DARC, FM DATA, Digital DJ, странный пейджер и ненужное ретро

Я часто просматриваю перед сном свежие предложения на сетевой барахолке. Регулярно занимаюсь этим уже года три, и меня нелегко удивить: вот годами болтающиеся дорогие «легендарные» лоты, вот скучные аппараты из нулевых. По-настоящему интересной ретротехники не так уж много, особенно если ты всё, что хотел, уже купил. Но иногда бывают моменты прямо как в этом известном комиксе Eddsworld:

image-loader.svg

На первый взгляд это был обычный переносной радиоприемник, хотя он и выделялся нестандартным большим дисплеем. Слегка похож на настенный пульт от кондиционера, если вместо частоты FM-радио показывать температуру. Но я обратил внимание на кнопку FM DATA:

drylrsxp7ncvuqcewwmalrndilm.jpeg

Это какая-такая дата? Дальнейшее изучение вопроса помогло раскопать интересную историю об очень недолго прожившем расширении для обычного FM-радиовещания. В конце 90-х кто-то придумал перетащить по сути принцип работы пейджера в стандартный FM-диапазон, заточил стандарт не столько под передачу личных сообщений, сколько под распространение публичной информации — новости, курсы валют, курсы акций. Такой интернет на минималках, еще и под музыку, характерный пример поворота инноваций не туда. Мимо такого артефакта я пройти не мог. Рассказываю, что удалось разузнать.
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.

Модель радиоприемника — Sony SRF-DR2000, японский производитель назвал его FM Data Receiver. Я купил его за тысячу рублей, и это была не самая лучшая инвестиция. Чего не сделаешь из-за любви к мертворожденным технологиям. Выглядит он вот так:

v4tr9vxpmqokwnpx1i0ndalpgp4.jpeg

Как приемник это довольно базовая модель. Прием возможен только в диапазоне FM, средние волны не поддерживаются. Нет автопоиска радиостанций, можно сохранить всего пять пресетов. Собственно всё, никаких будильников и чего-то еще, что можно ожидать от поздней цифровой железки.

ewhcpwbjjznlq1ehvhbqodqagsy.jpeg

Сбоку переключатель «Музыка — Бубнение», во втором режиме обрезаются все частоты выше 4 кГц. Регулятор громкости. Сзади отсек для батареек АА, от пары щелочных обещан прием в течение 35 часов. Вроде всё, ничего интересного.

oxpcjzvmvux5wik9ennat1im5z8.jpeg

Даже крепления на ремень нет, только подставка для установки на стол, так, чтобы было удобно следить за происходящим на экране. Например, для спорта тогда можно было найти аппарат гораздо компактнее. Этот приемник по размерам ничем не уступает кассетному плееру:

0zqsf6ntnbbltizftuz0cwi5tn0.jpeg

Как это вообще работало? Что-то понять можно из инструкции:

image-loader.svg

В устройство с завода (или у провайдера услуг) прошиваются какие-то идентификаторы. Вот они же в моем приемнике:

paekjzsfntn1ufc82tyazolfabk.jpeg
image-loader.svg

Когда вы переключаетесь на станцию, поддерживающую передачу данных, слева на экране загорается индикатор. Нажимаете кнопку FM Data и переключаетесь между страницами, причем поддерживается как текст, так и простая графика. До восьми страниц можно сохранять в память устройства. Дальше начинаются фичи, наличие которых в пейджерах я не припоминаю. Можно задать последовательность символов, при нахождении которой в получаемых данных приемник будет издавать сигнал:

image-loader.svg

А для информации о котировках акций можно задать верхний и нижний пределы стоимости, о достижении которых вам также сообщат автоматически:

image-loader.svg

Чуть понятнее становится, если поискать в веб-архиве сайт провайдера, упомянутого в инструкции, компанию Digital DJ:

image-loader.svg

Компания была основана в 1991 году, а в 1995 вместе с японской NHK разработала стандарт передачи данных в пределах отведенной для каждой FM-радиостанции полосы частот (100 килогерц). К 1998 году (самая ранняя сохранившаяся копия в веб-архиве), Digital DJ работала в Нью-Йорке и в Сан-Франциско. Каждая радиостанция передавала три потока данных: котировки акций, общие новости и информацию о дорожном движении, а также некий «лайфстайл».

image-loader.svg

Стоило это все 50 долларов в месяц, плюс 90 долларов «за подключение». При предоплате сервиса за год вы получали бесплатно приемник Sharp, вот такой:

image-loader.svg

Он чуть более функционален, чем Sony, имеет встроенный динамик, будильник и календарь. За такие деньги уже тогда можно было получить постоянный доступ в интернет, но до интернета еще дозвониться надо, а тут все работает там, где ловится FM-радио, то есть почти везде кроме метро и подвалов. Так как это всё работает? Сначала мне показалось, что это какое-то расширение технологии RDS.

Нет, это не RDS
Технология Radio Data System жива и по сей день. Придумали ее чуть раньше, стандартизировали в 1990 году. Практически во всех современных авто с большим дисплеем RDS показывает либо название песни, либо курс валют, либо телефон рекламного отдела. Ну хотя бы название радиостанции она показывает точно, и этим все ограничивается. В Европе используются специальные маркеры, передаваемые в рамках RDS-потока, которые, например, позволяют автоматически переключаться на определенную станцию, если там передают сведения о дорожной обстановке.

5ifvvzq4qboagv-b3vhxzpmn2bg.jpeg

Пропускная способность RDS — чуть больше килобита в секунду, а стандарт жестко ограничивает формат передаваемых данных. Digital DJ использовала технологию Data Radio Channel, с гораздо более интересными параметрами: 16 килобит в секунду или 12 без учета информации для коррекции ошибок.

prrzkwenbugvczvhzwsmedokgqe.jpeg

На картинке из технического описания стандарта) видно, что под DARC отведена гораздо более «широкая» полоса частот, чем для RDS. Для передачи цифровых данных используется алгоритм L-MSK. Технология допускает передачу открытых данных и информации по подписке: это видно и в инструкции к приемнику Sony.

image-loader.svg

Там же упоминаются срочные сообщения для всех абонентов («МЧС предупреждает») и личные сообщения для конкретного адресата, хотя такой услуги на сайте Digital DJ я не нашел. Подождите, но это же пейджер получается? По сравнению с протоколом POCSAG технология DARC даже круче, 12 килобит в секунду вместо 1200/2400. И диапазон похож, во многих странах пейджинговые операторы работали на частотах «чуть выше» FM-радио. Да, только пейджеры — технология более древняя, в свое время достаточно актуальная, а вот в конце девяностых — уже стремительно устаревающая. Я пользовался пейджером до конца 2001 года, пока не купил первый мобильник. Это нормально, но зачем устраивать новую сеть передачи информации на основе явно устаревающего принципа?

Неуловимый Джо
Перспективность технологии DARC можно оценить по жизненному пути компании Digital DJ. В 1996 году она начинает вещание в США. В 1999 году добавляются несколько стран Западной Европы, и тогда же выпускают мой радиоприемник Sony. В марте 2001 года сайт компании выглядит вот так:

image-loader.svg

Я переведу с корпоративного языка на русский: это крик о помощи. Внезапно, и навсегда, пришел интернет и дешевая мобильная связь. Digital DJ явно пытается применить годами разрабатываемую систему хоть к чему-нибудь. Но нет: уже к июлю 2001 года домен забывают продлить, бизнес не сложился. Инновации оказались ни к чему. Я же становлюсь владельцем нестандартного радиоприемника, половина фич которого не работают. FM DARC не был завязан на одного провайдера, но как минимум в Нидерландах передача данных по этому стандарту была прекращена в 2003 году. Мое устройство — эталонный Неуловимый Джо, невероятно редкая штука, которая, увы, не работает (кроме радиоприема), и совершенно никому не нужна. Но подождите, это еще не всё.

Еще не всё

apyfu5tmbomyptbvq45wzimih7i.jpeg

На фото выше — табло на автобусной остановке в Мюнхене. Система была внедрена в этом немецком городе в 2013 году, и она тоже использует технологию DARC. Данные передаются радиостанцией B5 Aktuell на частоте 90 Мгц. В этой (и еще в этой) статье показан способ расшифровки данных с помощью программы GNU Radio. Если вы живете в Мюнхене, можно организовать прием данных для ближайшей остановки прямо в домашних условиях. Или передать на остановку что-нибудь интересное, но это, кажется, будет нарушением закона.

Что-то похожее в начале тысячелетия реализовала компания Microsoft (куда же без нее). Ее технология DirectBand имела похожие параметры, но была несовместима с DARC (естественно, это же Microsoft!). Вот здесь можно почитать, как в 2003 году Microsoft с партнёрами обещала скорое появление умных часов с поддержкой радиоприёма новостей.

j2-7bzugjzcj9tteqw6j7kehu_4.jpeg

Автомобильный навигатор с поддержкой MSN Direct выпускала компания Garmin. Система была закрыта 1 января 2012 года.

image-loader.svg

Вот такой получился радиодетектив: я узнал про ранее неведомые мне каналы распространения данных, и даже стал владельцем совместимого устройства, только принимать-то больше и нечего. Немного жаль. Система передачи данных через FM-радио выглядит надежным резервным каналом, но вряд ли я когда-либо окажусь в ситуации, когда с остальным миром меня могла бы связывать только она. Даже если окажусь, то скорее всего при таких обстоятельствах, что новости из жизни кинозвезд и котировки акций Apple будут моим самым распоследним приоритетом. Если бы DARC реализовали чуть раньше, она могла прочно утвердиться в наборе технологий для радиовещателей (как RDS), и мы бы через нее получали, ну не знаю, тексты песен например. Было бы здорово воссоздать технологию, передать на приемник какой-нибудь Hello World. Но, пожалуй, тоже нет: реализовать тот же POCSAG будет проще и интереснее.

ixmq5mxbynjtah-rr_foerh5ytg.jpeg

В предыдущей статье я высказывал свое восхищение радиосвязью с точки зрения пользователя. Это самое долгоживущее техническое легаси. Добавлю к тем мыслям еще одну: есть много примеров, когда какая-то базовая технология живет, а попытки ее надстроить и улучшить вянут под напором прогресса. FM-радиовещание было реализовано в сороковых годах прошлого века. Пришедшее ему на замену DAB-радио или даже спутниковое радиовещание хоть и живет, но так и не смогло заменить более старую технологию. Вплоть до того, что аналоговое ТВ почти везде выключили, а FM-радио — нет, хотя и пытались. Еще один пример — Digital Compact Cassette, попытка компании Philips приспособить аудиокассету под цифровой звук. Тоже неудачная, а простые кассеты хоть и стали нишевым товаром, но живы и по сей день. Иногда «улучшить то, что уже есть» — это плохой вариант, проще оставить без изменений или уж сдвигать парадигмы радикально. Иначе останется от усилий многих людей что-то такое: десяток радиоприемников, пара веб-сайтов в архиве и автобусные табло в отдельно взятом городе.

© Habrahabr.ru