Дата-центрическая архитектура: «волшебная пуля» от интеграционных проблем
Любой корпоративный ИТ-ландшафт состоит из множества приложений, большинство из которых имеет собственные базы данных. В этих базах хранятся информационные объекты, представляющие бизнес-объекты, события и фазы бизнес-процессов. Многие объекты бизнес-процессов имеют «отражения» сразу в нескольких базах данных: например, единица оборудования промышленного предприятия с разных точек зрения описана в системах бухучета, управления ремонтами и обслуживанием, управления производством и др.
Чтобы бизнес-приложения, автоматизирующие разные бизнес-процессы, могли как-то работать вместе, их необходимо интегрировать: внедрять продукты класса MDM и ESB, позволяющие хоть как-то управлять обменом информацией между множеством разноплатформенных решений. Тем, кто занимался такой интеграцией, хорошо известно, что это долгий, сложный и неблагодарный труд.
А что, если найдется способ избавиться от всех интеграционных проблем разом? Такая «волшебная пуля» существует, и называется она — дата-центрическая архитектура. Ее основная идея состоит в том, чтобы сделать центральным элементом корпоративной ИТ-архитектуры не бизнес-приложения, а данные. Этот принцип изложен в Манифесте дата-центрической архитектуры.
Представьте, что в компании существует единое виртуальное хранилище данных, в котором каждый бизнес-объект или событие существует в единственном экземпляре. Для наглядности можно вообразить, что идея системы MDM (Master Data Management) доведена до логически полного воплощения, и именно MDM является хранилищем всех корпоративных данных; бизнес-приложения не имеют собственных СУБД и работают только с объектами данных из MDM. Преимущества такой архитектуры очевидны:
Раз и навсегда отменяется необходимость в интеграционных процедурах.
Снижаются затраты на хранение данных за счет избавления от множества копий каждого бизнес-объекта в разных системах.
Упрощается аналитика и поддержка принятия решений, так как теперь для построения любого аналитического среза больше не нужно месяцами добывать и склеивать данные из разных систем — они всегда под рукой.
Повышается качество данных за счет избавления от неполных, не актуальных представлений бизнес-объектов.
Упрощается процесс замены одних бизнес-приложений на другие, потому что все они работают с одними и теми же данными. Можно легко и быстро создавать микро-фронт-энды для решения частных бизнес-задач.
«Это какая-то фантастика», скажут некоторые. Нельзя же выбросить все существующие бизнес-приложения и начать с чистого листа, вывернув наизнанку всю корпоративную ИТ-архитектуру?
Нужен плавный процесс перехода, и его вполне можно обеспечить, если думать о корпоративной платформе управления данными не только как о физическом хранилище, содержащем материализованные представления всех бизнес-объектов, но и как о логической витрине данных, способной извлекать эти объекты из любых хранилищ, в том числе баз данных и сервисов унаследованных бизнес-приложений. Клиенту платформы должно быть безразлично, где находятся нужные ему данные — в одном из множества хранилищ, спрятанных внутри платформы, или в СУБД какого-либо бизнес-приложения. На практике, вероятнее всего, нужный объект данных будет собран платформой в момент выполнения запроса из нескольких источников.
Итак, если на первом этапе построить платформу, работающую в режиме логической витрины данных, способную предоставить «прозрачный» доступ ко всем (или хотя бы ко многим) данным из существующих корпоративных систем, а затем постепенно мигрировать эти данные в виртуальное корпоративное облако — плавный переход к дата-центрической архитектуре будет успешным. Уже на первом этапе появится возможность создавать новые, дата-центрические приложения.
Чем такой подход отличается от создания «обычного» корпоративного облака данных (corporate data cloud) или озера данных (data lake)? Прежде всего — методологией использования платформы, особым вниманием к структуре данных и некоторой функциональной спецификой. Если обычный data lake часто представляет собой коллекцию наборов данных, созданных кем-то для решения конкретных задач и заведомо содержащих копию уже существующей где-то информации, то для дата-центрической архитектуры принципиально соблюдение принципа «один объект в реальном мире — один объект данных». И никаких физических срезов, по крайней мере персистентных…
Управление структурой корпоративных данных — отдельный и очень важный вопрос, которому часто уделяется слишком мало внимания. Задача описания структуры всей информации, с которой работает предприятие, может показаться настолько сложной, что никто и не думает ее решать; вместо этого создается множество структур данных под конкретные бизнес-задачи, что влечет очевидные последствия. Мы утверждаем, что эта задача может и должна решаться; она успешно решается на практике в конкретных проектах, нужно лишь использовать подходящие для этого технологии. Одним из возможных вариантов является описание структуры корпоративной информации с помощью онтологий (см. спецификацию OWL консорциума W3C).
Тема онтологического моделирования выходит за рамки этой статьи, отметим лишь, что одной из его ключевых особенностей является технологическая однородность самих данных и описания их структуры. Отсутствие привычного в реляционном мире разрыва между данными и описанием их структуры (которое иногда не совсем точно называют метаданными), возможность управлять данными и их структурой с помощью одних и тех же инструментов обеспечивает уровень гибкости, необходимый для создания и поддержки моделей данных, включающих десятки тысяч типов сущностей и свойств. Нельзя забывать и про множество разработанных методик онтологического моделирования, использование онтологий верхнего уровня, переиспользование и расширение стандартных онтологий.
Когда вся корпоративная информация становится структурированной и логически связной, она приобретает свойства корпоративного графа знаний (corporate knowledge graph), который открывает предприятию новый уровень аналитических возможностей и позволяет гораздо эффективнее монетизировать накопленную информацию.
Какими функциональными свойствами должна обладать платформа, являющаяся ядром дата-центрической архитектуры? Она должна:
Поддерживать хранение состояния каждого объекта данных на любой момент времени. Объекты данных — не просто отражения текущего состояния объектов или событий реального мира, а «четырехмерные» описания всех состояний на протяжении всего времени жизни объекта.
Хранить непрерывную историю модели (структуры) данных. Структура данных столь же изменчива, как и сами данные. Платформа должна иметь возможность представлять объекты данных в соответствии с любой версией структуры. Структура должна формально описывать смысл каждого элемента данных.
Поддерживать множество API для работы с данными, включая REST, GraphQL, SPARQL.
Предоставлять возможности обнаружения и поиска данных.
Иметь развитые инструменты управления доступом к данным и защиты конфиденциальной информации.
Поддерживать инструменты прослеживания происхождения данных (data provenance), контроля их качества (data quality), описания степени доверия к данным.
Построение подобных платформ с использованием онтологических моделей открывает и другие возможности. В онтологической модели можно описать в машинно-читаемой и автоматически исполняемой форме не только структуру данных, но и алгоритмы их обработки — правила контроля целостности, арифметических вычислений, дополнения информации (см. спецификации SHACL и SHACL Advanced Functions). Это позволяет по-новому взглянуть и на принцип low code: если в единой корпоративной платформе управления данными хранятся не только данные и описание их структуры, но и машинно-читаемое описание алгоритмов обработки данных, то новые бизнес-приложения, ориентированные на использование таких описаний, станут еще гибче и смогут изменять свое поведение «на лету» без вмешательства не только в код, но и в настройки приложений.
Платформы, отвечающие таким требованиям, уже существуют и применяются и на российском, и на зарубежном рынке.