 74HC157 (на изображении не показаны) используются для выбора входного адреса для ОЗУ (U22
). U23
применяется для загрузки данных в ОЗУ. U24
используется как промежуточное хранилище для текущего передаваемого байта. Принцип здесь схож с моим конвейером VGA: счётчик байтов 74HC4040 — медленно стабилизируемый счётчик числа колебаний, U24
обеспечивает стабильный вывод, в то время как вывод ОЗУ по-прежнему невалиден. Эти данные передаются на регистр сдвига U28
, где побайтово сдвигаются.
После изготовления устройства я заметил, что перепутал порядок битов, поступающих из ОЗУ в регистр сдвига. Мне пришлось программно менять порядок битов, чтобы устранить этот аппаратный баг. Я не мог заранее протестировать это в Verilog.
Для формирования красивого сигнала 10BASE-T (см. мой предыдущий пост) MOSI
и SCK
должны быть точно синхронизированы. Эту задачу решают U11A
и U8B
. tx_cnt0
(бит 0 счётчика битов, делённые пополам 20 МГц) используется в качестве тактового сигнала. U11A
меняет его вывод синхронно с этим сигналом. U8B
выполняет задержку тактового сигнала, чтобы он соответствовал задержке, привносимой U11A
. Так как D-защёлка сложнее, чем простой вентиль AND и имеет чуть большую (на 5 нс) задержку, здесь используется более быстрый 74LV74A. Его задержка распространения такая же, как у 74HC08. Это единственный на моей плате чип из «быстрого» семейства.
Интерфейс CPU
С точки зрения программиста мой Ethernet-адаптер имеет следующий интерфейс:
- Оба буфера фреймов отображены на
0xF000
. - Есть два регистра только для чтения:
- 8-битный регистр состояния в
0xFB00
имеет два флага:RX_FULL
— фрейм получен,TX_BUSY
— фрейм передаётся;
- 16-битный регистр длины полученных данных в
0xFB02
.
- 8-битный регистр состояния в
- Запись любого значения в
0xFB00
повторно включает приёмник. - Запись любого значения в
0xFB01
начинает передачу.
Прерываний нет, потому что мой CPU их не поддерживает.
Все соответствующие адреса начинаются с F
(все старшие 4 бита равны единице). Это условие проверяется U2A
.
Бит 11 должен быть равен нулю для адреса буфера. Это проверяют U1D
, D2
, R2
и U1E
. Затем сигнал выбора буфера сочетается с сигналами включения записи или вывода, чтобы выбрать запись в буфер TX или считывание из буфера RX.
Равенство второй шестнадцатеричной цифры для регистров значению B
(1011) проверяется U1B
и U2B
. Затем ещё один блок диодной логики (D1
, R1
, U1C
) комбинирует её с проверкой первой цифры. Декодеры U4A
и U4B
используются для выбора конкретной функции.
Два светодиода обозначают доступ к буферам или регистрам.
Программирование
Я хотел обеспечить своему компьютеру поддержку сети, но мне лениво было реализовывать стек TCP/IP самостоятельно. Кроме того, мне хотелось иметь приличный компилятор C, потому что мой первый компилятор был отстойным, а программирование на ассемблере утомляет. Поэтому я создал компилятор C. Он достаточно совершенен, чтобы скомпилировать uIP 1.0 (крошечную библиотеку TCP/IP). Несмотря на то, что мой CPU обладает ужасной низкой плотностью кода, uIP достаточно мала, чтобы поместиться в ОЗУ и оставить в ней место для приложения.
Сетевая скорость очень мала, но я всё равно очень доволен ею, ведь всё создавалось без применения коммерческих CPU или специальных чипов:
- Полный путь пинга в среднем составляет 85 мс;
- Скорость скачивания HTTP-сервера составляет 2,6 кБ/с (передача статических файлов с SD-карты).
Репозиторий проекта
Модели, файлы схем и чертежи печатных плат выложены на Github.