Дизайн российских городов, где он?

Я вырос в типовом 9-этажном многоквартирном доме, построенном в советские годы. И весь наш микрорайон состоял либо из таких домов, либо из «хрущевок». Большинство людей моего поколения (80–90-го года рождения) так или иначе тоже выросло в таких серых и однотипных «коробках».
Не скажу, что в то время меня это как-то волновало. Все изменилось, когда я впервые выехал за границу.

9ac962c65ee34f928e5c7c78a84c9f0d.jpg


А что там?


Мой первый путь лежал в Черногорию. По прилету я был поражен тому, насколько гармонично может выглядеть город. Я словно попал на другую планету. Рыжие черепичные крыши и каменные дома создавали непередаваемую атмосферу единения. Все дома в городе были связаны между собой одним архитектурным стилем.

d62bec95b8f84476b4aa76423968cc63.jpg

Позже я побывал в Праге, Амстердаме, Польше. Осознание, что там живут совсем другие люди стало посещать меня все чаще. Европейцы иначе относятся к пространству, в котором живут. Даже на окраине они не строят себе дома по принципу «И так сойдет!»

fc7d470fd42148db873c89546a12208c.jpg

Поговорим о российских курортах


Слово «курорт» у меня лично ассоциируется с чем-то теплым и солнечным, с чем-то, что дает эстетическое наслаждение и комфорт.
А теперь посмотрим на фото:

2e0e0fa6c18a4285b9062205e7a1847a.jpg

Найдите на нем Геленджик.

Лично у меня фотографии российских курортов не вызывает желание туда поехать, а у вас?
А ведь в них инвесторы вкладывают миллионы долларов. Строят гостиницы, пляжи, инфраструктуру. А что в итоге? Привет, советский союз.

b2c5df6924c048b7bb27023d94815085.jpg

Небольшое отступление
Прежде чем я продолжу статью, расскажу кратко о себе. Мне 32 года. Родился и жил в Омске. Посетил 18 стран, был в Европе, Азии и странах карибского бассейна (мой полный список и впечатления). По России тоже поездил немало: от Кавказа до Кировска (Мурманская область), от Питера до Иркутска. 6 лет жил в Москве.

885505121eb04019802a90ced8062ae5.jpg

Дураки, дороги и …


С высоты такого опыта перемещений могу сказать, почти все города России спроектированы плохо и испорчены советской архитектурой поголовно. У всех одна болезнь: центр — это иногда красивый небольшой район где можно хоть что-то посмотреть, а окраины усыпаны кучей хаотичных однотипных серых строений. Отсутствие инфраструктуры в каждом конкретном районе города заставляет людей каждый день перемещаться по нему, создавая огромные пробки.

И хоть в столице и Петербурге ситуация заметно лучше, но и эти города не избежали участи быть застроенными безвкусными коробками. Думаю, Петр I плакал бы кровавыми слезами увидев во что превратили окраины его детища. И несмотря на это, я считаю Петербург самым красивым городом России. И я точно бы жил в этом городе, если бы он поменялся с Сочи климатом.

c2c9e1e5e21c42e3919a9dc4c94200a7.jpg

Когда я говорю про хорошую архитектуру и удобные города, я чаще всего имею ввиду Европу, или Америку, но Америку в меньшей степени, так как могу судить о ней только по фильмам и рассказам знакомых.

В азиатских странах ситуация с дизайном не лучше России. Взять, к примеру, Бангкок, который я посетил этим летом. В Бангкоке намешано все: суперсовременные торговые центры стоят рядом со старыми квадратными башнями, с вплетенными между ними трущобами, а рядом с оживленной дорогой идет постоянная стихийная торговля едой и домашней утварью. Стиля у города нет:

72aeb5aede4a4d87b91d1805dc0bbad3.jpg

Все дороги приводят в Омск


Волею судеб после 6 лет проживания в Москве я вернулся в «родной» Омск. Недавно у нас в городе отремонтировали основные дороги, и в центре провели реставрацию.

Но для меня же этот город уже давно потерял актуальность. Он не для жизни современной молодой семьи. Этот город, в котором можно только спиваться. Серьезно. Вы удивитесь обилию алкогольных магазинчиков и ларьков с разливным пивом, которые есть почти в каждом доме. Все парки остановились в развитии в 90-м году. Они старые и убогие. И молодежь отсюда уезжает, почти все мои друзья уехали.

Сейчас я по-прежнему ищу «свой город», в котором мог бы выглянуть в окно и не увидеть это:

ea9747cfe8294687bf7f35feedfd96f6.jpg

Город, где есть много современных парков (я, кстати, фанат парка Горького и Музеона), где в пешей доступности все государственные учреждения и супермаркеты. А транспортная система позволяет добраться до любой точки города за 20 минут.

Я достаточно мобилен, меня не обременяет кредит на машину и ипотека, у меня минимум вещей и я работаю удаленно. И жена готова поехать со мной куда угодно.

Кто-то скажет: езжай за границу. Я на месяц уезжал в Турцию (еще до кризиса с Россией), пытался понять хочу ли я там жить. В этом году 5 месяцев провел в Тайланде. В итоге я все время ловил себя на ощущении, что «там» хорошо отдыхать, а чтобы жить нужно сильно перестраивать себя, и почти все связывает с родиной: семья, друзья, менталитет.

Иногда горы двигаются


Сейчас в России крупные строительные компании начинают понимать, что современным людям нужно больше, чем квартира. Они хотят комфорта не только внутри дома, но и снаружи.
Каждый из нас, покупая квартиру на долгий срок своей жизни и вкладывая в нее все свои средства, не хочет иметь вид на гаражи или ветхие хрущевки.

Жилые комплексы, в полной мере не решают проблемы. На смену им приходят более масштабные проекты от застройщиков: поселки и даже небольшие города.

Я был удивлен, когда впервые увидел проект таких масштабов. Прямо сейчас в Подмосковье строят город на 150 тыс. жителей.

75c83bbaf72c4cffb10cbe06a787725a.jpg

Как утверждает сайт компании, это будет самый большой в мире новый город, построенный в классическом стиле. В городе будут самые протяженные искусственные каналы в Подмосковье.

Ну не круто? После этого у меня затеплилась надежда, что рано или поздно «мой город» все таки появится.

Что дальше?


Я считаю на этом нельзя останавливаться! Россия обладает самой большой площадью на Земле. Так почему не использовать это преимущество и не строить новые технологичные, экологичные и спроектированные для современных реалий частные города? Я долгое время думал что такая идея утопична. Но мировые проекты доказывают, что это вполне осуществимо.

P. S.
Хабрасообщество, я поднял эту тему, чтобы понять интерес людей к этой теме. Мне интересно найти единомышленников, которые думают как я. Если тема окажется востребованной, то в следующей статье я поделюсь своими идеями создания частного города на территории России.

Также я создал группу в ВК для того, чтобы делиться мыслями и собирать команду для продвижения идеи частных городов в России.

Присоединяйтесь

Комментарии (59)

  • 3 ноября 2016 в 10:49

    +2

    Как бы сюда сейчас риэлторов не на летело бы, с предложениями и рекламой своих домов.
    А по теме мне нравиться как в Норвегии дела обстоят, у большинства шикарные дома в своей собственности.
    • 3 ноября 2016 в 11:10

      +3

      думаете у них есть аккаунты на хабре?
  • 3 ноября 2016 в 10:51

    +1

    Я не разбираюсь в архитектуре и вообще неприхотлив в этом плане, но, судя вашим иллюстрациям, вы просто не любите высотки и вам нравятся здания с 4 и меньше этажами.
    Плюс, по какой-то ускользающей от меня причине, вам нравятся старые здания. Может они и выглядят забавно и разнообразно, но старое здание есть старое здание даже если оно поддерживается в отличном состоянии — маленькие окна, деревянные перекрытия, узкие и извилистые дороги вокруг.
    Да, планировать нужно. Да, план должен быть окончательным и в него не должны потом «впихиваться» здания. Но приложенные вами фотографии вызывают у меня непонимание: выглядит не так уныло и однообразно, но жить там не уверен, что хорошо.
    • 3 ноября 2016 в 10:54

      +1

      Нет, не в старине дело, дело именно в безвкусице. Я люблю старую архитектуру. Мне нравится русское зодчество.
    • 3 ноября 2016 в 11:12

      0

      Я поддерживаю. Мне безумно нравится архитектура Бангкока, и я люблю стеклянные, сверкающие небоскребы. Согласен, это только дело вкусов.
  • 3 ноября 2016 в 10:54

    +1

    Частные города — бред. Вы хотите анклав внутри государства? Эдакий аристократический уголок?
    А вот менять нормативы по застройке территорий, заставлять главных архитекторов городов думать о том, как и где будут проложены трассы, расположены магазины, соц.учреждения и т.п., а не просто выдавать разрешение на застройку — вот это да, надо.
    • 3 ноября 2016 в 11:04

      +1

      Частные города не бред, в следующей статье я подробно затрону эту тему.
    • 3 ноября 2016 в 11:23 (комментарий был изменён)

      0

      Что такое «частные города»? Живу в закрытом посёлке, примерно 4000 жителей. Это уже частный город и анклав внутри государства?
      У правления хватает воли, чтобы весь посёлок жил по единым правилам. Поэтому выглядит всё с одной стороны не однообразно, с другой стороны не «шанхай». Территория спланирована просторно, чтобы было место не только проехать до своего дома, а ещё и погулять. Из-за ощущения, что вот это моё, никто не мусорит (кроме редких подростков), и за собаками убирает.
      В чём именно бредовость?
    • 3 ноября 2016 в 11:38

      +1

      Для начала надо заставлять выполнять нормативы. Придомовая территория? Что это? Наличие социальной инфраструктуры? Пффф, вы о чём? Зелёная зона? А что это? Парковки? Да ладно вам. На 19 этажный дом по нашим расчётам будет всего 3 автомобиля, для которых мы сделаем места во дворе. И т.д.
      • 3 ноября 2016 в 12:08

        0

        или так. Я не строитель, о том, какие есть нормативы не в курсе. сужу по тому, как строят. А т.к. строят везде так, подумал, что нормативы такие.
      • 3 ноября 2016 в 12:23

        0

        Это тоже глобальная проблема. Постройки без парковок. Живу в доме (1400) квартир, а парковка внутри ~300 машиномест + 50 которые становятся на поворотах и поджимают уже припаркованных
  • 3 ноября 2016 в 10:55 (комментарий был изменён)

    +2

    Петр I плакал бы кровавыми слезами увидев во что превратили окраины его детища.

    Не только окраины. Ещё и в центре с исторических зданий штукатурка падает на головы.


    Волнует ли вас архитектура и дизайн городов в России?

    Волновала, пока я жил в России, стала одной из причин уехать.
    Тема дизайна городов хорошая и нужная, но немного не для хабра, конечно…

  • 3 ноября 2016 в 10:57

    0

    Свой город можно искать до бесконечности, но от себя не убежать.
    • 3 ноября 2016 в 11:02

      +1

      Вы были за границей? В Европе или Америке?
  • 3 ноября 2016 в 11:00

    –2

    Имхо не объективно сравнивать снятые в хорошую погоду и отфотошопленые фотографии курортов и исторических мест с обычными фотками из окна на окраине города.
    • 3 ноября 2016 в 11:01 (комментарий был изменён)

      +2

      Специально не делал цветокоррекцию. Я показываю лишь преобладающий архитектурный стиль. Геленджик снят тоже в солнечную погоду.
      • 3 ноября 2016 в 11:07

        0

        На всех фото сделана цветокоррекция, повышена яркость и контрастность. Кое где HDR.
        Фото российских городов без обработки.
        • 3 ноября 2016 в 11:08 (комментарий был изменён)

          0

          Можно я немного потроллю и выложу дом иммануила канта (загуглите) с цветокоррекцией или HDR?

          • 3 ноября 2016 в 11:16

            0

            Пожалуйста, также можете выложить фото детройтского гетто с цветокоррекцией или HDR, сравним с домом Канта :)
            • 3 ноября 2016 в 11:20 (комментарий был изменён)

              0

              Детройт уже более корректно сравнивать с городами-призраками. Кеннигсберг живой город, просто показателен пример отношения к историческим ценностям.

              • 3 ноября 2016 в 11:25

                0

                Ок, можете тогда сравнить с Нью-Йорским гетто, это точно не город призрак
        • 3 ноября 2016 в 11:11

          +1

          HDR не решит проблему. Вы разве не видите однотипную «коробочную» застройку? И да, в любом городе всегда можно найти красивые здания, но это капля в море.
          • 3 ноября 2016 в 11:24

            +1

            Я не спорю что в Европе красивых городов больше.
            Но выкладывать и сравнивать открыточные виды с обычными фотографиями абсолютно некорректно.

            Если выкладываете такие картинки:
            image

            то сравниваете их уже с такими:
            image

            image

            • 3 ноября 2016 в 11:36 (комментарий был изменён)

              +1

              То что «у них не лучше» оправдывает то, что у нас хреново? По вашей логике нам можно ничего не улучшать и ни к чему не стремиться только потому что «там» есть места похуже.
              • 3 ноября 2016 в 11:42

                +2

                Нет, откуда вы такое придумали?!

                Всего то пытаюсь донести что сравнивать фото исторических центров городов Европы (причем отфотошопленные) с окраинами Мухосранска (без какой либо обработки) абсолютно не правильно.

            • 3 ноября 2016 в 11:36

              +2

              вы сравнили всю архитектуру СССР с очень бедными кварталами за границей.
              • 3 ноября 2016 в 12:28

                0

                Это очень характерно для современной прессы в РФ — в смысле такой способ искажения действительности… В статье говорится о том, что ВСЕ города в РФ обладают хреновой архитектурой и исключительно непродуманной инфраструктурой. В ответ находится ОДИН аналогичный случай (два, три, десять… неважно сколько… причем в данном конкретном случае комментатор даже не заморачивался поиском фото из европейских стран, хотя в статье автор приводит в пример в основном архитектуру европейских городов) и говорится — смотрите! У них тоже!!! т.е. частный случай выдается за общее состояние…
                • 3 ноября 2016 в 12:41

                  +1

                  Я лишь делюсь своим мнением и опытом, а не ищу картинки в интернете, которые не могут передать единства архитектурного стиля. Это то, что видел Я. Мое окружение разделяет эту точку зрения.
                  Вам просто нужно поехать в Амстердам или Францию и самим посмотреть. Вы были в Европе или вы критикуете тоже основываясь на картинках?
  • 3 ноября 2016 в 11:12

    +1

    Лайково — этот новый город? Часто вижу рендер — как все просторно, парки вокруг, аллеи, зелень, дорожки…, а в реальности: стоит высотка на 27 этажей и рядом с ней — внимание! Еще две строят такие же. И жителям, купившим в первой квартиры с видом… Вид на чужие окна. Подстава?

    Или вижу рендер с большой благоустроенной территорией, а по факту я знаю, что рядом частный картинг центр — он никуда не денется., а сбоку пятиэтажка 60х годов. Которой тоже стоять лет 20-ть. А на рендере нету их))

    Наблюдаю за новым городом Иннополлисом — пока тоже ничего красивого не вижу. А про Саратов я заикаться не буду — территорий вокруг пустых полно —, а строят все окна в окна. Это реальность.

    • 3 ноября 2016 в 11:22

      0

      Я указал Лайково, как пример масштабности и того, что они делают акцент на архитектуре. Я смотрел видео с квадрокоптера с места постройки, вокруг него находится деревня. Именно это меня и смущает.
      • 3 ноября 2016 в 12:19 (комментарий был изменён)

        +1

        Да плохо они делают.
        Даже жилой район, не город — это кроме жилья ещё… поехали:
        магазины большие с едой;
        магазины большие с промтоварами;
        магазины мелкие (хлебные, овощные и т.п, хотя сейчас уже супермаркеты шаговой доступности, ок, вычёркиваем);
        рынок с едой, шмотками и хозяйственно-строительными материалами (не бывает городов без них);
        обещепит малый (кафешки-забегаловки);
        общепит большой (столовые и рестораны, в т.ч. ночные);
        детские сады ~ один на неск домов (а не один на весь годод как в «Кузнечиках»);
        школа;
        техникум;
        поликлиника;
        в городе — ещё большая клиническая многопрофильная больница со своей скорой, прёмной, вытрезвителем, моргом, хозблоком, гаражом и т.п.
        ментовка;
        пожарка;
        суд, прокуратура, военкомат, налоговая, РОНО, управа и прочая и прочая бюрократия;
        в шаговой доступности всякие банки, парикмахерские, аптеки, ремонты обуви, бахчевые развалы;
        насосная водопровода и станция водоподготовки;
        насосная канализации и очистные;
        трансофрматорные будки;
        промзона ЖКХ (где «живут» снеоочистиели. музоровозы, аварийки сантехников и электриков со своими пусть и небольшим складами);
        автобусный парк;
        кстати, где на рендерах автобусные остановки?
        да и машин как-то маловато на рендерах для такой плотной застройки
        спортцентр крытый (бассейн + лёд + зал);
        спортцентр открытый (стадион);
        кинозал;
        дискотека;
        сверы, фонтаны;
        пруд с лодками и лебедями;
        парк с каруселями;
        вокзал или автостанция;
        и самое главное — Базовые предприятия города (где люди будут работать и созадавать прибавочную стоимость — все эти фабрики-заводы-офисы и прочие «работные дома»).

        И вот когда всё это раместишь на карте «хоть как-то» сразу.а не после уже готового жилья — то такой плотной застройки хоть тресни не выйдет.
        А то, что на рендерах — это просто апофеоз «точечной застройки» доведённой до уровня «точечного района» — мы строим и продаём жильё, а всё остальное пусть государство строит. Где и как получится.

  • 3 ноября 2016 в 11:28

    0

    С новыми районами далеко не «всё однозначно» ©. Живу в Краснодаре, купили квартиру в совсем новом районе, где ещё несколько лет назад были поля. Проблема в том, что застраивается жилыми домами буквально каждый квадратный метр. Некоторые ушлые застройщики даже не думают делать придомовую территорию, т.к. буквально в 30 метрах другой застройщик таки удосужился сделать придомовую «гостевую» парковку и детскую площадку. Из инфраструктуры — разве-что упомянутые в статье алко-магазины и прочая коммерция в первых этажах. Всего пара детских садов на 4–5 жилых кварталов плотной застройки (18–19 этажек), школ нет в принципе и старая двухполосная дорога в центр, которая была проложена ещё в те времена, когда она была в нескольких км от города.
    • 3 ноября 2016 в 11:40

      0

      А зачем же вы купили там квартиру? Рублем надо наказывать таких застройщиков. Не в ипотеку хоть?
      • 3 ноября 2016 в 11:42

        0

        Иногда нет другого выбора. Бюджет ограничен. Да и банк даёт ипотеку с условиями где приобретать квартиру.
    • 3 ноября 2016 в 11:46

      +1

      /sarcazm mode/ не переживайте — Саратов — аналогичная ситуация /sarcazm mode end/

      Печально это все. Сам вижу как у нас два совершенно новых района превратились в каменные джунгли. Окна в окна. Притом что идет застройка 22–26 этажными домами. Внутри дворов нет парковок, мало площадок. нет школ, больниц. Есть фитнесцентры, спа, алкоголь-еда, частные стоматологички. Видимо только это нужно людям?

      Что еще хуже — никто там не открывает офисы. Все офисы открывают в центре. А центр — наследие с его узкими дорогами для лошадей. Как следствие — пробки. Люди с утра до ночи только и мигрируют — дом — работа. В разные концы города.

      • 3 ноября 2016 в 11:55

        +1

        У нас всё усугубляется темпами застройки и количеством приезжих. При всём уважении к Саратову на ПМЖ едут всё-таки на юг. Например, в нашем доме ВСЕ (!) квартиры были раскуплены на этапе котлована. Причём почти половина людьми из более северных городов.
        Городские власти прекрасно знают ситуацию, но НИЧЕГО не предпринимается. Город (уже давно, как миллионник, хотя официально 700 тыс) фактически разделён на 2 половины железной дорогой, через которую можно проехать в 3(!) местах. Ситуацию с пробками можете представить. Плюс ко всему почти ВЕСЬ ЦЕНТР города, через который идёт поток транспорта дом-работа — деревня… без шуток. Частные домики, некоторые даже саманные с узкими улочками, где 2 телеги не разъедутся. И всё это заставлено припаркованными авто, т.к. парковок нет от слова СОВСЕМ.
        Строить метро? Пффф… всего же 700 тыс. жителей — не положено. Снести нафиг весь частный сектор в центре, построить дороги и всё-такое… нельзя, исторический центр.
        • 3 ноября 2016 в 12:04

          0

          Я в вашем описании узнал Саратов — тоже центр разделен железной дорогой 3 или 4 проезда над ней, под ней. Что тоже является бутылочным горлышком при ежедневных миграциях работающих людей. Новые квартиры так же скупают на этапе котлована. т.к. город студенческий — то много молодых семей которые тут пытаются осесть. Поэтому спрос на жилье огромный.
          И метро нет — т.к. город тоже не дотягивает до миллионника.
          В центре элитные высотки строятся для богатых, но кроме подземной парковки машин на 20-ть… всё места нет больше… И не всегда эти элитные высотки вписываются в дизайн главной улицы.

          Последнее время все чаще этот вопрос волнует Саратовцев. Власти пока молчат, а пока они молчат застройщики стараются освоить клочок земли.

        • 3 ноября 2016 в 12:09

          0

          Вы забыли упомянуть отсутствие ливневок в нашем историческом центре, и то, как во время дождей прям в центре города воды по пояс, и на Коммунаров, трамваи ходят с водой по колено. А про Московскую уже и говорить нечего, наверное уже весь мир знает как у нас на гидроциклах по улицам катаются))
  • 3 ноября 2016 в 11:28 (комментарий был изменён)

    –2

    Ну, а с другой стороны. У нас свой «стиль», не похожий на других. Коробочная застройка, ковры на стенах, выключатель света… в шкафу… :)
    Многим людям кажется, что «хорошо там где меня нет». Те, кто живёт в сибири, хочет на море. Кто на море — за лето бывает ни разу и не искупнётся, но мечтает съездить куда-нить на Байкал, «Столбы» и пр.
    Сам несколько лет жил на берегу озера. Думал — природа, буду гулять там, отдыхать. А по факту — дом-работа-дом, а в отпуск на озеро, но не на своё, что в 100 м прям за окном, а за 500 км, чтоб пожить там три дня в палатке в окружении пьяной толпы «отдыхающих»
  • 3 ноября 2016 в 11:31 (комментарий был изменён)

    –2

    Вообще довольно странно сравнивать старые европейские города, которые поддерживают изначальный стиль и современный панельный новострой, которого и в европе хватает. В том же Крыму есть вполне приятные городки. Состояние, конечно, так себе, но это уже вопрос к хозяевам. Красоту на картинках тоже необходимо поддерживать.
    Дизайн же современного новостроя (из примера) тоже на любителя. Остаётся от него какое-то ощущение пластмассовости по сравнению со старыми домами. Лучше чем ничего, но есть ещё куда стремиться.
    • 3 ноября 2016 в 11:41

      +1

      В любом, даже самом красивом городе, есть ужасно некрасивые дома. Я же говорю про преобладание хорошей архитектуры над безвкусной. Понятно, что и в Нью Йорке есть ужасные районы.
      В Крыму был еще при Украине. Там совсем все остановилось в Советском союзе. Но природа безусловно красива. Вот из него сделать бы «новый Майями»
      • 3 ноября 2016 в 11:59

        0

        Вы почему то сравниваете некрасивые дома в России с самыми красивыми домами за рубежом.
        • 3 ноября 2016 в 12:05

          +1

          В Амстердаме и в небольшом городе в Польше я жил на окраинах, и мне очень нравилась архитектура там. Да там не было стиля барокко, но даже простые дома могут выглядеть стильно. То, что вы привели выше я лично не видел. Я сейчас размышляю именно с высоты своего опыта. А центр Амстердам для меня в сотне раз красивее центра Москвы. Так что не только в окраинах дело.
      • 3 ноября 2016 в 12:04

        0

        Я намекаю, что подавляющая часть этих красивых домов и планировок — это старые города, которые (местами) развивались скорее естественным путём, чем в результате планирования. А дольше просто поддерживались в хорошем состоянии. Такие районы сохранились даже в Москве (если хорошо поискать), кстати там довольно приятно гулять.
        Да и к дизайну зданий тогда относились совсем иначе. По крайней мере все современные попытки строить под старину в Москве легко за километр можно отличить от хорошо отремонтированных старых домов. Преобладает не столько безвкусица, сколько экономия денег, следствием которой уже… Штамповка всегда выгоднее оригинального проекта.
  • 3 ноября 2016 в 11:39

    0

    Хммм тут или все просто или все сложно. За дизайн придется платить, вопрос сколько и за что. Нужно будет решить и какая архитектура где будет, и какие задачи она будет решать, как выглядеть должен район/улица через 10–15–20 лет, как в это впихнуть потребности людей в инфраструктуре, определить как, когда и куда будут двигаться трудовые ресурсы, разделить транспортные потоки и прочая прочая. Это при том, что архитектура будет спущена сверху, и тут мы все будем зависеть от чье

    © Habrahabr.ru